Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обеспечение качества организации коррекционно-образовательного процесса на основе эффективного использования современных технологий (логопедических методик), в том числе информационных технологий.




Изучила и апробирую в своей работе следующие педагогические технологии воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи:

 

Перечень используемых современных образовательных технологий (ОТ) в процессе обучения Примеры учебных тем   Открытые учебные занятия с использованием ОТ в процессе обучения Разработанные средства к ОТ в процессе обучения   Форма фиксации использования ОТ в процессе обучения
«Технология устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.   Активизация речевой деятельности и развитие лексико – грамматических средств языка. Развитие фонетико – фонематических процессов. Открытое занятие: формирование лексико – грамматических категорий и связной речи. Картинный материал, схемы. Конспекты.  
Технология обучения чтению и письму В.В.Коноваленко, О.И. Крупенчук. Выделение начального, последнего звука в слове. Составление схемы слова. Открытое занятие: формирование звукопроизношения и фонематичес-кого слуха. Консультация «Упражнения по профилакти- ке нарушений письменной речи». Перспективный план. Конспекты.
Технология интенсификации обучения с использованием схемных и знаковых моделей. Развитие речевого дыхания, мимической мускулатуры Открытое занятие: формирование звукопроизношения и фонематичес-кого слуха. Схемы для развития речевого дыхания и мимической мускулатуры. Конспекты.
Здоровьесберегающие технологии. Развитие общей и мелкой моторики - Семинар-практикум «Игры, развивающие речь». Конспекты. Картотека.
Технология комплексной диагностики (для оценки речевого развития) О.Б.Иншаковой, Н.Н. Трубниковой, Н.Е.Бадяевой, Н.Е.Десюковой. Диагностика изучения уровня речевой коммуникации. Изучение особенностей развития словаря детей. - Картинный материал для обследования. В индивидуальных речевых картах.
Технология комплексного коррекционного воздействия. Активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка. Развитие фонетико-фонематических процессов Открытое занятие: формирование лексико – грамматических категорий и связной речи. Картинный материал, разрезные картинки, схемы. Перспективный план. Конспекты.
Технология личностно-ориентированного обучения. Постановка, автоматизация и дифференциация звуков - Артикуляцион-ные профили, символы для звуко-буквенного анализа Конспекты.
Технология консультативного сопровождения. Консультативная работа Консультация: «Особенности формирования глагольного словаря у дошкольников с речевой патологией и нормальным речевым развитием». Консультации для родителей и педагогов. Протоколы консультаций.

5. Наличие методической системы учителя-логопеда, апробированной в профессиональном сообществе.

С 2008 года работаю по методической теме «Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи». В процессе обучения детей старшего дошкольного возраста с речевой патологией все чаще встает вопрос об обучении их грамоте. Овладение чтением и письмом предполагает определенный уровень речевой подготовки учащихся, который формируется в процессе их естественного развития. Однако старшие дошкольники с речевой патологией в большинстве случаев не способны без предварительной работы самостоятельно овладеть письменной речью. В связи с этим приобретает актуальность проблема разработки методических аспектов профилактики нарушений письменной речи у старших дошкольников с речевой патологией. Изучение специфики процесса формирования навыков письменной речи у данной категории детей имеет большое значение для разработки комплекса методических рекомендаций по данной проблеме. В связи с актуальностью были определены цель и задачи.

Целью данной работы является разработать методические рекомендаций в коррекционной работе, направленной на профилактику нарушений чтения у дошкольников с ОНР.

Задачи работы:

1) анализ литературных источников по проблеме развития предпосылок овладения навыком чтения у дошкольников с ОНР;

2) разработка комплекса специальных упражнений, направленных на предупреждение дисграфии и дислексии.

При разработке методических рекомендаций использовались модификации методик Т. А. Фотековой, Т. В. Ахутиной, А. Н. Корнева по диагностике уровня сформированности операций подготавливающих ребенка к чтению и письму. В связи с этим мною были подобраны приёмы, направленные на профилактику нарушений письменной речи у дошкольников с речевым недоразвитием. Данная методика предполагает четыре направления:

1) формирование зрительного гнозиса и зрительной памяти;

2) формирование фонематического слуха, анализа и синтеза;

3) коррекция звукопроизношения;

4) формирование навыка чтения.

По каждому направлению мною были подобраны задания.

С целью развития зрительного гнозиса рекомендовалась работа по называнию контурных изображений предметов, выделение контурных изображений наложенных друг на друга. При работе с буквами предлагались аналогичные задания, а также нахождение буквы среди схожих, определение неверно расположенных букв, добавление недостающего элемента.

Для развития зрительной памяти предлагалось использовать игры, направленные на запоминание отдельных букв, их последовательности, воспроизведения первоначальной последовательности.

Формирование звукопроизношения непосредственно связано с развитием фонематического слуха и уточнением правильного произношения звуков, их постановкой и автоматизацией.

При работе над фонематическим слухом рекомендовались игры со звуками и словами, в основе которых лежит ориентировка на звуковую сторону языка, а также игры на формирование умения выделять звук из ряда прочих, на определение количества и последовательности звуков в слове, игры со словами-паронимами

Для формирования навыка чтения проводилось обучение на материале звуков предварительно отработанных в произношении. Необходимо учитывать тот факт, что при формировании навыка чтения корригируется и звукопроизношение. Также предусматривается определенное соответствие между изучаемыми звуками и формами звукоречевого анализа.

Для закрепления навыка чтения мною разработан следующий алгоритм:

1)дифференциация сходных слогов и слов;

2)чтение слогов и слов по подобию;

3)чтение слогов и слов с подготовкой;

4)чтение слов, написание которых отличается одной-двумя буквами или порядком их расположения;

5)чтение однокоренных слов, отличающихся друг от друга одной из морфем.

6)чтение слов с одинаковой приставкой или с одинаковым суффиксом, но разными корнями.

Работа по формированию осознанного навыка чтения, с помощью которого достигается наиболее полное понимание интонационной, смысловой и идейной сторон текста, осуществлялась по алгоритму:

1) чтение слов с согласным в твердой позиции и подбор пары, где звук находится в мягкой позиции;

2)чтение слова и составление из его букв других слов, объяснение их лексического значения;

3)чтение слов-паронимов, сравнение их по звучанию и написанию, объяснение их лексического значения;

4)чтение слов и подбор к ним обобщающих понятия;

5) прочтение и нахождение слова не соответствующего лексической группе остальных.

Благодаря работе по данной системе были получены положительные результаты в обучении детей с ОНР. Снизилось количество ошибок при узнавании оптически сходных букв (на 40%), повысился уровень развития звукобуквенного анализа слогов и слов (на 45%), повысился уровень произвольного запоминания (на 25%), улучшилось звукопроизношение (на 20%), дети научились осознано объединять звуки и слоги в слова.

Представление методической системы

Год Уровень   2008-2009   2009-2010   2011-2012
Муниципальный -Городской конкурс социально-психологических проектов, направленных на развитие социально-психологического сопровождения в образовательном процессе: проект «Развитие коммуникативных навыков воспитанников». - Городское методическое сообщество «Программно-методическое сопровождение деятельности учителей-логопедов в условиях ДОУ с использованием современных образовательных технологий». - Городское методическое сообщество «Стратегическое планирование как условие развития ДОУ». - Выступление на городском методическом объединении учителей-логопедов с представлением методической разработки по теме «Рекомендации по профилактике нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР».
Региональный * * *
Федеральный * * *
Международный * * *

Опыт работы используется учителями-логопедами дошкольных образовательных учреждений г. Омска: Бутяевой Е.Г. БДОУ города Омска «Детский сад комбинированного вида № 87», Калининой Т.Е. БДОУ города Омска «Детский сад № 351 комбинированного вида», Миллер Е.В. БДОУ города Омска «Детский сад № 21 комбинированного вида» Южаковой И.Л. БДОУ города Омска «Детский сад комбинированного вида № 206». Кроме того, методическая разработка была представлена на городском методическом объединении учителей-логопедов г.Омска.

Также в сети Интернет на сайте http://nsportal.ru/erganova-mariya-aleksandrovna.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...