Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типология нововведений




Группировки нововведений можно проводить по множеству разных оснований.

Главная задача при этом - не только систематизировать значимые признаки инновационного массива, но и выделить группы нововведений, перспективных для исследований. В этом смысле интерес представляют следующие основания для деления.

Три группы

По своему предметному содержанию, то есть по типу новшества, нововведения делятся на три основные группы с дифференциацией внутри каждой из них:

1) технико-технологические (новые оборудования, приборы, технологические схемы и т. д.),

2) продуктные (переход на выпуск новых изделий, материалов),

3) социальные (в широком смысле слова), к которым относятся:

- экономические (новые материальные стимулы, показатели, системы оплаты труда),

- организационно-управленческие (новые организационные структуры, формы организации труда, выработки решений, контроля за их выполнением и т. д.),

- собственно социальные, то есть целенаправленные изменения внутриколлективных отношений (выборность бригадиров, мастеров, новые формы гласности, воспитательной работы, как, например, наставничество, создание новых общественных органов и т. д.),

- правовые, главным образом выступающие как изменения в трудовом и хозяйственном законодательстве.

Социальное нововведение осуществляется особенно трудно, поскольку трудно определить их конкретные параметры и трудно определить конкретное состояние их реализации, насколько полно эти нововведения реализованы. У социальных нововведений более тесная связь с обществом и культурой. Поэтому одно и тоже нововведение по-разному проявляет себя в разных странах, в разных обществах. Социальные нововведения имеют большую сферу применения, чем технические, поскольку часто разного рода материальные нововведения вызывают сопутствующие им социальные нововведения. Например, организационную перестройку. Социальные нововведения наиболее рискованные, так как напрямую выходят на людей и зачастую имеют необратимый характер.

Они сильнее зависят от использования новшества от групповых и личных качеств пользователей. Поскольку суть таких новшеств состоит во введении или ожидании новых образцов служебного поведения работников, то известные колебания, разнообразие этого поведения (пусть даже в определенных общих рамках) сказываются и на воплощении новшества. Возможно, последнее реализуется в стольких вариантах, сколько окажется его носителей и пользователей.

Кроме того, с социальными нововведениями связан один из распространенных типов инновационной патологии: перерождение этих новшеств в старые формы, возвращение социальных систем после нововведений к исходному состоянию.

Еще одна особенность социальных нововведений - отсутствие стадии "изготовления", которая обычно тяжело проходит у нововведений технических. Процедура "изготовления" здесь смыкается с проектированием. Это позволяет избегать выхода инновационного процесса из одной отрасли в другую, ускоряет и удешевляет процесс создания новшества. Но у социальных нововведений есть также и особая цена. Конечно, сравнительно невелики расходы на разработку проектов социальных нововведений в отличие от технических. Но социальные нововведения проходят с большим напряжением, поскольку затрагивают интересы и цели разных людей и стрессовые точки социальных нововведений обнаруживаются чаще.

Иногда экономические, организационные, правовые нововведения объединяются понятием "управленческие". Есть и другие варианты группировок. Наиболее же верный подход - рассматривать каждое крупное нововведение как комплексное - в единстве всех его сторон.

Ведь разделение нововведений на эти группы условно, не имеет четких граней. Например, изменения в оборудовании, технологии требуют перестройки и организационных связей и норм. Особенно важно иметь в виду социальное значение внедрения технических, организационных и продуктных новшеств. Нет чисто технических инновационных процессов, ибо последние неизбежно "втягивают" в себя социальные проблемы (изменения положения, содержания труда, цели индивидов и групп работников).

И вообще, между социальными и материально-техническими нововведениями есть взаимозаменяемость. Это важно видеть. Поскольку часто бывает, что, например, организационный консультант работает с клиентной организацией, которая ставит цель технического обновления. А когда консультант постепенно подводит руководство организации к осознанию собственных проблем, то оказывается, что задача повышения выживаемости или конкурентоспособности, которая должна была вроде бы решаться материально-техническими средствами, может быть решена изменением системы стимулирования, организации труда через изменение системы управления, и эффект вполне сопоставим.

Важнейшее условие нововведения состоит в том, что, проектируя то или иное изменение в организации, необходимо понять, на какой контингент работников это изменение может опираться, чьи интересы, цели, ценности максимально совпадают с задачами реализации этого новшества. И это необходимо именно потому, что на практике социальные и технические нововведения очень сильно переплетаются.

Базовые и производные

Важно еще одно деление - по инновационному потенциалу. В этом смысле нововведения бывают радикальные, то есть базовые, принципиально новые технологам, методы управления или виды продукции, комбинаторные, то есть использование различных сочетаний конструктивного соединения элементов, так называемые типовые узлы и модифицирующие (улучшающие) нововведения как доработка каких-то базовых новшеств. Почему это важно? Важен вопрос об их соотношении. Когда мы проводим общую диагностику или проектируем какой-то процесс изменений, мы должны видеть некоторые закономерности соотношения нововведений разного типа по этому параметру инновационного потенциала.

Конечно, модифицирующих нововведений должно быть больше, и они появляются чаще, чем базовые. И задача их - адаптация базовых нововведений к изменяющейся среде. Но приспособительные возможности таких улучшающих нововведений не беспредельны, и в какой-то момент происходит выдыхание базового нововведения, на поддержку которого эти модифицирующие рассчитаны. А если посмотреть на эту закономерность, соотношение более строго, можно утверждать, что модифицирующие, то есть совершенствующие, нововведения иногда играют тормозящую роль, поскольку они искусственно задерживают появление принципиально нового новшества. Не случайно в развитом рыночном хозяйстве часто предпочитают скрабирование мощностей, то есть выскребание какого-то устаревшего оборудования целиком из помещения цеха, чем постоянная доводка, ремонт и частные улучшения.

Базовые нововведения можно разделить на:

- " замещающие ", которые предполагают полное эффективное вытеснение устаревшего средства, обеспечивая более эффективное выполнение соответствующей функции (например - описанные автоматизация контроля за процессом обжига в цементном производстве и невзрывные источники сейсмических колебаний в геофизике);

- " отменяющие ", или, так сказать, минусовые нововведения, которые прекращают выполнение какой-то операции, выпуск какого-то изделия без замены их новыми (отмена какой-либо формы отчетности, упразднение металлической окантовки на упаковке и проч.);

- " открывающие ", то есть создающие средства, не имеющие сопоставимых функциональных предшественников (в основном к ним относятся фундаментальные изобретения типа радио, телевидения, но с некоторой степенью допущения к ним можно отнести и такие производственные новшества, как световоды в промышленных помещениях).

Такие различия в нововведениях имеют большое значение с точки зрения скорости и полноты их осуществления. К примеру, "замещающие" нововведения могут серьезно затрудняться наличием устаревшего, но работающего средства.

Ретровведения

Еще одна закономерность нововведений: ретровведения. В инноватике есть цикл возвращения к исходным идеям, моделям и даже конструкциям. Например, на море возвращается парус, конечно, управляемый электроникой, и он дает возможность очень сильно экономить энергию. Использование дизельного топлива может снизиться на несколько порядков при перевозке на баржах разного рода грузов с использованием силы ветра. А что такое ветроэнергетика? Появление электростанций, использующих силу ветра по принципу ветряных мельниц. Возрождается производство дирижаблей и паровозов. Оказывается, что у них есть тот инновационный потенциал, который на том уровне развития техники и науки не мог быть использован, а теперь такие возможности появляются.

На современном уровне оказывается возможным вернуться к натуральному каучуку, поскольку найдены более эффективные способы интенсификации роста каучуконосных растений. Происходит инновационная спираль. Лучше всего это можно проследить на изменении моды как самом наглядном поле проявления разных нововведений, когда витки моды, инновационная спираль возвращаются к каким-то забытым моделям и фасонам, снова воспроизводя их в какой-то новой эстетической среде.

Ведь даже в самых современных покроях одежды и обуви можно найти элементы стилей предшествующих годов, интервалы появления которых определяют цикличность моды. Возможно, в импульсах моды сказывается действие "остранения" как общеэстетического принципа, введенного в начале века В.Б.Шкловским. Новое видение устаревших форм обладает самостоятельной ценностью, составляет контрастное сочетание прошлого и текущего. Привлекательная наивность прошлого, встроенная кадрами в современный фон, дает острую выразительность. Известная повторяемость делает витки моды предсказуемыми. Но и здесь периоды смены "шпильки" на "платформу", "мини" на "макси" сокращаются.

В технико-технологической сфере господствует рациональность. Однако и там сказываются особенности восприятия человеком предметного мира. В поиске новых решений представляется естественным обращение к уже накопленному "генофонду" инноваций. Неоднократный запуск в оборот одних и тех же идей экономит время и средства. Инновационный антиквариат растет в цене.

Другие группировки

По способу осуществления следует различать нововведения:

- экспериментальные, то есть проходящие стадию апробации, проверки,

- прямые, реализуемые без экспериментов.

Кроме того, нововведения можно различать также и по другим значимым признакам: по объему:

- "точечные" (отдельные приспособления, правила),

- системные (технологические и организационные системы),

- стратегические (принципы производства и управления). По назначению, то есть направленные на:

- эффективность производства,

- улучшение условий труда,

- обогащение содержания труда,

- повышение управляемости организации,

- повышение качества продукции. По социальным последствиям:

- вызывающие социальные издержки (напряженность, новые виды монотонного, вредного и т. д. труда, потери статуса и проч.),

- дающие социальные преимущества (снижение тяжести и вредности труда, повышение квалификации и проч.).

По источнику планирования:

- централизованные (на министерства, ведомства),

- локальные (дирекция, регион),

- спонтанные (массивное рационализаторство, изобретательство). По результативности:

- внедренные и полностью используемые,

- внедренные и слабо используемые,

- невнедренные.

По длительности процесса нововведения, что зависит от объема временных затрат на разработку и проектирование и временного интервала от проекта до пользователя, в том числе на внедрение.

Малоисследованным представляется деление инновационных процессов по источнику инициативы (предложение или спрос). Иначе говоря, некоторые нововведения появляются в ответ на прямой социальный заказ. К примеру, мини-трактор для приусадебных участков и фермеров. Общественность, массовая печать выступали в поддержку его производства, и машиностроители начали выпуск. Но, скажем, телевизоры появились в результате изобретения, хотя объективная общественная потребность в них была определена точно. Вопрос о соотношении двух типов инновационных процессов непрост, так как речь идет о глубоких закономерностях формирования нашей предметной среды. В самом деле: берем, что дают, или дают, что заказываем? Есть широкая взаимосвязь между созданием новшеств и потребностью в них. Но все же проблема тут есть, и она ждет своих исследователей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...