Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Экологический мониторинг

Правовые основы регулирования в области ОЭК (Нормативная база)

I. В настоящее время в руках природоохранных организаций (структур), как общественных так и государственных, имеется целый спектр нормативно-правовых документов, позволяющих поместить природопользование в достаточно жесткие рамки и вести контроль за природопользователями. По мнению ряда экспертов, российская законодательная база в сфере охраны окружающей среды является достаточно проработанной и дееспособной. Но, как можно заметить, в нашем случае начинает работать другой фактор – законы есть, но они плохо исполняются.

Нормативная база в области осуществления ОЭК постоянно претерпевает качественные изменения. Появляются новые законодательные документы, вносятся поправки к ныне существующим.

Все применимое для нужд ОЭК правовое поле можно разделить на 3 группы:

  • к первой группе относятся все законы и подзаконные акты федерального уровня, действие которых распространено на территорию всей РФ (Закон РФ “Об охране окружающей природной среды”, “Водный кодекс”….);
  • ко второй группе относятся подзаконные акты регионального значения (“Правила любительского и лицензионного рыболовства в Обском бассейне”);
  • к третьей группе относятся местные нормативно-правовые акты, область применения которых ограничивается субъектом федерации или еще меньшей территорией действия, например, отдельным районом. Создание таких подзаконных актов также прерогатива субъектов федерации.

II. Мониторинг окружающей среды может характеризоваться как одна из мер охраны окружающей среды, функция государственного управления и государственный институт. Основные положения об экологическом мониторинге сформулированы в Федеральном законе Российской Федерации от 10.01.20002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) – это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов (ст.1 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) - мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст.1 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
В соответствии с главой X ФЗ «Об охране окружающей среды» («Государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг»), статья 63), государственный мониторинг окружающей среды (государственный экологический мониторинг) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах расположения источников антропогенного воздействия и воздействием этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации, необходимой для предотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных последствий изменения состояния окружающей среды.
Порядок организации и осуществления государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга) устанавливается Правительством Российской Федерации.
Информация о состоянии окружающей среды, ее изменении, полученная при осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (государственного экологического мониторинга), используется органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления для:

- разработки прогнозов социально-экономического развития и принятия соответствующих решений,

- разработки федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации,

- целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Федерации и мероприятий по охране окружающей среды.
Порядок предоставления информации о состоянии окружающей среды регулируется законодательством.2
В соответствии с Положением об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды3, информация в области мониторинга загрязнения окружающей среды общего назначения представляется пользователям бесплатно или за плату, не возмещающую в полном размере расходы на эти услуги. Такие расходы компенсируются за счет федерального бюджета. Бесплатно названная информация представляется органам государственной власти Российской Федерации, органам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Другим пользователям информация в области мониторинга окружающей среды общего назначения предоставляется за плату в размерах, возмещающих расходы на её подготовку, копирование и передачу по сетям электрической и электронной почты. Специализированная информация в области мониторинга загрязнения окружающей среды предоставляется пользователям в рамках совместных программ (соглашений), а также по договорам на услуги по информационного обеспечения.
Положения о мониторинге, кроме Федерального закона «Об охране окружающей среды», имеются во всех природоресурсных и иных нормативных правовых актах.

 

 

Экологический мониторинг

 

Понятие экологического мониторинга, несмотря на частую употребляемость, не до конца четко очерчено. В этом смысле интересно мнение академика Н.Н. Моисеева “Для этого необходимо научиться выделять значимые параметры окружающей среды, разработать способы их измерений и создать систему норм допустимого загрязнения. Напомню, что незагрязняющих производств не может быть в принципе! Потому и родилась концепция ПДК - предельно допустимых норм концентрации вредных веществ в воздухе, в воде, в почве. Это принято называть экологическим мониторингом. Название не совсем удачное, поскольку слово "мониторинг" означает измерение, наблюдение. Конечно, очень важно научиться мерить те или иные характеристики окружающей среды, еще важнее свести их в систему. Но самое важное - понять, что надо мерить в первую очередь, ну и, конечно, разработать и обосновать сами нормы ПДК. Надо знать, как те или иные значения параметров биосферы влияют на здоровье человека и его практическую деятельность. И тут еще очень много нерешенных вопросов. Но нить Ариадны уже намечена - здоровье человека. Именно оно и есть конечный, Верховный судья всей деятельности экологов.”

Тем не менее, в природоохранной деятельности существуют четкие определения и классификации мониторинга: “Экологический мониторинг информационная система наблюдений, оценки и прогноза изменений в состоянии окружающей среды, созданная с целью выделения антропогенной составляющей этих изменений на фоне природных процессов”. / Израэль, 1984 г./

Представлялось, что организованная таким образом Система экологического мониторинга должна накапливать, систематизировать и анализировать информацию:

· о состоянии окружающей среды;

· о причинах наблюдаемых и вероятных изменений состояния (т.e., об источниках и факторах воздействия);

· о допустимости изменений и нагрузок на среду в целом;

· о существующих резервах биосферы.

Реальная ситуация оказалась намного более сложной. Зачастую не удавалось четко определить реальную причину происходящих в окружающей среде изменений. Выявление реальной причины становилось предметом серьезных исследований, а не действия системы. По этой причине формулировки определения экологического мониторинга претерпели изменения. Так, Государственный доклад "О состоянии окружающей природной среды в РФ в 1995 г." определяет экологический мониторинг в РФ следующим образом:комплекс выполняемых по научно обоснованным программам наблюдений, оценок, прогнозов и разрабатываемых на их основе рекомендаций и вариантов управленческих решений, необходимых и достаточных для обеспечения управления состоянием окружающей природной среды и экологической безопасностью.

Видно, что в определении экологического мониторинга получила усиление научная составляющая. Одновременно, в силу развития кризисных явлений, существенно сократилась практическая составляющая экологического мониторинга - наблюдения за факторами воздействия и состоянием среды. В этой ситуации оценка фактического состояния среды и прогнозирование ее состояния становятся чрезвычайно трудоемкими научными задачами.

Существуют различные подходы к организации мониторинга (по характеру решаемых задач, по уровням организации, по природным средам, за которыми ведутся наблюдения). Принято различать различные уровни мониторинга:

  • изучение сильных воздействий локальном масштабе, то есть когда речь идет об импактных воздействиях И);
  • региональный - Р);
  • фоновый (в биосферных заповедниках — Ф).

Статья 68. Задачи экологического контроля.

1. Экологический контроль ставит своими задачами: наблюдение за состоянием окружающей среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности; проверку выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдения требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.

2. Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды, государственного, производственного, общественного контроля.

Отдельные виды экологического мониторинга осуществляются рядом министерств, ведомств и служб: Росгидрометом (РГМ), Министерством природных ресурсов, включающем бывший Госкомэкологию (МПР), Службой Госсанэпиднадзора (ГСЭН), Роскоземом, Федеральной службой леса, Министерством сельского хозяйства, Госстроем, Госкомстатом.

Система уполномоченных федеральных органов в области охраны природной среды включает 9 министерств. Анализ, а также опыт работы этой системы обнаруживают её несовершенство и невысокую эффективность. В частности, из 9 состоящих в списке ведомств только 3 (Росгидромет, Минсельхозпрод, Рослесхоз) имеют собственные сети наблюдений за состоянием подведомственных им природных объектов на всей территории РФ. В то же время, функции нескольких ведомств пересекаются (близки или совпадают) в пределах одной среды: например, вопросами охраны поверхностных вод занимаются Госкомэкология, МПР России, Росгидромет, Минсельхозпрод, Госкомрыболовство

 

 

Уполномоченные федеральные органы в области охраны природы

(по состоянию на 10 мая 2001 г.).

Министерство, ведомство   Функции и задачи природоохранной деятельности
Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (Госкомэкология) В сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия: · осуществление государственной политики и государственного контроля · межотраслевая координация · государственная экологическая экспертиза · формирование нормативно-правовой базы и регулирование природопользования · мониторинг источников антропогенного воздействия на ОПС и состояния биоты (кроме лесов) · обеспечение экологической информацией · международные обязательства РФ · заповедные территории.  
Министерство природных ресурсов РФ (МПР России) В сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов: · разработка и проведение государственной политики · координация деятельности федеральных органов власти · управление государственным фондом недр, использованием и охраной водного фонда, в т.ч. рыбных запасов; лицензирование пользования недрами · государственный контроль за геологическим изучением, использованием и охраной недр · охрана и восстановление водных объектов, бассейновое регулирование · наблюдение за состоянием недр и мониторинг поверхностных вод суши и морских вод.  
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) В области мониторинга состояния и загрязнения окружающей природной среды: · мониторинг состояния и загрязнения атмосферы, поверхностных вод суши, почв, морской среды · комплексный фоновый мониторинг и космический мониторинг состояния природных объектов · оценка климатических изменений · исследование геофизических процессов в биосфере  
Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ (Минсельхозпрод) В области охраны окружающей среды: · мелиорация земель · охрана, контроль и регулирование использования объектов животного мира и среды их обитания (объекты охоты, водные биологические ресурсы в части влияния на рыбные запасы) · обеспечение плодородия земель с/х назначения · безопасное обращение с пестицидами и ядохимикатами · использование, охрана, защита участков лесного фонда, переданных в безвоздмездное пользование  
Государственный земельный комитет РФ (Госкомзем) В области контроля за использованием и охраной земель: · осуществление государственной политики и контроля в области рационального использования и охраны земель, сохранения и воспроизводства плодородия почв, улучшения природной среды · организация и проведение работ по землеустройству и приватизации земель · ведение государственного земельного кадастра и мониторинга земель  
Государственный комитет РФ по рыболовству (Госкомрыболовство) В области рационального использования и изучения запасов рыб, других водных животных и растений: · изучение состояния запасов рыб, других водных животных и растений, их распространения и поведения · регулирование использования водных биологических ресурсов (внутренние воды, территориальные морские воды, континентальный шельф и др.); · лицензирование рыболовства и рыбоводства; · охрана водных биоресурсов, повышение рыбопродуктивности водоемов.
Федеральная служба лесного хозяйства РФ (Рослесхоз)   В области охраны, защиты, использования и воспроизводства лесов и ведения лесного хозяйства: · организация и обеспечение рационального лесопользования · сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, оздровительных и др. полезных природных свойств леса · обеспечение сохранения природных комплексов и объектов, имеющих особое природоохранное, культурное, научное и рекркационное значение, биологического разнообразия и т.п. на землях лесного фонда. · охрана объектов животного мира и среды их обитания на землях лесного фонда  
Федеральная служба геодезии и картографии РФ (Роскартография) В области охраны окружающей среды: государственный надзор и контроль за соблюдением установленных требований при проведении картографических работ, а также за реализацией результатов работ
Федеральная пограничная служба РФ (ФПС России) В области охраны водных биологических ресурсов: государственный контроль за соблюдением законодательства РФ в сфере охраны запасов рыб в территориальном море, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ

 

В 1993 году было принято решение о создании Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ). Однако до сих пор работы по созданию EГСЭМ находятся на стадии пилотных проектов регионального масштаба.

Предполагалось, что ЕГСЭМ будет обеспечивать:

· координацию разработки и выполнения программ наблюдений за состоянием окружающей среды;

· регламентацию и контроль сбора и обработки достоверных и сопоставимых данных;

· хранение информации, ведение специальных банков данных и их гармонизацию (согласование, телекоммуникационную связь) с международными эколого-информационными системами;

· деятельность по оценке и прогнозу состояния объектов окружающей природной среды, природных ресурсов, откликов экосистем и здоровья населения на антропогенное воздействие;

· доступность интегрированной экологической информации широкому кругу потребителей.

Таким образом, в стране ведется достаточно разнообраз

ный комплекс наблюдений, учета, контроля и обобщения данных за состоянием окружающей среды, который, тем не менее, не стал единой системой.

Более того, существующая нормативно-правовая база в области защиты окружающей среды и населения от воздействия вредных факторов не может быть признанной сбалансированной и эффективной.





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.