Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и признаки коррупции




Как показывает опыт проводимых государственно-правовых реформ, а также практика правоохранительной деятельности в сфере противодействия коррупции, в системе государственной службы коррупция возникает в тех сферах деятельности органов государственной власти и их должностных лиц, где их статус детально не определен, а также не сформированы административные процедуры предоставления услуг гражданам и юридическим лицам. Исследование показывает, что коррупция возникает в тех сферах, где государственные служащие реализуют организационные, исполнительно-распорядительные, контрольно-надзорные, а также разрешительные полномочия. Именно поэтому в настоящее время необходимо совершенствовать административно-правовой режим деятельности органов государственной власти и управления.

Как в нашей стране, так и за рубежом, отчасти, причиной роста коррупции в администрациях государственных служащих является плохое качество нормативной правовой основы их деятельности. В настоящее время приходится констатировать, что действующая законодательная, а также иная нормативная правовая база не столь оптимально регламентируют исполнительно-распорядительную деятельность государственных служащих, которые предоставляют гражданам, а также юридическим лицам соответствующие публичные услуги (лицензии, разрешения, заключения и др.), ограничиваясь полумерами. Названные причины во многом носят объективный характер, но есть еще и целый ряд субъективных проблем, воздействовать на которые с помощью норм права достаточно сложно.

Высокий уровень коррупции во многих развивающихся странах существенно снижает эффективность работы государственных органов.

В Российской Федерации за последние 25 лет проблема коррупции приобрела характер национального бедствия, представляет одну из реальных угроз национальной безопасности государства. Коррупция всегда рассматривалась как явление, посягающее на основы государственного управления, но за последние годы преступления в сфере государственного управления приобрели угрожающий характер. На федеральном уровне все активнее обсуждается проблема противодействия коррупции, в результате принимаются нормативные правовые акты, предназначенные для предупреждения явления коррупции. Но какие бы не принимались законы о противодействии коррупции, факты коррупции продолжают иметь место, в том числе и таможенных органах.

Нельзя сказать, что до настоящего времени в России не предпринимались попытки разработать и реализовать те или иные концепции противодействия коррупции и теневой экономике, инициаторами которых выступали федеральные и региональные структуры, отдельные политики и научные коллективы. Равно как нельзя с уверенностью утверждать, что все эти концептуальные подходы в разной степени были ошибочными или несвоевременными.

Так, Федеральным законом «О противодействии коррупции»[4] установлены основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. В то же время, в законе коррупция и теневая экономика не рассматриваются как явления взаимосвязанные и взаимопорождающие друг друга, а, следовательно, и не рассмотрены как единый комплекс меры противодействия им.

Федеральным законом «О внесении изменений в Уголовный Кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействии коррупции» внесен ряд изменений по ужесточению наказаний за коррупционные правонарушения[5].

Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 года № 297 «О национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2012-2013 годы. В Указе даны рекомендации по усилению работы кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений, по внедрению в планы противодействия коррупции федеральных и региональных органов исполнительной власти изменения, касающиеся, в основном, сроков исполнения мероприятий плана противодействия коррупции на 2008-2012 годы.

Указом Президента Российской Федерации от 11.04.2014 № 226 «О национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы» утвержден Национальный план противодействия коррупции.

Указом Президента Российской Федерации от 28.07.2012 № 1060 «Об утверждении состава Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции и состава Президиума этого Совета» утверждены состав Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции и состав президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (приложение 1).

Но статус и порядок исполнения Национального плана противодействия коррупции не определен, поэтому он является скорее актом политической воли. Как и многие другие акты подобного уровня, план предполагает меры противодействия только коррупции, что является в корне ошибочным.

Утверждение состава Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, Национального плана борьбы с коррупцией, введение деклараций о доходах чиновников, антикоррупционное законодательство, уголовное наказание за взятки, кратные штрафы и другие меры позволяют надеяться на то, что с коррупцией в нашей стране все-таки борются.

В стратегии национальной безопасности[6] и национальном плане противодействия коррупции нашли отражение концептуальные основы отечественной антикоррупционной политики, которая опирается на доктринальные положения системы обеспечения национальной безопасности, на рекомендации маститых ученых и международный опыт. Указанные документы предусматривают формирование действенной нормативно-правовой базы, направленной на организацию выявления фактов коррупционных правонарушений и преступлений, а также политико-идеологические мероприятия с привлечением телевидения, радио, печатных средств информации по формированию обстановки нетерпимости к коррупционерам, по бичеванию их стремления к наживе любой ценой с выявлением того вреда в политике, экономике, социальной сфере, который несет массовая коррупция.

Стратегия и План наряду с Законом «О противодействии коррупции» предъявляют новые требования к работе всех государственных органов, прокуратуры и правоохранительных служб. Однако о неэффективности мер по борьбе с коррупцией в Российской Федерации свидетельствуют социологические опросы, выводы научных исследований. Это обстоятельство требует формирования новых концептуальных и методологических подходов к проведению антикоррупционной политики, более глубокого исследования феномена коррупции.

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года коррупция определена как одна из угроз национальной безопасности, а консолидация усилий, направленных на борьбу с коррупцией, рассматривается как одна из мер обеспечения государственной и общественной безопасности.

Какой же отпор можно дать с помощью современного государственного управления таким общественно опасным явлениям, как коррупция и теневая экономика? Понятие коррупции прямо не упоминается ни в одном из нормативных правовых актов, устанавливающих ответственность за отдельные виды коррупционных правонарушений.

Вполне очевидно, что масштабный ответ российской коррупции и теневой экономике требует решений на высшем уровне, программно-целевого планирования такой деятельности, ресурсного обеспечения, широчайшей пиар-кампании для мобилизации общественного мнения и создания психологического фона, понуждающего к должному поведению.

Однако на сегодняшний день складывается ситуация, при которой программные и доктринальные документы носят характер скорее не правовых (управленческих, рассчитанных на реализацию), а политических (рассчитанных более на пиар), зависящих от воли конкретных высших лиц государства, а не обусловленных естественной и согласованной в обществе необходимостью государственного строительства и общественного развития.

Борьба с коррупцией является одним из основных приоритетов во внутренней политике государства. Особую актуальность данная проблематика получила вследствие произошедшей трансформации общественно-государственного устройства страны и перехода к рыночной экономике. Новые политические и социально-экономические условия стали благодатной почвой для роста коррупции. О масштабности этого явления свидетельствует поражение им большинства институтов государства, распространение коррупционных деяний во всей системе стратификации общества, а также видовое многообразие проявлений. Коррупция вошла в обыденное сознание граждан как рациональная и прагматичная форма взаимоотношений, систематически подтверждая свою эффективность.

Прежде, чем говорить о политических механизмах противодействия коррупции в современной России, важно понимать, что борьба с ней не сводится только к борьбе с отдельными ее проявлениями. Такая борьба всегда тесно связана с урегулированием всех сторон жизни общества и государства. Бороться с коррупцией силами самих коррупционеров бессмысленно. Начинать надо с политической среды, с создания благоприятной политической атмосферы для этой борьбы, которая подразумевает не только наличие оппозиции, но и реальной свободы слова, возможность открытых дискуссий на актуальные политические темы, а также политическую конкурентность и прозрачность власти. Все это не просто красивые слова, а необходимые условия, без наличия которых всякая борьба «за власть без коррупции» будет просто фикцией. Другими, не менее значимыми условиями, являются: четкое законодательное определение функций государства и отдельных чиновников; сокращение сфер, где принятие решений зависит от воли отдельных лиц; ясность, простота и стабильность законодательства; создание условий для формирования гражданского общества; повышение образовательного уровня населения, в том числе и в плане правовой грамотности.

Очевидно, что речь должна идти также и о том, чтобы минимизировать социально-экономические условия, порождающие продажность политиков, чиновников, должностных лиц. И нужно не только обозначать проблемы, но и добиваться с помощью политических механизмов их решения, добиваться если не искоренения (что практически не реально), то хотя бы значительного сокращения коррупционной практики.

Изучению сущности коррупции, ее характерных признаков и проявлений, а также борьбе с этим социальным злом в современной России посвящено большое количество книг, брошюр, научных статей и диссертаций[7].

Анализ современных доктринальных определений понятия «коррупция» показывает, что одна частьспециалистов исходит из того, что коррупция – это социально-правовое явление, охватывающее как аморальные, так и противоправные проступки (в том числе, преступления).

Другая частьосновывается на том, что коррупция – это всегда общественно опасное явление, состоящее лишь из преступлений (все остальное может рассматриваться в качестве явлений, сопутствующих коррупции или обусловливающих ее).

Третья частьспециалистов – ограничивает коррупцию подкупом (иные общественно вредные или общественно опасные деяния следует рассматривать, по мнению сторонников данной идеи, лишь как правонарушения, связанные с коррупционными).

Четвертая частьполагает, что коррупция не ограничивается лишь подкупом и включает должностные хищения.

Отечественными криминологами коррупция нередко трактуется как система отношений, основанных на противоправных и иных сделках должностных лиц в ущерб государственным и общественным интересам, и, одновременно, как один из основных признаков организованной преступности.

В международном праве коррупция в высших эшелонах власти рассматривается как представляющая наибольшую опасность, наносящая наиболее серьезный ущерб стране. По сравнению с иными видами коррупции – «бытовой» и «деловой», – «коррупция высшего уровня», т.е. политическая и финансовая, рассматривается как угроза экономическому развитию страны. Отечественные специалисты также отмечают особую значимость проблемы политической коррупции, осуществляемой в целях занятия и сохранения государственной должности, приобретения или упрочения власти[8].

Термин коррупция применяется чаще всего по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий дискреционной властью – властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению. Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли, связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором – риск разоблачения и наказания.

Коррупция – принятие государственными должностными лицами лично или через посредников материальных и иных благ и преимуществ, запрещенных законом, с использованием ими должностного положения, т.е. полномочий и связанных с ними возможностей или подкуп данных лиц путем противоправного представления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ.

Коррупция (от лат. corruptio – подкуп) – общественно опасное явление в сфере политики или государственного управления, выражающееся в умышленном использовании представителями власти своего служебного статуса для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно подкуп этих лиц[9].

Определение «corrumpere» еще в римском праве трактовалось самым общим образом, как повреждать, ломать, разрушать, подкупать и означало противоправные действия в судебной практике. Это понятие произошло от сочетания латинских слов «correi» – несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета и «rumpere» – ломать, повреждать, отменять. В результате образовался самостоятельный термин, который предполагал участие в деятельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых являлась порча или повреждение нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества.

В Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, который был принят Генеральной Ассамблеей ООН 17.12.1979 г., коррупция определяется как совершение или несовершение должностным лицом какого-либо действия при исполнении обязанности или по причине этих обязанностей в результате требуемых и принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет такое действие или бездействие[10]. Таким образом, данный нормативный акт определяет коррупцию как противоправное служебное поведение должностных лиц, обусловленное полученным или обещанным вознаграждением.

Проблема коррупции является также достаточно актуальной и широко обсуждаемой в научной литературе и, как результат, имеет неоднозначные решения[11].

Для начала, определимся с понятием «коррупции», с точки зрения определения ее международными организациями. Коррупция выступает как сложное социальное явление, которое зародилось в глубокой древности, продолжает существовать в настоящее время практически во всех странах мира показывая свое многообразие. Однако до настоящего времени не выработано единого общепринятого понятия коррупции по линии ООН, Совета Европы, других международных организаций. Так, в Справочном документе «О международной борьбе с коррупцией», подготовленном Секретариатом ООН (1995 г.) наиболее распространенным определением коррупции было следующее: «Коррупция – это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях». Данное определение было воспринято криминологической наукой, а также специалистами других отраслей знаний. При этом устоявшимся подходом к пониманию коррупции является представление о том, что «коррупция – скорее синтетическое социальное явление или криминологическое понятие, чем правовое, поэтому ее надо рассматривать не как конкретный состав преступления, а как совокупность родственных видов деяний»[12].

Рабочее определение междисциплинарной группы по коррупции Совета Европы ещё более широко: «коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определённых обязанностей в государственном или частном секторе и которое ведёт к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента или иного рода отношений и имеет целью получение любых незаконных выгод для себя и других». Аналогичная идея заложена в Руководстве, подготовленном секретариатом ООН на основе опыта разных стран. Оно включает в понятие коррупции:

1) кражу, хищение и присвоение государственной собственности должностными лицами;

2) злоупотребления служебным положением для получения неоправданных личных выгод в результате неофициального использования официального статуса;

3) конфликт интересов между общественным долгом и личной корыстью.

В статье 8 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности, которая была подписана от имени России 12 декабря 2000 г. в Палермо коррупция определяется как умышленные уголовно-наказуемые деяния, которые включают:

а) обещание, предложение или предоставление публичному должностному лицу, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица с тем, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей;

б) вымогательство или принятие публичным должностным лицом, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица с тем, чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей.

В той же статье 8 дается определение понятия публичного должностного лица как «публичное должностное лицо или лицо, предоставляющее какую-либо публичную услугу, как это определяется во внутреннем законодательстве Государства-участника, в котором данное лицо выполняет такие функции, и как это применяется законодательстве этого Государства-участника»[13].

Таким образом, в данной Конвенции понятие коррупции ограничивается:

1) уголовно-наказуемыми деяниями (т.е. не включает гражданско-правовые деликты, дисциплинарные и административные поступки);

2) активным и пассивным подкупом (т.е. не включает должностное хищение);

3) подкупом собственно должностных лиц или приравненных к ним категорий лиц, предоставляющих публичные услуги (т.е. не включает граждан – избирателей, которых подкупают во время выборов и юридических лиц как субъектов пассивного подкупа).

Использование в данном случае столь узкого значения понятия коррупции, объясняется двумя обстоятельствами. Первое – рассматриваемая Конвенция посвящена борьбе с транснациональной организованной преступностью, а не любыми видами правонарушений. Второе – любая попытка установления международных стандартов в борьбе с гражданско-правовыми, дисциплинарными и административными коррупционными правонарушениями представляет собой трудно разрешимую проблему соединения в одном документе положений входящих в компетенцию не только государств, но и муниципальных властей, коммерческих организаций и даже отдельных граждан.

Иной подход к решению проблемы нормативного определения понятия коррупции найден Советом Европы, предложившим в 1999 г. для подписания любыми заинтересованными государствами сразу два документа: «Конвенцию об уголовной ответственности за коррупцию» и «Конвенцию о гражданско-правовой ответственности за коррупцию».

Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию была принята в Страсбурге 27 января 1999 года. Российской Федерацией она была ратифицирована в 2006 году. 31 октября 2003 года ООН приняла Конвенцию против коррупции, которую Россия ратифицировала также в 2006 году. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию в качестве проявлений коррупции называет:

1. Активный подкуп национальных публичных должностных лиц, под которым понимаются преднамеренное обещание, предложение или предоставление каким-либо лицом, прямо или косвенно, какого-либо неправомерного преимущества для самого этого лица или любого иного лица с тем, чтобы это публичное должностное лицо совершило действия либо воздержалось от их совершения при осуществлении своих функций.

2. Пассивный подкуп национальных публичных должностных лиц, под которым понимаются прямое или косвенное преднамеренное испрашивание или получение каким-либо из публичных должностных лиц какого-либо неправомерного преимущества для самого этого лица или любого иного лица, или же принятие предложения или обещания такого преимущества с тем, чтобы это должностное лицо совершило действия или воздержалось от их совершения при осуществлении своих функций.

3. Активный и пассивный подкуп членов национальных публичных собраний.

4. Активный и пассивный подкуп иностранных публичных должностных лиц.

5. Активный и пассивный подкуп членов иностранных публичных собраний.

6. Активный подкуп в частном секторе, под которым понимаются преднамеренное обещание, предложение или предоставление, прямо или косвенно, в ходе осуществления коммерческой деятельности какого-либо неправомерного преимущества каким-либо лицам, которые руководят предприятиями частного сектора или работают на них в ином качестве, для самих этих лиц или любых других лиц с тем, чтобы эти лица совершили действия или воздержались от их совершения в нарушение своих обязанностей.

7. Пассивный подкуп в частном секторе, под которым понимаются преднамеренное испрашивание или получение, прямо или косвенно, в ходе коммерческой деятельности какими-либо лицами, которые руководят предприятиями частного сектора или работают в них в том или ином качестве, какого-либо неправомерного преимущества или обещания этого преимущества для самих себя или для любых других лиц, или же принятие предложения или обещания такого преимущества за совершение или несовершение каких-либо действий в нарушение своих обязанностей.

8. Активный и пассивный подкуп должностных лиц международных организаций.

9. Активный и пассивный подкуп членов международных парламентских собраний.

10. Активный и пассивный подкуп судей и должностных лиц международных судов.

11. Злоупотребление влиянием в корыстных целях, под которым понимаются преднамеренное обещание, предоставление или предложение, прямо или косвенно, любого неправомерного преимущества любому лицу, которое утверждает или подтверждает, что оно может оказать неправомерное влияние на принятие решения каким-либо должностным лицом, за вознаграждение, независимо от того, предоставляется ли такое преимущество ему самому или кому-либо ещё, а также просьбу, принятие или согласие с предложением или обещанием предоставить такое преимущество за вознаграждение, независимо от того, оказано ли такое влияние и был ли получен или нет в результате предположительно оказанного влияния желаемый результат.

Отсутствие в этих документах нормы-дефиниции, содержащей компактное определение понятия коррупции, компенсируется детальным перечислением форм коррупционного поведения. Материалы этих Конвенций позволяют заключить, что и в этом случае за пределами понятия коррупции оказываются соответствующие дисциплинарные и административные проступки, должностное хищение, подкуп избирателей и участников референдума.

Так, по определению Совета Европы (СЕ), коррупция представляет собой взяточничество и любое другое поведение лиц, которым поручено выполнение определенных обязанностей в государственном или частном секторе, ведущее к нарушению обязанностей, возложенных на них по статусу государственного должностного лица, частного сотрудника, независимого агента, и имеющее целью получение любых незаконных выгод для себя и других.

Европейская конвенция 1999 г. шире трактует коррупцию и признает ее наличие в частном секторе. В связи с этим проблема возможности признания подкупа в частном секторе заслуживает отдельного обсуждения и должна приниматься во внимание при возможном определении этого понятия в национальном законодательстве.

В целом международно-правовые определения коррупции, использующиеся в документах ООН и СЕ, выглядит следующим образом: коррупция – это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях, в целях третьих лиц и групп. В соответствии с этим определением коррупция выходит за пределы взяточничества и подкупа и охватывает также непотизм и многочисленные формы незаконного присвоения публичных средств для частного использования.

Во многих государствах (в Австрии, Великобритании, Дании, Индии, Китае, США, Швейцарии, Финляндии и др.) законодательного определения понятия «коррупция» не существует. Наказание осуществляется за конкретные правонарушения на основе определений соответствующих составов: «взятка», «подкуп», «злоупотребление властью» и т.д.

В других странах в нормативных правовых актах термин «коррупция» определен, но нельзя сказать, что эти определения отличаются четкостью и логичностью.

В ФРГ под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением как на государственной службе, так и в частном секторе или по собственной инициативе с целью получения преимуществ для себя или третьего лица с возможным причинением вреда или ущерба обществу (при исполнении государственной или политической функции) либо предприятию (при деятельности в частном секторе).

В Японии «коррупция» определяется как противоправное деяние, выражающееся в умышленном использовании должностными лицами своего служебного статуса для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ, а равно и подкупу этих лиц.

В Греции под определение коррупции подпадает получение денежных средств, подарков, обещаний, а также любые другие косвенные выгоды за совершение государственными или муниципальными служащими действий, выходящих за рамки их служебных обязанностей, а также действий (бездействия) в рамках их компетенции.

В Венесуэле под коррупцией понимается незаконное обогащение государственных служащих за счет использования служебного положения. При этом коррупция подразделяется на три группы: прямая (непосредственное злоупотребление властью, незаконное обогащение, вымогательство, фаворитизм, непотизм), опосредованная (использование влияние, взятка, политический подкуп, подлог при определении результатов голосования), использование недостатков системы управления (умышленное неправомерное использование государственного имущества или денежных средств в целях личного обогащения, неправомерное использование или сокрытие информации).

В соответствии с Сингапурским законом о предотвращении коррупции термин «коррупция» определятся как явление, при котором «одно лицо самостоятельно или во взаимодействии с другим лицом просило или получило, или согласилось получить для себя или для другого лица, или дало, обещало дать другому лицу, в адрес этого или другого лица любое вознаграждение в качестве побуждения или вознаграждения за действия или бездействие другого лица в отношении любого действительного или предполагаемого вопроса, а также за действия любого другого чиновника или служащего государственного учреждения...». Такого рода определение коррупции применимо ко всем сферам деятельности в Сингапуре, включая сферу предпринимательства.

Таким образом, в большинстве стран термин «коррупция» не применяется в законах, определяющих составы правонарушений, а используется, как правило, на стадии принятия превентивных мер в широком смысле и подразумевает злоупотребление вверенными полномочиями в сфере исполнения власти или принятия решений.

В международно-правовых актах особое значение отводится нормам об ответственности за получение взятки. Так, в Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию согласованы нормы о следующих преступлениях:

· активный подкуп национальных публичных должностных лиц – ст. 3;

· пассивный подкуп членов национальных государственных собраний – ст.4;

· подкуп иностранных должностных лиц – ст. 5;

· подкуп членов иностранных публичных собраний – ст. 6;

· активный подкуп в частном секторе – ст. 7;

· пассивный подкуп в частном секторе – ст. 8;

· подкуп должностных лиц международных организаций – ст. 9;

· подкуп членов международных парламентских собраний – ст. 10;

· подкуп судей и должностных лиц международных судов – ст. 11;

· злоупотребление влиянием в корыстных целях – ст. 12;

· отмывание доходов от преступлений, связанных с коррупцией – ст. 13;

· преступления, касающиеся операций со счетами – ст. 14 [14].

Вопросы конфискации имущества занимают важное место в Европейской конвенции об уголовной ответственности за коррупцию (1999 г. Страсбург). В п. 3 ст. 19 «Санкции и меры» установлено, что «каждая Сторона принимает такие законодательные и иные меры, которые могут потребоваться для того, чтобы наделить себя правом конфисковать или иным образом изымать орудия совершения и доходы от уголовных правонарушений, признанных в качестве таковых в соответствии с настоящей Конвенцией, или имущество, стоимость которого эквивалентна таким доходам».

Важная роль конфискации имущества объясняется следующим.

Последовательное и полное изъятие дохода от преступной и иной противоправной деятельности не только восполняет причиненный ею материальный урон и является ценным для общества само по себе, но и лишает смысла продолжение противоправной деятельности даже при отсутствии уголовной репрессии в виде лишения свободы. В конечном счете, поставленная преступником цель – обогащение, материальное или иное преуспевание – оказывается недостижимой. Кроме того, изъятие материальных средств у преступников сужает их возможности по совершению новых преступлений и защите от разоблачения.

Подводя итоги, следует отметить, что существует многообразие подходов к определению понятия «коррупция», происходит постоянное изменение границ данного понятия под влиянием международного уголовного права, крайне озабоченного развитием коррупции в мире и пытающегося найти новые подходы к данной проблеме путем расширения самого понятия «коррупция» и организации борьбы с ней.

 

Виды коррупции

В системе общественных отношений современной России исследователями выявлено наличие социально-политических факторов, являющихся причиной разрастания коррупции. К таким факторам, по утверждению политолога-исследователя Терещенко И.А., следует отнести:

· ухудшение материального положения большей части населения России, крайне низкий уровень социальной обеспеченности и социальной защищенности граждан;

· непрекращающаяся политическая борьба за власть с использованием антикоррупционных мер, что способствует идейно-политическому расколу общества;

· наличие острых проблем в межнациональной, межконфессиональной сфере, в области здравоохранения, образования и науки, в экономике в целом;

· снижение духовно-нравственного и общего культурного уровня развития населения, процессы его маргинализации;

· недостаточно эффективное правовое и политическое воспитание граждан, несовершенство антикоррупционного законодательства;

· активное проникновение коррупционных отношений во властные структуры, лоббирование государственными чиновниками интересов не всего общества, а отдельных группировок и «семей»;

· отсутствие комплексной стратегии противостояния коррупции, включающей в себя сроки, средства, формы, способы и конкретных исполнителей[15].

К этому довольно длинному перечню причин следует добавить и такие системные причины коррупции как-то:

· высокий уровень закрытости в работе государственных ведомств и отсутствие прозрачности в системе законотворчества;

· слабая кадровая политика государства; возможность продвижения по службе вне зависимости от действительных результатов работы служащих;

· отсутствие системного подхода в борьбе с этим социальным злом, не выработана действенная государственная стратегия по противодействию коррупции;

· отсутствие политической воли руководителей высших эшелонов власти, вследствие теснейшего сращивания власти и коррупции. В итоге причины, порождающие коррупцию, и условия, благоприятствующие ее распространению, не устраняются.

Эти выводы подтверждаются данными социологических опросов россиян. Согласно исследованиям Института социологии РАН, причины коррупции заключаются: в жадности и аморальности чиновников и бизнесменов – 70,1 %; неэффективности государства и несовершенстве законов – 63,3 %; низком уровне правовой культуры, а также правовом нигилизме значительного количества населения – 37,2 %; клановости и семейственности в системе государственной службы – 33,9 %; правовой неграмотности государственных служащих – 13,7 %; 4,2 % респондентов затруднились ответить, а 1,1 % назвали иные причины. В современном российском обществе объем коррупционного рынка составляет 240-316 млрд. долларов. По данным Генерального прокурора России, из всего класса российских чиновников только 10 % не берут взяток и не замешаны в коррупции[16].

В зависимости от сферы деятельности следует различать следующие виды коррупции[17]:

· коррупция в сфере государственного управления;

· парламентская коррупция;

· коррупция на предприятиях;

· верхушечная коррупция;

· низовая коррупция;

· вертикальная коррупция;

· коррупция по горизонтали;

· политическая, экономическая и другие виды коррупции. Они настолько переплетены между собой, что разграничить их довольно сложно.

Коррупция в сфере государственного управления имеет место потому, что существует возможность госслужащего распоряжаться государственными ресурсами и принимать решения не в интересах общества и государства, а исходя из своих личных корыстных побуждений.

Исходя из иерархического положения госслужащих коррупция может подразделяться на верхушечную и низовую.

Первая охватывает политиков, высшее и среднее чиновничество и сопряжена с принятием решений, имеющих высокую цену (принятие законов, госзаказов, изменение форм собственности).

Вторая распространена на среднем и низшем уровнях и связана с постоянным взаимодействием чиновников и граждан (регистрации, штрафы, различного рода проверки). Привлекательность низовой коррупции состоит в том, что при минимальном риске для обеих сторон она обладает специфической ценностью не только для получателя (или вымогателя) взятки, но и для взяткодателя. Взятка помогает решать постоянно возникающие бытовые проблемы, она же служит небольшой платой за постоянную возможность мелких нарушений законов и инструкций.

Часто обе коррупции – верхушечная и низовая, заинтересованные в коррупционной сделке принадлежит к одной государственной организации. Так, например, чиновник дает взятку своему начальнику за то, что последний покрывает коррупционные действия взяткодателя. Это также коррупция, которую обычно называют вертикальной или внутриведомственной. Она опасна тем, что переходит из стадии разрозненных актов в стадию укореняющихся организованных форм.

К низовой коррупции вплотную примыкает бюрократический рэкет. Эти явления имеют одинаковую природу и отличаются лишь тем, что, если коррупционер получает вознаграждение за услуги по взаимному согласию с предприни

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...