Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Составляющая М – значение постоянное.




Это ФТС России как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела и обеспечивающий непосредственную реализацию задач в области таможенного дела и единообразие применения таможенного законодательства Российской Федерации всеми таможенными органами на территории Российской Федерации.

Составляющая С – свобода принятия решений должностными лицами таможенных органов при исполнении своих обязанностей.

Для реализации данной составляющей особое значение имеет высокий уровень квалификации должностных лиц таможенных органов, обязанных строго соблюдать все требования действующего законодательства в таможенном деле.

Качество образования и обучения играют большую роль в борьбе с коррупцией.

Во-первых, они обеспечивают необходимый уровень технической компетентности и способствуют профессиональному росту сотрудников, уменьшая их желание положиться на неофициальное обучение в процессе работы. Во-вторых, они способствуют борьбе с коррупцией. В связи с этим уместно введение организацией официального Кодекса поведения. Следует добиваться, чтобы обучение было позитивным, организованным и препятствовало возникновению с течением времени неправильных тенденций в работе.

Данную проблему ФТС России решает посредством организации обучения должностных; лиц таможенных органов по всем видам деятельности, включая программу дополнительного профессионального образования.

В настоящее время в Российской таможенной академии и ее филиалах проходят переподготовку и повышение квалификации до 2000 человек ежегодно.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» повышение квалификации и переподготовка государственных гражданских служащих должны осуществляться в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования не реже 1 раза в 3 года. Единственным ведомственным вузом в таможенной системе является Российская таможенная академия (РТА). РТА в настоящее время имеет три филиала в Южном, Северо-Западном, Дальневосточном федеральных округах, где осуществляется подготовка кадров региональных таможенных управлений.

Количество лиц, которые должны ежегодно повышать свою квалификацию, составляет примерно 15 000 человек (в настоящее время возможности РТА и ее филиалов по дополнительному профессиональному образованию составляют около 3300 человек, без использования системы дистанционного обучения). Обучение должностных лиц таможенных органов Российской Федерации проводится в основном в РТА (г. Люберцы) и филиалах (Санкт-Петербурге, Ростове и Владивостоке), в объемах, значительно ниже установленных Законом требований, что приводит к большим затратам денежных средств. Командировочные расходы, связанные с обучением должностных лиц в указанных регионах, составляют около 400 млн. рублей ежегодно[99].

В условиях возрастающих требований к уровню профессиональной подготовки должностных лиц в 2013 году была обучена 21 754 человека
(в 2012 году – 21 166 человек), из них дополнительное профессиональное образование по дополнительным профессиональным программам получили
18 279 должностных лиц[100].

В Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2275-р, указано, что основной задачей является создание условий и реализация возможностей для получения должностными лицами таможенных органов образования, переподготовки и повышения квалификации, в том числе для переподготовки и повышения квалификации сотрудников правоохранительных подразделений таможенных органов в учебных заведениях Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Составляющая ДС – денежное содержание должностных лиц.

Одной из причин, способствующих коррупции в таможенных органах, является недостаточный уровень социальной защищенности и низкая заработная плата.

Таможня уязвима для коррупции, поскольку значительное число её сотрудников имеют свободу принятия решений и несут за них ответственность, они полномочны принимать решения о суммах пошлины/платежей или возможности осуществления импорта и экспорта. При этом трудно осуществить тщательный контроль за всей их деятельностью и получить отчет о ней.

Кроме этого, сотрудники таможен лицом к лицу работают с участниками ВЭД. Высокие тарифы и сложные таможенные правила дают участникам ВЭД серьезный стимул попытаться уменьшить плату за импорт и ускорить транзакции. Поскольку зарплата таможенников невелика, у них возникает соблазн принимать или требовать взятки за выполнение своих обязанностей.

Несмотря на то, что исследование о влиянии размера зарплаты служащих на уровень коррупции не позволяет сделать окончательных выводов, не приходится сомневаться, что сотрудники найдут и используют многочисленные возможности для дополнительного заработка, если им не будет выплачиваться достаточное вознаграждение, позволяющее поддерживать достойный уровень жизни для себя и своей семьи. Это в первую очередь относится к таможенникам, занимающимся таможенным оформлением, аудитом и правоохранительной деятельностью. Кроме того, при вознаграждении за труд необходимо учитывать подчас опасные и сложные условия работы таможенников, особенно на отдаленных пограничных пунктах пропуска. Программы по борьбе с коррупцией, не учитывающие эти обстоятельства, в долгосрочной перспективе обречены на провал.

Бороться с проблемой коррупции, порожденной «нуждой», а «не жадностью», надо начинать с повышения заработной платы (пособие по модернизации таможенных служб ВТамО-2004). Это подчеркивается и в одном из ключевых документов Арушской декларации – «вознаграждение, получаемое служащими таможни, должно быть достаточным, чтобы позволить им быть социально защищенными».

В 2013 году проводилась планомерная работа, направленная на обеспечение социальных гарантий должностных лиц таможенных органов, пенсионеров таможенных органов и членов их семей.

В соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации своевременно и в полном объеме выплачивались денежное довольствие сотрудникам, денежное содержание государственным гражданским служащим и заработная плата работникам таможенных органов и учреждений, находящихся в ведении ФТС России.

С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», установивший новую систему денежного довольствия и социальных гарантий сотрудников таможенных органов.

Принятие указанного федерального закона позволило повысить уровень денежного довольствия сотрудников при значительном увеличении должностных окладов, обеспечить социальные гарантии в части предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возмещения расходов на проезд сотрудников в медицинские учреждения для долечивания (реабилитации) либо медицинского освидетельствования.

Повышение в 2013 году денежного содержания государственных гражданских служащих и заработной платы работников производилось в размерах и в сроки, установленные нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 781 «О повышении окладов месячного денежного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы» и распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. № 1490-р с 1 октября 2013 года в 1,055 раза проиндексированы размеры месячных должностных окладов и окладов за классный чин государственных гражданских служащих, должностных окладов (тарифных ставок) работников таможенных органов.

В связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с 1 сентября 2013 года увеличены оклады по должностям научно-педагогических работников образовательных учреждений высшего профессионального образования, подведомственных ФТС России, за счет включения в них надбавок за ученую степень, за замещение должностей доцента и профессора, а также ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями.

В 2013 году для федеральных государственных гражданских служащих территориальных таможенных органов была сохранена система материального стимулирования, установленная постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти», с объемом финансирования, соответствующим объему 2012 года.

Повышение денежного довольствия должностных лиц таможенных органов даст дополнительные ощутимые результаты снижения уровня коррупционных преступлений.

Составляющая Р – ротация кадров.

Необходимость ротации кадров на государственной службе как задача была поставлена в Федеральном законе от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ротация является одним из принципов, на основе которых осуществляется формирование кадрового состава гражданской службы (п.1 ст.60).

Процедура ротации является одним из самых эффективных механизмов противодействия коррупции. Международная практика давно использует ротацию для борьбы с коррупцией. Китайская версия ротации предусматривает перевод чиновников на другие должности, перемещение на аналогичную должность в другой местности, откомандирования для «закалки». Государственные органы всех ступеней обязаны иметь определенное количество вакантных мест для принятия должностных лиц в порядке ротации.

Такая постановка вопроса требует укомплектования таможенных органов квалифицированными специалистами и проведения плановой ротации кадров, в первую очередь на должность начальников таможен и таможенных постов, расположенных в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации и в отдаленных населенных пунктах, а также их заместителей по таможенному контролю и правоохранительной деятельности.

Вместе с тем существуют проблемы, связанные с реализацией ротации кадров, которые мешают осуществлению ротационных схем. Это стоимость перемещений, отсутствие жилья, возможность получения образования в региональных таможенных управлениях и отдаленных пограничных пунктах пропуска.

Учитывая значительную протяженность государственной границы, ротация кадров в таможенных органах может быть реализована только при наличии достаточного количества служебного жилья. Обеспечение жильем должностных лиц таможенных органов осуществлялось по трем направлениям: формирование фонда служебного жилья; приобретение жилья для очередников из числа сотрудников, имеющих специальные звания; предоставление федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (в рамках реализации Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050).

Особое внимание в 2013 году уделялось вопросам жилищного обеспечения таможенников и членов их семей.

Обеспечение жильем должностных лиц таможенных органов осуществлялось по трем направлениям: формирование фонда служебного жилья; приобретение жилья для очередников из числа сотрудников, имеющих специальные звания; предоставление федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения (в рамках реализации Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050).

В 2013 году таможенные органы приобрели 35 служебных квартир. Служебный жилищный фонд таможенных органов составил 984 служебные квартиры.

Приобретены для постоянного жилья 159 квартир для очередников таможенных органов, поставленных на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года.

Государственным гражданским служащим предоставлено 169 единовременных субсидий на приобретение жилого помещения[101].

Завершено строительство 18-квартирного дома для очередников таможенных органов и Кинологического центра Приволжского таможенного управления.

С целью эффективного использования федерального недвижимого имущества подготовлено 68 распоряжений ФТС России о передаче в аренду и безвозмездное пользование недвижимого имущества, закрепленного за таможенными органами на праве оперативного управления (в 2012 году –
60 распоряжений ФТС России).

Обновляются единые реестры учета «Земельные участки» и «Недвижимое имущество», содержащие информацию о 779 земельных участках и 3036 объектах таможенной инфраструктуры, закрепленных за таможенными органами и государственными учреждениями, находящимися в ведении ФТС России, на праве постоянного (бессрочного) пользования и оперативного управления соответственно.

Отремонтировано 124 здания и сооружения, находящихся в оперативном управлении таможенных органов, в том числе: 119 объектов таможенных органов, 2 объекта РТА и ее филиалов, 3 объекта здравоохранения ФТС России, расположенных в городах: Кисловодске, Сочи, Зеленогорске (Ленинградская область).

Впервые с 2013 года в таможенных органах стали осуществляться мероприятия по предоставлению сотрудникам таможенных органов единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (предоставлена 21 единовременная социальная выплата).

Составляющая СЗ – социальная защищенность должностных лиц таможенных органов.

Важную роль в борьбе с коррупцией в таможенных органах играет социальная защищенность таможенников, т.е. предоставление не связанных с зарплатой льгот, которые было бы трудно получить в другом месте.

Это улучшение жилищных условий, наличие лечебно-профилактических и санаторно-курортных учреждений, дающих возможность должностным лицам таможенных органов, пенсионерам таможенной службы и членам их семей в необходимом объеме реализовать право не доступное высококвалифицированное медицинское обслуживание, санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых.

Существующая в таможенных органах Российской Федерации санаторно-курортная база, представленная государственными учреждениями «Санаторий «Победа» ФТС России» (г. Сочи) и «Пансионат «Белое солнце ФТС России» (г. Зеленогорск Ленинградской области) не позволяет в необходимом объеме предоставить должностным лицам таможенных органов, пенсионерам таможенной службы и членам их семей возможность реализовать их право на санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых. По данным медицинского наблюдения, 20 % должностных лиц, пенсионеров таможенных органов и членов их семей нуждаются в санаторно-курортном лечении, ориентировочная ежегодная потребность в путевках – 20 622 использование мощности имеющихся ведомственных здравниц и организация полноценною срока лечения в них (21 день) позволяет оздоровить в год около 2% (3000 человек) от общего числа должностных лиц таможенных органов, пенсионеров таможенной службы и членов их семей. Следовательно, таможенники смогут получить санаторно-курортное лечение в ведомственных здравницах только один раз за весь период службы.

В целях совершенствования медицинского обеспечения должностных лиц, пенсионеров таможенных органов и членов их семей созданы поликлиники ФТС России в городах Ростове-на-Дону (поликлиника № 1 на 250 посещений в день), Нижнем Новгороде (поликлиника № 2 на 150 посещений в день), Екатеринбурге (поликлиника № 3 на 150 посещений в день).

В 2013 году в ведомственных санаторно-курортных учреждениях отдохнули 9 116 человек (в 2012 году – 8 785 человек).

Создано федеральное государственное казенное учреждение «Санаторий «Пестово» ФТС России.

Завершена ΙΙΙ очередь поэтапной реконструкции Центрального клинического госпиталя ФТС России, открыт лабораторно-диагностический корпус, где размещены: операционное отделение, отделение анестезиологии и реанимации, блок интенсивной терапии для кардиологического отделения,
а также диагностический центр.

В 2013 году проводилась работа по пенсионному обеспечению лиц, проходивших службу в таможенных органах, и членов их семей, которая является не только социально значимым направлением деятельности таможенных органов, но и важнейшим элементом системы социальной защиты государства.

В настоящее время общая численность пенсионеров таможенных органов составляет 26 036 человек (25 183 – по выслуге лет, 390 – по инвалидности, 463 – по случаю потери кормильца) (табл. 4.1)[102].

Таблица 4.1

Динамика численности пенсионеров таможенных органов

и расходов на пенсионное обеспечение

Годы                    
Численность (тыс. чел) 14,2 16,4 17,8 20,6 21,8 22,6 23,4 24,2 25,4 26,036
Сумма расходов (млрд. руб.) 0,7 0,9 1,0 1,3 1,8 2,1 2,4 2,9 4,8 5,47

 

Ежемесячное увеличение численности пенсионеров таможенных органов в 2013 году в среднем составило 91 человек.

Расходы на пенсионное обеспечение в 2013 году составили
5 465,37 млн. рублей или на 14% больше, чем в 2012 году[103].

В 2013 году в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации был издан ряд приказов ФТС России, согласно которым произведены 4 перерасчета размеров пенсий, в результате чего средний размер пенсии за выслугу лет на 1 января 2014 года составляет 18,2 тыс. рублей, по инвалидности – 17,4 тыс. рублей, по случаю потери кормильца – 9,6 тыс. рублей.

Таким образом, в течение 2013 года размер увеличения пенсий составил от 1 900 до 5 700 рублей ежемесячно в зависимости от вида пенсии, размера выслуги лет, величины оклада по должности и специальному званию.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2013 г. № 63 в 2013 году более чем одной тысяче пенсионеров таможенных органов впервые выплачена денежная компенсация расходов на проезд в санаторно-курортные организации ФТС России и обратно, в том числе членам их семей, на общую сумму более 20 млн. рублей.

В 2013 году средства от реализации высвобождаемого движимого, недвижимого и иного имущества, находящегося в оперативном управлении ФТС России (19,1 млн. рублей), были использованы на социальную защиту пенсионеров.

Так, 46 пенсионерам таможенных органов, пострадавшим во время стихийных бедствий в Дальневосточном и Южном федеральных округах, а также оказавшимся в сложном материальном положении (перенесение дорогостоящих хирургических операций, необходимость приобретения медицинских препаратов, смерть близких родственников и т.п.), были выплачены единовременные пособия на общую сумму 1,8 млн. рублей.

Дополнительно в связи с празднованием Дня Победы, Дня таможенника Российской Федерации и в конце 2013 года более чем 4 тыс. пенсионеров таможенных органов были выплачены единовременные пособия в размере от 1 500 до 10 000 рублей на общую сумму 17,3 млн. рублей.

Финансирование таможенной системы в 2013 году осуществлялось в соответствии с направлениями деятельности таможенной службы Российской Федерации, определенными решением коллегии ФТС России от 14 марта 2013 года «Об итогах работы таможенных органов Российской Федерации в 2012 году и задачах на 2013 год», планами приобретения продукции для материально-технического оснащения, НИОКР, работ по специальной эксплуатации информационно-технических средств и Сводного плана капитальных вложений в пределах средств, предусмотренных федеральным бюджетом на 2013 год, с учетом кредитных ресурсов Международного банка реконструкции и развития в рамках реализации проекта «Модернизация информационной системы таможенных органов Российской Федерации».

В 2013 году бюджетные ассигнования, выделенные на содержание и развитие таможенной системы в соответствии с Федеральным законом
от 3 декабря 2012 г. № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов», составили 75,6 млрд. рублей, в том числе на расходы инвестиционного характера – 1,0 млрд. рублей, текущие расходы – 74,6 млрд. рублей. Выделенные объемы финансирования позволили гарантированно обеспечить функционирование всех звеньев таможенной системы и ее дальнейшее развитие.

По результатам проведенного Минфином России мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета в целях повышения эффективности расходов федерального бюджета и качества управления средствами федерального бюджета, ФТС России в 2013 году заняла лидирующие позиции в рейтинге органов государственной власти.

Планирование расходов на содержание ФТС России на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов осуществлялось в соответствии с основными направлениями бюджетной политики Российской Федерации, определенными Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «О бюджетной политике в 2014-2016 годах», Указом Президента Российской Федерации от 7.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 1010 «О порядке составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период».

Общие объемы, предусмотренныеФедеральным законом от 2 декабря 2013 г. № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» на содержание и развитие таможенных органов Российской Федерации, составляют в 2014 году – 74,1 млрд. рублей, в том числе на расходы инвестиционного характера – 1,2 млрд. рублей, текущие расходы – 72,9 млрд. рублей, в 2015 году – 69,9 млрд. рублей, в том числе на расходы инвестиционного характера – 1,6 млрд. рублей, текущие расходы –
68,3 млрд. рублей, в 2016 году – 69,3 млрд. рублей, в том числе на расходы инвестиционного характера – 1,7 млрд. рублей, текущие расходы –
67,6 млрд. рублей[104].

Составляющие П – подотчетность и К – контроль

Данная составляющая Робертом Клитгордом понимается как контроль и подотчетность должностных лиц таможенных органов при осуществлении ими важных административных действий вышестоящему таможенному органу[105].

В ФТС России подотчетность определена гл. 2 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»[106], устанавливающей систему таможенных органов. Ведомственный контроль в таможенных органах установлен ст. 24 Федерального закона № 311-ФЗ и осуществляется в виде плановых и внеплановых комплексных проверок по решению начальника таможенного органа, в результате которых нередко вскрываются коррупционные деяния.

Так, в 2013 году особое внимание уделялось противодействию коррупционным проявлениям среди должностных лиц таможенных органов.

По материалам подразделений по противодействию коррупции таможенных органов следственными органами возбуждено 247 уголовных дел (в 2012 году – 159). Из них по преступлениям коррупционной направленности возбуждено 177 уголовных дел (в 2012 году – 113), в том числе 122 уголовных дела в отношении 86 должностных лиц таможенных органов, и 55 – в отношении 52 взяткодателей.

Наиболее распространенными видами среди выявленных за 2013 год коррупционных преступлений, совершенных должностными лицами таможенных органов, являются злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 УК РФ) – 38 уголовных дел, получение взятки (статья 290 УК РФ) – 29 уголовных дел и служебный подлог (статья 292 УК РФ) – 19 уголовных дел[107].

Из следственных и судебных органов получены сведения об осуждении за совершение преступлений, в том числе коррупционной направленности,
104 должностных лица таможенных органов и 32 взяткодателей.

Большая часть преступлений коррупционной направленности, совершаемых должностными лицами таможенных органов, выявляется подразделениями по противодействию коррупции таможенных органов. Так, за 2013 год этот показатель составил 90% от общего числа преступлений указанной категории, выявляемых всеми правоохранительными органами Российской Федерации в отношении должностных лиц таможенных органов (за 2012 год – 85%).

В 2013 году подразделениями по противодействию коррупции таможенных органов рассмотрено 230 обращений граждан и организаций по фактам коррупции. По результатам рассмотрения указанных обращений 42 материала направлено в следственные органы. По направленным в следственные органы материалам возбуждено 6 уголовных дел.

Реализованы мероприятия, предусмотренные перспективным планом Федеральной таможенной службы по противодействию коррупции в таможенных органах Российской Федерации на период 2010-2013 годов, утвержденным приказом ФТС России от 28 октября 2010 г. № 1983 (с изменениями, внесенными приказом ФТС России от 29 июня 2012 г. № 1295).

Структура преступлений коррупционной направленности в таможенных органах в 2013 году представлена на рис. 4.1.

 

Рис. 4.1. Структура преступлений коррупционной направленности

в таможенных органах в 2013 году

 

Совершенствование организационных и практических мер, направленных на выявление и пресечение фактов совершения должностными лицами таможенных органов умышленных правонарушений против интересов службы, позволило в 2013 году выявлять и пресекать не только отдельные факты противоправных деяний, но и целые преступные схемы, в которые вовлечены должностные лица таможенных органов. Так, по материалам Службы по противодействию коррупции ДВТУ Дальневосточным следственным управлением на транспорте Следственного комитета Российской Федерации возбуждено 4 уголовных дела по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 5 статьи 290 УК России, в отношении должностного лица таможенного поста «Морской порт Владивосток» по факту получения им неоднократных взяток на общую сумму более 2,2 млн. рублей.

В целях выявления и пресечения коррупционных преступлений, совершаемых в сфере использования государственного имущества и размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд таможенных органов, подразделениями по противодействию коррупции таможенных органов в 2013 году проводился мониторинг заключаемых таможенными органами со сторонними организациями договоров и контрактов, в том числе проведена выборочная проверка документации аукционов и конкурсов.

В целях противодействия коррупции в ФТС России и региональных таможенных управлениях издан ряд нормативных правовых актов, среди которых можно выделить Приказ ФТС от 12.11.2009 № 2046 «Об утверждении перспективного плана Федеральной таможенной службы по противодействию коррупции в таможенных органах Российской Федерации на период 2010-2012 гг.», Приказ ФТС России от 28.05.2010 №1039 о внесении изменений в приказ от 12.11.2009 № 2046, которым введен в действие «Перспективный план Федеральной таможенной службы по противодействию коррупции в таможенных органах Российской Федерации на период 2010-2013 гг.», Управлением государственной службы и кадров ФТС России разработана памятка «Об ограничениях, запретах, требованиях к служебному поведению и предупреждению коррупционных правонарушений, связанных с прохождением государственной службы должностных лиц таможенных органов» и доведена до сведения региональных таможенных управлений (РТУ).

Памятка состоит из разделов, в которых в качестве напоминания подробно прописаны требования к служебному поведению таможенника, так, например, должностным лицам таможенных органов запрещается участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, осуществлять предпринимательскую деятельность, получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц и т.д.

В памятке также изложены требования к служебному поведению должностных лиц таможенных органов и требования по предупреждению коррупционных правонарушений. В соответствии с этими требованиями, должностные лица таможенных органов обязаны исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне, не совершать поступки, порочащие честь и достоинство государственного служащего, предоставлять сведения о доходах и имуществе, уведомлять руководителя таможенного органа, а также органы прокуратуры обо всех случаях обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений.

В некоторых таможенных управлениях приняты нормативные акты в целях повышения эффективности мер по противодействию коррупции с учетом особенностей отдельных управлений. Так, например, в Центральном таможенном управлении (ЦТУ) в проводимой работе, направленной на борьбу с коррупционными проявлениями в таможенных органах утверждены:

1. Порядок уведомления представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения должностных лиц таможенных органов ЦТУ к совершению коррупционных правонарушений.

2. План мероприятий по противодействию коррупции в ЦТУ на 2014-2015 годы.

Планом мероприятий по противодействию коррупции определен целый ряд мероприятий, среди которых:

· внесение в ФТС России предложений по разработке методики оценки эффективности внутренних систем выявления и профилактики коррупционных рисков в таможенных органах;

· организация постоянного взаимодействия с подразделениями МВД России, ФСБ России, органами прокуратуры и другими правоохранительными подразделениями в регионе деятельности таможенных органов ЦТУ по вопросам выявления, пресечения и предупреждения таможенных правонарушений, а также коррупционных проявлений среди должностных лиц таможенных органов;

· разработка и внедрение системы мер, направленных на соблюдение государственной тайны в таможенных органах ЦТУ;

· формирование перечня должностных обязанностей должностных лиц с высоким риском коррупционных проявлений и др.

В различных субъектах Российской Федерации проводится разнообразная антикоррупционная работа в рамках Национального плана противодействия коррупции, а также принятого федерального закона «О противодействии коррупции».

Так, в региональных таможенных управлениях осуществляются комплексные меры в целях развития и совершенствования системы предупредительной и воспитательно-профилактической работы, способствующей поддержанию в коллективах здоровой морально-психологической обстановки, атмосферы непримиримой борьбы с должностными правонарушениями, защиты прав и законных интересов граждан от угроз, связанных с коррупцией, создания условий для предупреждения коррупционных проявлений.

На постоянной основе обеспечивается доведение до личного состава приказов по дисциплине, копий приговоров, частных определений, информации по уголовным делам в отношении должностных лиц таможни и иных таможенных органов.

В оперативном порядке руководством ведется работа по доведению до личного состава информации о чрезвычайных происшествиях в таможенных органах Российской Федерации, по задержанию должностных лиц сотрудниками правоохранительных органов. Руководителям всех уровней указано на обеспечение жесткого контроля на участках работы, наиболее подверженных коррупционным проявлениям, а также на принятие бескомпромиссных мер в отношении должностных лиц, допустивших нарушения.

В результате этих мероприятий был принят ряд решений, направленных на устранение причин и условий, способствующих совершению коррупционных проявлений. Так, например, начальникам таможенных постов было рекомендовано активнее использовать нормы этики и культуры поведения должностных лиц пунктов пропуска, при общении с лицами, пересекающими таможенную границу Российской Федерации, и подготовить предложения о проведении ротации.

Действенными мерами по противодействию коррупции являются:

· широкое внедрение электронного декларирования и отделение должностного лица таможни от участников ВЭД в процессе принятия решений по таможенному оформлению и контролю товаров;

· ротация руководителей таможенных органов;

· повышение профессионализма сотрудников подразделений собственной безопасности таможенных органов.

Как мы выяснили ранее, наиболее распространенными видами коррупционных преступлений, совершаемых сотрудниками таможенных органов, являются: получение взятки (ст.290 УК РФ), превышение должностных полномочий (ст.286 УК РФ) и халатность (ст.293 УК РФ). Указанные преступления составляют больше половины от общего числа преступлений.

Наибольшая часть возбуждаемых уголовных дел в отношении таможенников приходится на получение взяток.

Этому способствуют:

· отсутствие четкой законодательной базы для борьбы с коррупцией;

· неисполнение законов и низкий уровень правосознания и нравственного климата в стране, потеря нравственных ориентиров, когда преступники выглядят «образцами для подражания»;

· высокий уровень коррумпированности государственного аппарата и бизнеса в целом;

· недостатки в подборе, изучении и расстановке кадров;

· недостаточная оплата труда;

· отсутствие четкой регламентации действий таможенника и должного контроля за его работой, способствующее недобросовестному отношению к своим служебным обязанностям и нарушениям дисциплины, недостаточная личная примерность руководителей таможенных органов;

· низкий уровень воспитательно-профилактической работы руководителей всех уровней;

· недоработки в таможенном законодательстве, позволяющие находить «лазейки» для преступных элементов и безнаказанно допускать нарушения таможенных технологий;

· кадровый протекционизм (родственный, земляческий, приятельский, корпоративный, национальный), позволяющий недобросовестным участникам ВЭД и коррумпированным таможенникам продвигать на должности своих людей и с их помощью выстраивать коррупционные схемы, извлекая незаконные прибыли.

Масштабы существующей коррупции в таможенных органах оказывают негативное влияние на жизнедеятельность государства (недовзыскание сумм налогов и сборов в федеральный бюджет, ухудшение инвестиционного климата), на бизнес-сообщество (недобросовестная конкуренция, дополнительные издержки и затраты) и на функционирование таможенной системы (подрывают правовые основы таможенного администрирования, ограничивают возможности решения правительственных задач, создают негативный морально-психологический климат в коллективах и отрицательно влияют на имидж таможенников в обществе).

Проблемы коррупции должны решаться системно и комплексно, в том числе путем проведения мероприятий, предусматривающих решение организационных, кадровых и правовых вопросов с помощью специальных нормативных правовых мер, в том числе общегосударственных, направленных на демотивацию коррупционных проявлений, содержащихся в других федеральных и ведомственных программах (например, предоставление не связанных с зарплатой льгот, которые было бы трудно получить в другом месте).

Борьба с такими явлениями, как устойчивость коррупционных связей, недостаточный уровень социальной защищенности, низкий уровень профессиональной подготовки должностных лиц таможенных органов, требует пров

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...