Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В таможенных администрациях




Проблема борьбы с коррупцией является одной из самых острых про­блем Российского государства и общества. Коррупция, несмотря на все при­нимаемые государством усилия, начинает приобретать характер реальной уг­розы национальной безопасности страны. Она угрожает стабильности и безопасности общества, нанося ощутимый урон его социально-экономическому и политическому развитию. Поэтому готовность к эффективной борьбе с ней рассматривается мировым сообществом в качестве важнейшего показателя цивилизованности государства, его приверженности демократи­ческим ценностям.

Коррупция в органах государственной власти России достигла таких размахов, что вышла на уровень общенациональной угрозы, борьба с которой должна являться консолидированной, как это определено в Концепции на­циональной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 г. № 1300[114]. При этом пространством коррупционных проявлений в настоящее время является вся социальная и правовая сферы. При­чины коррупции как опасного социального явления лежат в самом укладе жизни, анализ которого требует вычленения отдельных аспектов: экономиче­ского, политического, социального, психологического.

Проблема эффективного противодействия коррупции в различных сфе­рах деятельности органов государственной власти многогранна, так как ее составляющие элементы во многом детерминируются спецификой деятель­ности соответствующих органов государственной власти.

По данным ФТС России, наиболее распространенными преступлениями в таможенной сфере являются контрабанда и уклонение от уплаты таможенных платежей. Именно огромная прибыль от данных видов преступной деятельности является одной из составляющих финансовой базы теневой экономики. Вышеназванные преступления, как правило, совершаются в соучастии с коррумпированными сотрудниками таможенных органов. Руководство ФТС России отмечает, что в более 60% случаях сотрудники таможенных органов привлекаются к уголовной ответственности за получение взятки, превышение должностных полномочий и халатность. К 2013 году количество таких преступлений составило около 68%. При этом на получение взяток сотрудниками таможенных органов приходится более 30%[115].

Однако следует учитывать высокую латентность вышеназванных преступлений, обоснованно предполагая незаинтересованность как дающего, так и берущего взятку в выявлении преступления.

Среди причин, обусловливающих совершение коррупционных преступлений в таможенной сфере специалисты в области таможенного дела выделяют низкий уровень организации ведомственного и иного контроля в таможенных органах, высокая степень сложности технологических процессов в сфере таможенного дела, часто неоправданно запутанная система документооборота, учета и контроля и т.п., позволяющая эффективно скрывать способы и следы совершенных преступлений, ведомственность, незаинтересованность руководства таможенных органов в привлечении к уголовной ответственности подчиненных за соответствующие преступления. Немаловажную роль играют и объективные факторы, детерминирующие коррупционные проявления в таможенной сфере. Так непродуманная экономическая политика (не всегда оправданно высокие ставки таможенных платежей, необоснованные льготы, усложненная, запутанная система документооборота, учета и контроля и т.п.) выступает в роли фактора, нивелирующего обоснованность и полезность таможенной деятельности. Так, еще в XIX веке известный специалист по истории таможенной политики в России М. Соболев писал: «Одним из самых верных указаний для определения размера охранительной пошлины служит контрабанда. Значительная контрабанда, обходя правильную торговлю и уничтожая охранительное действие тарифа, доказывает чрезмерность таможенных пошлин. Так, пошлина на мануфактурные товары свыше 30-35% цены становится недействительной вследствие развития контрабанды, лихоимства»[116].

В качестве фактора, детерминирующего преступность в таможенной сфере, следует выделить противоречивость, неточность и неопределенность норм, в том числе таможенного законодательства. В России имеется большое количество административных и бюрократических барьеров на пути реализации физическими и юридическими лицами их прав, для преодоления которых им приходится искать покровительство у должностных лиц. На практике преодоление правовых барьеров, созданных для всех предпринимателей, осуществляется путем введения правовых льгот для предпринимателей, опекаемых чиновниками.

Нормы российского уголовного права не охватывают деяния, признаваемые коррупционными зарубежным законодательством. Не считается коррупцией такие действия как подкуп иностранного должностного лица, принятие решения в условиях конфликта интересов, незаконное обогащение должностного лица. Отсутствуют нормы, предусматривающие ответственность за незаконное предоставление налоговых и таможенных льгот, переход государственного служащего на работу в частную компанию, которая находилась в ведении этого лица при исполнении им обязанностей государственной службы.

Следует отметить определенные шаги, предпринимаемые ФТС России в направлении противодействия коррупции среди сотрудников таможенных органов. Так в 2012 г. подписан Договор о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза (Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. № 249-ФЗ).

Заслуживает внимания идея о сведении к минимуму прямых контактов сотрудников таможни с участниками внешнеэкономической деятельности. С этой целью предполагается массовое внедрение электронного декларирования и регулярная ротация сотрудников таможенных органов.

Еще одной мерой по борьбе с коррупцией в ФТС России станет материальное поощрение таможенников за разоблачение их коллег. Кроме того, таможенникам будут регулярно показывать учебные фильмы о борьбе с коррупцией. Подписан приказ об обязательном согласовании проектов любых решений – от постановлений до телетайпограмм – таможенных органов, с подразделениями собственной безопасности.

Новые правила необходимы для «выявления и пресечения таможенных технологий, использующихся в ущерб интересам экономической безопасности государства».

Результаты реализации Аналитической программы наглядно просматриваются в данных о возбужденных уголовных делах в отношении коррумпированных сотрудников таможенных органов.

В таможенных органах Российской Федерации проводились мероприятия, предусмотренные перспективным планом Федеральной таможенной службы по противодействию коррупции в таможенных органах Российской Федерации на период 2010-2013 годов, направленные на исполнение Указа Президента Российской Федерации от 13 марта 2012 г. № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции».

Во исполнение Национального плана противодействия коррупции Управлению госслужбы и кадров (УГСК), Правовому управлению (ПУ), кадровым подразделениям таможенных органов предлагается подготовить предложения в Положение о ротации кадров в федеральном органе исполнительной власти, разработать и внедрить методику проверки сведений, представленных гражданами, претендующими на замещение должностей сотрудников и государственной гражданской службы таможенных органов в целях предупреждения сокрытия информации гражданами.

В целях соблюдения гражданами, претендующими на замещение должностей Федеральной государственной службы (ФГС), и должностными лицами таможенных органов требований законодательства о предоставлении достоверных сведений о доходах и имуществе, выявления лиц, склоняющих должностных лиц таможенных органов к совершению коррупционных правонарушений, предупреждения и профилактике коррупционных проявлений Планом предусмотрен ежегодный анализ и обсуждение на оперативных совещаниях в таможенных органах:

· результатов проверки достоверности и полноты сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной гражданской службы, и федеральными государственными служащими, замещающими должности федеральной государственной службы;

· проверок соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению (результаты и предложения направлять в УГСК ФТС России;

· порядка реализации федеральными государственными служащими обязанности, установленной приказом ФТС России от 18 января 2010 г. № 57 «Об утверждении Порядка уведомления должностными лицами таможенных органов о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений и организации проверок поступающих уведомлений (зарегистрирован Минюстом России 16.02.2010, рег. № 16435);

· эффективности проводимых в таможенных органах служебных проверок, направленных на предупреждение и профилактику коррупционных деяний.

Кроме того, начальников таможенных органов обязали ежеквартально проводить мониторинг исполнения должностными лицами таможенных органов должностных обязанностей, подверженных риску коррупционных проявлений при проведении таможенного оформления и таможенного контроля товаров и транспортных средств, размещении государственных заказов в целях устранения таких рисков.

Рабочей группе ФТС России по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов поручено проведение анализа на коррупциогенность действующих правовых актов ФТС (ГТК) России в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявлений коррупции в таможенных органах, устранение выявленных коррупционных факторов.

Для того чтобы исключить проявление коррупционных рисков при рассмотрении обращений граждан и организаций необходимо развивать автоматизированную систему электронного документооборота с использованием электронной цифровой подписи, позволяющей осуществлять ведение учета и контроля исполнения документов.

Начальникам таможенных органов настоятельно рекомендовано обеспечить соблюдение должностными лицами таможенных органов должностных обязанностей, связанных с пресечением недостоверного декларирования ввозимых товаров с целью занижения объема начисления и уплаты таможенных платежей в федеральный бюджет.

В целях совершенствования мер, принимаемых таможенными органами в сфере государственной защиты, проанализировать практику работы по обеспечению государственной защиты физических лиц, оказывающим им содействие в пресечении, выявлении и предупреждении преступлений коррупционной направленности, а также расследовании уголовных дел данной категории.

Главному управлению борьбы с контрабандой (ГУБК), Управлению собственной безопасности (УСБ), начальникам оперативных таможен рекомендовано организовать совместно с ФСБ и МВД России проведение мероприятий, на выявление и пресечение противоправной деятельности организаторов контрабандных каналов, а также должностных лиц должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, оказывающих им содействие.

Главному научно-исследовательскому вычислительному центру (Центральному информационно-техническому таможенному управлению – ЦИТТУ) ФТС России, Управлению по связям с общественностью (УСО), УГСК, Управлению собственной безопасности (УСБ), начальникам таможенных органов рекомендовано открыть на официальных интернет-сайтах Федеральной таможенной службы, региональных таможенных управлений, таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, специальную страницу с возможностью для посетителей сообщать информацию о фактах проявления коррупции в таможенных органах Российской Федерации, номеров «телефонов доверия», почтовых ящиков для отзывов о деятельности таможенных органов. Определить порядок обработки поступающих сообщений о коррупционных проявлениях, их направление для рассмотрения в подразделения собственной безопасности, комиссии по урегулированию конфликта интересов.

УГСК, УСБ, ССБ и кадровым службам РТУ рекомендовано проводить углубленную проверку, в том числе с применением полиграфа, кандидатов на должности руководящего состава таможенных органов, сотрудников правоохранительного блока и должностных лиц подразделений таможенного оформления и таможенного контроля, обращая особое внимание на характер их деятельности до поступления на государственную службу в целях предупреждения возможного конфликта интересов. Этим же подразделениям рекомендовано переработать действующие ведомственные правовые акты, регламентирующие организацию и порядок проведения профилактических мероприятий подразделениями собственной безопасности таможенных органов в целях предупреждения совершения преступлений коррупционной направленности со стороны должностных лиц таможенных органов.

Начальникам ССБ Планом предписано обеспечить надлежащий контроль за исполнением требований распоряжения ФТС России от 15.04.2005 № 146-р по всем фактам непринятия адекватных мер реагирования начальниками РТУ и таможен, доклад в УСБ ФТС России с последующим информированием ФТС России для принятия управленческих и кадровых решений.

Контрольно-ревизионному управлению (КРУ), УСБ, УГСК, начальникам таможенных органов рекомендовано организовать эффективный контроль за использованием средств федерального бюджета, выделенных на содержание таможенных органов и объектов федеральной собственности. По результатам контроля вносить предложения по устранению нарушений финансово-хозяйственной деятельности и фактов коррупционных проявлений.

Начальникам таможенных органов предложено разработать систему мер, направленных на обеспечение минимизации личных контактов должностных лиц таможенных органов, осуществляющих ТО и ТК, и участников ВЭД, а также исключение случаев регулярного таможенного оформления товаров одних и тех же участников ВЭД одними и теми же должностными лицами таможенного органа.

ГУБК, УСБ, начальникам оперативных таможен, заместителям начальников таможен по правоохранительной деятельности предписано организовывать и проводить мероприятия совместно с ФСБ и МВД России, направленные на выявление и пресечение противоправной деятельности организаторов контрабандных каналов, а также должностных лиц правоохранительных органов, оказывающих им содействие. По результатам проведенных мероприятий подготовить предложения по внесению изменений в законодательство Российской Федерации.

УГСК, кадровым службам РТУ обеспечивать проверку сведений, представляемых должностными лицами таможенных органов, о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.

В 2013 году в Перспективный план Федеральной таможенной службы по противодействию коррупции в таможенных органах Российской Федерации на период 2010-2012 годы были внесены дополнения и ряд предложений.

Среди них:

УГСК, начальникам таможенных органов в целях обеспечения соблюдения федеральными государственными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, а также обеспечения исполнения ими обязанностей, установленных антикоррупционным законодательством предписано:

· обеспечить действенное функционирование комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов;

· принять дополнительные меры, направленные на усиление и активизацию работы подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностных лиц кадровой службы, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений) таможенных органов;

· осуществить комплекс организационных, предупредительно-профилактических и разъяснительных мер по соблюдению должностными лицами таможенных органов:

а) ограничений и запретов по исполнению обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации в целях противодействия коррупции;

б) ограничений, касающихся получения подарков, в том числе направленных на формирование у должностных лиц таможенных органов негативного отношения к дарению подарков в связи с исполнением ими служебных обязанностей.

Начальникам таможенных органов для выявления и предотвращения фактов несоблюдения должностными лицами таможенных органов ограничений, запретов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции предписано:

· организовать проведение в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, проверок по случаям несоблюдения должностными лицами таможенных органов ограничений, запретов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, нарушения ограничений, касающихся получения подарков, и порядка сдачи подарка, а также применения соответствующих мер юридической ответственности;

· организовать и обеспечить контроль исполнения должностными лицами таможенных органов обязанности по уведомлению представителя нанимателя о выполнении иной оплачиваемой работы;

· организовать систематическое проведение таможенными органами Российской Федерации оценок коррупционных рисков, возникающих при реализации ими своих функций, и внесение уточнений в перечни должностей федеральной государственной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками.

В ходе повышения правовой подготовки должностных лиц начальникам таможенных органов организовать в рамках профессиональной подготовки должностных лиц таможенных органов изучение положений законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, в том числе об установлении наказания за коммерческий подкуп, получение и дачу взятки, посредничество во взяточничестве в виде штрафов, кратных сумме коммерческого подкупа или взятки, об увольнении в связи с утратой доверия, о порядке проверки сведений, представляемых должностными лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции.

УГСК, начальникам РТУ и руководителям таможен и таможенных постов выявлять случаи возникновения конфликта интересов, проводить их анализ, определять меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Для этого им предложено:

· организовать работу по выявлению случаев возникновения конфликта интересов, одной из сторон которого являются лица, замещающие должности государственной службы категории «руководители»;

· принять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. По каждому случаю конфликта интересов применять меры юридической ответственности, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

· обсудить вопрос о состоянии этой работы и мерах по ее совершенствованию на коллегиях и оперативных совещаниях.

· осуществить комплекс организационных, предупредительно-профилактических и разъяснительных мер по соблюдению должностными лицами таможенных органов:

а) ограничений и запретов по исполнению обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации в целях противодействия коррупции;

б) ограничений, касающихся получения подарков, в том числе направленных на формирование у должностных лиц таможенных органов негативного отношения к дарению подарков в связи с исполнением ими служебных обязанностей.

Управлению противодействия коррупции (УПК), службам противодействия коррупции РТУ предложено обеспечить надлежащий контроль за исполнением требований распоряжения ФТС России от 27.12.2011 № 254-р «О порядке информирования подразделениями по противодействию коррупции руководителя Федеральной таможенной службы, начальников региональных таможенных управлений и таможен». По всем фактам непринятия начальниками РТУ и таможен адекватных мер реагирования направлять информацию в УПК ФТС России с последующим докладом руководству ФТС России для принятия управленческих и кадровых решений.

Формированию морально-психологического климата и сплоченности таможенных коллективов способствовало выполнение мероприятий плана реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» в Федеральной таможенной службе. Был организован и на высоком уровне проведен XVII смотр-конкурс самодеятельного художественного творчества в таможенных органах Российской Федерации.

В таможенных органах были проведены смотры-конкурсы самодеятельного художественного творчества, количество участников и художественный уровень которых ежегодно растут. Так, в 2013 году в 18-м смотре-конкурсе самодеятельного художественного творчества в таможенных органах приняло участие более 8,5 тысячи должностных лиц и работников таможенных органов, в заключительном гала-концерте смотра-конкурса приняли участие 230 лауреатов (в 2012 году – около 8 тысяч участников и 191 лауреат соответственно).

За безупречное выполнение своих должностных обязанностей, успешное выполнение заданий особой важности и сложности, а также за особые заслуги в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации 14 должностных лиц таможенных органов были награждены государственными наградами, 15 должностных лиц – правительственными наградами, более 10,5 тысячи человек – ведомственными наградами, 168 сотрудникам досрочно присвоены специальные звания[117].

Качество образования и обучения должностных лиц таможенных органов играют большую роль в борьбе с коррупцией. В этом преуспевает основной вуз Российской Федерации, готовящий кадры для таможенных органов. Это, безусловно, Российская таможенная академия.

В 2013 году Академия продолжала осуществлять свою деятельность по следующим направлениям:

· подготовка специалистов для таможенных органов Российской Федерации и таможенных служб государств – участников СНГ;

· переподготовка и повышение квалификации должностных лиц таможенных органов Российской Федерации и таможенных служб государств – участников СНГ.

Подготовка специалистов осуществлялась по четырём специальностям высшего профессионального образования: «Таможенное дело», «Экономика и управление на предприятии (таможня)», «Юриспруденция», «Мировая экономика» и по трём направлениям подготовки: «Экономика», «Менеджмент» и «Юриспруденция» (квалификация (степень) «бакалавр», «магистр»).

По программам основного высшего профессионального образования по всем формам в РТА и филиалах обучаются 8 887 студентов, в том числе: в академии – 3 559 человек, во Владивостокском филиале – 1 233 человека, в Санкт-Петербургском филиале имени В.Б. Бобкова – 2 470 человек, в Ростовском филиале – 1 625 человек[118].

В РТА и филиалах обучаются 592 человека из стран СНГ, в том числе из Белоруссии – 118 человек, из Казахстана – 80 человек, из Таджикистана –
84 человека, из Киргизии – 70 человек, из них в магистратуре – 34 человека.

В 2013 году прошли подготовку, переподготовку и повышение квалификации 14 325 должностных лиц таможенных органов, в том числе в Институте дистанционного обучения, переподготовки и повышения квалификации и на факультетах переподготовки и повышения квалификации филиалов РТА – 13 393 человека, в Институте правоохранительной деятельности по 43 программам дополнительного профессионального образования – 932 человека из правоохранительных подразделений ФТС России.

Образовательный процесс в РТА ориентирован на усиление практической направленности обучения и формирования у студентов и должностных лиц таможенных органов практических навыков на основе тренингов и деловых игр. Организовано внедрение в образовательный процесс программных продуктов, разработанных в рамках опытно-конструкторских работ «Инспектор» и «Ситуация». Разработано специальное программное обеспечение многофункционального учебно-методического и научного центра ФТС России, созданы комплексные тренажерные системы для подготовки должностных лиц таможенных органов.

Успешно прошли итоговые аттестационные испытания 1 766 студентов
(в 2012 году – 1 665). Государственными аттестационными комиссиями присвоены соответствующие квалификации и выданы дипломы о высшем профессиональном образовании специалистам: 745 – «специалист таможенного дела» (в 2012 году – 699); 614 – «юрист» (в 2012 году – 582); 261 – «экономист-менеджер» (в 2012 году – 275); 114 – «экономист» (в 2012 году – 99). Впервые выданы дипломы о высшем образовании с присвоением квалификации «магистр» по направлениям подготовки «Экономика» – 8 специалистам, «Менеджмент» – 9, «Юриспруденция» – 15. Завершили обучение с отличием 232 студента (13% от общего числа выпускников)[119].

В РТА и её филиалах выполнено 148 научно-исследовательских работы с таможенной проблематикой. Существенно укрепилось научное сотрудничество ученых РТА, специалистов структурных подразделений ФТС России и региональных таможенных управлений.

В РТА работают 2 диссертационных совета, в которых состоялись защиты 43 диссертаций на соискание ученой степени кандидата (экономических наук – 26 и юридических наук –14) и доктора (экономических наук – 1 и юридических наук – 2).

В 2013 году в редакционно-издательском отделе РТА изданы 5 учебников, 24 монографии, 21 учебное пособие, 23 сборника научных трудов РТА и
её филиалов, 4 номера научного журнала «Вестник Российской таможенной академии».

Общее количество обучающихся в аспирантуре составляет 201 человек, в том числе: 68 – по очной форме обучения, 133 – по заочной форме обучения, 17 человек – соискатели. В докторантуре обучаются 3 докторанта и 3 соискателя. В аспирантуре обучаются 13 человек из СНГ[120].

В 2013 году в РТА совместно с ФТС России проведены 5 международных научно-практических конференций. В соответствии с совместным решением руководителя ФТС России и ЕЭК в РТА проведена международная научно-практическая конференция «Перспективы совершенствования таможенного законодательства Таможенного союза: международный и региональный опыт».

В РТА регулярно проводятся семинары по плану Всемирной таможенной организации, должностные лица РТА и её филиалов приняли участие в 12 зарубежных научно-практических конференциях.

Все учебные аудитории РТА и её филиалов оснащены современными информационно-техническими средствами автоматизации с установленным общим и специальным программным обеспечением, что позволяет проводить обучение студентов, переподготовку и повышение квалификации должностных лиц таможенных органов Российской Федерации и стран СНГ с учетом современных требований.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...