Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Виды наблюдения в психологии.




Департамент образования города Москвы

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт психологии, социологии и социальных отношений

Психологический факультет

Кафедра общей и практической психологии

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

 

ОБЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

(часть III)

для студентов психологического факультета

 

Специальность 030301 - Психология, квалификация специалиста

 

Курс 3 заочной формы обучения (5 семестр - 5,5 лет обучения)

Курс 4 заочной формы обучения (8 семестр - 3 года обучения)

 

Москва

Г.


Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на

Заседании кафедры общей и практической психологии

(Протокол № 1, от 25.08. 2009 г.),

На заседании ученого совета Института психологии, социологии и социальных отношений

(Протокол № 1, от 26.08. 2009 г.)

Учебно-методический комплекс рекомендован к печати

Научно-методическим советом ГОУ ВПО МГПУ

Автор-составитель:

Старший преподаватель С. В. Куваева.

Заведующий кафедрой:

Доктор психологических наук, профессор Е.С.Романова

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

Стр.

 

Часть I. Программа учебной дисциплины 4-9

Часть II. Методические рекомендации и план освоения 10-18
учебной дисциплины

Часть III.Методические материалы для самостоятельной работы 19-55
студентов

 

 

Часть I. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСУ

«ОБЩИЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ».

Программа курса «Общий психологический практикум» разработана в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования для специальности 020400 «Психология»(2000 г.).

Цель курса: ознакомление студентов с основными методами сбора и анализа информации.

Задачи курса: изучение методов исследования в психологии; развитие навыков проведения практического исследования.

Общий замысел курса - заложить основы серьёзного, делового отношения студентов к будущей профессиональной деятельности.

Данный курс тесно связан с общей психологией, экспериментальной психологией, психодиагностикой, является подготовительным этапом для прохождения студентами психолого-педагогической практики. Курс имеет практическую направленность, так как развивает навыки работы с конкретными методиками, которые студенты проводят на реальных испытуемых.

Курс обучения на заочном отделении рассчитан на 72 часа, из них 8 аудиторных часов, которые проводятся во время установочной сессии, 64 ч. – самостоятельная работа студентов. Во время следующей сессии студенты сдают зачет.

Курс обучения на заочном отделении (сокращенный срок обучения) рассчитан на 72 часа, из них 8 аудиторных часов, которые проводятся во время установочной сессии, 64 ч. – самостоятельная работа студентов. Во время следующей сессии студенты сдают зачет.

Программа включает: примерные тематические планы для студентов, краткое содержание тем курсов, контрольные вопросы для подготовки к практическим занятиям и зачёту, список рекомендованной литературы и приложения.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

а) студент должен знать и уметь использовать:

– категориально-понятийный аппарат курса «Общий психологический практикум» (тезаурус);

– основные методы исследования: наблюдение, самонаблюдение, опрос (устный, письменный), тестирование, метод анализа документов;

– основные принципы работы психолога-практика;

– методики исследования познавательных процессов (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, речь, воображение), индивидуальных особенностей и свойств личности (темперамент, характер, способности, эмоциональная сфера, мотивационная сфера и т.д.);

– известных психологов, внесших существенный вклад в исследование психики;

– компьютерные методы для изучения психики человека.

 

б) студент должен иметь навыки:

– самостоятельной работы с психологической литературой;

– использования основных методов исследования;

– планирования эмпирического исследования;

– организации индивидуального исследования испытуемого;

– организации исследования особенностей собственной психики;

– обработки и интерпретации результатов, полученных в процессе исследования.

 

Содержание дисциплины.

Тема 1. Основные методы исследования.

Понятия: методология, метод, методика. Понятия надёжности и валидности метода исследования. Методы исследования в психологии (наблюдение, самонаблюдение, опрос, тестирование, эксперимент, метод анализа документом), их виды, особенности, достоинства и недостатки, сфера применения.

Тема 2. Этические принципы деятельности психолога.
Основные мотивы обращения к практическому психологу. Особенности
общения психолога и клиента. Ситуации, наносящие человеку вред. Действия психолога после завершения исследования. Этические принципы психолога - практика (по материалам Американской психологической ассоциации). Использование животных в психологических исследованиях.

Тема 3. Планирование эмпирического исследования.

Выбор темы исследования. Составление плана исследования. Гипотеза исследования. Контрольная и экспериментальная группа. Подбор методов исследования (надёжные, валидные, объективные). Количественные (статистические) и качественные критерии оценки результатов исследования. Интерпретация результатов исследования.

Представление результатов исследования: графическое, в виде таблиц, в форме диаграмм. Научные исследования и связанные с ними артефакты. Особенности ведения протоколов. Оформление протоколов.

Тема 4. Виды наблюдения в психологии.

Наблюдение как метод исследования. Виды наблюдения: стандартизированное, лабораторное, полевое, включённое, невключённое, скрытое. Требования к наблюдению, особенности применения. Подготовка психолога к проведению наблюдения.Дневник наблюдения. Создание поведенческого портрета личности на основе наблюдения. Особенности интерпретации жестов, мимики, позы, голоса. Паралингвистические особенности. Устойчивые психологические свойства и ситуативные состояния. Составление протокола.

Тема 5. Метод опроса в психологии.

Беседа, её виды: стандартизированная, частично стандартизированная, свободная. Навыки ведения беседы. Подготовка и проведение частично стандартизированной беседы. Терапевтическая беседа. Метод анкеты, как способ изучения личности. Возникновение метода. Область применения анкеты. Виды респондентов. Составление анкеты. Обработка анкетного материала. Исследование личности с помощью анкеты. Исследование тревожности, экстраверсии, ригидности личности с помощью анкеты Моудсли. Анализ различных типов вопросов анкеты. Возможности ошибки в анкете.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...