Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Тема 4. Концепция болезни. Понятие внутренней картины болезни.




Определение болезни (философское и по данным ВОЗ). Понимание болезни в медицине и психологии. Понятие о болезни как личностной проблемы. Механизмы преодоления болезни. Проблема внутренней картины болезни; психосоматические расстройства в личностном контексте; проблема психосоматической саморегуляции. Понятие «внутренняя картина болезни» (ВКБ). Терминологическое многообразие. Факторы, влияющие на формирование реакции на болезнь. Четыре уровня отражения болезни в психике заболевшего (чувственный, эмоциональный, интеллектуальный, мотивационный). Влияние ситуации лечения и течения заболевания на динамику ВКБ.

 

Тема 5. Влияние соматической болезни на психику.

Изменение познавательной деятельности под действием хронического соматического заболевания. Астения. Типы астенических состояний: гиперстения, синдром раздражительной слабости, гипостенический синдром. Нарушение операциональной стороны познавательной деятельности. Нарушение мотивационного компонента познавательной деятельности.

Тема 6. Роль механизмов психологической защиты в формировании болезни и их значение для терапевтического процесса.

Понятие психологической защиты. Функциональное назначение психологической защиты. Типология механизмов защиты. Механизмы психологической защиты как регуляторы эмоций. Схема диагностики механизмов психологической защиты у пациентов с психосоматическими заболеваниями. Понятие адаптивной и дезадаптивной психологической защиты. Основная стратегия работы по коррекции используемых механизмов защиты.

РАЗДЕЛ III. ЧАСТНАЯ ПСИХОСОМАТИКА

Тема 7. Психосоматические аспекты сердечно-сосудистых заболеваний и заболеваний органов пищеварения.

Общее в психосоматике сердечно-сосудистых нарушений. Кардиофобические неврозы. Нарушения сердечного ритма. Артериальная гипертензия и гипотензия. Ишемическая болезнь сердца. Психосоматические аспекты операций на сердце. Направления работы клинического психолога в работе с пациентами кардиологических отделений. Общие психосоматические аспекты заболеваний органов пищеварения. Психогенные расстройства аппетита, тошнота и рвота, запоры, поносы, нарушения моторики органов пищеварительной системы. Канцерофобия.. Направления работы психолога с пациентами с заболеваниями пищеварительного тракта.

Тема 8. Психосоматические аспекты заболевания органов дыхания и соматизированной депрессии.

Основные формы психосоматической патологии органов дыхания (бронхиальная астма, психогенная одышка, невротический дыхательный синдром). Значение психологических факторов в клинике заболеваний органов дыхания. Направления работы психолога с пациентами с заболеваниями органов дыхания. Психопатологические проявления соматизированной депрессии. Маски соматизированной депрессии. Проблема диагностики и лечения соматизированной депрессии. Диагностика и лечение соматизированной депрессии. Причины несвоевременного распознавания соматизированной депрессии.

Тема 9. Психосоматические аспекты заболеваний опорно-двигательного аппарата и заболеваний кожи.

Основные формы психосоматической патологии опорно-двигательного аппарата. Ревматоидный артрит. Психосоматические влияния при двигательных нарушениях. Значение психологических факторов в клинике заболеваний опорно-двигательного аппарата. Направления работы психолога в работе с пациентами с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. Общие положения психосоматики заболеваний кожи. Психологические факторы при заболеваниях кожи. Нейродермит и прочие кожные заболевания. Направления работы психолога с пациентами с заболеваниями кожи.

Раздел IV. ДИАГНОСТИКА И ТЕРАПИЯ В ПСИХОСОМАТИКЕ

Тема 10. Задачи клинического психолога в клинике внутренних болезней.

Роль системного подхода в работе с пациентами соматических клиник. Значение личностно-ориентированного подхода к пациентам соматических клиник. Функции клинического психолога в клинике внутренних болезней: диагностическая работа, психокоррекционная и психотерапевтическая работа, работа по реабилитации больных, профилактическая работа, психологическое просвещение.

 

Тема 11. Методы диагностики психосоматических больных.

Основные направления диагностической работы с психосоматическими больными. Диагностическая беседа с соматическим больным. Анализ жизненного анамнеза. Психологическое тестирование в психосоматической практике. Основные принципы психологического анализа изменений психики у пациентов с соматическими заболеваниями.

 

Тема 12. Методы психокоррекции и психотерапии в работе с соматическими больными.

Формы терапии в психосоматике. Основные принципы и направления психтерапевтической и психокоррекционной работы в психосоматике. Психотерапевтическая беседа. Поддерживающая психотерапия, семейная психотерапия, поведенческая психотерапия, телесно-ориентированная психотерапия в работе с соматическими больными. Группы самопомощи.

 

 

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Наименование разделов и тем   Всего Аудиторные занятия
Лекции Практич. занятия Самост. работа
  Раздел I. Психосоматика как междисциплинарная область знаний.          
Предмет, объект, задачи и методы психосоматики. Проблема психосоматических взаимоотношений.
Психосоматические теории и модели.  
  Раздел II. Общая психосоматика.          
Этиология и классификация психосоматических расстройств  
Концепция болезни. Понятие внутренней картины болезни  
Влияние хронической соматической болезни на психику.
Роль механизмов психологической защиты в формировании болезни и их значение для терапевтического процесса.
  Раздел III. Частная психосоматика.          
Психосоматические аспекты сердечно-сосудистых заболеваний и заболеваний органов псищеварения
Психосоматические аспекты заболевания органов дыхания и соматизированной депрессии.  
Психосоматические аспекты ревматических заболеваний и заболеваний кожи
  Раздел IV. Диагностика и терапия в психосоматике.        
Задачи клинического психолога в клинике внутренних болезней.
Методы диагностики психосоматических больных.
Методы психокоррекции и психотерапии в работе с соматическими больными.
ИТОГО

 

ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ: ЭКЗАМЕН

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ

ПО ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПО КУРСУ «ОСНОВЫ ПСИХОСОМАТИКИ»

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.