Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Имя сущ. Как часть речи, его общекатегориальное значение.




Имя существительное (лат. substantivum) – часть речи, называющая предмет (в грамматическом значении этого термина), имеющая постоянную категорию рода, изменяемые, независимые категории числа и падежа, а также категорию одушевлённости / неодушевлённости.

Способ отображения действительности у имён существительных – номинация, категориальное значение – предметность. Понятие предметность (грамматический предмет) включает в себя прежде всего названия живых существ (студент, стрекоза, корова), их совокупностей (народ, крестьянство) и конкретных неодушевлённых предметов (улица, дом, тетрадь). Кроме того, они могут обозначать названия веществ (суп, золото, мед), качеств, свойств (красота, решимость), определённых действий (ходьба, бег, изучение) и состояний (тоска, грусть), названия временных сегментов (сутки, час), количество (дюжина, десяток) и т. д. «Значение предметности служит тем семантическим средством, с помощью которого из названия единичной вещи возникает обобщённое значение целого класса однородных вещей или выражение отвлечённого понятия» [Виноградов, 1972, с. 46].

Предметность в грамматическом понимании следует отличать от лексического значения слова. Сравним глагол бегает и имя существительное бег. Оба слова называют действие, но в первом случае действие рассматривается как процесс, совершаемый производителем и протекающий во времени; во втором случае действие мыслится отвлечённо, оно опредмечено, оформлено как именная часть речи, что подтверждается использованием учебно-исследовательского вопроса что.

Выражая предметность, имя существительное находится в сложном взаимодействии со всеми другими классами слов. В.В. Виноградов приводит следующий пример: «К.С. Станиславский в своей замечательной книге “Работа актера над собой” учил артиста оп­ределять стоящую перед ним сценическую задачу глагольным словом, а не именем суще­ствительным. Ведь “имя существительное говорит о представлении, об известном со­стоянии, об образе, явлении. Говоря о них, имя существительное только образно или формально определяет эти представления, не пытаясь намекать на активность, на дейст­вия"» [Виноградов, 1972, с. 27].

Итак, ярким семантическим признаком имён существительных принято считать предметность. «Что же такое предметность в грамматике?» – задает вопрос Б.Н. Головин и отвечает на него следующим образом: «По-видимому, предметом грамматика признает всё то, чему наше сознание может приписать качества, свойства, действия. В действительности красота – это качество, признак “предмета”, но в языке это предмет, то есть нечто способное быть носителем признаков (качеств и действий). Слово красота свободно присоединяет имена прилагательные и глаголы: строгая красота, её красота восхитила всех. Так что не нужно искать полного соответствия между грамматическим значением предметности и миром реальных предметов. Обобщения грамматики неизмеримо шире логических обобщений. Но грамматическая предметность всё же имеет реальный источник – это предметы действительности: слова, обозначающие предметы, образуют “смысловой центр” имени существительного. Это означает, что предметность имени своеобразно, очень непрямо отражает реальную жизнь» [Головин Б.Н. Введение в языкознание. – М.: Высшая школа, 1983. – С. 117].

Предметность (или предмет в грамматическом значении) является категориальным значением имени существительного. Своеобразной лакмусовой бумажкой, «проявляющей» названное категориальное значение, являются учебно-исследовательские вопросы кто и что. Сложность состоит в использовании этих вопросов к именам существительным, называющим животных. В лингвистической и методической литературе по этому поводу представлены противоположные мнения:

1. «Особо стоят местоимения вопросительные, как употребляющиеся самостоятельно, а не атрибутивно; в них выражено различие одушевлённых и неодушевлённых: кто? кого? относится к одушевлённым, что? чего? к неодушевлённым» [Шахматов А.А. Очерк современного русского литературного языка. – М.: Учпедгиз, 1941. – С. 128].

2. «В условиях контекста местоимение что может содержать вопрос о живом существе: что там пробежало? что это – волк или собака?» [Русская грамматика–1980, т. 1, с. 537].

Наличие противоположных точек зрения послужило толчком к проведению эксперимента, суть которого состояла в следующем: информантам, роль которых выполняли вузовские преподаватели и студенты, а также учителя школ, находящиеся на курсах повышения квалификации, было предложено 150 предложений, содержащих имена существительные, называющие животных разных видов, например: Акулы стали чаще нападать на людей в лодках. Бобры живут на тихих речках. Гага славится своим замечательным пухом. Дельфины плавают со скоростью пассажирского поезда. Зайцы отсиживаются в непогоду в снегу. Змеи истребляют грызунов. Комары- самцы питаются цветочным нектаром. По стеклу ползет муха. Мыши осторожны, дерзки, смелы. Соболь неохотно лазит по деревьям.

Ответы позволили выделить факторы, которые влияли на выбор нужного вопросительного местоимения.

1. По отношению к именам существительным, называющих крупных животных, почти все информанты задали вопрос кто? По отношению к мелким – оба вопроса. Но понятие «крупных» и «мелких» животных нетерминологично и не исчерпывает полного объёма представителей всего животного мира. Трудно отнести к «крупным» или «мелким» животным названия птиц (ласточка, воробей), пресмыкающихся, насекомых. Информанты в этих случаях чаще называли оба вопроса, отдавая предпочтение «кто».

2. Важным фактором является семантика всего предложения, характеристика существительного как активного деятеля или пассивного существа. Если имя существительное называло активного деятеля, а сказуемое-глагол обозначало действие, свойственное только живым существам (питается, выводит потомство и т. п.) или интенсивные действия (нападает, жалит, бегает и т. п.), то большинство информантов отдавало предпочтение вопросу кто, при остальных сказуемых – вопросу что (в предложении типа: Муха – насекомое).

3. Если имя существительное называет представителей животного мира как предмет питания, то к нему можно задать только вопрос что: тушёный кролик, жареная утка, соленая хамса и т. д.

4. Вопрос что был задан и по отношению к именам существительным, обозначающим скопления, массы некоторых животных, служащих объектом хозяйственной деятельности человека, например: Лов кефали (чего?) в это время был запрещён.

5. Можно выделить и субъективный фактор эстетического характера: некоторые информанты не использовали вопрос кто к названиям пресмыкающихся, гельминтов, мотивируя это брезгливым отношением к ним.

Таким образом, в современном русском языке по отношению к именам существительным, называющим животных, в абсолютном большинстве случаев используется вопрос кто, реже – что.

Мы подробно рассмотрели семантический критерий разграничения частей речи и выделили один из главных дифференциальных признаков существительных – категориальное значение предметности. К этому критерию примыкает второй, практически не представленный в лингвистической литературе, – номинативный способ отображения объективной действительности. Важно отметить, что имена существительные (в отличие от категориально соотносительных с ними местоимений) называют предметы. Другими словами, за каждым именем существительным закреплено постоянное содержание – одно или несколько значений, которые отложены в нашей памяти и представлены в толковых словарях в виде лексико-семантических вариантов.

Третий критерий – морфологический. Имена существительные имеют постоянный род, изменяемые категории числа и падежа.

Имена существительные относятся к мужскому (друг, юноша, олень), женскому (подруга, трава, сушь) и средне­му (окно, море, поле) роду. Имена существительные изменяются по падежам и числам, то есть склоняются.

У имён существительных выделяются три склонения (тётя, дядя, Мария — I склонение; конь, ущелье, гений — II склонение; мать, ночь, тишь — III склонение).

В предложении имена существительные обычно выступают в качестве подлежащего или дополнения, но могут быть и любыми другими членами предложения. Например: Когда душа в цепях, в душе кричит тоска, и сердцу хо­чется к безбрежному приволью_ (К. Бальмонт). Я лежал в аромате азалий (В. Брюсов)

 

Четвертый критерий – синтаксический. Он позволяет говорить о том, что на уровне словосочетания имена существительные могут выступать как в роли главного, так и в роли зависимого компонента. В предложении имена существительные способны реализовать наиболее широкий функциональный диапазон: они могут быть подлежащими, дополнениями, несогласованными определениями, обстоятельствами, именной частью составного сказуемого – другими словами, выполнять роль всех членов предложения, кроме глагольного сказуемого (простого и составного) и согласованного определения.

Пятый критерий – словообразовательный. С точки зрения словообразования имена существительные отличаются некоторыми только им присущими суффиксами (-чик, -щик, -ок, -онок и др.), аббревиацией (вуз, РФ, МИД), субстантивацией (набережная, шампанское, рабочий).

Итак, основными дифференциальными признаками имён существительных являются: категориальное значение предметности, номинативный способ отображения действительности, наличие постоянной категории рода и изменяемых категорий числа, падежа; категории одушевлённости / неодушевлённости; возможность использования в роли главного и зависимого компонента словосочетания; способность выступать в роли большинства членов предложения; наличие особых словообразовательных возможностей.

Имена существительные являются членом класса имен, куда входят также имена прилагательные, числительные и местоимения. Предполагается, что имена существительные, прилагательные и числительные образовались на базе одной категории.

Наиболее резко имя существительное противопоставлено глаголу.

По Русской грамматике–80 в состав имён существительных включаются также некоторые безлично-предикативные слова (лень, охота, жаль, недосуг, время и др.) и модальные слова (правда, факт): «Кроме перечисленных в §1123–1131 лексико-грамматических разрядов, объединяющих существительные в их основных значениях и во всей совокупности их форм, в составе существительных как части речи выделяются две группы слов, которые отличаются от остальных существительных своими синтаксическими функциями. Это, во-первых, существительные, употребляющиеся в функции члена предложения, – так называемые предикативы, и, во-вторых, существительные, употребляющиеся в функции вводного слова, – так называемые модальные слова. В состав этих групп, как правило, входят слова не во всех своих значениях, а только в одном значении, закреплённом в данном синтаксическом употреблении» [Русская грамматика–1980, т. 1, с. 465].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...