Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Для самостоятельной работы студентов

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образовательной политике

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2011 г.

 

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

по дисциплине

«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование

профиля подготовки «Образование в области иностранного языка (английского)»

 

Екатеринбург

РГППУ


Планы семинарских занятий по дисциплине «мировая художественная культура». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011. 23 с.

 

Автор: старший преподаватель М.Д. Попкова
     
     
     
     
Рецензент: к.ф.н, доцент О.А.Скрипова (УрГПУ)

 

 

Одобрены на заседании кафедры философии и культурологии. Протокол от 25 мая 2011 г. № 10.

 

Заведующий кафедрой философии и культурологии   С.З. Гончаров

 

Рекомендованы к печати методической комиссией Института искусств РГППУ. Протокол от 14 июня 2011 г. №10.

 

Председатель методической комиссии ИнИс   В.П. Фалько
     
СОГЛАСОВАНО Зав. сектором инспектирования ИМО УМУ   С. В. Пеннер
     
Директор ИнИс   А.Б. Костерина

 

 

© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2011

© Попкова М.Д., 2011

 

Цель и задачи курса

 

Курс «Мировая художественная культура» особенно актуален в современной ситуации всё более тесных межкультурных взаимодействий, т.к. создаёт базу для взаимопонимания представителей разных культур. Восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет оценить её потенциал, уникальность и значимость. Знакомство с мировой художественной культурой, воплощающей духовный опыт всего человечества, открывает студентам широкий горизонт личностного роста.

Цели, реализуемые в процессе преподавания учебной дисциплины «Мировая художественная культура»: знание и понимание истории мировой культуры, представленной наиболее выдающимися произведениями искусства, формирование эстетического вкуса и достижение высокого уровня духовной культуры.

Приоритетными задачами освоения курса являются:

· раскрытие основных этапов в истории мировой культуры;

· обнаружение связи художественной культуры с общей духовной ситуацией времени;

· освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;

· понимание формальных особенностей различных видов искусства, освоение основных методов анализа художественного произведения.

· использование студентами приобретенных знаний и умений для обогащения духовного опыта, расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

 

Знания и умения, усвоенные студентами в процессе изучения мировой художественной культуры, позволят уяснить связь искусства с жизнью общества и менталитетом народа, помогут лучше ориентироваться в современном поликультурном пространстве.

 

Методические рекомендации по подготовке

К семинарским занятиям

 

Семинарское занятие – особый вид учебной деятельности, развивающий самостоятельность мышления, речевое общение, способствующий творческому усвоению учебного материала. На семинарских занятиях по дисциплине «Мировая художественная культура» обсуждаются вопросы лекций и домашних заданий, предполагаются выступления студентов в форме докладов и сообщений, с последующим их обсуждением. Студенты делают устное реферирование предложенной преподавателем литературы; участвуют в групповых дискуссиях и круглых столах по наиболее актуальным проблемам художественной культуры выполняют творческие задания и домашние словарные работы; пишут контрольные работы; проходят тестирование по основным темам курса.

Самостоятельная работа студентов включает усвоение теоретического материала и подготовку к семинарам, которая предполагает самостоятельное знакомство с учебной и дополнительной литературой, конспектирование первоисточников, выполнение творческих заданий и домашних словарных работ, написание рефератов, тезисов, статей, работу с электронным учебно-методическим комплексом, подготовку к текущему контролю знаний, промежуточным аттестациям и итоговому контролю знаний. Научно-исследовательская работа студентов включает участие в конференциях и олимпиадах.

Подготовка к семинарскому занятию – сложная форма самостоятельной работы студента. Сначала необходимо внимательно ознакомиться с темами и планами семинарских занятий, прочесть лекции, затем приступать к изучению учебной и справочной литературы (текстовые или электронные варианты учебников, словарей, энциклопедий), а уже после этого к знакомству с рекомендуемой дополнительной литературой.

При чтении литературы по курсу «Мировая художественная культура» необходимо составлять конспекты и делать выписки, которые помогут в ответах по вопросам семинара, а также в обсуждении выступлений других студентов.

Доклад на семинарском занятии должен включать: содержание главных понятий по вопросу и связи между ними, постановку и решение рассматриваемой проблемы в историческом и социокультурном контексте, самостоятельную оценку изучаемого явления, анализ его места и роли в современном обществе. Обязательно наличие иллюстративного материала к докладу. Продолжительность выступления с докладом – 7-10 минут. Сообщение по теме представляет собой краткое выступление – 3-5 минут, – раскрывающее отдельный аспект рассматриваемого вопроса или дополняющее доклад.

Домашние словарные работы призваны выработать навык работы со справочной литературой – учебниками, словарями и энциклопедиями – с целью овладения понятийным аппаратом изучаемой дисциплины.

Общая трудоёмкость дисциплины «Мировая художественная культура» 72 часа (2 зачётных единицы), в том числе: 16 часов – лекции, 14 часов – семинарские занятия, 42 часа – самостоятельная работа студентов. После изучения дисциплины студенты сдают зачёт.

 

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

контрольные вопросы и задания

для самостоятельной работы студентов

 

Занятие 1. Феномен искусства, проблема его происхождения и сущности. Художественная культура первобытности.

Контрольные вопросы:

1. Художественная культура: понятие, составные элементы;

2. Природа и сущность искусства;

3. Происхождение искусства и художественная культура первобытности.

 

Задания:

1. Перечислите функции искусства и определите его роль в человеческой культуре.

2. Определите отличие художественного текста от нехудожественного;

3. Выявите причины возникновения художественной деятельности и своеобразие художественной культуры первобытности.

 

Темы докладов:

1. Скульптура каменного века

2. Наскальная живопись

3. Архетипические образы мифов

4. Архитектура мегалитов

5. Танец, музыка, театр – единство происхождения

Литература

 

1. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2 т. / под ред. С.А. Токарева. М., 1994.

2. Еремеев А.Ф. Первобытная культура: происхождение, особенности, структура» в 2 ч. Саранск, 1997.

3. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М. 1995.

4. Померенцева Н.А. Первобытное искусство. М., 2001.

5. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., Искусство, 2001.

 

Занятие 2. Художественная культура Древнего Востока.

Контрольные вопросы:

1. Культовая природа художественной культуры Древнего Египта

2. Ведические тексты как основа художественной культуры Древней Индии

3. Роль мифа и ритуала в художественной культуре Китая.

Задания:

1. Определите основные составляющие художественного канона Древнего Египта

2. Соотнесите мифы и эпос Древней Индии

3. Проанализируйте роль музыки в системе художественной культуры Китая.

 

Темы докладов:

 

1. Понятие символа и символического искусства.

2. Символы Древнего Египта.

3. Пирамида как универсальная модель мира в древневосточной культуре.

4. Эпос о Гильгамеше - памятник литературы Древнего Востока.

5. Музыкальное искусство Древнего Китая.

 

Литература

1. Аверинцев С.С. Древние цивилизации. М., 1989.

2. Васильев Л.С. История Востока: в 2-х томах. – М.: Высш. Школа, 1994.

3. Дмитриева Н.А. Виноградова М. Искусство Древнего мира, М., 1989.

4. Древние цивилизации / под ред. Бонгард-Левина Г.М., М. 1989.

5. Искусство стран Востока: учеб пособие под ред. Васильевского, М.: Просвещение, 1986.

6. Васильченко Е.В. Музыкальные культуры мира: Культура звука в тра-диционных восточных цивилизациях (Ближний и Средний Восток, Южная Азия, Дальний Восток, Юго-Восточная Азия): Учебное пособие. – М.: Изд-во РУДН, 2001.

7. Искусство Китая. М., 1988.

 

Занятие 3. Художественная культура Античности

Контрольные вопросы:

1. Место искусства в культуре Античности

2. Образ человека в художественной культуре Античности

3. Формирование классических жанров в античном искусстве.

Задания:

1. Определите классический художественный канон.

2. Назовите великих античных авторов и охарактеризуйте особенности их творчества.

3. Сравните искусство архаики, классики, эллинизма и римское искусство.

 

Темы докладов:

1. Классический эпос: «Илиада» и «Одиссея».

2. Ордерная система в архитектуре.

3. Эволюция древнегреческой скульптуры.

4. Античный театр. Принципы построения театрального действия.

5. Трагедии Эсхила, Софокла и Еврипида.

6. Римский скульптурный портрет.

7. Римская литература. Гораций, Вергилий, Овидий.

Литература

 

1. Боннар А. Греческая цивилизация. М.: Искусство, 1995.

2. Кун Н.А. Легенды и мифы древней Греции.

3. Винничук Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.

4. Бояджиев Г. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. М., 1981.

5. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. М. 1992.

6. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М. 1979.

7. Соколов Г.И. Искусство Древней Греции. М. 1980.

8. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., Искусство, 2001.

9. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М., 1990.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...