Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Меры противодействия профессиональной преступности.




Борьба с криминальным профессионализмом предполагает, прежде всего, систему экономических, идеологических и правовых мер в социальном аспекте, осуществляемых государством:

1. Совершенствование уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства в области борьбы с профессиональной преступностью.

2. Выявление профессиональных преступников и установление за ними постоянного контроля:

–профессиональные преступники должны находиться на учете, а их преступная деятельность постоянно отслеживаться;

– создание в масштабах страны компьютерной базы данных на всех профессиональных преступников и способах совершения ими уголовных деяниях.

3. Совершенствование работы ОВД и других правоохранительных органов в области борьбы с профессиональной преступностью:

– создание специальных подразделений по борьбе с различными видами профессиональной преступности;

– возрождение такого важного направления борьбы с профессиональными преступниками, как личный сыск.

4. Развенчание культа «воровских» традиций и обычаев и их носителей – авторитетов: например, развитие такой науки, как пенитенциарная социология, изучающая преступный мир, его историю, традиции, субкультуру и т.п.

5. Создание условий, при которых совершение преступлений становилось бы «экономически невыгодным».

6. Разработка и реализация государственной программы борьбы с преступностью в целом, уделив «важное» место профессиональной преступности.

7. Разработка, восстановление и внедрение в практику работы правоохранительных органов апробированных и «новых» форм и методов борьбы с профессиональной преступностью.

8. Осуществление мер по виктимологической профилактики с лицами, в отношении которых наиболее часто совершаются деяния преступниками профи.

 

1. Понятие и особенности должностной преступности

Должностная преступность представляет собой совокупность преступлений (и лиц, их совершивших), совершаемых должностными лицами с использованием своих служебных полномочий либо должностного положения против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Среди множества признаков и свойств должностной преступности наиболее важным для уяснения её сущности и формулировки определения является то, что:

– данные посягательства совершаются должностными лицами;

– данные посягательства совершаются с использованием служебных полномочий либо должностного положения;

– данные посягательства совершаются вопреки интересам службы.

Общественная опасность этих преступлений состоит в том, что:

– серьезно нарушается нормальная, регламентированная соответствующими правовыми актами деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений страны;

– происходит дискредитация власти, как в центре, так и на местах;

– ущемляются права и законные интересы граждан или организаций, а в целом интересы общества и государства.

– наносится значительный материальный ущерб физическим и юридиче-ским лицам.

Криминологическими особенностями (признаками) должностных преступлений являются:

1. Данные посягательства совершаются должностными лицами, наделенными властными, организационно-распорядительными, административно-хозяйственными функциями: представители власти, а также лица, выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах страны.

2. Криминологической особенностью должностных преступлений является также их значительное разнообразие.

В первую очередь это преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправле-ния:

– злоупотребление должностными полномочиями;

– превышение должностных полномочий;

– отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Россий-ской Федерации или ее Счетной палате;

– незаконное участие в предпринимательской деятельности;

– получение взятки;

– служебный подлог;

– халатность.

Ряд должностных преступлений посягает и на другие объекты (конституционные права и свободы человека и гражданина, экономическая деятельность, правосудие). К таким преступлениям относятся:

– отказ в предоставлении гражданину информации;

– воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участия в них;

– воспрепятствование законной предпринимательской деятельности;

– регистрация незаконных сделок с землей;

– контрабанда;

– привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности;

– незаконное освобождение от уголовной ответственности;

– незаконное задержание, заключение под стражу или содержание под стражей;

– принуждение к даче показаний;

– фальсификация доказательств;

– вынесение заведомо неправосудного приговора, решения или иного су-дебного акта;

– неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта.

Кроме того, к должностным преступлениям могут быть отнесены иные противоправные деяния лиц, совершаемые с использованием служебного положения, если они являлись должностными лицами.

3. Специфичным для должностной преступности является относительная стабильность и небольшое количество регистрируемых преступлений при высоком уровне их латентности. По мнению экспертов, латентность должностных преступлений превышает 90%.

С высокой латентностью должностной преступности связана и весьма продолжительная преступная деятельность многих должностных лиц. Так, отдельные из них безнаказанно получают взятки в течение нескольких лет.

4. Ежегодно в стране регистрируется около 22-25 тыс. этих преступлений, что составляет 0,8% от общего объема преступности в стране.

В структуре должностных преступлений преобладают служебный подлог (35% – 7000-8000 преступлений ежегодно), получение взятки (20% – 4000-4500), злоупотребление должностными полномочиями (17% – 3500-4000), превышение должностных полномочий (16% – 3500), халатность (9% – 2000-2200).

5. Особенностями обладает и личность должностного преступника. Для нее характерны:

– более высокий удельный вес лиц, достигших 30-40 лет;

– преобладание представителей низшего и среднего звена иерархии должностных лиц:

– трудовая деятельность должностных преступников связана с различными отраслями народного хозяйства и управления, с работой в контролирующих и правоохранительных органах, с руководством предприятиями и учреждениями.

6. Преступления должностными лицами совершаются умышленно (исключение составляет только халатность), в большинстве случаев из корыстных побуждений (67%), иной личной заинтересованности (защита ведомственных, местнических интересов).

2. Характеристика личности должностного преступника

Свойства, присущие личности должностного преступника, существенно отличаются от признаков личности преступников осужденных за иные деяния.

Для личности должностных преступников характерно наличие специфических социально-демографических признаков, отличающих их от основной массы преступников.

Молодых должностных преступников, до 24 лет, – 11%, от 26 до 30 лет 25%. Лица старше 30 лет составляют 37% среди общего числа преступников (вместе с тем среди лиц, привлеченных к ответственности за взяточничество, их доля возрастает до 64%.).

Значительная часть должностных лиц совершило должностные преступления в возрасте 31 – 40 лет – 36,4%; лица в возрасте 41 – 50 лет со-ставляют 17,2% должностных преступников; старше 51 года – 10%.

Чаще всего должностной преступник это мужчина. Вместе с тем, доля женщин среди должностных преступников почти в два раза выше, чем доля женщин среди других категорий преступников.

Как правило, должностные преступники это граждане, состоящие в браке (76%); на момент совершения преступления не состояли в браке – 18%; разведены – 6% должностных преступников.

Среди лиц, которым было предъявлено обвинение в совершении должностного преступления, большинство являлось специалистами, не занимающими руководящие должности – 61%. Руководители различных ведомств, предприятий, организаций, учреждений составляют 19% должностных преступников; руководители среднего уровня – 11,4%; руководители низшего уровня – 8,6%.

На момент совершения должностного преступления, в каждом втором случае (53,8%), обвиняемые выполняли функцию представителя власти. В каждом третьем случае (30,8%) – организационно-распорядительные функции; в 6,7% лицо при совершении должностного преступления исполняло ад-министративно-хозяйственные функции.

Большинство должностных преступников, совершают должностные пре-ступления регулярно.

Большинство должностных преступлений совершается одним лицом.

Специалисты отмечают, что для должностных преступников часто характерен синдром круговой поруки, протекционизм, психология потребительства, которая чаще всего превалирует над остальным.

Типичный должностной преступник, в отличие от преступников, совер-шающих общеуголовные преступления, не злоупотребляет спиртными напитками, не принимает наркотики, в быту ничем не выделяется, не склонен к нарушению общественного порядка.

Должностные преступники в подавляющем большинстве случаев характе-ризуются своим руководством положительно (96%), удовлетворительно (посредственно) характеризуется – 2,7%, отрицательно менее – 1%.

Типология личности должностных преступников по характеру антисоци-альной направленности и ценностным ориентациям может быть весьма вариативной. По этому критерию могут быть выделены следующие типы должностных преступников:

– должностные преступники с корыстными побуждениями, связанными с игнорированием права собственности (взяточничество, злоупотребление должностными полномочиями и др.);

– должностные преступники с негативно-пренебрежительным отношением к личности и её важнейшим благам (превышение должностных полномочий, сопряженное с насилием; преступления против конституционных прав граждан и др.);

– должностные преступники с легкомысленно-безответственным отноше-нием к своим обязанностям и охраняемым законом социальным ценностям (ха-латность);

– должностные преступники с индивидуалистическим, антисоциальным отношением к различным нормативным установлениям и своим правовым обязанностям (превышение должностных полномочий, деяния против пра-восудия).

3. Детерминанты должностной преступности и меры по ее предупреж-дению

Специалистами выделяется до 300 основных детерминант преступности в целом, многие из которых оказывают свое негативное влияние и на должностную преступность.

Криминогенные факторы должностной преступности можно условно разделить на несколько групп:

Экономические факторы

Должностная преступность, как составная часть общей преступности, объективно зависит от негативных тенденций в экономике:

– нестабильное состояние и слабость отечественной экономики, высокий уровень инфляции и безработицы, недостатки в сфере производства и распределения материальных ценностей;

– одним из немаловажных экономических факторов преступности является имущественная поляризация населения;

– различиями в уровне обеспеченности граждан и чиновников, с размером, остротой этого различия;

– несовершенство в механизме управления государственной собственно-стью, что создает почву для многочисленных должностных злоупотреблений.

– экономическая необеспеченность приоритета предупреждения преступлений применению мер уголовной репрессии;

– недостаточное финансирование и социальное обеспечение правоохранительных органов также являются одним из немаловажных факторов, влияющих на рост должностной преступности.

Политические факторы, к числу которых следует отнести:

– отсутствие политической воли руководства государства реально, не декларативно), целеустремленно и последовательно противодействовать должностной преступности.

– зачастую привлечение к уголовной ответственности высокопоставлен-ных должностных лиц происходит не из-за наличия или отсутствия юридических оснований, а исходя из политической целесообразности, узкопартийных интересов, степени близости этого лица к руководству государством;

– борьба с должностными преступлениями и коррупцией часто используется для противодействия с политическими противниками, нередко в интересах уголовно-финансовых кланов;

– недостаточно последовательная и целеустремленная уголовная политика государства в сфере противодействия должностной преступности (например, отмена конфискации имущества лиц, виновных в коррупции);

– отчуждение большей части населения от управления государственными делами, от контроля над системой мер борьбы с преступностью, коррупцией.

Социально-психологические факторы, а именно:

– равнодушное отношение части населения страны к должностным преступлениям и коррупции относится к должностной преступности (так, по данным исследования отношение населения к проституции намного негативнее, чем к коррупции: 37% опрошенных лиц оправдывают существование взяточничества, и лишь 25% – проституцию);

наличие определенных этнокультурных традиций и обычаев, кланово-родовых пережитков, «питающих» должностную преступность и коррупцию;

– нередко методы коррупционного характера не просто предпочтительны при реализации каких-либо задач и планов, а необходимы, ибо в ином случае зачастую сопряжены с невероятными трудностями, потерей времени и сил;

– утрата значительной частью населения общепризнанных человеческих идеалов в сфере общежития социума, низкий уровень правовой солидарности населения с уголовным законодательством также являются питательной почвой для должностной преступности;

– значительная часть населения, вовлеченная прямо или косвенно в теневую экономику, привыкшая получать зарплату в конвертах и уклоняться от налогов, будучи свидетелем многочисленных злоупотреблений и нарушений закона, начинает относиться к нормам права как к чему-то необязательному, особенно если речь не идет об общеуголовных преступлениях;

– некоторая часть граждан, еще на момент поступления на государственную службу рассчитывает получать определенные доходы, путем систематических должностных злоупотреблений, оправдывая это недостаточным материальным обеспечением служащих.

– неразвитые традиции этики публичной службы, недостаточно четко сформированное понимание чести государственного служащего.

К организационным факторам относятся:

– недостаточно эффективная организация контроля деятельности государственных служащих;

– чрезмерная закрытость, а порой, необоснованная корпоративная солидарность большинства государственных органов, недостаток гласности и прозрачности в их деятельности;

– слабость внутреннего, ведомственного контроля создают благоприятную почву для должностной преступности;

– обилие проверяющих (лицензирующих) предпринимательскую деятель-ность органов и, как следствие, многочисленные инструкции и нормативные ак-ты, регламентирующие их деятельность, также создают почву для коррупции;

– слабое взаимодействие правоохранительных органов, противоречия в компетенции органов, осуществляющих борьбу с коррупцией;

– определенные нормативные акты специально принимаются для облегчения совершения хищений чужой собственности, других должностных преступлений.

Способствует распространению должностной преступности: недостаточ-ная научная и криминологическая обеспеченность деятельности ОВД в указанной сфере, недостаток методических рекомендаций практической на-правленности, не вполне эффективный механизм внедрения результатов научных исследований в практическую деятельность.

5. Кадровые факторы

– недостатки в подборе и профессиональной подготовке кадров государственных служащих;

– низкий профессионализм и некомпетентность способствуют распростра-нению должностной преступности;

– чрезмерная раздутость управленческого аппарата, бюрократизм, протекционизм.

Нормативные факторы:

– недостаточно четкая регламентация деятельности государственных слу-жащих, дублирование друг друга отдельными государственными органами создают благоприятную почву для всевозможных должностных злоупотреблений;

– определенные противоречия законов и подзаконных нормативных актов, отсутствие должной регламентации многих вопросов, а иногда, напротив, избыточная регламентация способствуют бюрократизму, произволу чиновников и коррупционной преступности;

– отсутствие эффективного механизма реализации ряда нормативных актов антикоррупционной направленности приводит к аномии, бездействию закона;

– иммунитет некоторых категорий должностных лиц, совершивших преступления, крайне сложная процедура привлечения их к уголовной ответственности.

Среди наиболее перспективных мер борьбы с должностной преступностью, политической направленности, многие криминологии отмечают:

– демократизацию политической жизни,

– стабилизацию политического режима,

– разработку и реализацию государственной стратегии борьбы с преступностью,

– противодействие неправомерному лоббированию частных (корпоративных) интересов в органах власти,

– развитие межгосударственного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью и др.

Важное значение имеют такие организационные и кадровые меры противодействия должностной преступности как:

– совершенствование работы госаппарата;

– четкая правовая регламентация служебной деятельности чиновников;

– повышение их социального статуса и предоставление им зарплаты и ус-луг, обеспечивающих достойный уровень жизни;

– создание прозрачного и эффективно функционирующего механизма подбора, профессиональной подготовки, расстановки и продвижения кадров в государственном аппарате,

– совершенствование контроля над доходами и расходами государственных служащих,

– осуществление общественного контроля над деятельностью публичных служащих.

– увольнение с государственной службы лиц, нарушивших этические нормы поведения, связанные с осуществлением должностных полномочий.

Некоторые специалисты считают необходимым активнее использовать при расследовании должностных преступлений полиграф.

Необходимость создания специализированной службы ответственной за противодействие должностной преступности, отмечается многими специалиста-ми. Подобный орган должен заниматься выявлением и расследованием должностных преступлений, осуществлять аналитическую работу, контролировать доходы государственных служащих (неэффективность существующей ситуации, когда правильную декларацию доходов проверяют сотрудники кадровых служб, отмечается многими экспертами), проводить предупредительную работу и т.д.

 

Преступность несовершеннолетних – это совокупность преступлений, совершенных лицами в возрасте от 14 до 17 лет (а равно совокупность лиц, совершивших данные уголовно-наказуемые деяния).

Необходимость выделения преступности несовершеннолетних для самостоятельного криминологического изучения определяется следующими факторами:

– ее особой уголовно-правовой оценкой, а также особым уголовно-процессуальным механизмом: поскольку глава 14 УК РФ выделяет особенности ответственности и наказания несовершеннолетних, а главы 32 и 50 УПК РФ предусматривают особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.

По большинству преступлений уголовная ответственность наступает с 16-ти лет, однако по некоторым статьям при возможности осознания общественной опасности совершенного деяния возможно привлечение к ответственности лиц, достигших на момент совершения преступления 14 лет (ч. 2 ст. 20 УК РФ).

– важностью и масштабностью задач по охране жизни, здоровья, прав подрастающего поколения, реализации требований по его воспитанию, духовному, нравственному, психическому развитию;

Особенности преступности несовершеннолетних состоят в следующем:

1. В общей массе зарегистрированной преступности доля преступности несовершеннолетних невелика в пределах 9-12%.

Коэффициент преступности несовершеннолетних за последние пять лет в расчете на 100 тыс. населения составляет в пределах 1750-1900 единиц.

2. Преступность несовершеннолетних менее опасна по сравнению с преступностью взрослых:

– у несовершеннолетних преступников более узкий объект преступного посягательства (в основном это кражи и хулиганства, вандализм, реже неправомерное завладение транспортным средством без цели хищения, иные преступления);

– «детская» преступность причиняет меньший ущерб, чем преступность взрослых;

– менее отягченная мотивация (умысел возникает внезапно, нередко отсутствует заранее спланированный мотив преступления и т.д.), чем у взрослых преступников;

– преступность несовершеннолетних характеризует меньшая криминогенная зараженность личности преступника.

3. Групповой характер преступности несовершеннолетних (до 70% преступлений подростки совершают в группах). Наиболее часто в группах совершаются такие преступления, как разбойные нападения, грабежи и кражи. Во многом это обусловлено возрастной потребностью общения в неформальной среде сверстников.

Групповой характер преступности несовершеннолетних не сводится только к совершению преступлений несовершеннолетних в соучастии, т.к. во-первых, подростки могут совершать преступления в группе, в которых один является субъектом уголовной ответственности. Во-вторых, большая часть преступлений, совершаемых подростками в одиночку, обусловлена криминогенным влиянием неформального окружения сверстников.

4. Преступность несовершеннолетних характеризуется высокой латентностью. Это обусловлено, во-первых, тем, что преступления несовершеннолетних часто не влекут тяжелых последствий, и потерпевшие от этих преступлений не заявляют в правоохранительные органы. Во-вторых, многие преступления совершаются против своих сверстников из неформальных криминогенных групп. В силу закрытости этих общностей информация о совершенных преступлениях правоохранительным органам просто неизвестна.

5. Преступность несовершеннолетних локализуется в основном в рамках того административного района, где проходит их социально активная деятельность (учеба, место жительство, проведение досуга).

6. Преступность несовершеннолетних менее стабильна, чем преступность взрослых. Причина – они более чувствительны к позитивным и негативным изменениям в обществе.

7. Преступность несовершеннолетних является преимущественно городской (в городах совершается около 75% всех преступлений). В городах, особенно сильно урбанизированных и «молодых», с неразвитой социальной инфраструктурой сильнее воздействие негативных социально-экономических факторов.

8. Преступность несовершеннолетних еще в большей степени, чем преступность взрослых – явление мужское (доля девушек около 8-9%).

9. Доля рецидива в структуре преступности несовершеннолетних ниже, чем среди взрослых (у несовершеннолетних – до 11%, у взрослых – около 30%).

10. Наиболее криминогенной группой являются несовершеннолетние в возрасте 16-17 лет.

11. Продолжает оставаться высокой криминальная активность несовершеннолетних младших возрастных групп: ежегодно совершается более 1 тыс. преступлений несовершеннолетними, не достигшими возраста уголовной ответственности, из них треть тяжких и особо тяжких, каждое 150-ое посягательство – убийство.

12. Значительная часть преступлений совершается несовершеннолетними в соучастии с взрослыми преступниками.

13. Предметами посягательств несовершеннолетних чаще всего являются радио-, теле-, видеоаппаратура, продукты питания, спиртные напитки, табачные изделия – похищенные вещи больше рассчитаны на самопотребление, чем на продажу в целях обогащения.

14. Не менее значимой особенностью краж, совершаемых несовершеннолетними, является выраженная интенсивность преступлений. Иногда несовершеннолетние совершают одно преступление за другим с промежутком менее месяца. Кроме того, большинство несовершеннолетних совершают (например, квартирные кражи) в непосредственной близости от места проживания, обычно там, где они учились, работали или проводили досуг.

15. Структура преступности несовершеннолетних представлена следующим образом:

а) доля тяжких насильственных и корыстно насильственных преступлений (убийства, тяжкий вред здоровью, изнасилование, разбой) – составляет менее одной десятой и относительно стабильна;

б) в структуре преобладают кражи (около 45%), хулиганство (до 20%), грабежи (более 14%), угоны автотранспорта без цели хищения (около 5%), разбои (3,5-4%), мошенничество (3,5%), вымогательства (2-2,5%), незаконный оборот наркотиков (1,5%)

6. Около 20% убийц начинали свою преступную «карьеру» в несовершеннолетнем возрасте. У всех осужденных этот показатель значительно ниже – 4,9%. Это подтверждает известный тезис о том, что чем раньше начинается преступная деятельность – тем более тяжкие преступления совершает лицо.

17. Около 70 % всех преступлении несовершеннолетних совершаются в состоянии алкогольного опьянения.

18. В регионах с относительной бедностью и высокой текучестью населения (например, Южный, Дальневосточный ФО) высока насильственная преступность несовершеннолетних, а на территориях с более высоким достатком (Центральный, Северо-Западный ФО) значительное место занимают корыстные посягательства.

19. Ежегодно в органы внутренних дел России за совершение различных правонарушений доставляется более 1 млн. несовершеннолетних (в т.ч. беспризорных и безнадзорных – более 160 тыс.).

На протяжении истекшего года криминальная ситуация в России продолжала оставаться достаточно сложной. На состояние правонарушений и преступлений несовершеннолетних продолжали оказывать ряд факторов экономического, социального, политического и нравственно-психологического характера.

Основные современные тенденции преступности несовершеннолетних:

1. Рассмотрение структуры преступности несовершеннолетних показывает: несмотря на то, что она имеет волнообразный характер, основную её часть составляют корыстные и корыстно-насильственные преступления. Очевидно, что общая картина преступности несовершеннолетних приобретает все более выраженную корыстную окраску.

Доля преступлений корыстной направленности составляет около 80%.

2. Помимо этого отмечается и существенное усиление агрессивности и жестокости совершаемых преступных деяний, а также появление новых видов преступлений (убийство по найму, похищение людей с целью получения выкупа, экстремизм и терроризм и т.д.).

3. На общем фоне возрастающей алкоголизации и наркотизации населения особую тревогу вызывает распространение алкоголя и наркотиков среди несовершеннолетних и совершения на этой почве различных преступлений. Особенно опасно, что молодежная среда стала впитывать в себя философия о наркотиках как неотъемлемой части некой субкультуры для избранных.

4. Растет криминализованность подростковой среды. Значительное количество преступлений, совершаемых подростками, относится к категории тяжких и особо тяжких. В отдельные периоды этот показатель на треть был выше, чем у взрослых преступников.

В последние годы несовершеннолетние «осваивают» и новые для них преступления (вымогательство, захват заложников, мошенничество, торговля оружием, наркотиками, компьютерные преступления, участие в террористической и экстремистской деятельности и т.п.).

5. Растет количество преступлений, совершенных несовершеннолетними на объектах транспорта. Зачастую эти преступления связаны с хищениями цветных металлов из средств сигнализации, связи и энергообеспечения железных дорог.

6. На рубеже веков доля несовершеннолетнего населения в стране снижалась, а абсолютные показатели совершаемых ими посягательств стабильно росли.

7. Изменяется криминологический критерий несовершеннолетнего преступника в худшую сторону: увеличивается количество ранее судимых; увеличивается количество несовершеннолетних, которые до совершения преступления не работали, не учились.

8. «Феминизация» преступности несовершеннолетних (увеличение удельного веса девочек). Особую проблему представляет рост преступности несовершеннолетних женского пола. За последние годы его темпы увеличились с 11 до 14%, а количество девочек-подростков, состоящих на учете в милиции, превысило 50 тыс.

9. «Омоложение» (увеличение несовершеннолетних преступников в возрасте групп 14-15 лет до 28%). Совершение общественно опасных деяний подростками более младшего возраста (10-13 лет), а также совершение преступлений молодыми взрослыми (18-21). Например, подростками до достижения ими возраста уголовной ответственности совершается значительное число (ежегодно около 100 тыс.) общественно опасных деяний, сходных по объективной стороне с преступлениями, но по закону не являющимися таковыми.

10. Негативный общественный резонанс сопровождал в последнее время в России многие преступные посягательства и бесчинства неформальных молодежных организаций с участием подростков на стадионах и улицах, в жилом секторе.

11. Рост преступности несовершеннолетних происходит в условиях сокращения общей численности этой возрастной группы населения. При этом преступность несовершеннолетних в стране растет примерно в 6 раз быстрее, чем изменяется общее число лиц этой возрастной группы.

Среди всех преступников несовершеннолетние в целом по стране составляют примерно 11-12%, что в 2,5 раза больше удельного веса самих несовершеннолетних в структуре населения страны. На фоне продолжающей падать рождаемости населения в России, особенно в центральной ее части, указанные показатели выглядят угрожающе.

12. Значительное количество преступлений в настоящее время совершается несовершеннолетними мигрантами, нигде не учащимися и нашедшими себе жилья и работы.

13. В последнее десятилетие отмечается существенное увеличение числа несовершеннолетних, вовлеченных в сферу организованной преступности. Ежегодно более 1,5 тыс. несовершеннолетних привлекаются к уголовной ответственности за участие в организованных преступных формированиях.

14. В настоящее время несовершеннолетними преступниками все чаще применяется огнестрельное и холодное оружие (в 10% всех совершаемых ими преступлений).

15. Происходит втягивание несовершеннолетних в экстремистскую деятельность и межнациональные конфликты.

16. Увеличение преступлений несовершеннолетних, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

17. Особую тревогу вызывает участие несовершеннолетних в передаче заведомо ложных сообщений об актах терроризма: до 20% телефонных террористов являются подростками.

Таким образом, преступность несовершеннолетних можно определить как самостоятельный вид преступности, характеризуемый особенностями количественных и качественных показателей ее состояния и развития, обусловленный, прежде всего, личностью преступника, в основе поведения которого лежат эгоцентрические мотивы и неустойчивая психика.

криминогенные обстоятельства,

1. Неудовлетворительные условия воспитания детей в семье. Ежегодно около 50 тыс. граждан представляются к лишению родительских прав; из-за жестокого обращения кончают жизнь самоубийством порядка 2 тыс. детей и подростков, около 30 тыс. детей уходят из семьи, 25-27 тыс. детей становятся жертвами преступных посягательств, почти столько же пропадают без вести.

2. Распад семей, приводящий к тому, что ежегодно остается без одного из родителей 500 тыс. детей. Этот процесс усугубляется ростом ранней смертности родителей, влекущим рост сиротства. Около 300 тыс. детей, рожденных вне брака. Криминогенность данных процессов обусловлена тем, что вероятность стать преступником в неполной семье возрастает почти в три раза.

3. Отрицательные влияния в семье. Существенные дефекты семейного воспитания имеют место в большинстве случаев искаженного формирования личности и последующего перехода на преступный путь конкретных подростков. В 30-40% случаев преступлений несовершеннолетних установлено отрицательное влияние примера со стороны родителей и других старших членов семьи.

4. Безработица, обнищание семей, неспособность родителей обеспечить детей полноценным питанием и одеждой. Около 30 млн. россиян имеют доход ниже прожиточного минимума. В таких семьях порождаются настроения безнадежности, социальной зависти и озлобленности из-за тяжелого материального положения. При отсутствии социальной помощи эти обстоятельства формируют мотивацию преступлений - краж, грабежей, хулиганства и т. д.

5. Низкий уровень воспитательной работы в школах, неподготовленность педагогических кадров к проведению эффективной воспитательной работы с трудными детьми, неадекватное стимулирование этой деятельности.

6. Приобретение массового характера уклонения детей от получения образования в начальной и средней школе (ежегодно бросают учебу около 60 тыс. детей), раннее начало трудовой деятельности, которая в большинстве случаев носит теневой, полукриминальный или криминальный характер.

7. Начавшие раннюю трудовую жизнь дети, обычно оказываются отрезанными от духовной жизни, физической культуры, спорта, здорового досуга и, вообще, здорового образа жизни. Через достаточно короткий срок они практически утрачивают способность к духовному развитию.

8. Идеологический вакуум после развала «старого» режима. Проникновение в среду молодежи стандартов повседневного поведения, не совместимых с ценностными ориентациями нашего общества (культ силы, жестокости, порнографии, культ наркотиков и т.д.).

9. Социальное расслоение, значительный разрыв в материальном обеспечении детей – выходцев из различных социальных групп (причем, единственная заслуга обеспеченных детей в том, что их родители богаты - а ничто не оказывает такого сильного криминогенного воздействия, как несправедливость: она рождает зависть, переходящую в ненависть и агрессию, а также нейтрализует нравственные запреты при совершении преступлений).

10. Отрицательные влияния в ближайшем окружении - бытовом, учебном, досуговым и т. п. со стороны сверстников или взрослых. Отрицательное влияние на поведение подростка может оказать наблюдение действий и ситуаций, порождающих у него неправильное представление о допустимости и безнаказанности преступных действий; наблюдение действий, свидетельствующих о разрыве между словами и поступками самих воспитателей и т. п.

11. Пороки социальной политики государства, деградация системы здравоохранения влекут рост физических и психических заболеваний среди детей, различные психические аномалии, которые можно было бы скорректировать в раннем возрасте, из-за недостатка медицинского обслуживания приобретают устойчивый характер. Впоследствии они оказывают влияние на мотивацию преступного поведения.

12. Разрушение сети государственных организаций, обеспечивающих культурный досуг подростков, которая была достаточно развитой в советское время, коммерциализация в этой области, сделали нормой жизни многих подростков бессмысленное времяпровождение на улицах, в подъездах, на чердаках и в подвалах. Все это оказывается благотворной почвой для развития наркотизма, употребления спиртного, беспорядочной половой жизни, изнасилований. Безнадзорность отмечается в четыре

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...