Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные теоретические положения




Инженерно-экономический институт

 
 


Кафедра программного обеспечения ЭВМ

 

 

УКАЗАНИЯ К ЛАБОРАТОРНЫМ РАБОТАМ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Человеко-машинное

Взаимодействие»

 

Учебно-методическое пособие

 

 

 

 

Специальность: 230105 Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем

 

 

Череповец

 

Указания к выполнению лабораторных работ по дисциплине «Человеко-машинное взаимодействие»: Учеб.-метод. пособие. – Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2005. – 34 с.

 

 

Рассмотрено на заседании кафедры программного обеспечения ЭВМ, протокол № 8 от 12.04.05 г.

Одобрено редакционно-издательской комиссией Инженерно-экономичес­кого института ГОУ ВПО ЧГУ, протокол № 4 от 13.04.05 г.

 

 

Составители: Е.В. Ершов – канд. техн. наук, профессор;

Е.В. Королёва – канд. техн. наук;

С.В. Белозёров

 

Рецензенты: А.Н. Зуев – канд. техн. наук, доцент (ГОУ ВПО ЧГУ);

К.М. Пышницкий – ст. преподаватель (ГОУ ВПО ЧГУ)

 

 

Научный редактор: Е.В. Ершов - канд. техн. наук, профессор

 

 

© Ершов Е.В., Королёва Е.В.,

Белозёров С.В., 2005

© ГОУ ВПО Череповецкий государст­венный университет, 2005

 

 

Введение

 

Настоящее учебно-методическое пособие содержит описание и порядок выполнения пяти лабораторных работ по дисциплине «Человеко-машинное взаимодействие»: «Построение модели интерфейса»; «Проектирование диалога»; «Разработка компонентов графического пользовательского интерфейса»; «Реализация элементов управления»; «Реализация интерфейса прямого манипулирования».

Пособие предназначено для изучения методов проектирования пользовательских интерфейсов, диалогов в графическом пользовательском интерфейсе, а также для формирования навыков их разработки.

Порядок выполнения лабораторной работы:

1) разработка алгоритма решения в соответствии с заданием;

2) составление программы решения задачи;

3) оформление отчета решения задачи.

Отчет по проделанной работе должен содержать:

1) описание задачи;

2) схему алгоритма решения задачи (в нотации UML);

3) анализ полученных результатов.

При выполнении лабораторных работ в компьютерном классе необходимо соблюдать общие правила техники безопасности.


Работа 1

 

Построение модели интерфейса

 

Цель работы: изучение типов пользовательских интерфейсов, моделей пользовательского интерфейса, приобретение практических навыков построения моделей интерфейсов.

 

 

Основные теоретические положения

Пользовательский интерфейс. Пользовательский интерфейс представляет собой совокупность про­граммных и аппаратных средств, обеспечивающих взаимодействие пользо­вателя с компьютером.

Различают процедурно-ориентированный и объектно-ориенти­ро­ван­ный подходы к разработке интерфейсов.

Процедурно-ориентированные интерфейсы используют традиционную модель взаимодействия с пользователем, основанную на понятиях «процедура» и «операция». В рамках этой модели программное обеспечение предоставляет пользователю возможность выполнения некоторых действий, для которых пользователь определяет соответствующие данные и следствием выполне­ния которых является получение желаемых результатов. Различают процедурно-ориентированные интерфейсы трех типов: примитивные, меню и со свободной навигацией.

Объектно-ориентированные интерфейсы используют модель взаимодействия с пользователем, ориентированную на манипулиро­вание объектами предметной области. В рамках этой модели пользователю предоставляется возможность напрямую взаимодействовать с каждым объ­ектом и инициировать выполнение операций, в процессе которых взаимодей­ствуют несколько объектов. Задача пользователя формулируется как целена­правленное изменение некоторого объекта, имеющего внутреннюю структу­ру, определенное содержание и внешнее символьное или графическое пред­ставление. Пользова­телю предоставляется возможность создавать объекты, изменять их параме­тры и связи с другими объектами, а также инициировать взаимодействие этих объектов. Объектно-ориентированные интерфейсы пока представлены только ин­терфейсом прямого манипулирования.

Примитивный интерфейс. Примитивным называют интерфейс, который организует взаимодейст­вие с пользователем в консольном режиме. Обычно такой интерфейс реали­зует конкретный сценарий работы программного обеспечения, например: ввод данных - решение задачи - вывод результата. Единственное отклонение от последовательного процесса, которое обеспечивается данным интерфейсом, заключается в организации цикла для обработки нескольких наборов данных. В настоящее время подобные интерфейсы ис­пользуют только в процессе обучения программированию или в тех случаях, когда вся программа реализует одну функцию (например, в некоторых сис­темных утилитах).

Интерфейс-меню. Интерфейс-меню,в отличие от примитивного интерфейса, позволяет выбирать пользователю необходимые операции из специального списка, вы­водимого программой. Эти интерфейсы предполагают реализацию мно­жества сценариев работы, последовательность действий в которых определя­ется пользователем.

Различают одноуровневые и иерархические меню. Первые используют для сравнительно простого управления вычислительным процессом, когда вариантов немного (не более 5–7), и они включают операции одного типа, на­пример, Создать, Открыть, Закрыть и т. п. Вторые используют при большом количест­ве вариантов или их очевидных различиях, например, операции с файлами и операции с данными, хранящимися в этих файлах.

В настоящее время интерфейсы-меню также используют редко и только для сравнительно простого программного обеспечения или в разработках, которые должны быть выполнены по структурной технологии и без исполь­зования специальных библиотек.

Интерфейс со свободной навигацией. Интерфейс со свободной навигацией также называют графическим пользовательским интерфейсом (Graphic User Interface – GUI) или интер­фейсом WYSIWYG (What You See Is What You Get – что видишь, то и полу­чишь, т. е. что пользователь видит на экране, то он и получит при печати).

Интерфейс со свободной навигацией обеспечивает возможность осуществления любых допустимых в конкретном состоянии операций, доступ к которым возможен через различные интер­фейсные компоненты. Существенной особенностью интерфейсов данного типа является спо­собность изменяться в процессе взаимодействия с пользователем, предлагая выбор только тех операций, которые имеют смысл в конкретной ситуации.

Ин­терфейс прямого манипулирования. Этот тип интерфейса предполагает, что взаимодействие пользователя с программным обеспечением осуществля­ется посредством выбора и перемещения пиктограмм, соответствующих объектам предметной области. При этом слово «объект» означает модель реальной системы или процесса, базу данных, текст и т. п.

Элементы интерфейса данного типа включены в пользова­тельский интерфейс Windows. Например, пользователь может «взять» файл и «переместить» его в другую папку. Таким образом, он инициирует выполне­ние операции перемещения файла.

Модели интерфейса. Существует три различные модели пользовательского ин­терфейса: модель программиста, модель пользователя и программная мо­дель.

Программист, разрабатывая пользовательский интерфейс, исходит из того, управление какими операциями ему необходимо реализовать в пользо­вательском интерфейсе и как это осуществить. В модель программиста входят:

– платформа;

– операционная система;

– подход к разработке;

– методы разработки;

– среда и язык разработки;

– спецификации и т.п.

Пользовательская модель интерфейса – это совокупность обобщенных представлений конкретного пользователя или некоторой группы пользователей о процессах, происходящих во время работы программы или программ­ной системы. Эта модель базируется на особенностях опыта конкретных пользователей. Для изучения этих особенностей используют опросы, тесты и даже фиксируют последовательность действий, осуществляемых в процессе вы­полнения некоторых операций, на пленку. В модель пользователя входят:

– интуитивные модели;

– формальные модели;

– задачи;

– процессы;

– инструменты;

– результаты и т.п.

Приведение в соответствие моделей пользователя и программиста, а также построение на их базе программной модели интерфейса – за­дача не тривиальная. В программную модель входят:

– модель программиста;

– модель пользователя;

– тип интерфейса;

– метафоры;

– символы и т.п.

Интуитивные модели выполнения операций в предметной области должны стать основой для разработки интерфейса, а потому в большинстве случаев их необходимо уточнять и совершенствовать. Именно нежелание или невозможность следования интуитивным моделям выполне­ния операций приводит к созданию искусственных надуманных интерфей­сов, которые негативно воспринимаются пользователями.

 

Задания

 

В рамках технического задания на курсовой проект по дисциплине «Технология разработки программного обеспечения» разработать интерфейс пользователя программного обеспечения. Построить модель программиста, модель пользователя и на их основе – программную модель интерфейса.

 

 

Контрольные вопросы

 

1. Дайте определение пользовательского интерфейса.

2. Перечислите типы пользовательских интерфейсов.

3. Чем характеризуется каждая из моделей пользовательского интерфейса?

 

 

Работа 2

 

Проектирование диалога

 

Цель работы: изучение типов и форм диалога, этапов процесса проектирования и реализации диалогов, приобретение практических навыков разработки диалога.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...