Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследования влияния гендера на когнитивные способности




Психологи собрали убедительные доказательства: если дело касается того, как и насколько эффективно мы мыслим, у мужчин и женщин обнаруживается совсем немного значимых отличий.

Доказательства собирали в течение нескольких лет. В 1990 Дженет Шибли Хайд, доктор наук, психолог из Университета Висконсина, совместно с коллегами опубликовала революционный мета-анализ. В нем были собраны воедино данные 100 исследований, посвященных математическим способностям и проводившихся с 1967 по 1987 год; обобщённые данные охватывали 3 миллиона испытуемых. В результате исследователи не обнаружили никаких явных отличий между математическими способностями мальчиков и девочек. Девочки немного лучше справлялись с вычислениями в начальной и средней школе. В старших классах у мальчиков появилось небольшое преимущество в умении решать аналитические задачи. Вероятно, это связано с тем, что они чаще выбирали уроки точных наук, где делался акцент на развитии таких навыков. Однако в целом мальчики и девочки одинаково хорошо разбирались в математическом понятийном аппарате, а с годами гендерный разрыв сокращался. Это опровергло предположения о неизменности разрыва и биологическом факторе. [2]

Что касается речевых способностей, в 1988 году Хайд с соавторами пришли к выводу, что данные 165 исследований показывают настолько малое среднестатистическое преимущество женщин, что его можно рассматривать как незначительное, несмотря на предыдущие утверждения о том, что у девочек якобы лучше развиты речевые навыки. Более того, авторы не нашли никаких доказательств существования гендерных различий по какому-либо из частных аспектов речевой обработки информации. [3]

В докладе 2005 года Хайд сделала обзор 46 мета-анализов, посвященных теме половых различий. В этих исследованиях рассматривались не только когнитивные способности, но и стиль общения, социальные и личностные параметры, двигательная активность и этические установки. В половине исследований половые различия оказались незначительными, а еще в трети – и вовсе отсутствовали. [4]

Также в 2005 году Элизабет Шпельке, доктор наук, психолог из Гарварда, совместно с коллегами проанализировала 111 исследований и заключила, что в случае существования гендерных различий в математических и научных способностях, они должны быть основаны на генетических особенностях когнитивных систем, которые проявлялись бы еще в раннем детстве. Тем не менее, в исследованиях указывается, что мужчины и женщины, в целом имеют одинаковые способности к математике и точным наукам. По сути шестимесячные младенцы независимо от пола одинаково хорошо выполняли задания, оценивающие их математический потенциал. [8]

Несмотря на все эти доказательства, вопрос гендерных различий остается актуальным, в частности, потому что мужчины в математике и точных науках по-прежнему численно превосходят женщин. В 2007 году доктор наук Дайан Халперн и ее коллеги, включая Хайд, опубликовали единодушное заявление об этом несоответствии. Ученые пришли к выводу, что ранний опыт, система образования и культура также сильно влияют на успешность в математике и точных науках. [1]

Согласно другим работам, у мальчиков и девочек одинаковые математические способности. Так, в исследовании Хайд и соавторов от 2008 года отмечено, что у детей со второго по одиннадцатый классы не наблюдалось никаких гендерных различий по способностям к математике.[6] 2009 Хайд и Дженет Мерц пришли к выводу: несмотря на то, что мальчики сейчас более успешны в математике, чем девочки, гендерный разрыв постоянно сокращается. Отмечается также, что этот разрыв меньше в странах с идеологией равноправия, а следовательно, гендерные различия в математических достижениях в большей степени обусловлены культурными факторами и окружающей средой [5]

В последние годы представления о мужских и женских половых ролях подвергаются критике со стороны ряда авторов. Представители новой точки зрения считают, что традиционные половые роли ограничивают и сдерживают развитие не только женщин, но и мужчин. Они служат источником психической напряженности мужчин и непригодны для воспитания мальчиков. Указывается, что эти стереотипы не подходят большинству мужчин. Более того, они вредны, потому что мужчины, не принимающие их, подвергаются общественному осуждению; те же, кто пытается им следовать, совершают над собой насилие. Дж. Плек [7] даже придерживается мнения, что, за исключением агрессивности, мужчины и женщины похожи друг на друга в своем поведении, и их не следует дифференцировать по характеру половых ролей.

Надо признать, что существующие в обществе гендерные стереотипы действительно могут играть негативную роль, во многом искажая истинную картину.

Первый отрицательный эффект заключается в том, что существующие стереотипы образов мужчин и женщин действуют как увеличительное стекло, и различия между мужчинами и женщинами подчеркиваются в гораздо большей степени, чем есть в действительности. Так, К. Мартин (1990) в первой группе предложил мужчинам и женщинам отметить, какими качествами из 40 предложенных — среди которых были «типично мужские», «типично женские» и «нейтральные» — они обладают. Во второй группе мужчинам и женщинам было предложено определить, какому проценту мужчин и женщин присуще каждое из 40 качеств. В первой группе, где опрашиваемые оценивали сами себя, половые различия выявились только по пяти качествам: эгоцентризм, цинизм, сопереживание, плаксивость, суетливость. Во второй группе различия между мужчинами и женщинами обнаружились по всем качествам. Показано, однако, что мужчины и женщины воспринимают гендерные различия довольно значительными в тех областях, где их пол рассматривается положительно, а при рассмотрении негативных сторон различия стараются преуменьшить [12]

Второй отрицательный эффект половых стереотипов — это разная интерпретация и оценка одного и того же события в зависимости от того, к какому полу принадлежит участник этого события. Это наглядно проявилось при восприятии взрослыми детей разного пола. [12]

Дж. Кондри и С. Кондри проделали любопытный эксперимент: испытуемым показывали фильм о девятимесячном ребенке; при этом одной половине зрителей говорилось, что этот ребенок — мальчик, а другой половине — что девочка. В одном из показанных эпизодов ребенок начинал кричать после того, как из коробки внезапно выпрыгивал попрыгунчик. Те, кто считал ребенка мальчиком, воспринимали его «рассерженным», а те, кто считал ребенка девочкой, воспринимали ее «испугавшейся». [12]

Характерно, что уже пятилетние дети обладают стереотипным восприятием детей разного пола. К. Смит и Л. Барклай показали, что одного и того же ребенка пятилетние дети описывали как большого, некрасивого, шумного и сильного, если считали его мальчиком, и как красивую, спокойную, слабую, если считали его девочкой. [12]

Сходный эффект выявлен и при оценке родителями способностей своих детей. Экклз показала, что родители, исходя из существующего стереотипа, оценивали способности сына к математике как более высокие, нежели дочери, даже в том случае, когда их успеваемость была одинаковой. [12]

В исследованиях ряда авторов показано, что родители объясняют хорошую успеваемость по математике мальчиков их способностями, а такую же успеваемость девочек — их старанием. Вероятно, это действительно может иметь место, но не всегда. [12]

Этот эффект гендерных стереотипов проявляется и в том, что из единичного случая делаются далеко идущие обобщения. Например, стоит женщине-водителю нарушить правила дорожного движения, как мужчины сразу восклицают: «Я же говорил, что женщины не умеют водить машину!» Здесь проявляется эффект пристрастного отношения к той группе, к которой принадлежит оценивающий. [12]

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...