Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общественная мысль России в 30 – 50-е гг. XIX в.




Тема 1

Российская история XIX столетия в контексте концепции модернизации традиционного общества

План

1. Модернизационная перспектива: проблемы и подходы к ее определению в современной исторической, экономической, философской и социологической литературе.

2. Российские модернизации: этапы, модели, контексты. Отечественные и зарубежные историки о периодизации и особенностях российских модернизаций.

 

В ходе семинара необходимо решить ряд задач:

- определить особенности парадигмы модернизации, рассмотреть разнообразные теоретико-методологические подходы в ее изучении;

- выделить критерии модернизационной перспективы;

- выявить историографический контекст эволюции школы модернизации;

- выявить и охарактеризовать "волны" и особенности российских модернизаций.

 

Методологические рекомендации

Начиная изучать данную тему студентам необходимо, прежде всего, определить само понятие "модернизация", выделить его критерии и типы. Особое внимание следует уделить разнообразным теоретико-методологическим подходам в изучении модернизации (системно-функциональному, социально-процессуальному, сравнительно-историческому), выделить достоинства и недостатки каждого из них. В итоге студенты могут попытаться определить основные особенности модернизационной парадигмы.

На следующем этапе работы студенты должны определить историческую специфику России, и как эта специфика обусловила особенности ее модернизации. Далее необходимо выделить и охарактеризовать "волны" или "фазы" российских модернизаций. При этом следует указать и проанализировать основные точки зрения отечественных и зарубежных историков по этому вопросу. Для этого целесообразно составить сравнительную таблицу с указанием хронологических границ этих волн и их краткой характеристикой.

В конце работы студенты должны сделать вывод об общей модели модернизации и российской специфике, проанализировать историческую последовательность российских модернизаций. При этом особое внимание необходимо уделить истории Российской империи XIX в., какая модель модернизации была в этот период преобладающей. Также студенты могут попытаться дать свою оценку модернизационной перспективе, определить ее историческое значение.

Основные понятия: традиционная культура, модернизация, вестернизация, индустриализация, индустриальное общество, урбанизация, имперская и либеральные модели модернизации, всероссийский рынок, гражданское общество, правовое государство, "асинхронный" тип развития России, секуляризация.

Рекомендуемая литература

- Гавров С.Н. Модернизация во имя империи. Социокультурные аспекты модернизационных процессов в России. М., 2004. С. 10-128.

- Зарубина Н.Н. Социокультурные факторы хозяйственного развития: М. Вебер и современные теории модернизации. СПб., 1998.

- Опыт российских модернизаций XVIII – ХХ вв. М., 2000. С. 10-49, 50-102.

- Рязанов В.Т. Экономическое развитие России: реформы и российское хозяйство в XIX – XX вв. СПб., 1998. С. 26-41.

- Селунская Н.Б. Россия на рубеже XIX – XX вв. (в трудах западных историков). М., 1995.

Дополнительная литература

- Гиндин И.Ф. Проблемы "модернизации" и индустриализации и их видоизменение с XVI по ХХ век / Материалы к V Международному конгрессу экономической истории. М., 1970.

- Каспэ С.И. Империя и модернизация: общая модель и российская специфика. М., 2001.

- Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII – начала ХХ вв.). СПб., 2000. Т. 1-2.

- Пантин И., Плимак Е. Россия XVIII – ХХ веков: Тип "запоздавшего" исторического развития // Коммунист. 1991. №11.

- Поляков Л.В. Методология исследования российской модернизации // Полис. 1997. №3. С. 5-15.

- Поткина И.В. Индустриальное развитие дореволюционной России: концепции, проблемы, дискуссии в американской и английской историографии. М., 1994.

- Российская модернизация: проблемы и перспективы (Материалы "круглого стола") // Вопросы философии. 1993. №7. С. 3-39.

- Рязанов В.Т. Реформы и циклы модернизаций российской экономики // Российский экономический журнал. 1992. №10.

Темы докладов и рефератов

1. Разработка концепции российской модернизации в отечественной исторической науке.

2. Понимание модернизации традиционного общества в работах зарубежных исследователей.

3. Капиталистическая модернизация России: проблема периодизации и особенностей.

4. В.Т. Рязанов о циклах модернизации и либеральных реформах в России.

5. Традиционная культура и экономическая модернизация: эволюция теоретических подходов и политических курсов.

6. Социокультурные факторы и процесс хозяйственной модернизации.

Тема 2

Социально-экономическое развитие Российской империи во второй четверти XIX в. (1825 – 1855 гг.)

План

1. Начало промышленного переворота в России.

2. Политика правительства в области промышленности и торговли.

3. Проблема "кризиса крепостничества". Роль помещичьего и крестьянского хозяйства в экономике страны.

4. Попытка решения крестьянского вопроса Николаем I.

5. Итоги социально-экономического развития империи.

 

В ходе занятия студентам необходимо решить следующие задачи:

- выделить и объяснить основные противоречия в развитии сельского хозяйства, промышленности и торговли России во второй четверти XIX в.;

- научиться анализировать и извлекать информацию из исторических источников.

Методические рекомендации

Прежде всего, студентам необходимо дать определение понятия "промышленный переворот", выделить его ключевые признаки. На этой основе студенты могут проанализировать предпосылки и особенности промышленного переворота в России. Результаты анализа целесообразно представить в виде опорного конспекта или логической цепочки. Далее следует изучить основные точки зрения историков и их аргументацию по вопросу о начале промышленного переворота в России (С.Г. Струмилина, В.К. Яцунского и П.Г. Рындзюнского). Для подтверждения или опровержения существующих в историографии мнений студентам необходимо определить с каких отраслей хозяйства начался промышленный переворот и к чему это привело.

Изучив документы "Практикума" и "Хрестоматии" студенты должны выделить новые явления в развитии промышленности и торговли. Результаты работы необходимо представить в виде сравнительной схемы.

Далее следует, изучив материалы источников определить – в чем выражался кризис помещичьего хозяйства в экономической и социальной сферах. Для выявления противоречий в развитии сельского хозяйства можно использовать карту "Экономическое развитие России в первой половине XIX в.", выделив на ней районы, где преобладала барщинная система, оброчная системы, другие формы феодальной эксплуатации и попытаться объяснить региональную специфику. Изучив документы студентам необходимо выделить новые элементы капитализма в крепостном хозяйстве второй четверти XIX в.

На следующем этапе работы следует охарактеризовать политику Николая I по решению крестьянского вопроса. При этом следует ответить на следующие вопросы: почему император предпринял попытки решить крестьянский вопрос? Какие реформы были проведены императором, их особенности и результаты? В итоге студенты должны выделить и охарактеризовать факторы (представить в виде графической схемы), которые затрудняли решение крестьянского вопроса: социально-экономические и политические.

В конце работы студенты должны дать общую оценку социально-экономического развития России, выделив его характерные черты.

Основные понятия: промышленный переворот, переселение крестьян, инвентарные правила, закон об обязанных крестьян, реформа Л.А. Перовского и П.Д, Киселева, феодальная система хозяйствования.

Рекомендуемая литература

- Дружинин Н.М. Государственные крестьяне и реформа П.Д. Киселева. – М.-Л., 1946 –1958. Т.1-2.

- Дружинин Н.М. Избранные труды. Социально-экономическая история России. М., 1987. Кн. 1-2.

- Киняпина Н.С. Политика русского самодержавия в области промышленности. 20 – 50-ые гг. XIX в. М., 1968.

- Ковальченко И.Д. Русское крепостное крестьянство в первой половине XIX в. М., 1967.

- Корнилов А.А. Курс истории России XIX в. М., 1993.

- Кризис феодально-крепостнических отношений в сельском хозяйстве России (2 четверть XIX в.). Владимир, 1984. С. 3-38.

- Рындзюнский П.Г. Утверждение капитализма в России. М., 1978. Ч. 1.

- Тимошина Т.М. Экономическая история России. М., 2003. С. 102-126.

- Яцунский В.К. Социально-экономическая история России XVIII – первая половина XIX в. М., 1973.

Дополнительная литература

- Блюмин И.Г. Очерки экономической мысли в России в первой половине XIX в. М., 1940.

- Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991.

- История крестьянства России с древнейших времен до 1917 г. М., 1993. Т. 3.

- Медушевский А. Реформы и контрреформы в истории России XVIII – XIX вв. // Вестник высшей школы. 1990. №2-4.

- Семенкова Т.Г., Семенков А.В. Денежные реформы России в XIX в. СПб., 1992.

- Фёдоров В.А. Крестьянское движение в Центральной России 1800 – 1860 гг. М., 1980.

- Фёдоров В.А. Помещичьи крестьяне центрально-промышленного района России конца XVIII – первой половины XIX вв. М., 1974.

- Юровский В.Е. Кризисы финансовой системы Российской империи в XIX в. // Вопросы истории. 2001. №2.

- Яковлев А.Ф. Экономические кризисы в России. М., 1955. С. 18-80.

Источники

- Милютин Д.А. Воспоминания. 1816 – 1843. М., 1997.

- Практикум по истории СССР XIX век / Сост. И.В. Кузнецов, Л.В. Захарова. М., 1970. С. 5-55.

- Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 года / Сост. П.П. Епифанов, О.П. Епифанова. М., 1987. С. 302-309, 352-366.

Темы докладов и рефератов

1. Система управления крестьянским населением России в первой половине XIX в.

2. Менталитет закрепощенного человека в России в первой половине XIX в.

3. Подготовка и осуществление денежной реформы 1839 – 1843 гг.

4. Экономические реформы первой половины XIX в. в исторической литературе.

5. Дворянский экономический консерватизм первой половины XIX в.

Тема 3

Общественная мысль России в 30 – 50-е гг. XIX в.

Форма проведения данного семинарского занятия – ролевая игра "Интеллектуальный спор между представителями общественных движений второй четверти XIX в."

 

В ходе занятия студентам следует решить ряд задач:

- выделить новые явления в интеллектуальной жизни России второй четверти XIX в.;

- приобрести навыки работы с историческими источниками;

- определить значение деятельности новых общественных движений в осмыслении путей развития России;

- научиться организовывать и проводить занятия в нетрадиционной форме.

Методические рекомендации

На первом этапе подготовки к занятию студенты должны изучить историческую литературу и источники по теме, придерживаясь следующего плана:

1. Социальная база, особенности русской общественной мысли 30 – 50-х гг. XIX в.

2. Истоки формирования интеллигенции в России и ее характерные черты.

3. П.Я. Чаадаев и начало интеллигентского спора о "русской идее".

4. Причины возникновения и истоки новых общественных движений в России второй четверти XIX в. (государственная идеология, славянофилы, западники, революционеры-демократы).

5. Идейная борьба 1840-х гг.: причины, основные проблемы и формы выражения.

6. Характерные черты общественной мысли 30 – 50-х гг. XIX в. в России.

 

Прежде всего, студентам необходимо определить социальную базу общественной мысли, выделить и охарактеризовать особенности формирующейся интеллигенции (оппозиционность власти, приоритетность нравственных мотиваций и т.д.).

Далее следует проанализировать причины и предпосылки образования новых общественных движений в России. При этом следует особо сказать о позиции П.Я. Чаадаева о "русской идее". Подробное знакомство с содержанием интеллектуального спора в среде русской интеллигенции позволит студентам оформить рабочий конспект в виде сравнительной таблицы. При составлении таблицы в графах с названиями общественных движений следует указать основных идеологов и представителей каждого движения.

 

Основные вопросы Теория официальной народности П.Я. Чаадаев Славянофилы Запад-ники Революционеры-демократы
Оценка истории России          
Самое ценное в русском обществе          
Перспективы развития России          
Кому принадлежит главная роль в будущей России          

 

На следующем этапе подготовки студенты делятся на четыре группы - представителей государственной идеологии, славянофилов, западников, революционеров-демократов. Отдельно выбирается ведущий, который будет направлять, и оценивать дискуссию.

Определившись с принадлежностью к тому или иному обществу, студенты изучают историческую литературу и источники по своему обществу.

Ведущий, изучив весь материал по теме, составляет вопросы и задания для диспута, обязательными среди которых должны быть следующие:

1. Представление общества – краткая историческая справка.

2. Философские истоки формирования идеологии общества – составить логическую схему.

3. Модель развития России с точки зрения каждого общества (отношение к самодержавию, наилучший государственный строй, отношение к преобразованиям Петра I, крепостное право, отношение к развитию капитализма, гражданские свободы, Россия и Запад).

4. Возможность создания единой модели дальнейшего развития России.

5. Итоги и значение деятельности обществ и интеллектуального спора в целом.

 

На последнем этапе работы студенты подводят итоги занятия. Ведущий и преподаватель анализируют деятельность каждой группы и отмечают аргументы и доказательства представителей какого общества были наиболее убедительными.

Основные понятия: интеллигенция, "православие, самодержавие, народность", либерализм, консерватизм, славянофилы, революционеры-демократы, западники, общинный социализм.

Рекомендуемая литература

- Дудзинская Е.А. Славянофилы в общественной борьбе. М., 1983.

- Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства. (XVIII – начало ХХ в.). СПб., 1994.

- Песков А.М. Германский комплекс славянофилов // Вопросы философии. 1992. №8.

- Российский либерализм: идеи и люди. М., 2004. С. 34-44, 55-67, 85-95.

- Русская идея. М., 1992.

- Русский консерватизм XIX столетия: Идеология и практика / Под ред. В.Я. Гросула. М., 2000. Гл. II.

- Тарасов Б.Н. Чаадаев. М., 1990.

- Уортман Р.С. Сценарии власти. Мифы и церемонии русской монархии. М., 2004. Т. 1.

- Цимбаев Н.И. Славянофильство. Из истории русской общественно-политической мысли XIX в. М., 1986.

- Шелохаев В.В. Русский либерализм как историографическая и историософская проблема // Вопросы истории. 1998. №4.

- Щукин В.Г. Культурный мир русского западника // Вопросы философии. 1992. №5.

Дополнительная литература

- Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. Новосибирск, 1997. Т. 1. Гл. 7.

- Егоров В.Ф. Официальная идеология. Из истории русской культуры. М., 2000. Т. V (XIX век). С. 81-89.

- Короткова М.В. Культура повседневности: История костюма. М., 2002. С. 233-240.

- Пирумова Н.М. Александр Герцен: революционер, мыслитель, человек. М., 1989.

- Русский консерватизм: проблемы, подходы, мнения. (Круглый стол) // Отечественная история. 2001. №3.

- Эймонтова Р.Г. Идеи просвещения в обновляющейся России (50 – 60-е годы XIX в.). М., 1998.

- Яковкина Н.И. История русской культуры XIX в. СПб., 2000.

 

Источники

- Русское общество 40 – 50-х гг. XIX в. М., 1991. Ч. I-II.

- Герцен А.И. Былое и думы. Любое издание. Гл. XXIX – ХХХ.

- Грановский Т.Н. Полное собрание сочинений. СПб., 1905. (Здесь и далее, литература, выделенная курсивом, имеется в «Фонде редкой книги» научной библиотеки 2 корпуса ОмГПУ).

- Статьи по философии русской истории и культуры. М., 1989. С. 11-67.

- Русское общество 30-х гг. XIX в. / Мемуары современников. М., 1989.

- Самарин Ю.Ф. Статьи. Воспоминания. Письма. М., 1997. С. 17-57.

- Чаадаев П.Я. Статьи и письма. М., 1989.

- Чаадаев П.Я. Полное собрание сочинений и избранные письма. М., 1991. Т.1.

- Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России / Сборник материалов по истории исторической науки. М., 1990. Или любое другое издание.

- Кавелин К.Д. Собрание сочинений. СПб., 1904.

- История государства Российского: Хрестоматия. Свидетельства. Источники. Мнения / Сост. Г.Е. Миронов. М., 2001. Кн. 2. С. 180-216, 303-316.

- Практикум по истории СССР XIX век / Сост. И.В. Кузнецов, Л.В. Захарова. М., 1970. С. 194-260.

- Хомяков А.С. Сочинения: в 2-х томах. М., 1994.

- Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до 1861 года / Сост. П.П. Епифанов, О.П. Епифанова. М., 1987. С. 366-389.

Темы докладов и рефератов

1. Российский консерватизм и его сущность в первой половине XIX в.

2. Западничество: мировоззрение и деятельность.

3. Славянофильство: мировоззрение и деятельность.

4. Западничество и славянофильство в контексте путей развития России XIX в.

ТЕма 4

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...