Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Экономических комплексов республики татарстан 4 глава




Основным результатом реализации Стратегии, помимо достижения глобальной конкурентоспособности, должно стать повышение уровня сплочения общества, степени заинтересованности и вовлеченности каждого жителя в развитие республики.

Ожидаемые результаты реализации Стратегии характеризуются достижением изложенного выше целевого видения и целевых значений индикаторов. В разрезе трех стратегических приоритетов ожидаемые результаты реализации Стратегии - целевое состояние развития Республики Татарстан - характеризуются следующим образом:

1) человеческий капитал. Накопленный человеческий капитал обеспечивает конкурентоспособность Республики Татарстан:

Татарстан - растущий регион с высокой рождаемостью и устойчивым миграционным притоком населения;

в инновационной сфере накоплен достаточный человеческий капитал;

система образования обеспечивает формирование человеческого капитала, соответствующего потребностям общества и экономики;

сохранение здоровья и долголетие - приоритеты населения и системы здравоохранения;

качество и разнообразие культурной жизни стали реальными факторами притяжения и накопления человеческого капитала;

системы социальной защиты и содействия занятости вносят значительный вклад в повышение уровня и качества жизни;

2) пространство. Сбалансированное территориально-пространственное развитие обеспечивает высокую конкурентоспособность среды:

пространственное развитие ориентировано на социально-экономические факторы и географическое положение Республики Татарстан - расположение в центре Евразии;

территория Татарстана - единое социокультурное пространство;

сохраняется и преумножается пространственный ресурс в соответствии с передовыми стандартами, продвигающими новые социально-экономические (технологических) уклады;

достигнуты высокие показатели качества транспортно-коммуникационной системы, которая обеспечивает требуемую доступность для пассажирских передвижений;

сформирован трехъядерный Волго-Камский метрополис сетевого типа, объединяющий три агломерации: Казанскую, Камскую и Альметьевскую, развивающиеся на основе интеллектуальных и экологически чистых технологий и решений;

в Республике Татарстан высокая синергия всех внутренних, межагломерационных, межрегиональных транспортных направлений, а также международных транспортных коридоров: сформирован устойчивый скоростной транспортный каркас полюса роста "Волга - Кама";

3) экономика и управление. В рамках кластерной активации проведены модернизация "современной экономики" и создание "умной экономики", что обеспечивает высокую конкурентоспособность экономических комплексов:

развитие базируется на конкурентоспособных кластерах, являющихся драйверами социально-экономического развития; центральным является кластер нефтегазохимического комплекса;

сформированы 10 инновационных кластеров "умной экономики";

в республике работает "живая" система стратегического управления развитием (система управления будущим), выработаны четкие отраслевые и территориальные приоритеты, оптимизирована структура органов государственной власти, уменьшена степень централизации принятия решений;

бизнес включен в процесс регионального стратегического планирования на началах сотрудничества: имеется готовность к преобразованиям и собственные долгосрочные стратегии;

налажена система межмуниципального сотрудничества, разработаны и реализуются стратегии муниципальных образований с опорой на саморазвитие.

 

2.4. Оценка финансовых ресурсов, необходимых для реализации Стратегии

Для обеспечения реализации базового сценария за период 2016 - 2030 годов общий объем финансовых ресурсов, направляемых на инвестиции в основной капитал, составит 16 трлн руб., в том числе:

- 2016 - 2018 годы - 1,8 трлн руб.;

- 2019 - 2021 годы - 2,4 трлн руб.;

- 2022 - 2024 годы - 3,2 трлн руб.;

- 2025 - 2030 годы - 8,6 трлн руб.

Динамика объема финансирования инвестиций в основной капитал, обеспечивающая реализацию оптимистического сценария в разрезе экономических комплексов, представлена в таблице 2.4.

 

Таблица 2.4. Динамика инвестиций в основной капитал (млрд руб.) в разрезе экономических комплексов (базовый сценарий)


 

Отрасль 2016 - 2018 годы 2019 - 2021 годы 2022 - 2024 годы 2025 - 2030 годы ИТОГО
Сумма % Сумма % Сумма % Сумма % Сумма %
Республика Татарстан 1 816 100,0 2 447 100,0 3 158 100,0 8 581 100,0 16 002 100,0
Нефтегазохимический комплекс   37,9   37,9 1 154 36,5 3 269 38,1 6 038 37,7
Энергетический комплекс   4,6   4,2   3,3   2,3   3,1
Комплекс машиностроения и другой обрабатывающей промышленности   10,0   10,6   11,3 1 084 12,6 1 883 11,8
Машиностроение   8,6   9,0   9,7   11,0 1 627 10,2
Легкая, деревообрабатывающая промышленности и другие обрабатывающие производства   1,4   1,6   1,6   1,6   1,6
Агропромышленный комплекс   6,4   6,0   5,9   6,2   6,1
Сельское хозяйство   2,9   2,6   2,6   2,5   2,6
Производство пищевых продуктов   3,4   3,3   3,3   3,6   3,5
Рыболовство, рыбоводство   0,0   0,0   0,0   0,0   0,0
Лесное хозяйство   0,0   0,0   0,0 0,9 0,0 0,9 0,0
Инфраструктурный комплекс   24,8   24,1   24,6 1 905 22,2 3 722 23,3
Торговый комплекс   3,5   3,3   3,4   3,4   3,4
Комплекс строительства и ЖКХ   12,5   11,6   11,6   11,3 1 848 11,5
Комплекс жилищно-коммунального хозяйства   8,7   7,8   7,6   6,9 1 184 7,4
Строительный комплекс   3,8   3,9   4,1   4,4   4,2
Транспортно-логистический комплекс   6,6   7,1   7,7   5,8 1 031 6,4
Телекоммуникационный комплекс   2,2   2,0   1,9   1,7   1,9
Комплекс услуг   16,4   17,3   18,3 1 593 18,6 2 895 18,1
Научно-образовательный комплекс   3,5   4,1   4,6   4,8   4,5
Комплекс здравоохранения и социальных услуг   2,2   2,7   3,0   3,2   3,0
Туристско-рекреационный комплекс   1,7   1,7   1,8   1,8   1,8
Информационно-технологический комплекс   0,3   0,8   1,1   1,4   1,1
Комплекс государственных и частных услуг   8,8   8,0   7,8   7,3 1 232 7,7
                     
Объем дополнительных инвестиций, требуемых для реализации базового сценария, в сравнении с инерционным сценарием             2 026   2 867  
Объем дополнительных инвестиций, требуемых для реализации оптимистического сценария, в сравнении с инерционным сценарием             5 195   6 691  

 

3. Приоритетные направления и задачи

социально-экономической политики

 

3.1. Стратегия накопления человеческого капитала: магнит для лучших

Человеческий капитал - важный ресурс экономического развития территории. Особенности постиндустриальной экономики усиливают значение этого ресурса, возводя его в ранг первостепенного. Под человеческим капиталом принято понимать способности, знания, навыки и умения, воплощенные в людях, которые позволяют им создавать личное, социальное и экономическое благосостояние. Основными факторами, формирующими человеческий капитал, являются образование и профессиональная подготовка. При более широком подходе к ним также относят уровень потребления, качество жизни, уровень медицинского обслуживания и прочее. Исходя из расширенного подхода к пониманию человеческого капитала, можно считать, что он воспроизводится в целом социальной сферой и качество человеческого капитала зависит от качества данной сферы.

Опираясь на данный подход, Стратегия накопления человеческого капитала объединяет несколько социальных направлений. Ключевыми являются два: миграционная и демографическая политика; образование всех уровней (дошкольное, общее, среднее профессиональное и высшее). Эти сферы прямо связаны со строгим понятием "человеческий капитал", процессами его формирования. Ряд других направлений - здравоохранение, культура, рынок труда, политика занятости и социальная защита - создают дополнительные условия для удержания человеческого капитала в регионе.

Таким образом, Стратегия накопления человеческого капитала в Республике Татарстан включает два блока отраслевых стратегий: стратегию факторов формирования человеческого капитала, к которой относятся демографическое развитие (включая миграцию) и образование, а также стратегию улучшения условий накопления и использования человеческого капитала (система здравоохранения, культура, рынок труда и поддержка занятости, социальная защита).

Все рассматриваемые направления наделены локальными целями развития, но находятся во взаимосвязи и совместно работают на основную цель Стратегии накопления человеческого капитала (рис. 3.1) <1>:

--------------------------------

<1> Образование, здравоохранение, культура, социальное обслуживание в данном разделе рассматриваются преимущественно как факторы или условия формирования и накопления человеческого капитала. В разделе 3.3 они же рассматриваются как растущие отрасли экономики услуг.

 

СЦ-1 Накопленный человеческий капитал обеспечивает конкурентоспособность Республики Татарстан. Республика лидирует в накоплении человеческого капитала как ключевого актива через создание условий достижения высокого качества жизни

 

По каждому из направлений в Стратегии накопления человеческого капитала сформулированы результаты проведенного анализа текущего состояния, основные вызовы и возможности, целевое видение и задачи дальнейшего развития, а также ряд мер - программ и проектов. Особое значение придается флагманским проектам, имеющим комплексный характер. Стратегией накопления человеческого капитала предусмотрена реализация шести флагманских проектов, каждый из которых обеспечивает продвижение по нескольким направлениям социального развития (рис. 3.2).

 

 

Рис. 3.1. Структура и система целей Стратегии накопления

человеческого капитала

 


 

Рис. 3.2. Взаимосвязь флагманских проектов и направлений

Стратегии накопления человеческого капитала

 

3.1.1. Динамика населения

 

Текущая ситуация

Численность населения Республики Татарстан увеличивается: за 1990 - 2014 годы прирост составил 182 тыс. чел. При этом рост населения был обеспечен за счет миграции, так как рождаемость в республике стала превышать смертность только с 2011 года.

Увеличение рождаемости обеспечивалось как ростом интенсивности рождений, так и увеличением численности женщин наиболее активного репродуктивного возраста. При этом в Татарстане, - как в городах, так и в селах, - пик интенсивности рождений приходится не на возраст 20 - 24 лет, как это было ранее, а на возраст 25 - 29 лет. Календарь рождений смещается к старшим возрастам, что соответствует тенденции, наблюдаемой в экономически развитых странах. Суммарный коэффициент рождаемости (СКР) превысил 1,8, что является высоким значением для европейских стран, в сельском населении СКР в 2012 году составил 2,09, то есть приблизился к уровню, необходимому для простого воспроизводства населения. Однако доля сельского населения в республике невелика, поэтому данный показатель не может серьезным образом повлиять на показатели воспроизводства населения по республике в целом.

По показателям смертности и ожидаемой продолжительности предстоящей жизни (ОПЖ) ситуация в Татарстане благоприятнее, чем в других регионах Приволжского федерального округа. Коэффициенты по всем основным классам причин смертности на протяжении всех последних лет ниже, чем в целом по стране и по Приволжью. ОПЖ непрерывно росла с 2002 года, увеличившись с 61 года до 66 лет у мужчин и с 74,5 года до 77,5 лет у женщин. Однако весь этот рост являлся восстановительным: в сравнении с 1990 годом показатели практически не изменились. Наиболее серьезной проблемой, как и в целом по стране, является сверхсмертность мужчин в трудоспособном возрасте. В возрастах от 20 до 59 лет смертность мужчин от разных причин превышает более чем в три раза смертность женщин.

Дальнейшее улучшение демографической ситуации в Татарстане сдерживают негативные тенденции в изменении возрастной структуры населения, которая практически не отличается от общероссийской. Эти тенденции связаны с сокращением численности женщин наиболее активного репродуктивного возраста и увеличением численности пожилого населения. Доля населения в трудоспособном возрасте сокращается с 2008 года, растет нагрузка на него пожилыми людьми и детьми. Уменьшается количество молодежи: в ближайшие годы численность молодых специалистов, выходящих на рынок труда, по демографическим причинам уменьшится примерно на 40 процентов. Смена многочисленных когорт населения малочисленными серьезно осложняет проведение демографической и социальной политики, приводит к необходимости постоянной корректировки объемов предоставления социальных услуг (образования, здравоохранения, социального обеспечения).

В этих условиях особое значение придается миграционной политике. Татарстан наряду с Самарской и Нижегородской областями является одним из немногих крупных центров притяжения мигрантов в России как из-за пределов страны, так и из других регионов. Максимальный миграционный прирост населения отмечался в середине 1990-х годов. В последние годы миграционный прирост удерживался на уровне 10 - 12 тысяч человек, но в 2014 году не превысил 7,2 тысячи.

В международной миграции основной прирост обеспечивают страны Центральной Азии, в этом потоке с начала 1990-х годов немало этнических татар. В 2000-е годы репатриационная миграция уступила место временной трудовой, что сказалось на отдельных качественных характеристиках потока: стало меньше выходцев из крупных городов, снизился образовательный уровень приезжающих. Благодаря грамотному регулированию и традициям толерантного сосуществования приток мигрантов не вызывал в Татарстане такого антагонизма принимающего социума, как в моноэтнических регионах.

Во внутрироссийской миграции Татарстан отдает население столичному региону (Москва и Московская область), но стягивает его с регионов Приволжья, Урала и востока страны. Притяжение населения обеспечивает успешно развивающаяся экономика региона, а также наличие крупнейшего и динамичного центра - Казани.

Баланс внутрироссийской трудовой миграции отрицательный: по данным Росстата, 34,7 тысячи жителей работали за пределами республики (Москва, Тюменская область, ХМАО и ЯНАО), в то время как в Татарстане трудились только 21,6 тысячи жителей других регионов. В то же время в 2014 году в Татарстане 11 тысяч иностранных граждан оформили разрешения на работу, было продано 30 тысяч патентов для работающих у физических лиц. В целом в Татарстане обеспечивается баланс временной трудовой миграции: жители республики работают на высокооплачиваемых местах в более экономически успешных регионах, а свободные ниши на рынке труда в отдельных секторах экономики заняты иностранными работниками.

В пределах республики население стягивается в Казань, где успешно функционируют ряд крупных вузов и существует диверсифицированный рынок труда, поэтому в притоке в столицу преобладает молодежь. Сельские районы, малые и средние города теряют молодежь быстрыми темпами, в ряде районов эти потери превышают 30 процентов выпускников средних школ.

В будущем Татарстану необходимо удерживать позиции миграционно привлекательного региона, успешно конкурируя за население как с соседями, так и с основными российскими центрами притяжения населения. В последние годы естественный прирост является определяющим компонентом динамики численности населения, но в будущем роль миграции может вновь возрасти вследствие неблагоприятной демографической динамики.

Ключевые вызовы:

- необходимость поддержания демографического роста в условиях неблагоприятных периодов "демографических волн". Подстройка системы социальных услуг под "волны";

- сильное сокращение численности молодежи в ближайшие годы - вызов для инновационного экономического развития;

- неизбежность старения населения и быстрого роста нагрузки на трудоспособное население;

- удержание позиций центра притяжения населения;

- противоречие между стремлением удержать население в республике и объективной необходимостью в усилении мобильности населения в целях более полной реализации человеческого потенциала;

- противоречие между задачей удержания населения во внутрирегиональной периферии и развитием городских агломераций.

Целевое видение и задачи


 

Ц-1.1 <1> Татарстан - растущий регион с высокой рождаемостью и устойчивым миграционным притоком населения
З-1.1.0.1 <2> Обеспечить дальнейший рост рождаемости за счет увеличения доли семей с двумя и тремя детьми.
З-1.1.0.2 Создать условия для совмещения женщинами выполнения родительских обязанностей с трудовой занятостью.
З-1.1.0.3 Обеспечить рост ожидаемой продолжительности жизни за счет снижения смертности в трудоспособном возрасте и смертности от управляемых причин
З-1.1.0.4 Смягчить негативные последствия влияния старения населения на социально-экономическое развитие региона
З-1.1.0.5 Обеспечить условия для регулируемого притока населения и трудовых мигрантов
З-1.1.0.6 Создать условия для сокращения оттока из республики молодого населения, квалифицированных специалистов
З-1.1.0.7 Реализовать комплекс мер по содействию адаптации и интеграции мигрантов в республике

 

--------------------------------

<1> Ц - здесь и далее цели Стратегии.

<2> З - здесь и далее задачи Стратегии.

 

Направления действий:

1) поддержание благоприятной динамики рождаемости (создание условий, позволяющих семьям в максимально полной мере реализовывать потребность в детях):

- повышение адресности мер социальной поддержки семей с детьми, предоставляемых в денежной форме;

- более эффективное распределение мер социальной поддержки по ключевым стадиям жизненного цикла семей (в настоящее время преимущественно на время достижения ребенком возраста 1,5 лет);

- создание и развитие инфраструктуры, содействующей взрослению и воспитанию детей;

- обеспечение возможностей родителям совмещать уход за детьми с экономической активностью;

2) снижение смертности и рост продолжительности жизни:

- совершенствование системы здравоохранения в части снижения предотвратимой и ранней смертности;

- создание условий для роста самосохранительного поведения и продолжительности здоровой, активной жизни;

3) обеспечение миграционного прироста населения (создание экономических условий, повышающих миграционную привлекательность региона для разных категорий мигрантов):

- создание качественных рабочих мест;

- развитие инфраструктуры (жилищной, транспортной и т.п.), поддержка рынка арендного жилья, улучшение качества городской среды, улучшение условий для малого бизнеса;

- заключение и реализация двусторонних межправительственных соглашений;

- обеспечение интеграции мигрантов в принимающий социум (приоритетным категориям мигрантов следует предоставлять режим благоприятствования).

Комплексный План по дополнительным мерам, направленным на повышение рождаемости в Республике Татарстан, и проект программы "Улучшение социально-экономического положения семей в Республике Татарстан".

Как следствие неблагоприятных изменений в возрастной структуре населения в России и Республике Татарстан (сокращение численности женщин активного репродуктивного возраста) в ближайшие 10 - 15 лет численность родившихся в республике будет сокращаться. Смягчить негативное влияние "эха 1990-х годов" может продолжение благоприятных тенденций увеличения показателей рождаемости, имеющих место со второй половины 2000-х годов, в том числе стимулированных мерами активной демографической политики, принятых в 2006 году. Мировой опыт показывает, что без дальнейшего развития и совершенствования мер содействия рождаемости их эффект затухает. Чтобы этого не случилось, меры поддержки семей с детьми должны быть оптимизированы за счет повышения их адресности, более эффективного распределения мер социальной поддержки на ключевых стадиях жизненного цикла, а также за счет создания и развития инфраструктуры, содействующей воспитанию детей, обеспечения возможностей родителям совмещать обязанности по уходу за детьми с экономической активностью.

Результат: дальнейший рост показателей рождаемости (рост показателя суммарного коэффициента рождаемости до уровня 1,838 к 2030 году), радикальное снижение бедности среди семей с детьми, увеличение доли женщин, воспитывающих детей, имеющих возможность работать на условиях гибкого графика и в режиме неполного рабочего времени, а также на условиях удаленного доступа.

Флагманский проект "Татарстан - центр притяжения населения в Приволжье" (см. 3.1.6.1) <1>.

--------------------------------

<1> Описание всех флагманских проектов как наиболее значимых приводится в отдельном параграфе.

 

3.1.2. Образование - основа развития Татарстана

Стратегия развития образования в Республике Татарстан основана на следующих ключевых принципах и требованиях к системе образования:

1) качество дошкольного и школьного образования должно отвечать идее высоких стандартов качества и привлекательности жизни в Татарстане;

2) школьное образование, закладывающее основу человеческого капитала, должно ориентироваться на компетенции XXI века, обеспечивать формирование инновационного типа мышления и воспитание патриотизма;

3) качество и масштаб профессионального образования должны обеспечивать конкурентоспособность экономики Татарстана;

4) республика должна стать местом привлечения талантов из других регионов и стран через систему высшего образования;

5) система образования должна обеспечивать развитие поликультурной идентичности Татарстана.

Ключевыми ресурсами развития системы в условиях ограниченности бюджетных ресурсов должны стать: инновации; вовлеченность в образовательный процесс школьников и студентов; участие в образовательном процессе родителей; эффективное управление, основанное на обратной связи.


 

Ц-1.2 Система образования обеспечивает формирование человеческого капитала, соответствующего потребностям общества и экономики Татарстана

 

3.1.2.1. Дошкольное образование

 

Текущая ситуация

В Республике Татарстан действует 2029 организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (ДОО), из которых больше половины (1101) расположены в сельской местности (данные на 2014 год). В них насчитывается 179,7 тыс. мест при общей численности детей дошкольного возраста 285 тыс. чел. В связи со значительным ростом рождаемости наблюдается определенный дефицит мест в ДОО, для ликвидации которого разработана соответствующая дорожная карта.

Повышение не только доступности, но и качества дошкольного образования является задачей, актуальной для России в целом. Однако Татарстан сталкивается еще и с необходимостью формирования поликультурной образовательной среды.

Ключевые вызовы:

- макроэкономическая нестабильность, связанная с риском секвестирования бюджетов, выделенных на реализацию проектов развития инфраструктуры;

- демографические колебания (растущий контингент в начале 2010-х и ожидаемый спад в конце 2010-х и в первой половине 2020-х годов, связанный с демографическим "эхом 1990-х");

- конфликт между глобализацией образования и необходимостью сохранения национальной культуры;

- неудовлетворенная потребность в сопровождении раннего развития детей (до трех лет);

- отсутствие межведомственной кооперации в работе с детьми между социальными, медицинскими и образовательными службами.

Целевое видение и задачи

 

Ц-1.2.1 Семьи обеспечены эффективной помощью во всестороннем развитии детей и их подготовке к обучению в школе
З-1.2.1.1 Провести всестороннее исследование состояния дошкольного образования в Республике Татарстан, а также уровня развития детей дошкольного возраста
З-1.2.1.2 Модернизировать инфраструктуру с учетом возможностей гибкого использования, внедрить современные мультимедийные технологии.
З-1.2.1.3 Увеличить долю негосударственного сектора в сфере дошкольного образования
З-1.2.1.4 Разработать образовательные программы на основе новых федеральных государственных образовательных стандартов с учетом поликультурного пространства Республики Татарстан и современных технологий
З-1.2.1.5 Создать систему сопровождения раннего развития детей в семьях и яслях
З-1.2.1.6 Разработать систему межведомственной координации сопровождения детей
З-1.2.1.7 Сформировать систему индивидуального сопровождения развития детей для ранней идентификации трудностей и помощи в их разрешении

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...