Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информационная технология, как человеко-машинный комплекс (ЧМК).




Автоматизированные информационные системы (АИС) представляют собой сложные ЧМК, основным компонентом которых является пользователь (человек), методы управления и комплекс аппаратно-программных средств (КАПС) обработки и передачи информации.

 

В зависимости от того, как человек получает информацию, возможны следующие режимы взаимодействия пользователя с системой (АИС):

 

- Терминальный режим: пользователь интерактивно работает непосредственно с АИС, формулирует запросы к ней, получает ответы и использует их в процессах принятия решений.

- Режим клерка: пользователь работает с системой, когда осуществляется не прямой доступ к её вычислительным ресурсам.

- Режим посредника: пользователь использует систему через посредников, которые получив запросы, формализуют их и с помощью АИС производят анализ проблемы, фильтруют выдаваемые результаты.

- Режим «на подпись»: пользователь получает стандартные, часто повторяющиеся, сообщения, которые автоматически, без специального запроса генерируются АИС.

 

Традиционно, при создании АИС как ЧМК, рассматривается лишь техническая сторона вопроса, а пользователь остаётся без внимания, поэтому человеческому фактору необходимо уделить особое внимание в АИС, с точки зрения эргономики и инженерной психологии.

 

Кибернетические принципы построения АИС:

1. Необходимость знания цели выполнения.

2. Наличие альтернативных путей достижения цели.

3. Требование максимальной простоты структуры, с минимальным количеством уровней иерархии и количеством циклов.

4. Способность изменения параметров структуры АИС, и её законов функционирования.

 

Note: Эргономика предъявляет определённые требования к качеству и количеству информации, представляемой пользователям. Информация должна быть наглядной и подаваться в объёме, пригодном для восприятия человеком и в те периоды времени, когда в этом есть необходимость.

 

Основные задачи инженерной психологии при разработке АИС состоят в следующем:

1. Анализ функций пользователей, изучение структуры и видов деятельности пользователей.

2. Изучение процессов приёма, восприятия и преобразования информации пользователем.

3. Разработка принципов построения АИС.

4. Изучение влияния психологических факторов на эффективность функционирования АИС.

5. Инженерно-психологическое проектирование АИС.

6. Разработка принципов и методов профессиональной подготовки сотрудников к работе с АИС в новых условиях.

 

Note: инженерная психология должна ответить на 3 вопроса:

 

1. Что может и не может делать пользователь, какова его роль в системе?

2. Какие функции пользователь должен выполнять самостоятельно, какие с помощью ЭВМ, а какие полностью должны быть переданы ЭВМ?

3. Как обеспечить необходимую эффективность и надёжность работы пользования.

 

Функции человека:

- Сбор, анализ и оценка поступающей информации.

- Принятие управленческих решений.

- Реализация и контроль за исполнением принятого решения.

- Управление во внештатных ситуациях и при отказах.

- Обеспечение адаптивности, путём модернизации системы.

- Совершенствование системы на основе прогнозирования.

 

Функции ЭВМ:

- Обеспечение высокого быстродействия и точности обработки информации, и производства вычислений.

- Хранение исходной и промежуточной информации, до получения конечной информации.

- Более быстрое и качественное выполнение монотонных (однообразных) операций.

- Сохранение высокой работоспособности в течении длительного времени.

 

В целом ЧМК, включающий человеческий фактор и комплекс аппаратно-программных средств обработки и передачи информации, выполненный в виде АИС, объединяет достоинства и возможности как пользователей, так и вычислительной техники (симбиоз).

 

В эволюции различных соотношении между эффективностью работы пользователя, предельными возможностями его организма и эмоционально-волевым напряжением можно выделить семь этапов:

1. Этап врабатываемости, при котором увеличивается уровень предельных возможностей организма, и нарастает эффективность работы.

2. Этап оптимального уровня предела возможностей организма, при котором эффективность работы и волевые усилия стабильны.

3. Этап лёгкого утомления: при котором уровень предельных возможностей организма несколько снижается, однако усилием воли эффективность работы сохраняется прежней.

4. Этап сильного утомления: при котором уровень предельных возможностей организма падает, волевое напряжение непрерывно изменяется, в результате чего нарушается стабильность эффективности работы.

5. Этап переутомления: при котором эффективность работы пользователя может быть поддержана на требуемом уровне лишь при значительном волевом усилии.

6. Этап прогрессивного снижения эффективности работы: при котором уровень предельных возможностей организма всё-же выше уровня эффективности.

7. Этап невозможности дальнейшей работы.


Классификация информационных технологий по выполняемым функциям и уровню автоматизации.

По признаку уровней информатизации, функциям и автоматизации существуют 3 класса АИС:

 

- Информационно-справочные АИС.

Позволяют производить учёт информации (учётные АИС), устанавливать её количественные характеристики (статистические), отражать изменения в состоянии отдельных процессов (следящие). Учётные – являются исходной базой создания статистических АИС, а статистические – являются исходной базой следящих. Каждый вышестоящий подкласс решает задачи предыдущего класса, и ряд специфических задач своего класса.

Функции ПЭВМ в этом классе: сбор, обработка и группировка информации, накопления, обновления и выдачи данных по запросам пользователей.

Функции пользователей в этом классе: анализ получаемой информации, выработка возможных альтернатив, их оценка и отбор наиболее эффективных, а так же принятие управленческих решений.

 

- Информационно-аналитические АИС.

Обеспечивают подготовку диагнозов (диагностические), прогноза (прогнозирующие), или варианта решения (советующие).

Каждый последующий подкласс основан на предыдущем и решает его задачи.

Функции ПЭВМ: выполняет все функции информационно-справочных АИС, и ряд дополнительных: выработку альтернатив, их сравнительную оценку и выдачу предложений и рекомендаций по управлению протекающими процессами.

Функции пользователя: выбор одной из альтернатив, и принятие окончательного решения по управлению субъектом культуры.

Лекция 4.

- Информационно-решающий АИС.

Подразделяются на 2 подкласса:

- планирующие (подготовка перспективных и оперативных планов).

- информационно-решающие (в структуру входят самонастраивающиеся, самообучающиеся логи, которые определяют выбор режима и функционирование системы).

Функции ПЭВМ в этом классе: выполняют функции предыдущего класса, и дополнительно осуществляют принятие решений, и их исполнение в ряду часто повторяющихся, типовых ситуаций, обеспечивают контроль за выполнением решений.

Функции пользователя: формулировка целевых и критериальных функций, а так же принятию решений в нетривиальных ситуациях.

Работа таких систем происходит в диалоговом режиме, примерно 90% задач решаются оптимизационными способами.

 

Уровень информатизации для каждого класса систем различный, информационно-справочные АИС характеризуются наименьшим уровнем автоматизации, а информационно-решающие характеризуются наибольшим уровнем автоматизации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...