Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Технико-технологические исследования памятника.




Технико-технологическое исследование,связанное с изучением природы возникновения культурной ценности, времени её возникновения и бытования, становится подлинно научным с применением нашего способа. Изучение предметов на стадии научной инвентаризации или в рамках дополнительной исследовательской программы производится по модели, позволяя исследователю обращаться к оригиналу в случае необходимости. Польза такого способа огромна. Во-первых, предмет лишний раз не подвергается воздействию человеческих рук, во-вторых, технические средства визуализации позволяют увеличивать изображение предмета без потери качества представления в десятки, а то и сотни раз, и наконец, к увиденному и измеренному единожды можно обращаться бесконечно, сохраняя образ (в данном случае модель предмета без изменений). Способ выступает помощником памяти исследователя. Мелкие детали, практически не воспринимаемые зрением исследователя, становятся огромными и легко различимыми. Направление движения кисти художника, полосы от резца на костяной фигурке, уникальные детали свойственные каждому предметы позволяют заметить разницу даже у совершенно стандартных предметов, например у монет. И тут мы обращаемся еще к одной сфере применения способа.

Если именно так подходить к процессу создания живописи, а именно так рассматривали его старые мастера, то понятие «технико-технологическое», или просто «технологическое», исследование приобретает реальный смысл, наполняется конкретным содержанием, включающим в себя всю сумму вопросов, связанных с созданием художественного произведения. Иначе говоря, технологическое исследование — это исследование, которое позволяет получать необходимую информацию о природе, составе и структуре материала или совокупности материалов, образующих художественное произведение, об изменении качества этих материалов в процессе создания или старения произведения и о принципах использования материалов в процессе его создания. Полученные таким путем сведения важны для решения многих проблем, связанных с созданием произведений живописи в ту или иную историческую эпоху, в той или иной национальной школе, тем или иным мастером; они позволяют ответить на вопрос о подлинности произведения, его возможной датировке, могут служить основанием для атрибуции. Они являются отправными и при определении сохранности произведения и степени изменения его первоначального вида, при выявлении утрат и дополнений, а также дают необходимые данные для осуществления консервационных мероприятий, реставрационных работ, выбора режима хранения и т.д.

Специфика проведения технологического исследования в самой общей форме может быть сведена к следующим основным положениям, пренебрежение которыми может привести к недоразумениям, поставить в тупик исследователя или дискредитировать метод исследования.

Прежде всего необходимо помнить, что не существует ни одного аналитического метода, который мог бы дать исчерпывающие сведения одновременно о природе, составе, структуре, происхождении материала, технике исполнения и подлинности художественного произведения. Ответы на эти вопросы могут быть получены только путем сопоставления и анализа данных различных методов. Поэтому научное исследование художественного произведения должно быть комплексным, а его участниками должны являться различные специалисты лабораторий, реставрационных мастерских и историки искусства

Вопрос 35

Основные принципы и методы реставрации и консервации скульптуры из камня.

Любая музейная коллекция, как правило, содержит то или иное количество произведений скульптуры, мелкой пластики и поделок из камня, гипса и пр., требующих специфического хранения и ухода. Квалифицированное хранение скульптуры предполагает хотя бы общее представление о природе наиболее употребительных скульптурных материалов, а также знакомство с основными факторами окружающей среды, влияющими на их сохранность и долговечность.

Принятое в реставрации понятие «каменная скульптура» достаточно условно, так как включает большой круг произведений самого различного вида и предназначения, объединяемых по двум главным признакам: материалу, представляющему собой одну из разновидностей природного камня, и технике его обработки (вырубка и резьба в камне с помощью специального инструмента). Помимо скульптуры, как таковой, сюда входят вазы и столешницы, мемориальные стелы и памятные доски, постаменты, балясины и т. д.

УДАЛЕНИЕ ЗАГРЯЗНЕНИЙ

Обязательным условием профилактической защиты и обеспечения длительной сохранности скульптуры является ее своевременная и регулярная очистка от различных наносных загрязнений. В зависимости от природы и интенсивности загрязнений, а также от разновидности скульптурного материала и его сохранности применяются различные способы очистки.

Водная очистка

Наиболее простым и доступным способом профилактической очистки скульптуры является водная обработка ее поверхности. Цель — размягчение и смывка загрязнений, еще не вступивших в химические связи с камнем.

Действенность промывки увеличивается при подогреве воды до 50—60 °С и более длительном увлажнении, т. е. отпаривании компрессами, погружении в воду или обработки водной струей объекта очистки. Следует заметить, что такая обработка допустима только для очистки здорового камня (без корродирующей арматуры).

При небольшом объеме работ лучше пользоваться отфильтрованной или кипяченой водой, а для мелких экспонатов (в первую очередь археологических) - дистиллированной.

 

Мульсии и пасты

В практике реставрации также широко применяются моющие эмульсии, обладающие рядом преимуществ перед водными растворами ПАВ: во-первых, тем, что сочетают действие органических растворителей и моющих средств, а во-вторых, тем, что сводят к минимуму количество используемой воды, в том числе при промывке.

Одна из таких эмульсий — «ВЭПОС» (водно-эмульсионное поверхностное очистное средство) многие годы успешно применяется в отечественных музеях. Эмульсию готовят в лабораторных условиях по следующему рецепту:

1. Бензин (Б-10) 48,4%

2. Олеиновая кислота 2,6%

3. Кремнийорганическая жидкость ГКЖ-94 1,5%

4. ПАВ типа «Прогресс» 0,5%

5. Вода дистиллированная 7,0%

Одно из достоинств эмульсии «ВЭПОС» заключается в ее способности сохранять светопроницаемость камня и даже выявлять потускневшие участки поверхности (что недоступно ни одному из водных моющих составов). Это ценное свойство позволяет с успехом применять эмульсию для очистки и восстановления поверхности изделий из алебастра, ангидрида, малахита, оникса и т. д. (ил. 6—7), утративших восковую пропитку, наносимую в процессе изготовления.

Сухая очистка

Любой вид очистки скульптуры начинается с обеспыливания и удаления наносных загрязнений с помощью сметок, кистей и пылесоса, что вместе с тем является составной частью повседневного ухода за скульптурной коллекцией.

Однако в отдельных случаях такая сухая очистка оказывается единственно приемлемым способом обработки, как, например, при реставрации объектов с гидрофильной структурой либо с повышенной растворимостью красочного слоя и т. п.

Решить задачу очистки подобных экспонатов удалось с помощью резиновых ластиков с наполнителем из тонко измельченного мрамора и пемзы. Более щадящее воздействие на загрязненную поверхность, особенно при наличии нестойкого защитно-декоративного покрытия, обеспечивают мягкие резины полиуретановой группы. Их характеризует высокая износоустойчивость, химическая инертность и нейтральный рН. Мягкость обработки гарантируется полным исключением абразива. Специально приготовленная губчатая резина способна безопасно удалять загрязнения даже с поверхностей, окрашенных клеевыми или восковыми красками, а также позолоты.

Известен и механизированный способ сухой абразивной очистки камня (не следует путать с пескоструйной обработкой, давно отвергнутой музейной реставрацией). При этом способе для сведения к минимуму травмирующего воздействия на поверхность в качестве абразива используются тонко измельченный порошок яичной или ореховой скорлупы, мелкодисперсные стеклянные микросферы и даже тальк (размер частиц 0,05—0,1 мм).

Существует и удобная рабочая оснастка для этого вида обработки — в виде «пистолетов» и даже «карандашей» с регулируемым давлением и углом распыления абразивных частиц.





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.