Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Список участников группы




Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Нижегородский филиал

 

Факультет права

Кафедра конституционного и административного права

 

 

Итоговый отчет рабочей группы № 9

на тему:

Муниципальная собственность как экономическое выражение демократии и достойной жизни населения

 

НИЖНИЙ НОВГОРОД

 

Оглавление: Стр.

 

  1. Список участников рабочей группы......................................................................4
  2. Теория вопроса.......................................................................................................6

2.1. Понятие и состав экономической основы…....................................................6

2.2. Понятие и состав муниципальной собственности............................................6

2.3. Реестр муниципальной собственности...........................................................7

2.4. Право муниципальной собственности.…………………...……………………..7

2.5. Формирование муниципальной собственности…....................................................8

2.6. Защита муниципальной собственности …………………….…………………..8

  1. Историко-правовой аспект…………………………………………………………......9

3.1. Основные этапы развития института муниципальной собственности………….....9

3.2. Факторы и условия развития муниципальной собственности............................9

3.3. Первый этап (1990-1993 гг.)...........................................................................10

3.4. Второй этап (1993 - 2005 гг.).………………...…………………….…………....11

3.5. Современность как новая ступень развития института …………………….…11

  1. Правовая основа исследования………………………………………….………….11

4.1. Основная правовая база института муниципальной собственности……………11

4.2. Правовое ограничение владения муниципальной собственностью...................12

4.3.Право самостоятельного владения муниципальной собственностью.................13

4.4. Назначение муниципальной собственности.. ……………………………....….14

4.5. Объекты муниципальной собственности.…………. ……… ………………….15

4.6. Земля как объект муниципальной собственности.…………......……………….15

4.7. Соотношение правовых основ и практической реализации предписаний.…..….15

4.8. Конституционный аспект вопроса.………………… ……………………….….17

  1. Муниципальная собственность в зарубежных странах……………………….…..17

5.1. Понятие и признаки системы местного самоуправления в зарубежных странах.17

5.2. Отношение к муниципальной собственности.… ……......……………………..18
5.3. Муниципальная собственность как экономическая основа местного ……………..самоуправления.........................................................................................................18

  1. Проблематика……………………………………………………………………...……19

6.1. Проблема совершенствования и развития отношений собственности в государстве…...................................................................................................19

6.2. Проблема равноудалённости собственности и власти.………………………...19

6.3. Проблема поиска оптимальных ценностных критериев регулирования экономических отношений на различных публично-территориальных уровнях их развития.........................................................................................................19

6.4. Проблема социально-экономического развития.……………………………...20

6.5. Методологические проблемы оптимального сочетания публичных и частных начал в правовом регулировании экономических и социальных отношений в условиях формирования социально ориентированного рыночного хозяйства….......................20

6.6. Проблема правовых основ социально-экономического развития............……..20

6.7. Проблема пределов "неприкосновенности" объектов муниципальной собственности (при переводе муниципального имущества в другую публичную форму собственности)……………………………………………………………………..21

6.8. Проблема разграничения компетенции представительного органа и местной администрации в сфере отношений муниципальной собственности………………..21

6.9. Проблемы нормативного обеспечения перехода к новой системе социальной защиты и ее последовательной реализации.………………………………………..21

6.10. Проблема нецелевого использования института расширения полномочий.местного.самоуправления.……………………………….…...........….22

6.11. Проблема оказания муниципальных услуг населению. ………………………23

6.12. Проблема преодоления ведомственной разобщенности объектов муниципальной собственности ………………………………………………...……24

6.13. Проблема императивности нормативно-правовых требований.…….…………24

6.14. Проблема права муниципальной собственности на земельные участки.…...…25

6.15. Проблема особенностей возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядка учета имущества.…………...…….25

6.16. Проблема, процесса приватизации муниципальной собственности.……….…26

  1. Перспективы……………………………………………………………………………..26

7.1. Основные направления развития муниципальной собственности……………......26

7.2. Муниципальная собственность в системе рыночных отношений.......................27

7.3. Перспективы механизма управления муниципальной собственностью.............28

  1. Список использованной литературы ……………………………...………………… 30

Список участников группы

 

Руководитель группы – Галкина Дарья

 

ФИО студента Пункт плана, за который отвечает студент
  Цогоева Е. Е. 1.Теория вопроса 1.1. Понятие и состав экономической основы.1.2. Понятие и состав муниципальной собственности. 1.3. Реестр муниципальной собственности. 1.4. Право муниципальной собственности. 1.5. Формирование муниципальной собственности. 1.6. Защита муниципальной собственности.
  Воробьев И. С. 2.Историко-правовой аспект 2.1. Основные этапы развития института муниципальной собственности. 2.2. Факторы и условия развития муниципальной собственности. 2.3. Первый этап (1990-1993 гг.). 2.4. Второй этап (1993 - 2005 гг.). 2.5. Современность как новая ступень развития института.
  Гончарова Е. В. 3. Правовая основа 3.1. Основная правовая база института муниципальной собственности. 3.2. Правовое ограничение владения муниципальной собственностью.
  Хорбин Н. В. 3. Правовая основа 3.3.Право самостоятельного владения муниципальной собственностью. 3.4. Назначение муниципальной собственности. 3.5. Объекты муниципальной собственности. 3.6. Земля как объект муниципальной собственности. 3.7. Соотношение правовых основ и практической реализации предписаний. 3.8. Конституционный аспект вопроса.
  Галкина Д. Д. 4. Муниципальная собственность в зарубежных странах 4.1.Понятие и признаки системы местного самоуправления в зарубежных странах. 4.2.Отношение к муниципальной собственности. 4.3.Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления.  
  Меньшова А. В. 5. Проблематика 5.1. Проблема совершенствования и развития отношений собственности в государстве. 5.2. Проблема равноудалённости собственности и власти. 5.3. Проблема поиска оптимальных ценностных критериев регулирования экономических отношений на различных публично-территориальных уровнях их развития. 5.4. Проблема социально-экономического развития. 5.5. Методологические проблемы оптимального сочетания публичных и частных начал в правовом регулировании экономических и социальных отношений в условиях формирования социально ориентированного рыночного хозяйства. 5.6. Проблема правовых основ социально-экономического развития 5.7. Проблема пределов "неприкосновенности" объектов муниципальной собственности (при переводе муниципального имущества в другую публичную форму собственности). 5.8. Проблема разграничения компетенции представительного органа и местной администрации в сфере отношений муниципальной собственности. 5.9. Проблемы нормативного обеспечения перехода к новой системе социальной защиты и ее последовательной реализации.
  Борсуков Я. Л. 5. Проблематика 5.10.Проблема нецелевого использования института расширения полномочий местного самоуправления. 5.11. Проблема оказания муниципальных услуг населению. 5.12. Проблема преодоления ведомственной разобщенности объектов муниципальной собственности. 5.13.Проблема императивности нормативно-правовых требований. 5.14. Проблема права муниципальной собственности на земельные участки. 5.15. Проблема особенностей возникновения, осуществления и прекращения права муниципальной собственности, а также порядка учета имущества. 5.16. Проблема, процесса приватизации муниципальной собственности.
  Мадоян Л. А. 6. Перспективы 6.1. Основные направления развития муниципальной собственности. 6.2. Муниципальная собственность в системе рыночных отношений. 6.3. Перспективы механизма управления муниципальной собственностью.

 

Теория вопроса

 

1.1. Понятие и состав экономической основы.

Эффективность местного самоуправления определяется прежде всего материально-финансовыми ресурсами, имеющимися в рас­поряжении муниципальных образований и составляющими в своей совокупности финансово-экономические основы местного самоуправления.

К пониманию экономической основы существует 2 подхода: 1) в объективном смысле: как институт муниципального права, экономическая основа представляет собой совокупность норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с формированием и использованием муниципальной собственности, местных бюджетов и иных местных финансов в интересах населения местного самоуправления. 2) в субъективном смысле: экономическая основа – совокупность взаимосвязанных муниципальных и иных объектов, в также финансовых и иных ресурсов, составляющих потенциал, который используется для получения доходов и удовлетворения потребностей местного населения. В соответствии с Европейской Хартией (ст. 9) органы местного самоуправления должны обладать достаточными материальными финансовыми ресурсами для выполнения тех полномочий, которыми они наделены Конституцией и законами государства. Полномочия государства в сфере обеспечения местного самоуправления ресурсами: 1) передавать объекты, находящиеся в государственной собственности, в муниципальную, если они необходимы для обеспечения жизнедеятельности муниципального образования. 2) передавать материальные средства, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий. 3) разрабатывать и устанавливать государственные минимальные социальные стандарты. 4) компенсировать дополнительные расходы, связанные с решениями органов государственной власти и др. полномочия.

Состав экономической базы закреплен в ст. 28 старого ФЗ «Об общих принципах..»: 1) природные ресурсы (земля, недра, воды, леса, растительный и животный мир), 2) муниципальная собственность (средства местного бюджета и другие финансовые ресурсы), 3) имущество, находящееся в государственной собственности и переданные в управление органам местного самоуправления, 4) иная собственность, служащая удовлетворению потребности населения.

Критерием такого деления послужил объем правомочий органов местного самоуправления, в отношении объектов муниципальной собственности органа местного самоуправления осуществляют полный объем полномочий собственника, в отношении объектов иной собственности, находящейся на территории муниципального образования, органы местного самоуправления наделены полномочиями участников гражданского оборота в соответствии с ГК. Центральную роль в экономической основе отводится муниципальной собственности.

 

1.2. Понятие и состав муниципальной собственности.

Согласно, ст. 215 ГК муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Одна часть муниципальной собственности закрепляется за муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями в соответствии со ст. 294, 296 ГК. Остальное имущество составляет муниципальную казну. Все объекты разделены (ст. 29) на группы:

1) имущество органов местного самоуправления (имущество, принадлежащее структурным подразделениям, средства местного бюджета, другие финансовые средства: ценные бумаги и др.

2) объекты производственного назначения (муниципальные унитарные предприятия).

3) муниципальные учреждения (учреждения образования, культуры, спорта).

4) непроизводственные объекты, предназначенные для непосредственного обслуживания людей (муниципальный жилищный фонд, объекты инженерной инфраструктуры).

5) муниципальные земли, включая обособленные водные объекты на территории муниципального образования.

В зависимости от того, каким правом регулируется собственность, можно разделить на 3 группы: 1) денежные средства, регулируется нормами финансового права; 2) объекты недвижимости, регулируется нормами гражданского права; 3) земли, полезные ископаемые, регулируется нормами Земельного кодекса, Водного и др.

 

1.3. Реестр муниципальной собственности.

Все объекты местного хозяйства требуют постоянного учета. Обязательность ведения реестра устанавливается федеральным законодательством. Представительным органом разрабатывается положение о реестре муниципальной собственности. Ответственный за ведение реестра, его полноту и правильность – держатель реестра, которым является комитет по управлению имуществом.

Ведение реестра означает: 1) включение объекта в реестр; 2) исключение из реестра.

Основания для включения / исключения объекта: 1) решение федеральных органов государственной власти (Постановление Правительства); 2) решение органов государственной власти субъекта; 3) решение органов местного самоуправления; 4) судебное решение: 5) включение юридических оснований всех операций с конкретными объектами муниципальной собственности. Решение о включении объекта в реестр или исключении оформляется приказом Председателя Комитета по управлению имуществом, необходимая для ведения реестра информация предоставляется комитету по управлению имуществом структурными подразделениями местной администрацией, предприятиями, учреждениями, организациями, а также другими физическими и юридическими лицами. Комитет по управлению имуществом имеет право получать информацию, необходимую для ведения реестра от всех статистических налоговых и регистрирующих учреждений и ведомств. Реестр – это информационно-правовое ядро процесса управления муниципальной собственностью.

 

1.4. Право муниципальной собственности.

Право собственности - это владение, законное обладание имуществом. Пользование – это юридическая возможность извлекать для собственника пользу из права владения. Распоряжение – право собственника определить юридическую судьбу имущества. Ст. 215 ч. 2 ГК гласит, что владеют, пользуются и распоряжаются от имени населения, избирая представителей, которые управляют в интересах населения:

-само население

-органы местного самоуправления: представительный орган и местная администрация. Представительный орган вырабатывает правовые акты.

-Комитет по управлению имуществом, который осуществляет управление муниципальной собственностью на основе хозяйственного руководства.

-Органы местного самоуправления передают управление объектами муниципальной собственности предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам (4-ый уровень).

 

1.5. Формирование муниципальной собственности.

 

Источник муниципальной собственности – раздел бывшей государственной собственности в различные формы собственности. Постановление Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1999 г. «О разделении государственной собственности на собственность федерации, республик и муниципальных органов содержит 3 приложения: перечень объектов. Перечень № 3 – это те объекты, которые обязательно должны быть списаны в муниципальную собственность. Результаты предпринимательской деятельности. Приобретение имущества на основе договора купли-продажи, дарения или иной сделки (ст. 218, 238, 243).

Основным основанием прекращения состояния собственности является приватизация на основе закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 28 февраля 2002г. Под приватизацией понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности муниципального образования в собственность физических или юридических лиц. Способы: 1) продажа с аукциона; 2) на коммерческих конкурсах с инвестициями или социальными условиями; 3) продажа акций их работникам. Приватизация осуществляется на основе программы. В ней должны быть отражены следующие моменты: – перечень приватизируемых объектов; – план-график осуществления этих мероприятий; – прогноз поступлений от приватизаций.

Ответственным за реализацию этого плана является комитет управления имуществом, вместе с главой муниципального образования.

Управление муниципальной собственностью - это правомочия по владению, использованию, распоряжению муниципальной собственностью.

 

1.6. Защита муниципальной собственности.

 

Ст. 8 Конституции: наравне с государственной, частной собственностью признается муниципальная собственность и ей гарантируется равная защита. Защита: 1) обращение в административные органы; 2) обращение в судебные органы.

Основания для судебного разбирательства:

1) за признание недействительными актов государственных органов, которые не соответствуют закону или иным правовым актам и нарушают тем самым права и законные интересы муниципального образования.

2) если решением органов государственной власти нанесен ущерб муниципальному имуществу, то это будет рассматриваться в суде; возмещение убытков в полном убытке.

Если происходит национализация муниципальной собственности, то и в этом случае государство должно выплатить компенсацию за изымаемое имущество. Органы местного самоуправления защищают интересы граждан и обладая правом юридического лица, обладают правом вещевых требований (виндикационный и негаторные иски).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...