Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дополнительные образовательные программы 7 глава




В отношении образовательной организации, с одной стороны, действует общий порядок реорганизации или ликвидации юридического лица, установленный гражданским законодательством а с другой стороны, законодательством об образовании устанавливается ряд особенностей.

Общий порядок реорганизации и ликвидации юридического лица, в том числе образовательной организации, закреплен в Гражданском кодексе РФ (ст. ст. 57, 61 и др.), а также в иных Федеральных законах - Федеральном законе "О некоммерческих организациях" (ст. ст. 16 - 21), Федеральном законе "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (главы V и VII) и т.д.

Реорганизация образовательной организации может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Образовательная организация считается реорганизованной (за исключением случаев реорганизации в форме присоединения) с момента государственной регистрации вновь возникшей организации (организаций).

При реорганизации образовательной организации в форме присоединения к ней другой организации первая из них считается реорганизованной с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной организации.

Ликвидация образовательной организации влечет ее прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства ее прав и обязанностей к другим лицам.

Образовательная организация ликвидируется по решению ее учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

Образовательная организация может быть ликвидирована по решению суда. В статье 61 Гражданского кодекса РФ перечислены иски, по которым судом может быть принято решение о ликвидации юридического лица (например, по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии); по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется, и т.д.).

Законодательством об образовании определены особенности процедуры реорганизации и ликвидации образовательной организации. Они касаются, прежде всего:

1) включения обязательным элементом процедуры реорганизации или ликвидации образовательной организации официальной оценки последствий такого решения;

2) включения обязательным элементом процедуры реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, учет мнения жителей данного сельского поселения;

3) особенностей реорганизации и ликвидации международных (межгосударственных) образовательных организаций.

Особенности процедуры реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, нацелено на сохранение сельских малокомплектных школ и создание благоприятных социальных условий проживания в сельской местности.

Правовые формы, в которых может учитываться мнение населения по вопросам местного значения, в том числе по вопросам реорганизации и ликвидации сельских школ, закреплены в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <298>: местный референдум (ст. 22), сход граждан (ст. ст. 25, 25.1), собрание граждан (ст. 29), опрос граждан (ст. 31), обращения граждан в органы местного самоуправления (ст. 32) и другие формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия в его осуществлении.

--------------------------------

<298> СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.

 

Компетентные органы муниципальных образований могут принимать муниципальные правовые акты, в которых непосредственно устанавливается порядок учета мнения населения по вопросам реорганизации и ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении (например, Постановление администрации муниципального района "Вуктыл" от 16 сентября 2015 г. N 09/627 "Об утверждении Порядка учета мнения жителей сельских населенных пунктов муниципального района "Вуктыл" при принятии решения о реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации" <299>.

--------------------------------

<299> Официальный сайт администрации муниципального района "Вуктыл": http://www.vuktyl.com. 17.09.2015.

 

Обязательным условием для принятия федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной или муниципальной образовательной организации является наличие положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения (ч. 11 комментируемой статьи).

Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации, а также порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются Правительством РФ: Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2014 г. N 84 "Об утверждении Правил проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации и Правил создания комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации и подготовки указанной комиссией заключений" <300>.

--------------------------------

<300> СЗ РФ. 2014. N 7. Ст. 681.

 

В Правилах, утвержденных упомянутым Постановлением Правительства РФ, определено, что решение о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации принимается в соответствии с установленным Правительством РФ Порядком создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений (Постановление Правительства РФ от 26 июля 2010 г. N 539 "Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений" <301>) при наличии положительного заключения комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации.

--------------------------------

<301> СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4238.

 

Для проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя данной образовательной организации, до принятия соответствующего решения представляет в комиссию предложение о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации с приложением необходимых документов, перечень которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя федеральной государственной образовательной организации, по согласованию с Минобрнауки России.

Последствия реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации оцениваются по совокупности следующих критериев:

а) в отношении федеральной государственной образовательной организации, относящейся к типу дошкольной образовательной организации:

- обеспечение продолжения предоставления и получения образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных ФГОС (в случае принятия решения о реорганизации);

- обеспечение завершения обучения обучающихся федеральной государственной образовательной организации, предлагаемой к реорганизации или ликвидации;

- обеспечение продолжения осуществления видов деятельности, реализовывавшихся только федеральной государственной образовательной организацией, предлагаемой к реорганизации или ликвидации;

б) в отношении федеральной государственной образовательной организации, относящейся к типу общеобразовательной организации:

- обеспечение продолжения предоставления и получения образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных ФГОС, федеральными государственными требованиями (в случае принятия решения о реорганизации);

- обеспечение завершения обучения обучающихся федеральной государственной образовательной организации, предлагаемой к реорганизации или ликвидации;

- обеспечение продолжения осуществления видов деятельности, реализовывавшихся только федеральной государственной образовательной организацией, предлагаемой к реорганизации или ликвидации;

в) в отношении федеральной государственной образовательной организации, относящейся к типу профессиональной образовательной организации:

- обеспечение продолжения предоставления и получения образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных ФГОС, федеральными государственными требованиями (в случае принятия решения о реорганизации);

- обеспечение завершения обучения обучающихся федеральной государственной образовательной организации, предлагаемой к реорганизации или ликвидации;

- обеспечение продолжения осуществления видов деятельности, реализовывавшихся только федеральной государственной образовательной организацией, предлагаемой к реорганизации или ликвидации;

г) в отношении федеральной государственной образовательной организации, относящейся к типу образовательной организации высшего образования:

- обеспечение продолжения предоставления и получения образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных ФГОС, федеральными государственными требованиями, образовательным стандартом (в случае принятия решения о реорганизации);

- обеспечение завершения обучения обучающихся федеральной государственной образовательной организации, предлагаемой к реорганизации или ликвидации;

- обеспечение продолжения осуществления видов деятельности, реализовывавшихся только федеральной государственной образовательной организацией, предлагаемой к реорганизации или ликвидации;

- обеспечение повышения качества проводимых научных исследований (в случае принятия решения о реорганизации);

д) в отношении федеральной государственной образовательной организации, относящейся к типу организации дополнительного образования:

- обеспечение продолжения предоставления и получения образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных ФГОС, федеральными государственными требованиями (в случае принятия решения о реорганизации);

- обеспечение завершения обучения обучающихся федеральной государственной образовательной организации, предлагаемой к реорганизации или ликвидации;

- обеспечение продолжения осуществления видов деятельности, реализовывавшихся только федеральной государственной образовательной организацией, предлагаемой к реорганизации или ликвидации;

е) в отношении федеральной государственной образовательной организации, относящейся к типу организации дополнительного профессионального образования:

- обеспечение продолжения предоставления и получения образования, уровень и качество которого не могут быть ниже требований, установленных ФГОС, федеральными государственными требованиями (в случае принятия решения о реорганизации);

- обеспечение завершения обучения обучающихся федеральной государственной образовательной организации, предлагаемой к реорганизации или ликвидации;

- обеспечение продолжения осуществления видов деятельности, реализовывавшихся только федеральной государственной образовательной организацией, предлагаемой к реорганизации или ликвидации.

Значения вышеприведенных критериев с учетом отраслевой особенности деятельности, осуществляемой федеральной государственной образовательной организацией, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя федеральной государственной образовательной организации:

- Приказ Минсельхоза России от 14 июля 2014 г. N 275 "Об утверждении значений критериев проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации, подведомственной Министерству сельского хозяйства Российской Федерации" <302>;

--------------------------------

<302> Российская газета. 14.08.2014. N 182.

 

- Приказ Минобрнауки России от 3 апреля 2014 г. N 262 "Об утверждении значений критериев проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации, находящейся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации" <303>;

--------------------------------

<303> Российская газета. 14.05.2014. N 106.

 

- Приказ Минкультуры России от 15 июля 2015 г. N 2000 "Об утверждении значений критериев проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации, находящейся в ведении Министерства культуры Российской Федерации" <304>;

--------------------------------

<304> Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru. 13.08.2015.

 

- Приказ Минэкономразвития России от 23 июля 2015 г. N 498 "Об утверждении значений критериев проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации, находящейся в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации, и перечня документов, необходимых для проведения такой оценки" <305>.

--------------------------------

<305> Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru. 02.09.2015.

 

Вышеупомянутым Постановлением Правительства РФ утверждены Правила создания комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации и подготовки комиссией заключений.

Положение о комиссии и ее состав утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя федеральной государственной образовательной организации, в отношении которой рассматривается вопрос о реорганизации или ликвидации.

Порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации или муниципальной образовательной организации устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Им может быть как правительство субъекта Российской Федерации (например, Постановление Правительства Республики Коми от 19 декабря 2013 г. N 508 "Об утверждении Порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации образовательной организации, находящейся в ведении Республики Коми, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений" <306>), так и региональное министерство образования (департамент образования) (например, Приказ Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 8 ноября 2013 г. N 1442 "Об утверждении порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации Республики Марий Эл, муниципальной образовательной организации, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), в том числе порядка создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений" <307>.

--------------------------------

<306> Официальный интернет-портал Республики Коми: http://www.rkomi.ru. 20.12.2013.

<307> Официальный интернет-портал Республики Марий Эл: http://www.portal.mari.ru. 16.12.2013.

 

Аналогичные документы принимаются также на муниципальном уровне (например, Постановление Исполкома муниципального образования "Лаишевский муниципальный район" от 7 апреля 2014 г. N 710 "Об утверждении Порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципальной образовательной организации на территории Лаишевского муниципального района Республики Татарстан" <308>, Постановление главы Озерского муниципального района Московской области от 24 декабря 2013 г. N 1705 "Об утверждении Порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации муниципальных образовательных организаций, расположенных на территории Озерского муниципального района, включая критерии этой оценки (по типам данных образовательных организаций), и Порядка создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений" <309>).

--------------------------------

<308> Камская новь. 23.04.2014. N 30.

<309> Вестник Озерского муниципального района Московской области. 27.01.2014. N 1.

 

Создание, реорганизация и ликвидация международных (межгосударственных) образовательных организаций осуществляются в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Например; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения об условиях учреждения и деятельности в городе Ереване Российско-Армянского (Славянского) университета (Москва, 29 августа 1997 г.) <310>, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Кыргызской Республики об условиях учреждения и деятельности в городе Бишкеке Кыргызско-Российского славянского университета (Бишкек, 9 сентября 1993 г.) <311>, Соглашение между Правительством Республики Таджикистан и Правительством Российской Федерации об условиях учреждения и деятельности в городе Душанбе Российско-Таджикского (Славянского) университета (Москва, 10 июня 1997 г.) <312>.

--------------------------------

<310> Бюллетень международных договоров. 2005. N 10. С. 9 - 12.

<311> Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".

<312> Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".

 

Так, например, в ст. 14 Межправительственного соглашения об условиях учреждения и деятельности в городе Ереване Российско-Армянского (Славянского) университета установлено, что Соглашение заключается сроком на 10 лет и вступает в силу после уведомления Сторонами друг друга о выполнении государственных процедур, предусмотренных внутренним законодательством государств Сторон. Его действие будет автоматически продлеваться на последующие десятилетние периоды, если ни одна из Сторон не заявит путем письменного уведомления о своем желании прекратить его действие не позднее чем за 6 месяцев до истечения очередного периода. В ст. 15 этого же Соглашения установлены особенности процедуры ликвидации Российско-Армянского (Славянского) университета: "В случае прекращения действия настоящего Соглашения Стороны обеспечивают завершение обучения студентов Университета, назначают ликвидационную комиссию, которая составляет ликвидационный баланс имущества Университета. Ликвидационный баланс представляется на утверждение Сторонам".

 

Статья 23. Типы образовательных организаций

 

Комментарий к статье 23

 

Комментируемая статья посвящена типологии образовательных организаций как субъектов образовательных правоотношений.

В основе типологии образовательных организаций - образовательная программа, реализация которой является основной целью деятельности образовательной организации. Критерий типологизации образовательных организаций разработан в статье 12 комментируемого Закона, которая посвящена непосредственно образовательным программам. В этой статье законодателем выделены следующие образовательные программы:

основные образовательные программы:

- основные общеобразовательные программы: образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

- основные профессиональные образовательные программы:

а) образовательные программы среднего профессионального образования: программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

б) образовательные программы высшего образования: программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

- основные программы профессионального обучения: программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих;

дополнительные образовательные программы:

- дополнительные общеобразовательные программы: дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

- дополнительные профессиональные программы: программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

В соответствии с вышеперечисленными видами образовательных программ в комментируемой статье установлены следующие типы образовательных организаций:


 

Тип образовательной организации   Реализуемые образовательные программы
дошкольная образовательная организация   образовательные программы дошкольного образования, присмотр и уход за детьми
общеобразовательная организация   образовательные программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования
профессиональная образовательная организация   образовательные программы среднего профессионального образования и (или) программы профессионального обучения
образовательная организация высшего образования   образовательные программы высшего образования и научная деятельность
организация дополнительного образования   дополнительные общеобразовательные программы
организация дополнительного профессионального образования   программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения

 

Как уже отмечалось, образовательные организации делятся на типы в зависимости от образовательной программы, реализация которой является основной целью деятельности образовательной организации. Законодатель, определяя в комментируемой статье, например, образовательную организацию высшего образования, имеет в виду, что реализация ею образовательных программ высшего образования и научных исследований является основной целью ее деятельности, но не единственной. Образовательная организация, кроме "титульных" образовательных программ, вправе осуществлять и дополнительную образовательную деятельность по иным видам образовательных программ.

Какую именно дополнительную образовательную деятельность может осуществлять тот или иной тип образовательной организации, законодатель закрепляет в ч. 4 комментируемой статьи.

Так, упомянутая в качестве примера образовательная организация высшего образования, кроме "титульных" образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры и ассистентуры-стажировки), может осуществлять дополнительную деятельность, реализуя иные (не "титульные") образовательные программы, как-то: основные общеобразовательные программы, образовательные программы среднего профессионального образования, программы профессионального обучения, дополнительные общеобразовательные программы, а также дополнительные профессиональные программы.

Ниже в систематизированном виде представлена информация о типах образовательных организаций, которым законодательство предоставило право, наряду с основной деятельностью, осуществлять дополнительную образовательную деятельность (с указанием конкретных образовательных программ, которые образовательные организации могут реализовывать в качестве неосновной цели своей деятельности).

 

Тип образовательной организации Основная деятельность (ч. ч. 2, 3 ст. 23) Дополнительная деятельность (ч. 4 ст. 23)
дошкольные образовательные организации образовательные программы дошкольного образования, присмотр и уход за детьми дополнительные общеразвивающие программы
общеобразовательные организации образовательные программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования образовательные программы дошкольного образования; дополнительные общеобразовательные программы; программы профессионального обучения
профессиональные образовательные организации образовательные программы среднего профессионального образования и (или) программы профессионального обучения основные общеобразовательные программы; дополнительные общеобразовательные программы; дополнительные профессиональные программы
образовательные организации высшего образования образовательные программы высшего образования и научная деятельность основные общеобразовательные программы; образовательные программы среднего профессионального образования; программы профессионального обучения; дополнительные общеобразовательные программы; дополнительные профессиональные программы
организации дополнительного образования дополнительные общеобразовательные программы образовательные программы дошкольного образования; программы профессионального обучения
организации дополнительного профессионального образования программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, дополнительные общеобразовательные программы, программы профессионального обучения программы подготовки научно-педагогических кадров; программы ординатуры; дополнительные общеобразовательные программы; программы профессионального обучения

 

Сопоставляя перечень типов образовательных организаций, содержавшийся в Законе РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", и аналогичный перечень в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации", следует отметить, что действующее законодательство не упоминает о двух типах образовательных организаций, которые ранее были закреплены в российском законодательстве об образовании. Речь идет, во-первых, о специальных (коррекционных) учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (подп. 5 п. 4 ст. 12 Закона РФ "Об образовании") и, во-вторых, об учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (подп. 7 п. 4 ст. 12 Закона РФ "Об образовании").

Действующее законодательство об образовании предусматривает создание образовательных организаций, которые осуществляют образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, умственной отсталостью, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Соответствующими полномочиями наделены органы государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 8 комментируемого Закона).

Таким образом, специальные (коррекционные) учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья не упраздняются, а реорганизуются в образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. Подтверждение тому находим, в частности, в заключительных положениях комментируемого Закона. Так, в соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 108 "специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны переименоваться в общеобразовательные организации".

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...