Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тип третий: удовлетворен трудом, но не мотивирован

Тип первый: удовлетворенность и мотивированность

Елена Владимировна - учитель русского языка и литературы. Отличается большим трудолюбием и творческим подходом к делу. Самостоятельно разрабатывает разноуровневые задания по русскому языку для учащихся 7-8-х классов, часто нетрадиционно проводит уроки по литературе, которые вызывают большой интерес у школьников. Стремится учитывать особенности своих учеников, активна в работе с родителями и во взаимодействии с коллегами. Много внимания уделяет работе со своим классом: регулярно организует походы, различные викторины, «огоньки». Поддерживает начинания администрации школы, сама нередко высказывает предложения по совершенствованию работы всего коллектива. Является членом профсоюзного комитета. Недавно была аттестована на вторую категорию, хотя члены аттестационной комиссии высказали Елене Владимировне пожелание повысить требовательность по отношению к наиболее способным ученикам.

По приведенному описанию можно сделать вывод, что Елена Владимировна удовлетворена трудом в школе и мотивирована работать эффективно. Организационному поведению таких педагогов присущи: желание усовершенствовать свою работу, творческое отношение к труду; отсутствие боязни трудностей; как правило, адекватная реакция на критику и рекомендации; стремление иметь партнерские отношения с коллегами, нежелание участвовать в интригах и возможных противостояниях; позитивное отношение к деятельности руководства и организации в целом, принятие общих целей; желание поддерживать существующие в коллективе традиции; активная внеурочная работа с учащимися, частые контакты с родителями.

Потребности таких педагогов в значительной степени удовлетворяются в школе, где они имеют возможность самовыражения в профессии. Их успехи признаются руководством и коллегами (или, по крайней мере, большинством из них). Такие учителя не боятся за свой статус в коллективе, гордятся причастностью к его делам, лояльны по отношению к действиям руководителей. На них целесообразно опираться на начальной стадии инновационного процесса. Кроме того, руководителю следует всячески поддерживать устремления этих педагогов, заботиться об удовлетворении их потребностей в профессиональном росте и обеспечивать хорошие условия труда. Важно укреплять их веру в то, что руководство способно оказать необходимую поддержку.

Тип второй: мотивирован, но не удовлетворен

Сергей Константинович - победитель районного конкурса «Учитель года», учитель высшей категории. Разработал и внедрил авторскую программу по физике для 8-го класса. Его ученики показывают стабильно высокие результаты при поступлении в вузы, на районных олимпиадах и в ходе итоговой аттестации в 9-х и 11-х классах. Сергей Константинович - один из наиболее уважаемых учащимися и их родителями учителей школы. Однако старается всячески ограничить свое участие в работе творческих групп педагогов. Ему неоднократно предлагали взять классное руководство, но он решительно отказывался. Действия руководителей школы по отношению к себе чаще всего оценивает как несправедливые, считая, что мог бы работать в школе эффективнее. Не боится открыто конфликтовать с коллегами, отстаивать свою точку зрения.

Из приведенного выше фрагмента понятно, что Сергей Константинович мотивирован на эффективную педагогическую деятельность, но неудовлетворен трудом в своей школе. Этим определяется его организационное поведение, которое можно охарактеризовать как «конструктивную оппозицию». Следует отметить, что значительная часть потребностей педагогов, занимающих такую позицию, хотя бы частично удовлетворена, они, как правило, имеют определенные достижения в работе и желают усовершенствовать свою профессиональную деятельность, но видят препятствия к этому в своей школьной организации. В качестве таких препятствий могут выступать позиция руководителей школы и коллег, недостаток материальных ресурсов, плохие условия труда (например, работа в нескольких сменах, неудачное расписание, чересчур большая или малая педагогическая нагрузка) и другие.

Для организационного поведения таких учителей характерны: стремление достичь успехов в работе, позволяющих поддержать или укрепить статус эффективного педагога; нежелание выполнять рутинную или малопрестижную работу; отсутствие интереса к групповой работе, под-
держка лишь ограниченного круга своих коллег; концентрация на взаимодействии с учащимися и их родителями при ограниченных производственных контактах с коллегами и руководством школы; наличие профессиональных интересов вне места основной работы; конструктивная критика действий руководства школы или, как возможный вариант поведения, безразличное отношение к ним.

Эти педагоги являются «неудобными» для любого руководителя, однако самые ценные замечания по совершенствованию работы школы вы можете получить именно от них. Они способны быть и генераторами перспективных идей. Поэтому есть смысл прислушиваться к их мнению, искать возможные пути устранения их неудовлетворенности. Важно дать почувствовать неудовлетворенным, но мотивированным трудиться педагогам, что вы - справедливый руководитель, полны желания работать совместно с ними и при необходимости оказывать помощь. Иначе неудовлетворенность трудом может перерасти в фактор, снижающий мотивацию труда, что в значительной степени снизит и успешность педагогической деятельности.

Тип третий: удовлетворен трудом, но не мотивирован

Учительницу биологии Татьяну Михайловну практически никогда невозможно увидеть в плохом настроении. Что бы ни случилось в школе, - Татьяна Михайловна всегда сохраняет оптимизм и отмечает, что у нее все нормально. Практически никто не помнит случая, когда она конфликтовала с кем-либо из коллег. Татьяна Михайловна всегда довольна условиями своего труда (нагрузкой, расписанием, кабинетами, в которых проводит уроки, отношением к себе со стороны коллег и администрации школы). Распоряжения руководителей выполняет своевременно и добросовестно, но сама инициативой не отличается. Несмотря на достаточно большой педагогический стаж, получить более высокую квалификационную категорию не стремится. Многим ученикам она нравится, потому что задает небольшие и несложные домашние задания, нестрого оценивает ошибки в ответах. Ее уроки построены традиционно, внеклассную работу по предмету проводит, как правило, в рамках общешкольных мероприятий.

Можно с уверенностью сказать, что Татьяна Михайловна удовлетворена своей работой в школе, но не мотивирована трудиться в ней эффективно. Такие педагоги не ставят перед собой каких бы то ни было «высоких рубежей», действуют по принципу «лучше синица в руках, чем журавль в небе». При внедрении новшеств мы часто не учитываем влияние на ситуацию в школе именно этой категории учителей, а зря - если инновационная деятельность потребует от них больших трудовых затрат или будет способствовать некоторому ухудшению их положения, то они непременно окажут сопротивление новому, причем скорее всего в скрытой форме.

Организационное поведение таких педагогов характеризуется: потребностью иметь хорошие личные отношения с коллегами; лояльностью по отношению к руководству школой, достаточно высокой исполнительностью; предпочтением традиционных форм работы по сравнению с инновационными; отсутствием потребности в регулярном повышении квалификации; желанием избежать конфликтов с учениками и их родителями; стремлением работать в «щадящем режиме» вне зависимости от величины педагогической нагрузки и других производственных обстоятельств.

Такое поведение не совсем укладывается в традиционное представление об учителе. Однако, если внимательно анализировать организационное поведение педагогов, окажется, что таких учителей гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд. Работа по их мотивации к эффективному труду требует значительных усилий со стороны руководителей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...