Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные правила ораторского искусства




 

Удачна или неудачна ваша речь, зависит от ежедневных упражнений. Если, конечно, вы их выполняете. Каждый успешный оратор постоянно шлифовал и совершенствовал свой голос, беспрестанно расширял свой словарный запас, умножал свои знания, вновь и вновь испытывал свою находчивость и присутствие духа, непрерывно облагораживал свой язык. Чтобы поупражняться и приобрести свободу речи, он использует любые возможности, которые в изобилии ежедневно предоставляются каждому человеку, и, таким образом, шаг за шагом развивает свое дремлющее мастерство.

Тем же путем идет и ученик Школы жизни. Осваивая искусство говорить, он обращает особое внимание на дыхание, упражняется в том, чтобы, вдохнув, выдыхать как можно медленнее, чтобы без передышек, мешающих восприятию, на одном дыхании в полный голос выговорить даже длинную фразу. Ни одна фраза не должна прерываться.

Можно сделать свой язык благозвучным и голос гибким и эластичным, если некоторое время упражняться в том, чтобы – лежа и расслабившись – говорить громко и осознанно. Лежа, мы наверняка научимся правильно дышать, когда говорим. И тут в нашу речь едва ли закрадутся ошибки. Позже мы будем выполнять те же упражнения стоя, без какого бы то ни было напряжения в теле.

Основой для таких упражнений поначалу послужат стихи, которые мы будем читать вслух, медленно и с выражением. При этом надо живо передавать дух сказанного. Затем последуют «сухие» материалы из всевозможных областей знаний. При этом необходимо чувствовать, как воспринимаются ваши слова на слух. То есть вначале со всей тщательностью отработайте правильное произношение. Ваша речь должна быть столь же решительной, сколь и вызывающей симпатию, должна выражать в одинаковой степени как вашу внутреннюю решительность, так и вашу душевную гармонию. То есть надо отдавать должное и целесообразности, и чувству прекрасного своих слушателей. Этого мы сможем добиться, придерживаясь следующих правил.

1) Будем говорить медленно и спокойно, и тем размереннее, чем больше помещение, в котором мы произносим речь. При медленной речи ничего не потеряешь; вас хорошо поймут и те, кто плохо слышит, и у слушателей будет время полностью воспринять то, что они услышали. В то время как при столь широко распространенной «ораторской гонке» запыхавшиеся слушатели безуспешно пытаются догнать оратора, теряют с ним связь, а потом и желание его слушать.

2) Будем говорить не тихо, а в полный голос. Это не означает, что, уподобляясь некоторым «народным ораторам», скудость ума мы компенсируем громким, как орган, голосом. Все решает не мощность звуковых волн, но сила мыслей. Можно говорить звучно, не подавляя тем не менее слушателей пустыми фразами и разными слоганами. Вопли демагогов отталкивают думающих людей и вызывают реакцию отторжения.

3) Будем говорить четко и правильно. Большинство людей ленятся говорить, проглатывают половину звуков, предоставляя слушателям додумывать остальное. Говорить четко и ясно значит говорить понятно и внятно. Если мы говорим четко и ясно, наши мысли становятся значительными и объяснимыми. Говорить четко, значит звучно выговаривать гласные, а согласные – чисто и с некоторой резкостью. Каждый звук должен быть хорошо слышен. Небрежность в выговоре выдает неряшливость мышления, вызывая в слушателях равнодушие. Нужно четко выговаривать каждый слог.

4) Будем говорить, сознательно подчеркивая отдельные фразы. Тот, кто все – важное и второстепенное – проговаривает, не меняя тона, утомляет своих слушателей и убивает их интерес к себе. Тембр, сила голоса и его выразительность должны изменяться в соответствии с содержанием сказанного. Также надо, чтобы слушатели ощущали внутренние движения оратора. Нужно говорить проникновенно и образно, следить за ритмом речи, потому что четкий ритм снимает напряжение и возбуждает положительные эмоции.

5) Ваш голос должен быть привлекательным выражением вашей личности, являть миру волшебство вашей сущности. И ваш голос способен на это, если вы сознательно вкладываете в него свою симпатию, свое расположение к слушателям, если, сменяя акценты, придаете ему мелодичность и следите за тем, чтобы он в разных тонах звучал с одинаковой полнотой. Вы найдете верный тон, если всеми фибрами своей души будете его искать. От того, насколько эмоциональны ваши представления о предстоящей речи, зависит богатство красок, нюансов вашего голоса и степень его воздействия на слушателей. Пестрые перипетии окружающей действительности должны непременно отзываться живым эхом в вашей речи.

6) Вы должны учиться владеть своим голосом. Большинство людей повышают голос, говоря о чем-то самом важном. А вот у действительно успешных людей мы замечаем, что они в таких случаях говорят тихо – верный признак самообладания и сознания собственной силы. Здесь вступает в действие закон взаимодействия тела и души: чем лучше человек владеет своим голосом, тем легче задает сам себе то или иное настроение, перенося его, созданное собственной волей, на души своих слушателей.

 

Ошибки и запинки в устной речи

 

Нарушения устного выступления можно устранить, приказами самому себе и упорными упражнениями добиваясь осознанной речи. Заикаемся ли мы, запинаемся или шепелявим – всякий порок такого рода можно уменьшить или устранить правильным воздействием на самого себя и соответствующими упражнениями. В большинстве случаев речь идет не об органических нарушениях, а о функциональных расстройствах, доступных подсознанию. Сила, вызвавшая такой порок, сама же наверняка может его преодолеть.

Причиной заикания и запинания является – как правило – очень эмоциональная негативная мысль. Порок можно уничтожить еще более эмоциональной, но позитивной мыслью, повторяемой с непреходящим упорством. Основная мысль приказов, которые заика отдает самому себе, может быть примерно такой: «Я говорю свободно, без запинок!». Этот приказ, расслабив тело и мысли, нужно вновь и вновь проговаривать про себя, пока он не достигнет глубин подсознания. Воля не напрягается, потому что «волевые судороги» парализуют органы речи. То, что человек хочет осуществить, то есть свободная речь без запинок, он должен постоянно утверждать как данность, извлекая таким образом внутренние представления из духовной действительности в действительность реальную.

Заика, который всякий страх перебивает и уничтожает радостной уверенностью в том, что может свободно говорить без ограничений, рожденных сомнениями, будет перед аудиторией говорить без запинки. Может быть, это состояние внутренней свободы и способности беспрепятственно излагать свои мысли вслух поначалу продлится лишь минуты, а потом вновь проявится давление привычки к негативному мышлению, потому что все, что окружает заику, прямо-таки пропитано отрицательными воспоминаниями о его неумении говорить и постоянно напоминает ему о его слабости. Но теперь лед недоверия к себе треснул!

И если человек будет все более сознательно вытаскивать самого себя из прежней, неправильной, колеи мыслей, будет больше доверять себе, все с большей убежденностью утверждать свою способность свободно говорить, на все засовы закрыв душу от всех негативных воздействий, то придет день, когда он собственными силами преодолеет свою слабость.

Как только внутреннее представление о своей способности свободно говорить становится живым и доминирующим, все страхи теряют свою власть над человеком. У кого-то это происходит в течение нескольких дней, другим необходимо несколько недель самовоспитания и упорных упражнений. Но всегда побеждает тот, кто проявляет выдержку и упорство!

Не позволяйте никому вас обескуражить. Здесь главное – вера в себя самого. И если вы споткнулись, произнося речь, что может случиться с каждым, то не смущайтесь, а просто «перешагните» через эту запинку, тут же выпрямитесь и продолжайте говорить как ни в чем не бывало. Тогда и слушатели ничего не заметят.

Произнося речь, не нужно особенно бояться соблюдать чисто внешние технические детали. Важнее, чем эти детали, привычка думать самостоятельно и образно, с уверенностью в себе и ощущением своего превосходства над слушателями. Тот, кто сумел выстроить свои мысли в стройную конструкцию, уже создал предпосылку для успешной речи. Кто ясно думает, тот может все это ясно, отчетливо и доходчиво выразить в словах.

 

15 признаков успеха в произнесении речи

 

1. Говорить вдохновенно! Убеждает слушателя и решает успех речи глубокая внутренняя проникновенность оратора. Наше воодушевление трогает души слушателей и пробуждает в них интерес. Наша самоотдача дает им почувствовать, что у нас есть, что им сказать, причем что-то важное. И благодаря этой самоотдаче наши слова доходят до сердец слушателей и ведут их за собой. Вера, о которой мы свидетельствуем своими словами, становится в умах слушателей убеждением.

2. Говорить от сердца! Наша речь эффективна, когда говорит не только наш мозг, но когда – прежде всего – говорит наше сердце. Человеческое участие покоряет слушателей, потому что это касается их собственной жизни, затрагивает их чувства. Если вы говорите, пропустив слова через сердце, слушатели поймут и одобрят. Здесь вступает в свои права «золотое правило» правильной устной речи: сначала сам ощути чувства, которые ты хочешь пробудить в других! Тогда уже тон твоей речи пробудит в слушателях эмоциональные представления и волевые импульсы.

3. Говорить языком слушателя! Наше слово становится делом, когда мы говорим, исходя из точки зрения слушателя, когда мы приспосабливаемся к его мышлению и освещаем тему под тем углом, под каким ее видит слушатель. И на первый план мы выдвигаем не то, что беспокоит нас, но то, что волнует наших слушателей, исходим из их интересов и ведем их выше и выше. В фокусе нашей речи должны быть идеи, которые зажгут сердца слушателей. И интерес, который мы проявляем к ним, вернется к нам сторицею!

4. Говорить с благорасположением к слушателям! Воздействие наших слов на слушателей зависит еще и от настроения, с которым мы начинаем и заканчиваем свою речь. Настрой нашей души, опосредованный словом, передается окружающему миру. И если, произнося речь, мы пребываем в дурном настроении, то оно передастся слушателям. Если нас мучает страх или мы чем-то сбиты с толку, наши слушатели тоже забеспокоятся и станут рассеянными. Если говорить, упиваясь своим превосходством, слушатели потеряют к вам интерес и внутренне отвернутся от вас. Хороший оратор чувствует малейшее изменение в настроении слушателей, видит, надоел ли он им или нет, пробуждает ли он в них какие-то новые импульсы или, как дятел, долбит одно и то же. Соответственно он меняет тон речи, выражения, образы и примеры в своей речи. То есть нужно не только полностью владеть умением говорить, но и научиться понимать язык жестов слушателей и сознательно его учитывать.

5. Говорить четко и ясно! Наша речь должна быть однозначной и определенной, четкой и одновременно значительной! Говорить четко означает, в частности, говорить простым языком, избегая по возможности иностранных слов. Непонятные чужеродные слова пробуждают в слушателях враждебные настроения; такие слова будто лишены крови.

6. Говорить позитивно! Расположение слушателей завоевывает тот, кто всему, что он говорит, придает утвердительную форму. Не только содержание фраз, но и их форма, и то, как их выговаривают, должны дышать позитивным настроением, силой и полнотой. Говорить позитивно означает говорить хорошее. Говорить хорошее означает говорить хорошо. Существуют четыре вида неправильной речи, которых следует избегать – лгать, клеветать, говорить грубо, говорить ненужное. И четыре вида правильной речи – говорить правду, говорить дружелюбно, говорить с любовью и говорить целесообразно.

7. Говорить увлекательно! Наша речь должна выражать ту участливость сердца, которая принесет нам симпатию слушателей. А это, прежде всего, означает говорить интересно, не усыплять слушателей монотонной речью, быть в каждом слове самобытным и остроумным. Если слушатели устали, надо обращаться с ними как с беспокойными детьми. Особенно, когда приводишь аргументы во время речи, рекомендуется такое постепенное усиление напряжения. Оно сравнимо с тем, как забивают гвоздь, – сначала бьют осторожно, чтобы не погнуть, затем все сильнее и сильнее, и последний и самый мощный удар загоняет гвоздь по самую шляпку.

8. Говорить образно! Речь будет наглядной, если использовать красочные образы, увлекательные примеры, заставляющие слушателей то напрягаться, то расслабляться. Все, что вы говорите, вы должны внутренне представлять себе в живых движущихся картинах, высказывая это так, как это вам видится. Тогда успех будет следовать за вами как тень! Образы исполнены движения и внутренне приводят слушателей в движение. А слушатели, чьи души затронуты движением, – внимательные слушатели. Поэтому замените глубокомысленные слова понятиями, наполненными силой, жизнью и действием. Большинство людей обладают визуальной памятью; поэтому нужно заставить работать «внутреннее лицо», фантазию слушателей, дать им визуально сопережить то, что мы излагаем, как живую реальность, раскрашивая картины словами, как художник красками. Все образное всегда красиво и эффектно.

9. Говорить приятно и привлекательно! Надо обращать внимание не только на образность своей речи, но и на ее естественную красоту. Наша речь – не письмо, не чтение по бумаге, но беседа со слушателями. То, что мы говорим, мы произносим так значительно, как только возможно. Стоит всегда задумываться: а нельзя ли выразить какую-то мысль еще понятнее и так, чтобы она лучше запоминалась? Разве мы, например, не облекаем важные констатации в форму вопроса, не вызывающего сомнений, на который наши слушатели ответят точно так же, как и мы сами? Таких способов оживить речь очень много.

10. Говорить с юмором! Тот, кто в своих речах выказывает радостно-невозмутимое, независимое от происходящих событий восприятие жизни, скорее завоевывает внимание слушателей, чем сухой педант, человек, полный гнева и ненависти или фанатик. Наш юмор может вспыхнуть в каком-то эпитете, или шутливой фразе, или проявиться в акценте на какой-то особой ситуации. Это более уместно, чем пересыпать свою речь анекдотами или вымученными шутками. Добавлять в речь острые приправы нужно в меру, особенно если острая приправа – это солнечное золото крепкого утверждения жизни.

11. Говорить по делу и деловито! Хороший оратор никогда не опустится до проявления злобы или ненависти, избежит цинизма и других некрасивых вещей. Основной характер его речи – гармония. Так он избежит мешающего восприятию впечатления, будто хочет навязать слушателям свое мнение. Оратор должен не уговаривать, а убеждать. Чтобы этого добиться, не будем утверждать ничего, чего не сможем доказать или понятно объяснить.

12. Говорить кратко! Хорошо говорит тот, кто с помощью минимума слов может сказать максимально много. Тот, кто говорит слишком длинно, обнаруживает недостаточное владение искусством речи. Красноречивее всех тот, кто говорит только то, что относится к делу. Поэтому пусть наши слова ценятся на вес золота, ведь тот, кто взвешивает свои слова, придает им значимость и мощь! Никогда не обременяйте слушателей длинной речью. Речь, продолжающаяся дольше трех четвертей часа, утомляет; подсознание начинает сопротивляться, слушатели становятся беспокойными или засыпают от переизбытка слов. Хорошая речь состоит из трети того, что ты хотел бы сказать.

13. Говорить по теме! Не все, что приходит вам в голову во время речи, следует произносить; и прежде всего это касается того, что не относится к делу. Пространные теоретические рассуждения, слишком наукообразные, быстро утомляют слушателей, их место в научном докладе. Повторений следует избегать так же, как и дурной привычки говорить, «топчась на месте», то есть долго задерживаться на каком-то пункте. Не следует также сообщать исчерпывающую информацию, чтобы не исчерпать внимание слушателей.

14. Говорить просто! Фразы должны быть безыскусными и ясными, выражения – лаконичными и точными. Чем короче фразы, тем сильнее их позитивный заряд. Хорошая речь содержит больше точек, чем запятых. Придаточные предложения оратор пусть оставит пишущим. Чем яснее голова, тем проще строй предложения, тем легче тебя понимают. Все великое просто. Наше подсознание надежнее всего реагирует на утверждения, облеченные в форму кратких, однозначных фраз. Точно так же ведет себя и подсознание слушателей.

15. Говорить, делая паузы! Большинство ораторов – и не только новички – делают одну и ту же ошибку, то есть слишком быстро проговаривают речь, словно боятся опоздать на поезд. Заметив за собой такую склонность, приучите себя чаще включать в речь краткие передышки, которые для слушателей будут паузами для обдумывания сказанного. Слушателям необходимы какие-то мгновения для осознания смысла вашей речи.

 

Построение речи

 

Набросок речи может создаваться так же, как и проект письма. Исходной точкой служат мысли, которые вы записываете на отдельные листочки в таком виде, в каком они всплывают из вашей памяти. Так же вы записываете критические замечания, сомнения, возражения, различные даты и цитаты, относящиеся к теме.

Если вам уже больше ничего не приходит на ум, переходите к предварительному упорядочиванию записочек, пока сквозь них не начнет просвечивать каркас речи. Теперь отдельные записи нужно подвергнуть дальнейшей обработке – родственные мысли и замечания концентрируются на новом листе бумаги, старые записки выбрасываются. Каждая пометка проверяется: а стоит ли о ней вообще говорить? Лишнее отбрасывается.

При таком разграничении важного и неважного количество записок постоянно уменьшается, в то время как структура речи проступает все яснее, уплотняясь до мысленного плана, некоей конструкции, которую мы кратко фиксируем.

После формирования мысленного плана речи происходит окончательное упорядочивание записок по точкам зрения, обозначенным в мысленном плане, то есть по временному или причинному признаку, по парам контрастов (противоречий) и другим находящимся в теме основным линиям. При этом постепенно обретают четкие формы введение, основная часть, подразделы, яркие примеры, решающие главные мысли, заключение.

То, что обращено к разуму, мы помещаем в первую половину основной части, то, что обращено к чувству – во вторую; треть наиболее мощных аргументов идут в начало основной части, две трети – в ее конец.

Теперь упорядоченные записки содержат, в сущности, всю речь, простая схема которой живо встает перед вашим мысленным взором. Теперь остается только проговорить все, что уже в упорядоченном виде существует в голове. И для обретения уверенности, опираясь на записки к речи, проводим генеральную репетицию, то есть произносим свою речь перед воображаемой аудиторией, как об этом было сказано выше.

Для начинающего оратора имеет смысл, основываясь на записках, в первый раз записать речь, чтобы отдельные мысли в поисках их наилучших форм выражения надежно запечатлеть в памяти. Это рекомендуется и тем, кто выступает с речами на научные и специальные темы, когда приходится доносить до слушателя зачастую трудный материал.

Но свои записи ни в коем случае нельзя зачитывать во время выступления. За исключением тех случаев, когда, обретя свободу в обращении с текстом, вы сумеете говорить так эффектно, нести в своих словах столько естественного внутреннего движения, что ни у одного слушателя не возникнет ощущения, что вы читаете заранее написанную речь.

Совершенно неправильно, подобно школьнику, выучивать свою речь наизусть. Потому что тогда вы будете говорить плохо, закрывая доступ к сознанию новым мыслям.

Поупражнявшись, новичок будет все более и более уверенно набрасывать только «скелет» речи ключевыми словами, дословно записывая лишь начало и конец, а также важные тезисы, цитаты, возможно, решения, требующие обсуждения, и т. п. Потому что мы говорим тем непринужденнее, чем свободнее обращаемся с написанным текстом. Важнее, чем диспозиция речи на бумаге, структура речи, которая у нас в голове.

 

Ход речи

 

Непосредственно перед выступлением надо погрузиться в тишину, полностью отдаваясь благодатному осознанию глубочайшего внутреннего покоя. Из этого покоя вы будете черпать силы для своей речи; из него возникнет необходимое для успеха душевное состояние готовности, мощная концентрация подсознания. Вы будете внутренне спокойны и невозмутимы, будете рассматривать свою речь как нечто само собой разумеющееся. Тогда вы никогда не «сойдете с рельсов». Препятствия, которые могут возникнуть, вы преодолеете заранее.

Речь, родившаяся из внутренней тишины, производит на слушателей совершенно особое действие: она пробуждает в них ощущение, что они оказались лицом к лицу с некой могучей силой. Слушатели невольно затихают, полные внимания, отражая тем самым внутреннее благодатное спокойствие.

С этим внутренним настроем непоколебимого спокойствия, уверенности и надо выйти к слушателям, как к добрым друзьям, с которыми вы хотите поговорить на волнующие вас темы. Выйдя на сцену, вы на секунду еще раз возвращаетесь в царство тишины, делаете глубокий вдох и выдох, на выдохе мысленно соединяя свое сердце с сердцами слушателей. Этот контакт живой, осязаемый. Надо сконцентрироваться на мысли, что в это мгновение вы становитесь солнцем для всего круга слушателей и начинаете излучать свет. Души слушателей просыпаются и поворачиваются к солнцу, чтобы впитывать его сияющее тепло.

Если аудитория еще не успокоилась, помолчите несколько секунд с тем внутренним настроем, который Шиллер выразил в «Заговоре Фиеско в Генуе» такими словами: «Молчи! Я привык, что море затихает, когда я говорю». Допустим, слушателей немного и они рассеялись по всему залу – попросите их пересесть в первые ряды, образовав компактную группу, это позволит лучше наладить с ними контакт. Ведь разбросанная по залу публика не дает оратору собраться. Ухватить можно только то, что собрано вместе, – неважно, вещи это или люди.

С волнением перед выходом на сцену, тягостно охватывающим некоторых ораторов, бороться надо следующим образом: делаем глубокий вдох и основательный выдох, мысленно полностью расслабляясь, снимая все «зажимы»; затем несколько раз сознательно делаем несколько глубоких и медленных вдохов и выдохов, думая только о ритме дыхания. Вы почувствуете, как сердце успокаивается, голова становится ясной, к вам возвращается невозмутимость. На очередном выдохе вы произносите приветствие.

Особенно важно следить за дыханием – чем свободнее и осознаннее человек дышит, тем решительнее и убедительнее он говорит. Надо мысленно наполнить весь зал своим дыханием, осознать, сколь просторен зал, чтобы освободиться от ложного ощущения тесноты, стесненности и боязливости. Там, где нет страха, нет и провала.

Слух во время речи следует в большой степени отключить. Вы не должны слышать ничего, кроме собственного голоса. На реплики во время самой речи не следует реагировать, кроме случаев, когда тема позволяет снять возражение без отступлений.

Между приветствием и первой фразой речи необходима пауза в несколько секунд. Еще раз охватите дружелюбным взглядом весь круг слушателей и ощутите связь со всеми присутствующими. Теперь контакт установлен, и души слушателей настроены на одну волну.

Первые фразы должны затронуть чувства слушателей, пробудить в них ощущение напряжения, зажечь их интерес. Слушатели должны чувствовать, к чему ведет оратор, одновременно с любопытством наблюдая, как он доберется до цели. Необходимо возбудить их желание слушать, пробудить их желание думать. Лучший способ добиться этого – краткие вступительные предложения, без обиняков подводящие слушателей к теме, указывающие на причину, цель и суть речи. Отсюда уже нетрудно перейти к основной части речи. Следует предварительно отметить важность решения поставленного вами вопроса, а также раскрыть структуру речи. Слушатели тем скорее проявляют участие, чем живее они переживают и охватывают мысленным взором развитие излагаемых оратором мыслей.

Во введении можно также обратить внимание на события, являющиеся в данный момент актуальными, волнующими всех, чтобы от них перейти собственно к теме. Можно и от души выразить настроение времени, в котором живем – словами, непосредственно затрагивающими чувства слушателей, или цитатой из книги какого-либо писателя или мыслителя, совпадающей с настроением слушателей.

Самый надежный путь к успеху – начать выступление с какого-то захватывающего примера, взятого из жизни, или поведать о каком-то событии или процессе, который привлечет внимание слушателей.

 

* * *

 

К вступительным фразам примыкает основная часть, содержащая убедительное изложение главных пунктов темы речи. При этом важно, чтобы в вашей речи как можно чаще просматривалась «красная нить», проходящая сквозь все детали и показывающая, что оратор постоянно продвигается вперед. Если слушателям очевидна структура речи, они могут группировать отдельные мысли и, отталкиваясь от них, пробиваться к определяющим идеям речи. Тогда слушатели постоянно заняты делом, вы поддерживаете динамичность восприятия, а это – неотъемлемая предпосылка неограниченного сопереживания и участия.

А вообще-то мы говорим, собственно, только в начале и конце нашей речи; все остальное говорит «нечто» в нас, дух в нас, наше подсознание, вернее – наше «я». Нам тем меньше придется заботиться о том, как продолжить ту или иную мысль, чем больше мы будем позволять говорить своему «я» и полагаться на его помощь. Наше «я» – лучший экспромт-оратор, который все, что нужно сказать, в органичной последовательности вкладывает в наши уста словно суфлер. Вам не нужно выучивать свою речь наизусть – просто произносите ее, видя прокручивающийся перед вашим мысленным взором фильм. Причем ваше красноречие будет возрастать по мере все большей отдачи тому, что вы созерцаете внутри себя.

Вам необходимо «разогреть» себя относительно предмета своей речи: с достижением определенной душевной температуры поток вашего красноречия начинает течь все свободнее, увлекая за собой чувства и сердца слушателей. Все возрастающее обилие внутренних картин позволит вам говорить все образнее и проникновеннее.

Однако такая манера говорить не исключает самоконтроля. Мы должны слушать сами себя, контролировать себя и быть готовыми тут же принять меры, если отклонились от темы. Для преодоления заторов в потоке мышления и речи, вызванных внешними отвлекающими факторами, у вас должно быть наготове несколько общих переходных предложений, ведущих к следующему пункту речи. Вот например: «Тут еще нужно учесть один важный вопрос…», или «Что же вытекает из всего сказанного?», или «Возникает интересный вопрос…», или «Не менее важна и другая сторона проблемы…» (подобных переходных фраз может быть немало), – и внимание слушателей будет переключено на новое направление, а речь свободно потечет дальше.

Совершенно необходимо всецело владеть материалом. Слушатели должны чувствовать, что вы делитесь лишь малой толикой от вашего изобилия. Это не значит, что надо делать вид, будто вы знаете все, а слушатели ничего. Но нельзя также обрушивать переизбыток знаний на слушателей – они будут подавлены и удручены, подумав с огорчением: «Это для нас слишком сложно, нам этого не понять».

Искусство оратора в том и состоит, чтобы разворачивать материал так, словно вы совместно со слушателями усваиваете его шаг за шагом, вместе поднимаясь все выше и выше. Успешный оратор никогда не обращается к слушателям с речью: он говорит с ними; он думает вместе с ними и доставляет им удовольствие из раскрытых им предпосылок самим делать выводы, которые он как бы подтверждает.

Новое, если вы хотите, чтобы слушатели с охотой его восприняли, должно быть пронизано чем-то уже известным, так или иначе связано с ним. Тогда слушатели будут чувствовать и думать вместе с вами, хотеть того же, чего и вы, вместе с вами воодушевляться. Теперь силовое поле ваших мыслей уже распространилось на весь круг слушателей.

 

* * *

 

Речи конец – всему делу венец: заключительная часть должна возвещать о вашем (дружелюбном) превосходстве над слушателями, уверенности и невозмутимости, а также быть призывом действовать в духе и смысле речи.

Призыв же всегда должен быть кратким, поэтому концовка речи не должна напоминать ручеек, медленно уходящий в песок. Ни в коем случае тут нельзя медлить. Концовка должна быть пронизана последним, высшим подъемом, заканчиваться ясно различимым восклицательным знаком, устремлять желания и чувства слушателей к радостной цели.

Хороший оратор заканчивает речь на самом интересном месте. Он делает все для того, чтобы в конце слушатели радостно согласились с ним: «Так оно и есть! Именно это и должно произойти!», сожалея про себя: «Ах, если бы он поговорил еще немного!».

Пусть взгляд в будущее или на некий высокий идеал сделает последнюю фразу живым призывом к сердцам слушателей внести свою лепту в осуществление идеала, пусть он укажет им радостную задачу и позволит почувствовать, как велико доверие к ним, сколь многого от них ожидают.

Подъем в конце означает, что мы говорим все проникновеннее, постепенно повышая или понижая голос, но не громче, чем обычно. Последние фразы должны быть проникнуты особой симпатией к слушателям, чтобы пробудить их чувства и волю. Последние слова должны быть своего рода итоговой чертой или звучать подобно выражению: «Тем самым я доказал то, что утверждал выше!». В конце слушатели должны внутренне сказать себе: «Оратор был прав. Мы поняли его. Мы с ним согласны!».

Произнеся последнее слово, еще раз окиньте взглядом всю аудиторию, помня о своей солнцеподобной позиции, поблагодарите слушателей, хотя бы просто поклоном, и покиньте сцену так же невозмутимо, как на нее вышли.

Во время дискуссии после выступления обычно выясняется, оказался ли оратор истинным «кузнецом душ». Здесь необходимо не только проявить основательное знание материала и играючи опровергнуть возражения противников, но и силой убеждения окончательно завоевать сердца слушателей, а в заключительном слове вновь дать им понять, сколько взаимной симпатии, было в вашем недолгом контакте.

Еще Гераклит называл риторику «подстрекательницей к щипкам и укусам». Чтобы успешно отбить попытки противников захватить вас врасплох, мы в следующей главе ознакомимся с правилами искусства вести переговоры, освоим дипломатию беседы.

 

Магия слова

 

Мастерами слова мы становимся, когда настойчиво исследуем силу слова и учимся тому, как вновь сделать его осознанным, живым, динамичным. Мы уже познакомились с тем, как отдавать приказы самому себе, узнали, что утверждение — это слова, которые произносят, желая, чтобы они стали реальностью. А теперь шагнем дальше – к одушевлению слова.

Одушевлять означает заодно и материализовать – так, чтобы слово стало зримым. В Школе жизни неоднократно предпринимались попытки сделать слово наглядным, высветить его смысл примером или игрой слов, сделать душу слова, скрывающуюся за его оболочкой, зримой.

Попробуйте сами по-настоящему осознать внутренний смысл слов, которые вы употребляете каждый день. Тем самым вы сделаете слово живым.

Столь удручающее многих одиночество становится, если взглянуть глубже, мостом к внутреннему единению со Вселенной, что в тысячи раз ценнее, чем компания с другими, когда ты зачастую дальше от мира, чем когда-либо.

Там, где заурядный человек, возмутившись неблагородным поступком по отношению к себе или другим, предается унынию, наше возмущение возносит нас вверх; мы – подобно триумфаторам – возвышаемся над всем недобрым и преодолеваем его. И тогда мы понимаем, что если мы хотим выстоять в какой-то жизненной буре, то сначала должны встать над ней.

Мы осознаем, что большинство людей «разочарованы» потому, что они не хотят быть «разочарованы», так как привязаны к очарованию, читай – самообману, мнимой стороне жизни. Они не осознают, что их «неупорядоченность» – результат того, что они никогда и ничего не «упорядочивали», и все это можно изменить правильным мышлением, раздумьем и делом.

Да, люди слабо ощущают, что каждое слово – форма выражения духа, интеллекта, что дух, интеллект рвется наружу, хочет стать видимым и явным в слове и в его звучании. Они мало знают о счастливой и роковой силе своих слов и не видят, что все, что они – слова – «выражают», все извлечено из мира внутреннего в мир внешний и подстегивает нас к их материализации.

Вследствие этого они не понимают, что кажущееся им «случайностью» происходит с ними совершенно закономерно в силу закона компенсации.

Только у мудрого человека осознание перерастает во внутреннее ви́дение и единое ви́дение: он видит во всей целостности то, что человеку с обычным восприятием кажется разделенным в пространстве, времени или в причинном отношении.

Для него сквозь всю «нужду» уже просвечивает ее перемена. Он знает, что все хорошее, кажущееся человеку непроснувшемуся само собой разумеющимся, должно быть утверждено и осуществлено собственным «я».

То, что мечтатели, фантазеры этого мира понимают с трудом, ему очевидно: «самосознание» еще далеко не все, гораздо важнее осознание собственного «я».

И лишь когда эти «слепые к жизни» «засыпают навеки», они, утратив свое чувственное тело, как правило, вырываются из земного сна.

Ученик Школы жизни будет стараться еще во время своего земного странствия пробиться от иллюзии к истинному бытию, за оболочкой слова ощутить свою душу и словами обозначить свое собственное мироощущение. И он, говоря с другими, даст душе слова проявить себя, так что другие с удовольствием будут слушать его и охотно следовать за его мыслями. И в самом деле: мы превращаем слово в оружие духа, интеллекта, когда, говоря осознанно, придаем ему динамизм, движение, силу действия, необоримое желание действовать, когда мы, осознавая нашу внутреннюю силу, именем Господа Бога все это говорим про себя, себе. И тогда мало что остается еще сказать, но как важно и мощно то малое, что должно быть сказано!

Действенная сила слова – не в сочетании гласных и согласных, но в душе слова. Оно должно доносить до нас дыхание духа, ума, самое сокровенное, само наше «я» должно говорить с нами. И все это в первый раз происходит в тишине.

Самое лучшее, что мы можем сказать – молчание. Только тот, кто молчит, заговорит в свое время в полный голос. Он не заговорит без причины, без повода, но превратит слово в средство и посредника.

Взглянем вечером на день, который мы в очередной раз прожили, и проверим, а все ли, что мы в этот день говорили, было правдой, было хорошо и необходимо? И пообещаем себе, что впредь все произнесенное нами будет сначала положено на весы истины и необходимости. Хорошо говорит тот, кто говорит редко. Когда начинают говорить молчуны, весь мир затаивает дыхание.

На еще более высоких ступенях нам открывается все более глубокий смысл слова, более того – мы понимаем друг друга без слов и слышим зов Духа в шуме внешнего мира. Мы владеем не только звучащим языком, но и гораздо более мощным средством – таким, как беззвучный язык. Мы слышим голос тишины, слышим в себе Голос Тишины, слова Бога в нас и Бога над нами.

В молчании раскрывается триединство слова: за звуковой оболочкой мы распознаем одушевляющую мысль, а за ней ощущаем действенный дух. Мы осознаем, что даже обычное «внешне» высказанное слово нечто большее, чем просто средство обмена информацией между мыслящими существами, что в нем оживает сила, которая жаждет действительности и идет от сердца к сердцу.

Как человек состоит из триединства «тело-душа-дух», так и слов

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...