Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Словарь основных терминов и понятий (см. приложение 1)




Методичка для самостоятельной внеаудиторной работы к занятию 1.

Тема занятия: Физиологические свойства сердечной мышцы. Одиночный цикл деятельности сердца.

Цель занятия: Изучить свойства сердца, сердечный цикл, познакомиться с методом аускультации.

Медицинское значение:

Сердечно-сосудистая и лимфатическая системы относятся к основным системам организма, участвующим в координации жизненных процессов. Система кровообращения выполняет функции: трофическую - транспорт кислорода и питательных веществ; экскреторную - удалению продуктов клеточного метаболизма через органы выделения; регуляторную - перенос гормонов и других биологически активных веществ; гомеостатические – участие в сохранении объёма жидкости и поддержании темпера­турного баланса в организме.

Выраженные и продолжительные нарушения кровообращения приводят к его недостаточности. Недостаточность кровообращения – это состояние, при котором сердечно-сосудистая система не способна доставлять к органам и тканям оптимальный объём крови, необходимый для выполнения их функций.

Непрерывность и оптимальная скорость кровотока сохраняются в сосудистой системе благодаря поддержанию градиента давлений в артериальном и венозном руслах системы кровообращения.

Словарь основных терминов и понятий (см. приложение 1)

Для достижения поставленной цели необходимо:

Повторить:

1. Анатомию и гистологию сердца.

2. Физиологию возбудимых тканей, понятия «гетерогенная» и «гомогенная» возбу­димые системы, механизмы электромеханического сопряжения в скелетной мышце.

3. Биофизические основы клинико-физиологических методов исследования сердца.

Изучить литературу:

Основную:

1. Физиология человека: Учебник./Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: Медицина, 1998, 2000.– Т. 1. – С. 326-349

2. Физиология человека: Учебник / Под ред. Г.И. Косицкого. - М.: Медицина, 1985. – С. 239-257.

3. Нормальная физиология: Учебное пособие для студентов стоматологического факультета /под ред. В.А. Полянцева. – М: Медицина, 1989, С. 75-78.

4. Руководство к практическим занятиям по физиологии / Под ред. Г.И. Косицкого, В.А. Полянцева. – М.: Медицина, 1988. – С. 33-37, 41-48, 174-176, 143-153.

Дополнительную:

1. Основы физиологии человека: Учебник для высших учебных заведений / в 2-х томах / Под ред. Б.И. Ткаченко. – СПб, 1994. – Т. 1. - С. 246 - 262.

2. Физиология человека: Руководство / в 3-х томах / Под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса. – М.: Мир,1996, 2000. – Т. 2. – С. 454-462, 466-497.

В результате подготовки к занятию необходимо:

Знать:

1. Функции сердца, общую характеристику свойств миокарда.

2. Структуру и функции проводящей системы сердца. Понятия: «автоматия», «градиент автоматии». Фазы и ионные механизмы формирования потенциала действия в клетках водителя ритма.

3. Особенности распространения и скорости проведения возбуждения в сердце.

4. Фазы и ионные механизмы формирования потенциала действия рабочих кардиомиоцитов желудочков сердца.

5. Временные соотношения фаз потенциала действия рабочих кардиомиоцитов желудочков сердца, фаз возбудимости, систолы и диастолы сердца. Механизм электромеханического сопряжения в клетках рабочего миокарда.

6. Факторы, влияющие на сократимость миокарда.

7. Определение понятия «экстрасистола», физиологические механизмы формирования экстрасистол.

8. Определение понятий: «сердечный цикл», «длительность сердечного цикла». Периоды и фазы сердечного цикла, динамику изменений давления и объёма крови в полостях сердца во время сер­дечного цикла.

9. Роль клапанного аппарата в создании давления и обеспечении однонаправленного движения крови. Методы аускультации и фонокардиографии, характеристику и происхождение то­нов сердца, места наилучшего прослушивания I и II тонов сердца.

10. Определение понятий систолический объем крови, конечный систолический объем крови, ко­нечный диастолический объем крови, факторы их определяющие.

Уметь: 1. Излагать устно теоретические вопросы темы.

2. Объяснять значение опытов Станниуса для исследования градиента автоматии в сердце.

3. Рисовать схему проводящей системы сердца и обозначать её отделы.

4. Рисовать графики потенциалов действия кардиомиоцитов синоатриального узла и рабочих клеток сердца; объяснять временные соотношения потенциала действия, фаз возбудимости, механокардиограммы сердца.

5. Прослушивать I и II тоны сердца, объяснять происхождение тонов, давать им характеристику.

6. Определять длительность сердечного цикла по пульсу в покое и после физической нагрузки.

7. Использовать теоретические знания по теме при решении ситуационных задач, тестовых заданий, объяснении результатов исследований.

При подготовке к занятию выполните письменно задания раздела «Самостоятельная работа»:

1. Нарисуйте схему проводящей системы сердца (рис.1), обозначьте её части. Дорисуйте на схеме волокна Пуркинье. Укажите уровень автоматии (частоту возбуждения) синоатриального и атриовентрикулярного узлов, скорости проведения в отделах проводящей системы.

 

 

Рис. 1. Схема строения проводящей системы сердца: 1 – верхняя полая вена; 2 – нижняя полая вена; 3 – ушко правого предсердия; 4 – синоатриальный узел; 5 - атриовентрикулярный узел; 6 - пучок Гиса; 7, 8 – ножки Гиса; 9 – капиллярные мышцы; 10, 11 – правое и левое предсердия; 12, 13 – правый и левый желудочки

 

2. Нарисуйте график потенциала действия синоатриального узла, обозначьте его фазы, максимальный диастолический потенциал, критический уровень деполяризации (рис. 2).

Ответьте на вопрос, почему синоатриальный узел называют водителем ритма сердца?

 

 

Рис. 2 Изменение разности потенциалов во время возбуждения синоатриального узла (потенциал действия синоатриального узла): 0 – быстрая деполяризация; 3 – быстрая реполяризация; 4 – медленная диастолическая деполяризация.

 

3. Известно, что миокард является «функциональным» синцитием, поэтому реагирует на раздражители разной силы в соответствии с законом «все или ничего». На рис. 3 представлены результаты исследования закона «все или ничего». Нарисуйте схему результатов опыта. Объясните, почему сердце, являясь гетерогенной возбудимой системой, отвечает на раздражители по закону «всё или ничего?

 

 

Рис. 3: а - кардиограмма лягушки, сокращение сердца возникает в ответ на действие раздражителя; б - отметка раздражения; знаком «*» обозначен пороговой силы раздражитель.

4. Нарисуйте синхронно во времени графики возбуждения, сокращения и изменений возбудимости во время потенциала действия для сократительного миокарда (рис. 4). Обозначьте на графиках фазы сокращения, исходный уровень возбудимости, фазы возбудимости. Объясните, почему сердце не может сокращаться в режиме тетануса, но может формировать экстрасистолы? Сформулируйте определение понятия «экстрасистола».

 

Рис. 4. Графики потенциала действия, фаз возбудимости рабочих кардиомиоцитов во время систолы и диастолы. На графике потенциала действия: 0 – быстрая деполяризация; 1 – начало реполяризации; 2- плато; 3 –реполяризация; 4 – потенциал покоя.

 

5. Нарисуйте схему цикла деятельности сердца, изучите его структуру (рис. 5). Для каждого номера на рис. 5 укажите названия периодов и фаз. Определите длительность сердечного цикла у человека по пульсу в покое и после физической нагрузки (см. методику ниже).

 

 

 

Рис. 5. Диаграмма сердечного цикла. На диаграмме внутреннее кольцо обозначает цикл деятельности предсердий, внешнее – желудочков; розовый цвет соответствует диастоле, красный - систоле. Периоды и фазы сердечного цикла обозначены номерами.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...