Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Независимая оценка качества образования, а также общественная и общественно-профессиональная аккредитация.




Независимая оценка качества образования направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ (ст. 95 комментируемого Закона).

Независимая оценка качества образования включает в себя, во-первых, независимую оценку качества подготовки обучающихся (ст. 95.1) и, во-вторых, независимую оценку качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ст. 95.2).

Независимая оценка качества образования осуществляется юридическими лицами, выполняющими конкретные виды такой оценки.

Организации, осуществляющие независимую оценку качества образования, размещают в сети Интернет информацию о порядке проведения и результатах независимой оценки качества образования и направляют ее при необходимости соответственно в федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления.

Поступившая информация о результатах независимой оценки качества образования подлежит обязательному рассмотрению указанными органами в месячный срок и учитывается ими при выработке мер по совершенствованию образовательной деятельности.

На основе результатов независимой оценки качества образования могут формироваться рейтинги организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ.

Подготовка и повышение квалификации работников федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций.

Модернизация системы образования в Российской Федерации, частые изменения в законодательстве об образовании и т.п. требуют организации системы непрерывного педагогического образования, создания территориальных (региональных) систем повышения квалификации педагогических и руководящих кадров образовательных организаций, создавая в этих целях в том числе сетевые объединения образовательных организаций, реализующих программы дополнительного профессионального образования (программы повышения квалификации) работников системы образования.

Подготовка и повышение квалификации работников органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих государственное управление в сфере образования, руководителей и педагогических работников образовательных организаций регламентируются многочисленными нормативными правовыми актами - например, Приказ Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 23 марта 2012 г. N 490 "Об утверждении Положения о повышении квалификации педагогических и руководящих работников государственных образовательных учреждений Республики Марий Эл и муниципальных образовательных учреждений, расположенных на территории Республики Марий Эл, по накопительной системе", Приказ Министра образования Московской области от 2 сентября 2014 г. N 3986 "О создании условий для непрерывного педагогического образования и развития региональной системы повышения квалификации педагогических и руководящих работников системы образования в Московской области", распоряжение Комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга от 29 января 2014 г. N 189-р "О порядке реализации персонифицированной модели повышения квалификации педагогических работников государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию и администраций районов Санкт-Петербурга" <849>.

--------------------------------

<849> Приведенные документы опубликованы не были. СПС "КонсультантПлюс".

 

Части 3 - 5 комментируемой статьи посвящены органам государственной власти и органам местного самоуправления, участвующим в управлении образованием.

Среди федеральных органов исполнительной власти, занятых в процессе управления образованием, можно условно выделить "профильные" органы и "отраслевые" министерства.

Профильными органами управления, созданными для осуществления управления исключительно в сфере образования, являются Министерство образования и науки РФ и находящаяся в его ведении Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки.

Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся образовательных организаций, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере образования и воспитания.

Положение о Министерстве образования и науки РФ утверждено Постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013 г. N 466 "Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации" <850>. Регламент внутренней организации Министерства был утвержден Приказом Минобрнауки России от 5 мая 2012 г. N 377 "Об утверждении Регламента внутренней организации Министерства образования и науки Российской Федерации" <851>.

--------------------------------

<850> СЗ РФ. 2013. N 23. Ст. 2923.

<851> Бюллетень Минобрнауки РФ. 2012. N 9.

 

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования и науки. Рособрнадзор находится в ведении Министерства образования и науки РФ и действует на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2013 г. N 594 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки" <852>.

--------------------------------

<852> СЗ РФ. 2013. N 29. Ст. 3971.

 

Образовательные организации находятся не только в ведении Минобрнауки России, но и в ведении различных "отраслевых" министерств - Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерства культуры РФ, Министерства здравоохранения РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства сельского хозяйства РФ и т.д.

Отраслевые министерства осуществляют управленческие функции только по отношению к образовательным организациям, находящимся в их ведении. Соответствующие функции чаще всего возлагаются на управления (департаменты) кадров и учебных заведений, создаваемые в структуре "отраслевых" министерств.

Полномочия федеральных органов власти, как уже отмечалось, в комментируемом Законе установлены в ст. 6.

Органы управления образованием на региональном уровне (министерство образования республики или области, главное управление (департамент) образования администрации области) наделяются полномочиями, определенными в ст. 8 комментируемого Закона. Их статус определяется, как правило, в законах об образовании субъекта Российской Федерации, а также в положениях о министерстве образования.

Так, например, в Положении о Министерстве образования Московской области дается такое определение Министерства - "центральный исполнительный орган государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сфере образования, проводящий государственную политику, осуществляющий управление и координацию деятельности в указанной сфере иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных организаций Московской области, образованных для реализации отдельных функций государственного управления Московской областью".

В ст. 7 обозначены полномочия Российской Федерации в сфере образования, которые передаются для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. В институциональном плане переданные полномочия могут осуществляться министерством образования (главным управлением, департаментом) образования, без создания специального органа государственной власти субъекта РФ. Так, например, в Республике Ингушетия переданными на региональный уровень полномочиями Российской Федерации в сфере образования наделено министерство образования Республики Ингушетия (Указ президента Республики Ингушетия от 7 апреля 2009 г. N 82 "О наделении министерства образования Республики Ингушетия переданными Российской Федерацией отдельными полномочиями по надзору и контролю в сфере образования" <853>). В этом случае, как правило, принимается административный регламент исполнения органом государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, государственной функции "федеральный государственный надзор в сфере образования" (например, Постановление губернатора Костромской области от 26 января 2012 г. N 10 "Об утверждении административного регламента исполнения департаментом образования и науки Костромской области государственной функции "федеральный государственный надзор в сфере образования" <854>).

--------------------------------

<853> Ингушетия. 16.04.2009. N 54.

<854> СП - нормативные документы. 03.02.2012. N 4.

 

В некоторых субъектах Российской Федерации в рамках органа государственного управления в сфере образования создавалось специализированное структурное подразделение, на которое возлагалась реализация переданных региону отдельных полномочий федеральной власти по контролю и надзору в сфере образования. Так, например, в соответствии с Приказом Министерства образования Нижегородской области от 26 февраля 2013 г. N 366 "Об утверждении Положения об управлении по контролю и надзору в сфере образования" <855> было создано управление по контролю и надзору в сфере образования, которое является структурным подразделением министерства образования Нижегородской области.

--------------------------------

<855> Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".

 

В ряде субъектов Российской Федерации под переданные на региональный уровень федеральные полномочия в сфере образования создаются самостоятельные органы государственной власти субъекта Российской Федерации по контролю и надзору в области образования. Например, в Пермском крае - Государственная инспекция по надзору и контролю в сфере образования (Постановление правительства Пермского края от 14 декабря 2013 г. N 1753-п "Об утверждении Положения о Государственной инспекции по надзору и контролю в сфере образования Пермского края" <856>), в Якутии - Государственная служба по контролю и надзору в сфере образования и науки при Президенте Республики Саха (Якутия) (Постановление правительства Республики Саха (Якутия) от 17 ноября 2010 г. N 501 "О реорганизации Государственной службы по контролю и надзору в сфере образования и науки при Президенте Республики Саха (Якутия)" <857>), в Ханты-Мансийском автономном округе - Служба по контролю и надзору в сфере образования (Постановление правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 25 июня 2012 г. N 217-п "О Службе по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" <858> и т.д. Вот как выглядит положение этого органа государственного управления в сфере образования в системе государственных органов, например, Ханты-Мансийского автономного округа: "Служба по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (Обрнадзор Югры) является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим на территории автономного округа переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в том числе государственный контроль (надзор) в сфере образования. Служба по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры находится в ведении первого заместителя губернатора автономного округа".

--------------------------------

<856> Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края. 23.12.2013. N 50.

<857> Якутские ведомости. 20.11.2010. N 73.

<858> Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. 30.06.2012. N 6 (часть II, том 1). Ст. 679.

 

В муниципальных районах и городских округах управление в сфере образования осуществляется соответствующими органами местного самоуправления. Их полномочия установлены в ст. 9 комментируемого Закона.

На муниципальном уровне создаются комитеты (департаменты и т.д.) по образованию администрации муниципального района или городского округа (например, решение Совета депутатов Талдомского муниципального района Московской области от 24 июня 2015 г. N 43 "Об утверждении Положения о Комитете по образованию администрации Талдомского муниципального района Московской области" <859>, решение Смоленской районной Думы от 28 мая 2015 г. N 38 "Об утверждении Положения о комитете по образованию Администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области" <860>, распоряжение администрации города Нижневартовска от 22 октября 2013 г. N 1915-р "Об утверждении Положений о департаменте образования администрации города, его управлениях и отделах" <861>).

--------------------------------

<859> Заря. 16.07.2015. N 28.

<860> Сельская правда. 05.06.2015. N 28.

<861> Текст опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".

 

Приведем несколько примеров обозначения в нормативных правовых актах места муниципального органа управления образованием в системе муниципальных органов власти.

В Положении о комитете по образованию администрации муниципального образования "Смоленский район" Смоленской области закреплено, что Комитет по образованию является структурным подразделением Администрации муниципального образования, осуществляющим управление в сфере образования по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и дополнительного образования на территории муниципального образования. Устанавливается, что Комитет подчиняется непосредственно главе администрации муниципального образования.

В Положении о департаменте образования администрации города Нижневартовска установлено, что Департамент образования является структурным подразделением администрации города, осуществляет деятельность, направленную на исполнение полномочий органов местного самоуправления по реализации государственной и муниципальной политики в области образования, по обеспечению создания условий развития муниципальной системы образования и осуществлению общего руководства и контроля за ее функционированием. Закреплено также, что Департамент образования администрации города в своей деятельности подчиняется заместителю главы администрации города по социальной и молодежной политике.

Законодательством субъекта Российской Федерации отдельные полномочия субъекта Российской Федерации (по предоставлению мер социальной поддержки и социального обслуживания обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, по выплате компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по выплате компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках, поселках городского типа) могут быть переданы на муниципальный уровень (например, Закон Вологодской области от 17 декабря 2007 г. N 1719-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере образования" <862>, Закон Республики Дагестан от 7 октября 2008 г. N 44 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан отдельными государственными полномочиями Республики Дагестан в сфере образования" <863>).

--------------------------------

<862> Законодательство Вологодской области. 2007. Ноябрь-декабрь. N 6 (ч. 1). С. 375.

<863> Собрание законодательства Республики Дагестан. 15.10.2008. N 19. Ст. 816.

 

Институциональная система управления образованием на всех трех уровнях - федеральном, региональном и муниципальном - объединяет большое число органов государственной власти и местного самоуправления, наделенных определенными управленческими полномочиями. Очевидно, что в такой ситуации возрастает необходимость осуществления функции по координации деятельности в сфере образования федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных субъектов системы образования.

В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи такими координационными полномочиями наделено Министерство образования и науки РФ. Закрепленная в комментируемой статье норма нашла свое отражение в Положении о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013 г. N 466 <864>. В пп. 5.5.13 установлено, что Минобрнауки России осуществляет координацию деятельности в сфере образования федеральных государственных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных субъектов системы образования.

--------------------------------

<864> СЗ РФ. 2013. N 23. Ст. 2923.

 

Статья 90. Государственная регламентация образовательной деятельности

 

Комментарий к статье 90

 

Государственная регламентация образовательной деятельности представляет собой одно из направлений, по которому происходит управление системой образования в Российской Федерации (ст. 89 комментируемого Закона).

Данное направление управленческой деятельности направлено на установление единых требований осуществления образовательной деятельности и процедур, связанных с установлением и проверкой соблюдения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, этих требований.

Государство, устанавливая соответствующие административные (управленческие) и правовые меры, содействует унификации требований к образовательному процессу на территории Российской Федерации и обеспечению единства российского образовательного пространства.

Государственная регламентация образовательной деятельности осуществляется по трем основным направлениям:

а) лицензирование образовательной деятельности. Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <865>, с учетом особенностей, установленных ст. 91 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования) и по подвидам дополнительного образования;

--------------------------------

<865> СЗ РФ. 2011. N 19. Ст. 2716.

 

б) государственная аккредитация образовательной деятельности. Проводится с целью подтверждения соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение, а также индивидуальными предпринимателями (кроме индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно). Осуществляется по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (кроме образовательных программ дошкольного образования), а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами. Законодательно закреплена в ст. 92 комментируемого Закона;

в) государственный контроль (надзор) в сфере образования. Это направление государственной регламентации образовательной деятельности включает в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования, осуществляемые уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования (ст. 93 комментируемого Закона).

 

Статья 91. Лицензирование образовательной деятельности

 

Комментарий к статье 91

 

Лицензирование представляет собой жесткий административный регулятор хозяйственной и иной предпринимательской деятельности.

Лицензия - это, по сути дела, разрешение. Осуществление лицензируемого вида деятельности без этого разрешения является незаконным и влечет юридическую ответственность.

Основным законодательным актом, устанавливающим правовые основы лицензирования, является Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Под лицензированием в нем определяются деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования (ст. 3).

Упомянутый Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" не является единственным актом, устанавливающим порядок осуществления лицензирования. На основании иной правовой основы осуществляется лицензирование двенадцати видов деятельности, к которым отнесены, напр., страховая, клиринговая, космическая и др. (перечислены в п. 2 ст. 1 указанного ФЗ). Пять видов деятельности имеют особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, которые могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими их осуществление (п. 4 ст. 1 указанного ФЗ), и к таким видам относится рассматриваемая нами образовательная деятельность.

Лицензирование образовательной деятельности как частный вид лицензионной деятельности (лицензирования) вообще устанавливает соответствие условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям.

Так, особенности правового регулирования лицензирования образовательной деятельности установлены в п. 1 комментируемой статьи.

Легальное определение лицензирования образовательной деятельности дано в Постановлении Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 "О лицензировании образовательной деятельности" (вместе с Положением о лицензировании образовательной деятельности) (далее - Положение) <866>, где оно определяется как оказание образовательных услуг по реализации установленных 20 образовательных программ, закрепленных в Перечне образовательных услуг по реализации образовательных программ (приложение к указанному Постановлению Правительства РФ).

--------------------------------

<866> Российская газета. 15.06.2005. N 126.

 

Лицензирование образовательной деятельности относится к наиболее действенным правовым средствам обеспечения надлежащего качества образовательного процесса, оно выступает первичной, предваряющей образовательную деятельность правовой гарантией будущего качественного образования, которое отвечает целям и задачам образовательной политики, выраженным в Конституции РФ и в анализируемом Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации".

Соискатели лицензирования образовательной деятельности указаны в п. 2 комментируемой статьи. Так, лицензированию подлежит деятельность не только государственных и муниципальных образовательных организаций, но также автономных и некоммерческих структур. Кроме того, необходимость получения такого разрешения распространяется и на учреждения, имеющие особый статус, - проводящие обучение в оборонной сфере, в области атомной энергетики, а также научные комплексы.

Следует знать и то, что если у определенного образовательного учреждения (напр., вуза или колледжа) есть филиал, то для него тоже обязательно получение лицензии. При этом неважно, где он территориально расположен - в одном городе с основным учреждением либо в разных.

Получение образовательной лицензии необходимо и для индивидуальных предпринимателей, которые привлекают к работе наемный труд.

Следует понимать, что перечисленные субъекты должны осуществлять реализацию образовательных программ из указанного выше перечня, а если же их деятельность носит образовательный характер, но не совпадает с исчерпывающим установленным перечнем, то получать лицензию не нужно (например, это касается консалтинговой деятельности, проведения разовых лекций и т.п. мероприятий, после которых не осуществляется итоговая аттестация и не выдается документ об образовании). Обосновывается это тем, что лицензированию подлежит только собственно образовательная деятельность <867>.

--------------------------------

<867> Образовательной деятельностью считается деятельность, проводимая по установленным образовательным программам (п. 17 ст. 2 комментируемого Закона).

 

Следует обратить внимание на имеющиеся особенности - не требуется лицензирование образовательной деятельности в следующих ситуациях: 1) если ее осуществляет индивидуальный предприниматель без привлечения педагогических работников (ч. 2 комментируемой статьи; абз. 1 п. 1 Положения) <868>; 2) если ее ведут частные образовательные организации, находящиеся на территории инновационного центра "Сколково" (п. 40 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании, ч. 2 ст. 17 Федерального закона от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково", абз. 2 п. 1 Положения).

--------------------------------

<868> Не имеет значения, какая образовательная программа будет реализовываться (она должна лишь входить в установленный перечень).

 

Разрешительная система, к которой относится процедура лицензирования, в широком смысле - это такой правовой режим, при котором органы государства и его должностные лица, применяя юридические запреты, способствуют установлению препятствий для потенциальных и фактических правонарушителей и таким образом укрепляют начала законности в общественной жизни <869>. Сущность ее состоит в предварительном санкционировании возможности для различных субъектов заниматься отдельными видами деятельности, с соблюдением установленных индивидуально определенных условий, и последующим контролем за их фактическим выполнением <870>. Следовательно, данная мера нуждается в предварительном согласии органов власти на осуществление той или иной деятельности частными субъектами.

--------------------------------

<869> Терещенко Л.К., Игнатюк Н.А. Предпринимателю о разрешительных процедурах // СПС "КонсультантПлюс". 2005.

<870> Бахрах Д.Н., Кивалов С.В. Таможенное право России. Екатеринбург: Диамант, 1995. С. 120.

 

В.Д. Сорокиным отмечается, что по содержанию отношения, возникающие в процессе деятельности субъектов разрешительной системы, являются организационными (создающими условия для реализации иных отношений), а также их участниками выступают органы исполнительной власти и невластные субъекты <871>.

--------------------------------

<871> Сорокин В.Д. Метод правового регулирования. Теоретические проблемы. М., 1976. С. 117.

 

Органы, наделенные в данном вопросе компетенцией, указаны в п. 3 комментируемой статьи. Так, лицензионная деятельность в сфере образования на федеральном уровне осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) в отношении:

- организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;

- федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

- российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации, образовательных организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях;

- иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).

Государственная услуга по лицензированию образовательной деятельности предоставляется уполномоченным структурным подразделением Рособрнадзора - Управлением государственных услуг.

На уровне субъектов Федерации правом лицензирования в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность (за исключением перечисленных выше), обладают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования (министерства, управления, департаменты образования). Например, в Москве такими полномочиями наделен Департамент образования города Москвы <872>.

--------------------------------

<872> Формы документов, используемых в процессе лицензирования (заявления и справки), утверждены Приказом Департамента образования города Москвы от 29 августа 2014 года N 735.

 

Лицензирование этого вида деятельности на муниципальном уровне законодательством не предусматривается.

Результатом предоставления государственной услуги является:

а) предоставление лицензии;

б) переоформление лицензии и (или) приложения к лицензии;

в) предоставление временной лицензии;

г) предоставление дубликата лицензии и (или) приложения к лицензии, копии лицензии;

д) прекращение действия лицензии;

е) отказ в предоставлении лицензии или в переоформлении лицензии и (или) приложения к лицензии;

ж) предоставление сведений из реестра лицензий;

з) исключение из реестра лицензий (в случае прекращения осуществления образовательной деятельности филиалом образовательной организации).

Лицензирование образовательной деятельности как регламентированная процедура, процесс удостоверения права состоит из определенных последовательных стадий: возбуждение процедуры лицензирования; рассмотрение заявления и других представленных документов; экспертиза документов; принятие решения о выдаче или отказе в выдаче лицензии; выдача (отказ в выдаче) лицензии; обжалование решения об отказе в выдаче лицензии; контроль за соблюдением лицензионных требований; переоформление лицензии; приостановление или возобновление действия лицензии; аннулирование лицензии.

Пакет документов и заявление <873> должны подаваться соискателем в тот орган, который соответствует ситуации и местонахождению соискателя на получение лицензии <874>.

--------------------------------

<873> Оформляется в соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". В случае если заявление о предоставлении лицензии оформлено с нарушением требований, установленных ч. 1 ст. 13, и (или) документы, указанные в ч. 3 ст. 13, представлены не в полном объеме, в течение трех рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган вручает соискателю лицензии уведомление о необходимости устранения в тридцатидневный срок выявленных нарушений и (или) представления документов, которые отсутствуют, или направляет такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

<874> Например, если соискатель на получение образовательной лицензии - индивидуальный предприниматель, то для него лицензирующим органом будет орган исполнительной власти субъекта РФ, а если соискатель - организация, осуществляющая образовательную деятельность по программам высшего образования, - то Рособрнадзор.

 

При этом имеются особенности:

- в соответствии с п. 13 комментируемой статьи лицензирование образовательной деятельности образовательных организаций, учредителями которых являются религиозные организации, осуществляется по представлениям соответствующих религиозных организаций (в случае, если такие религиозные организации входят в структуру централизованных религиозных организаций, по представлениям соответствующих централизованных религиозных организаций);

- п. 14 комментируемой статьи устанавливает норму, по которой Министерство иностранных дел Российской Федерации осуществляет сбор и передачу в лицензирующий орган заявлений загранучреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации как соискателей лицензии или лицензиатов о предоставлении или переоформлении лицензий и прилагаемых к таким заявлениям документов.

Перечень необходимых документов, чтобы пакет документов считался полным, установлен в п. 10 Положения и включает:

а) копии учредительных документов юридического лица;

б) реквизиты документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта) в каждом из мест осуществления образовательной деятельности, а также копии правоустанавливающих документов в случае, если права на указанные здания, строения, сооружения, помещения и территории и сделки с ними не подлежат обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) подписанная руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, справка о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по образовательным программам;

г) копии документов, подтверждающих наличие условий для питания и охраны здоровья обучающихся, а для образовательной организации - сведения о наличии помещения с соответствующими условиями для работы медицинских работников;

д) копии разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ;

е) реквизиты выданного в установленном порядке санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности;

ж) реквизиты заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности при осуществлении образовательной деятельности (<

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...