Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Послепроизвольное внимание (вторичное)




Возникает в результате включения человека в деятельность и появления интереса к этой деятельности. Контролируется сознанием, но не регулируется волей. Из всех видов внимания это самое продуктивное.

Занимает промежуточный характер: сначала оно носит целенаправленный характер и первоначально требует волевых усилий, но затем человек «входит» в работу: интересными и зна­чимыми становятся содержание и процесс деятельности, а не только ее результат. Такое внимание было названо Н. Ф. Добрыниным послепроизволъным.

Например, школьник, решая трудную арифметическую задачу, первоначально прилагает к этому определенные усилия. Он берется за эту задачу только потому, что ее нуж­но сделать. Задача трудная и сначала никак не решается, школьник все время отвлекается. Ему приходится возвращать себя к решению задачи постоянными усилиями воли. Но вот решение начато, правильный ход намечается все более и более отчетливо. Задача становится все более и более понятной. Она оказывается хотя и трудной, но возможной для решения. Школьник все больше и больше увле­кается ею, она все больше и больше захватывает его. Он перестает отвлекаться: задача стала для него интересной. Внимание из произвольного стало как бы не­произвольным.

В отличие от подлинно непроизвольного внимания послепроизвольное внима­ние остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательны­ми интересами. В то же время в отличие от произвольного внимания здесь нет или почти нет волевых усилий.

По форме деятельности

Сенсорно-перцептивное внимание - когда основным видом деятельности человека является восприятие информации. Это внимание реализуется через работу органов чувств — например, фиксация вратаря на перемещении мяча по полю или внимание человека, слушающего музыку.

Интеллектуальное внимание - активизируется при решении мыслительных процессов.

Двигательное внимание - важно при контроле над работой мышечной системы (например, у спортсмена при выполнении сложных движений).

Некоторые виды деятельности требуют комбинированного внимания. Так, у хирурга при выполнении сложной операции активизируются все три вида внимания.

По ведущему анализатору

Различают:

- зрительное - точки, на кото­рых фиксируется взгляд, не случайны. Это наи­более информативные места изображения, места, где находятся важнейшие признаки. На­пример, при сканировании лица на фотографии множество точек фиксации приходится на участки, где расположены глаза, нос и рот;

- слуховое - в слуховом восприятии ближайшим анало­гом движений глаз являются движения головой, при которых уши ориентируются по отношению к источнику звука;

- кинестетическое;

- вкусовое;

- обонятельное и другие виды внимания.

Например, у зрителя, который смотрит балет, активны зрительное и слуховое внимание, а у дегустатора кофе — преимущественно обонятельное и вкусовое.

По направленности

Различают:

Внешнее - направлено на внешний мир.

Внутреннее - направлено на ощущения, приходящие изнутри тела.

Пограничное внимание - направленное на оценку ощущений с кожи и слизистых оболочек.

 

В одном из экспериментов проводилось сканирование мозга испытуемых в то время, как они наблюдали движущиеся объекты меняюще­гося цвета и формы. При одних условиях экспе­римента испытуемых просили обнаружить из­менения в характере движения объектов, а при других условиях — изменения формы и цвета объектов; значит, в первом случае внимание обращалось на движение, а во втором — на цвет и форму. Хотя при всех условиях экспери­мента стимулы были физически идентичны, было обнаружено, что в первом случае более активны зоны мозга, участвующие в обработ­ке движения, а во втором — зоны мозга, участ­вующие в обработке цвета или формы. Следовательно, внимание усиливает то, что существен­но, не только в психологическом, но и в биологическом смысле.

 

Свойства внимания

Внимание обладает рядом свойств (рис. 3), которые характеризуют его как самостоя­тельный психический процесс. К основным свойствам внимания относятся:

- концентрация, устой­чивость, распределение, переключение, объем, избирательность и колебание внимания.

 

Рис. 3. Свойства внимания

Концентрация

Под концентрацией внимания подразумевается степень или интенсивность сосредоточенности внимания на объекте.

А. А. Ухтомский полагал, что концентрация внимания связана с особенностями функционирования доминантного очага возбуждения в коре. В частности, он считал, что концентрация является следствием возбуждения в доминантном очаге при одновременном торможении остальных зон коры головного мозга.

Устойчивость

Устойчивость заключается в способности длительное время сосредоточи­ваться на одном и том же объекте.

Это свойство внимания может определяться периферическими и центральными факторами. Экспериментальные исследова­ния показали, что внимание подвержено периодическим непроизвольным колеба­ниям. Периоды таких колебаний, по Н. Н. Ланге, равны обычно двум-трем секун­дам, доходя максимум до 12 секунд. Если прислушиваться к тиканью часов и пы­таться сосредоточиться на нем, то оно будет то слышно, то не слышно. Иной характер носят колебания нашего внимания при наблюдении более сложных фи­гур, — в них попеременно то одна, то другая часть будет выступать как фигура. Такой эффект, например, дает изображение усеченной пирамиды: если присмат­риваться к ней в течение некоторого времени, то она будет поочередно казаться то выпуклой, то вогнутой (рис. 4).

 

Рис. 4. Двойственное изображение (усеченная пирамида)

 

Если бы внимание при всех условиях было неустойчивым, более или менее эффективная умственная работа была бы невозможна. Оказывается, что само включение умственной деятельности, раскрывающей в предмете новые стороны и связи, изменяет закономерности этого процесса и создает условия для устойчивости внимания. Кроме того, устойчивость внимания зависит от целого ряда других условий. К их числу относятся степень трудности материала и знакомства с ним, его понятность, отношение к нему со стороны субъекта, а также индивидуальные особенности личности.

Большой интерес представляют методы изучения устойчивости внимания, ставшие уже классическими. Для измерения устойчивости внимания обычно используются таблицы Бурдона, состоящие из беспорядочного чередования отдельных букв, причем каждая буква повторяется в каждой строке одно и то же количество раз. Испытуемому предлагается в течение длительного времени (3, 5, 10 мин) вычеркивать заданные буквы (в простых случаях одну или две буквы, в сложных — заданную букву лишь в том случае, если она стоит перед другой, например гласной). Экспериментатор отмечает число букв, вычеркнутых в течение каждой минуты, и число пропусков. Аналогично измеряется устойчивость внимания с помощью таблиц Крепелина, состоящих из столбиков цифр, которые испытуемый должен складывать в течение длительного времени. Продуктивность работы и число допускаемых ошибок могут служить показателем колебаний внимания.

Распределение

Распределение внимания - способность человека одновременное восприятие нескольких объектов или выполнять несколько видов деятельности одновременно.

Хрестоматийным примером служат феноменальные способности Юлия Цезаря, который, согласно преданию, мог одновременно делать семь не связанных между собой дел. Известно также, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь важных диплома­тических документов.

Но, как показывает жизненная практика, человек способен выполнять только один вид сознательной психической деятельности, а субъектив­ное ощущение одновременности выполнения нескольких возникает вследствие быстрого последовательного переключения с одного вида деятельности на дру­гой. Еще В. Вундт доказал, что человек не может сосредоточиваться на двух одно­временно предъявляемых раздражителях. Однако иногда человек действительно способен выполнять одновременно два вида деятельности. На самом деле в таких случаях один из видов выполняемой деятельности должен быть полностью авто­матизирован и не требовать внимания. Если же это условие не соблюдается, со­вмещение деятельности невозможно.

Исследование распределения внимания имеет большое практическое значение. Для этой цели используются так называемые таблицы Шульте (красно-черные таблицы). На этих таблицах изображены два ряда беспорядочно разбросанных красных и черных цифр. Испытуемый должен называть по порядку ряды цифр, чередуя каждый раз красную и черную цифру. Иногда эксперимент усложняют: красные цифры надо назвать в прямом порядке, а черные — в обратном.

Переключение

Многие авторы считают, что распределение внимания является обратной сто­роной его другого свойства — переключаемости.

Переключение - созна­тельное и осмысленное быстрое переключение внимания с одного объекта на другой.

В це­лом переключаемость внимания означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания неодина­кова у разных людей и зависит от целого ряда условий (прежде всего от соотноше­ния между предшествующей и последующей деятельностью и отношения субъек­та к каждой из них). Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться. При этом следует отметить, что переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.

Объем

Объем внимания - количество одновременно отчетливо воспринимаемых объектов 5±2 (совпадает с объемом кратковременной памяти).

Известно, что человек не может одновременно думать о разных ве­щах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обра­батывающей системы. Важной и определяющей особенностью объема внимания является то, что он практически не меняется при обучении и тренировке.

Исследование объема внимания обычно производится путем анализа числа од­новременно предъявляемых элементов (чисел, букв и т. п.), которые могут быть с ясностью восприняты субъектом. Для этих целей используется тахистоскоп — прибор, позволяющий предъявить определенное число раздражителей так быст­ро, чтобы испытуемый не мог перевести глаза с одного объекта на другой. Это по­зволяет измерить число объектов, доступных для одновременного опознания. Обычно тахистоскон состоит из окошечка, отделенного от рассматриваемого объекта падающим экраном, прорезь которого может произвольно изменяться так, что рассматриваемый объект появляется в ней на очень короткий промежуток вре­мени (от 10 до 50-100 мс). Показателем объема внимания является количество ясно воспринимаемых предметов. Объем внимания — величина индивидуально изменяющаяся, но обычно его показатель у людей равен 5±2.

Следует отметить, что понятие объема внимания очень близко к понятию объе­ма восприятия, а широко применяемые в литературе понятия поля ясного внима­ния и поля неясного внимания очень близки к понятиям центра и периферии зри­тельного восприятия. Количество находящихся в поле нашего внимания связан­ных между собой элементов может быть намного больше, если эти элементы объединены в осмысленное целое. Объем внимания является изменчивой величи­ной, зависящей от того, насколько связано между собой содержание, на котором сосредоточивается внимание, и от умения осмысленно связывать и структуриро­вать материал.

Избирательность

Избирательность - возможность успешной настройки внимания на сознательное восприятие информации при наличии помех.

Колебание

Колебание – изменения степени интенсивности внимания.

Функции внимания

Основные функции внимания:

1) Обеспечение отбора поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.

2) Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном объекте или виде деятельности.

3) Активизация нужных и торможение ненужных в данный момент психических процессов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...