Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пермской краевой универсальной библиотеки им. А. М. Горького.

Самохарактеристика

Ведущего библиотекаря отдела хранения основного фонда

Пермской краевой универсальной библиотеки им. А. М. Горького.

 

 

Я, Нуждин Владимир Геннадьевич, 1971 года рождения, поступил на работу в библиотеку в начале марта 1996 года. Так как время было тяжёлое (в финансовом плане), пришлось в темпе осваивать работу на своём посту, и уже в сентябре я перешёл на полторы ставки, где "половинка" была "плавающей" - приходилось учиться работе на других постах книгохранения. Вообще, книгохранение в нашей библиотеке представляет собой некое подобие многоэтажной башни, окружённой со всех сторон читальными залами служебными и подсобными помещениями. Каждый этаж-пост хранит определённые типы изданий и имеет свою специфику - особенно это касается 3-го, газетно-журнального, поста, освоить который было сложнее всего. Через год я - библиотекарь 9-го разряда.

В феврале-марте 1997 года организовал выставку книг (с открытым доступом) по теме «Если вы Робинзон…», послужившую толчком для создания хрестоматийного сборника («Терпящие бедствие, или Эти разные робинзоны» в 5 томах. – Пермь: Самиздат, 2003-4 гг.) и тематических хрестоматий, посвящённых отдельным вопросам выживания ("Великий ПП" - Пермь: Самиздат, 2006 г., "Сила воли и разума". Сборник рассказов. - Пермь: Самиздат, 2016 г.; "Пропитание" - Пермь: Самиздат, 2017 г.) Выставка проводилась в рамках внутрибиблиотечного конкурса и заняла почётное, но, само собой, не призовое место - обидно любителю соревноваться с профессионалами, впрочем, было интересно, и коллектив за меня болел.

В сентябре 1999 года заведующая отделом редкой книги, Демидова Елена Владимировна, предложила занять на 0,5 ставки место своей сотрудницы, ушедшей в декретный отпуск. Работа с ценными и старинными изданиями значительно отличается от работы с основным фондом и предъявляет более высокие профессиональные требования к сотрудникам.

В 2001 году я получил предложение, от которого было трудно отказаться. Раиса Михайловна, наш переплётчик, совсем состарилась и решила уйти на покой. Тогдашний директор библиотеки, Старовойтов Александр Фёдорович, предложил занять это место, при непременном условии прохождения курса обучения переплёту и реставрации в ФЦКБФ РНБ (С-Петербург). Мне повезло попасть в хорошие руки. Художники-реставраторы Куликова Н.А. и Нижегородова Л.Е., переплётчик-реставратор Пугачёв А.Н. не только щедро делились секретами мастерства, но и привили основы профессиональной культуры и этики; именно эти качества отличают специалиста высшего класса от ремесленника и ведут к профессиональной деформации, когда индивидуальные психологические качества идеально подгоняются к требованиям профессии. К сожалению, всё это имеет и оборотную сторону - чувствуется постоянная потребность учиться, узнавать новое, общаться со специалистами (и не только переплётчиками или реставраторами), пробовать новые приёмы и технологии, что создаёт определённые трудности во взаимодействии с руководством библиотеки. Впрочем, в моём случае - это больше домыслы, чем реальные трудности, ведь я по жизни идеальный ведомый.

Руководство федерального центра консервации библиотечных фондов оценило уровень выполненных работ как соответствующий требованиям, предъявляемым к реставраторам библиотечных материалов 2 категории - достаточно высокая оценка. Впоследствии меня регулярно приглашали на обучающие семинары и мастер-классы в рамках "Национальной программы сохранения библиотечных фондов РФ".

Один из самых интересных семинаров назывался: «Развитие и совершенствование форм фазовой консервации. Внедрение новых технологий и материалов». Его практическим результатом можно считать изготовление более 1500 МКК (микроклиматических контейнеров) за два года (начиная с января 2003 года) в интересах отдела редкой книги. Был также составлен технологический фотоальбом («Фазовая консервация глазами переплётчика» - Пермь: Самиздат, 2005 г.), содержащий схемы 4-х типов МКК и футляров, практикуемых в нашей мастерской по сей день. Впрочем, тут нечем гордиться - приёмы фазовой консервации постоянно совершенствуются, а я, после закрытия "Национальной программы...", не имею возможности продолжать обучение в данном направлении.

В мае 2006 года моими стараниями в библиотеке открылась полка буккроссинга (свободного книгообмена) - удалось убедить руководство выделить под это дело один из выставочных стеллажей и списанные книги для старта. Впоследствии, при слиянии нашей библиотеки с библиотекой областного Дома политпросвещения и кадровых перестановках кто-то из замов этот проект тихонько задвинул, а обратиться за поддержкой стало не к кому - обычное дело в нестабильные времена. Сейчас в моду вошли так называемые "библиоскворешники" - тоже интересная тема. Жаль, не знаю, к кому с ней подступиться.

На протяжении без малого 15 лет поддерживаю отношения, дружу с реставраторами Пермского краевого госархива - обмен информацией, консультации, мастер-классы на разные темы, совместные поездки на обучающие семинары. К сожалению, госархив - это строго режимное предприятие, в отличие от нас. Традиционно сотрудники библиотеки имели до последнего времени раз в месяц один день "свободы от забот" (т.н. санитарный - до 13-00) и можно было, в принципе, сорваться в гости во второй половине рабочего дня. Сейчас мы такой возможности лишены и это очень печально - дружба разваливается на глазах и это уже почти безвозвратно закрытая страница прошлого.

А с реставраторами Пермского краеведческого музея дружба была короткая, но яркая. Боталова Оксана Александровна и Субботина Ирина Владимировна (нынешняя заведующая реставрационными мастерскими, кажется) две недели проходили стажировку, осваивали переплётные процессы, мечтали открыть хоть небольшую мастерскую при музее - потребность есть, а денег, как всегда, нет, и не будет. Впрочем, не в этом суть - главное, чтобы мастер нашёлся, всё остальное (при известной поддержке со стороны руководства) приложится со временем.

Особо памятным был 2008 год. Тогда благодаря сотрудникам методического отдела удалось организовать и провести целую серию мастер-классов для библиотекарей города и области по теме: "Переплёт книг в условиях полного отсутствия снабжения". Возможно и такое. Мы охватили более 30 человек - из них, к сожалению, только один сотрудник Нытвенской ЦБС Горланова С.М. изъявила желание (т.е. правильнее сказать, имела такую возможность) и прошла стажировку, обучившись основам переплётного дела.

В нашей библиотеке также есть люди, практикующие переплёт книг - в 2013-14 году у меня прошли обучение сотрудники отдела общего книгохранения Фоминых Н.Л. и Федосеева К.А. В своё время хотелось создать в мастерской одно-два рабочих места для волонтёров из числа сотрудников по примеру Нижегородской областной библиотеки им. В. И. Ленина. Однако, недостаток площадей, оборудования и снабжения не позволяет всерьёз рассматривать подобный проект.

В 2015-16 годах работал с детьми-инвалидами. Три девушки (Родина Наталья, Гуляева Елена, Митрофанова Александра), учащиеся Пермского филиала "Западно-Уральского технологического техникума", с апреля по июнь проходили под моим руководством производственную практику. Это был очень полезный опыт. Лишний раз пришлось убедиться в том, насколько неверно оценивается обществом наша профессия. "Переплести книгу может каждый" - эта фраза считается неотразимым аргументом среди людей, ни разу не пытавшихся претворить её в жизнь самостоятельно. А ведь любая профессия предъявляет вполне определённые требования к человеческому материалу. В частности, любому переплётчику и тем более реставратору, совсем не помешало бы иметь: любовь к чтению и книге, её истории; высокий уровень IQ (от 120 и выше); желательно высшее образование: техническое, химическое, биологическое, полиграфическое, художественное - на выбор; совершенно не лишними будут и практические навыки работы с деревом и металлом... как-то так в первом приближении и исходя из собственного опыта.

Стараюсь регулярно посещать обучающие семинары и мастер-классы. Особо стоит отметить семинар 2012-го года в Екатеринбурге «Европейские методики реставрации и консервации документов», где серию мастер-классов проводил Манфред Майер, главный специалист Научной библиотеки Грацкого университета имени Карла и Франца;

в октябре 2014-го принимал участие в Международном научно-практическом семинаре "40 лет реставрации: на пересечении традиций Востока и Запада". Москва. Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы имени М. И. Рудомино;

в ноябре 2015-го в качестве наблюдателя принимал участие в научно-практическом семинаре "Изготовление библиотечного полукожаного переплета". Москва. Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы имени М. И. Рудомино. Мастер-класс проводил Ferran Pujol Querol, реставратор королевской научной библиотеки (Барселона). Получил удостоверение о повышении квалификации.

в сентябре 2016-го съездил на обучающий семинар "Особенности реставрации переплётов книг из фондов библиотек и музеев Уральского региона". Принимал участие в мастер-классе "Технология изготовления мраморной бумаги" под руководством реставратора Максима Малых. Екатеринбургская областная библиотека им. Белинского. Получил удостоверение о повышении квалификации.

По результатам каждой поездки проводил отчётные мастер-классы в интересах сотрудников библиотеки и краевого госархива, а так же всех знакомых, интересующихся проблемами современного переплёта и реставрации.

Переплётчику трудно быть профессионалом во всём – разные типы переплётов разных времён и народов, методы их реставрации и реконструкции… Всё освоить на «ять» просто невозможно и приходится сосредотачиваться на чём-то одном. Для меня это – «типография в кармане», самостоятельная вёрстка, печать и переплёт новых книг. Балуюсь также изготовлением и записных книжек, а в перспективе, когда смогу обновить периферийное оборудование своего компа, хочу попробовать делать артбуки.

Для вёрстки и изготовления обложек пользуюсь простенькими программами, что называется, "для блондинок": макрос для Word-а "Вёрстка текста книжкой" и "Студия коллажа". В недалёком будущем стоит попробовать освоить профессиональные программы для этого дела, типа: Adobe In Design или Quark Express, а так же CorelDRAW или Adobe Photoshop, но пока острой необходимости в этом нет - работаю с тем, что есть.

Другое "околопрофессиональное" увлечение - фотография. Фотографирую с переменным успехом с 14-ти лет. В век цифровых технологий делать это стало намного проще. Фотоаппарат в руках сильно облегчает жизнь - часто возникает необходимость зафиксировать особенности какой-либо технологии, оформить портфолио или сделать презентацию, фотоколлаж...

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...