Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общая характеристика письменной речи




Письменная речь является смысловой стороной письма и охватывает содержание, стиль, манеру изложения, лексику, а также другие особенности.

Е.П. Ищенко отмечает, что современная наука подразумевает под письменной речью «комплекс явлений, связанный с письменным обменом информацией посредством языка, или деятельность человека, опосредованная системой графических языковых знаков»[4]. В основе письменной речи лежит комплекс языковых (лексических, грамматических, стилистических) и интеллектуальных (определяющих способ индивидуального познания действительности) навыков. Эти навыки проявляются в виде соответствия речемыслительным нормам либо отклонений от них и отражаются в признаках письменной речи. Отклонения обусловлены влиянием других языков и диалектов, особенностями психики, условиями, в которых формировались навыки человека, его профессией, образованием, кругом общения и т.д. Индивидуальность письменной речи заключается в том, что индивид владеет не всей совокупностью речемыслительных норм и средств, а лишь их определённым набором, который он использует в зависимости от конкретной ситуации. Именно уникальность и неповторимость комплекса языковых и интеллектуальных навыков и позволяет решать задачи идентификации личности по признакам письменной речи.

Признаки письменной речи принято подразделять на общие и частные. Общие признаки отображают свойства речи в целом, а частные – отдельные её стороны.

К общим признакам речи относятся манера изложения текста, его стилистические и грамматические особенности, общий уровень грамотности, словарный запас и т.д. Над созданием их криминалистической классификации трудились многие учёные, например, Г.Л. Грановский или С.М. Вул, и выработалась она в следующем виде.

Общие признаки письменной речи включают в себя:

1. Уровень владения письменной речью, который может быть высоким, средним и низким.

Для высокого уровня владения письменной речью характерно осознанное использование её разнообразных средств, оригинальность и гибкость, умение отступать от шаблонов, творческий подход в отборе языковых средств.

Средний уровень характеризуется уже не таким широким использованием лексических, грамматических и фразеологических средств, стилистика беднее, хуже выделена главная мысль, отсутствует строгая последовательность и стройность изложения.

Письменная речь индивида с низким уровнем владения ею схематична, запутанна, невыразительна. Словарный запас мал, речь полна шаблонов.

2. Грамматические признаки, то есть степень соблюдения автором текста системы грамматических норм языка. В них входит владение орфографией, пунктуацией и синтаксисом. Распространённой методикой является выделение указанных признаков на основе объективных критериев, исходя из количества допущенных ошибок при выполнении текста, содержащего не менее 500 слов. Общий уровень развития грамматических навыков у автора также может быть высоким, средним и низким.

Высокий уровень характеризуется наличием в тексте не более одной-двух орфографических или пунктуационных ошибок и одной-двух синтаксических.

Средний уровень грамотности демонстрирует человек, допустивший не более четырёх грубых орфографических или пунктуационных ошибок и от трёх до пяти синтаксических.

Низкая грамотность предполагает шесть и более орфографических или пунктуационных ошибок и столько же синтаксических[5].

При определении степени развития навыка таким образом в количестве ошибок возможны некоторые колебания.

3. Лексико-фразеологические признаки – совокупность языковых средств и особенности их использования для изложения своих мыслей. Они включают в себя:

– объём словарного запаса. Свободное использование разнообразных синонимов и определений свидетельствует об обширном словарном запасе, а неоправданные повторения, напротив, говорят о его ограниченности;

– использование фразеологизмов, идиом, пословиц, поговорок, крылатых выражений;

– использование изобразительно-выразительных средств (метафоры, иронии, гиперболы, литоты, сравнения, синекдохи, олицетворения и т.д.);

– использование своеобразной лексики:

а) профессионализмов (профессиональных терминов и выраже­ний);

б) арготизмов (жаргонированного языка обособленной группы людей);

в) неологизмов (новых слов, недавно появившихся в языке);

г) диалектных слов и выражений (слов, заимствованные из местных областных говоров);

д) варваризмов (иностранных слов или оборотов речи, не свой­ственных языку документа);

е) вульгаризмов (грубых просторечных оборотов);

ж) эвфемизмов (нейтральных выражений, использующихся для замены неприличных и неуместных слов и выражений);

з) окказионализмов (авторских неологизмов);

и) экзотизмов (заимствований, обозначающих предмет или явление из жизни другого народа);

к) обсценной лексики (нецензурных слов и выражений);

– смешение лексики разных языков;

– смешение лексики разных эпох: использование историзмов и архаизмов;

– неправильное употребление слов вследствие непонимания их значения (эффект-аффект) и неудачные словосочетания («криминальное издание»).

4. Стилистические признаки характеризуют стиль письменной речи, который представляет собой «совокупность приёмов использования лексических, фразеологических, изобразительных средств языка: манеры выбора слов, речевых оборотов, структуры фраз, построения текста в целом»[6].

При высокой степени развития стилистических навыков речь свободна от грубых стилистических ошибок. Это не означает полного отсутствия погрешностей или нарушений нормы, потому как автор вполне может отступить от литературных канонов, чтобы сделать свою речь более яркой, выразительной и точной.

У людей со средней степенью развития стилистических навыков в письменной речи встречаются негрубые стилистические ошибки, которых, однако, немного. Это может быть немотивированное сочетание слов и выражений разных стилей, неудачный подбор синонимов, многословие, использование слов в несвойственных им значениях и т.п.

На низкую степень развития данных навыков указывает наличие грубых стилистических ошибок: несогласованность частей сложного предложения, тавтология, неоправданное использование вульгарных просторечий, пропуск слов и словосочетаний и т.д.

Кроме определения уровня стилистических навыков выделяют общие признаки индивидуального стиля. К ним относятся:

– тема документа;

– лейтмотив, то есть основная мысль, выраженная в тексте;

– архитектоника (построение текста). Она проявляется не только в логичности или нелогичности повествования, но и в том, как автор строит текст с точки зрения аргументации. Например, одни вначале выдвигают тезисы, а затем приводят доказательства к ним, другие же, наоборот, сперва излагают факты, из которых потом вытекают определённые выводы. Текст может быть разбит на составные части (введение, основная часть, заключение), а может и не иметь такой разбивки;

– длина предложений: малая (до 6 слов); средняя (от 6 до 30 слов); большая (свыше 30 слов);

– преобладающий тип предложений;

– навыки использования союзной и бессоюзной синтаксической связи;

– наличие и характер сокращений;

– способы акцентирования, которое проявляется в подчёркивании, выделении слов и предложений.

Частные признаки письменной речи отражают её особенности, проявляющиеся в нарушениях языковой нормы, использовании определённых речевых средств и устойчивых соотношениях этих средств, используемых индивидом в типичных ситуациях письменного общения[7]. Их также можно разделить на группы. Вул С.М. делает это следующим образом:

1. Частные пунктуационные признаки:

– пропуск или немотивированная постановка знака препинания;

– использование так называемых составных знаков с различным количеством и последовательностью элементов («!!», «!!!», «???»);

– нарушение в сочетании знаков препинания внутри и в конце предложения («!?»);

– отсутствие разбиения текста на абзацы, которые С.М. Вул считает своеобразными знаками препинания;

– использование одного знака в функции другого (тире вместо двоеточия, запятой, скобок);

– использование знака, которое не обусловлено синтаксической нормой, но оправдано смысловой направленность изложения и т.д.

2. Частные орфографические признаки:

постоянные нарушения определённого правила русской орфографии (правописания безударных гласных, непроизносимых согласных, букв «ъ» и «ь», слитного написания слов и написания их через дефис, написания аббревиатур, общепринятых сокращений и переносов и т.п.);

другие устойчивые отклонения от норм написания (пропуск буквы, написание лишних слогов и их повторение, перестановка букв и слогов);

авторский способ сокращения слов, авторские обозначения.

3. Частные лексико-фразеологические признаки:

повторяющееся использование слов в несвойственных им значениях и связях с другими словами;

– использование конкретной необщеупотребительной лексики, конкретных фразеологизмов;

– устойчивое повторение малочастотных слов и словосочетаний и т.д.

4. Частные грамматические признаки:

нарушение определённого грамматического правила (ошибки в построении словосочетаний и предложений, употреблении падежных, родовых форм, служебных слов, смешение прямой и косвенной речи);

– использование определённых типов синтаксических конструкций;

– использование определённых форм связи между предложениями;

– специфическое оформление начала мысли и концовок;

– определённое соотношения используемых языковых средств: простых и сложных предложений и их типов, различных видов обособлений, именных составных и глагольных сказуемых, разных частей речи и т.д.

5. Частные стилистические признаки:

устойчивое употребление определённых тропов и лексико-грамматических средств в определённых стилистических функциях;

– частотное использование конкретных стилистических фигур и приёмов «языковой игры»;

– специфические особенности архитектоники изложения;

– устойчивое нарушение определённых стилистических норм.

Здесь же выделяют приёмы внесения исправлений в текст, способы нумерации страниц, разделов и абзацев[8].

Письменная речь – а точнее сказать, комплекс её признаков – вполне отвечает тем требованиям, которые криминалистика предъявляет к идентификационным признакам: специфичности, выраженности, способности к адекватному отображению и даже требованию относительной устойчивости. Относительность проявляется в том, что с течением письменная речь человека существенно меняется. Со становлением личности, как правило, повышается общий уровень грамотности, растёт словарный запас, усложняется стилистика и синтаксис, в преклонном же возрасте, напротив, возможно упрощение письменной речи, нарушение её стройности. Тем не менее, в рамках разумно определённого периода признаки письменной речи довольно устойчивы, например, в среднем возрасте они редко претерпевают значительные изменения.

Именно это и делает возможным идентификацию личности по признакам письменной речи.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...