Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Отношение молодежи к срочной службе в армии




2.1. Отношение российской молодежи к современной армии: результаты социологического исследования ИрГТУ.

Изучение готовности российской молодежи к военной службе показывает наличие тревожных социальных тенденций, затрагивающих устойчивость оборонного сознания молодого поколения. Эти изменения, с одной стороны, являются следствием кризисного развития российского общества, с другой, - недостаточного внимания государства к проблемам Вооруженных Сил и, в целом, обороноспособности страны. Отношение российской молодежи к современной армии является ключом к пониманию места армии в системе ценностей современной российской молодежи. Можно предположить, что на формирование ценностных ориентаций молодежи по отношению к армии влияет множество факторов, таких как имидж армии в стране, источники информации об армии и сложившиеся стереотипы. «Имидж охарактеризован как образ-представление, наделяющий объект (армию) теми свойствами, которые не всегда имеют основания в реальных свойствах самого объекта, но обладают социальной значимостью для того, кто этот образ воспринимает». Для проверки данного предположения мы обратились к социологическому исследованию, которое ранее было проведено в НИ ИрГТУ. В данном исследовании приняли участие молодые люди в возрасте от 19 до 25 лет, все студенты НИ ИрГТУ. По половому признаку респонденты распределились следующим образом: 50 % – мужчин, 50 % – женщин. Опрашивались возрастные категории: 42,9% от 20 до 22 лет, 33,3% от 23 до 25 лет, 23,8% от 17 до 19 лет. В исследовании принимали участие студенты следующих специальностей: 21,4% – социальная работа, 21,4% – реклама, 19,0% – журналистика, 19,0% – юриспруденция, 14,3% – социология, 4,8% –психология. Исследователи определяли оценку намерения проходить службу в Вооруженных Силах и влияние ближайшего окружения. Мнения студентов относительно намерения проходить службу в армии распределились следующим образом: 21% – пока не собираются, а там как получится; 21,4% – собираются, всегда хотели пойти служить; 21,4% – не хотят идти, но придется; 16,7% – затруднились ответить; 14,3% – сделают все, чтобы не пойти в армию; 4,8% – все равно. Из полученных результатов можно сделать вывод, что решения молодежи относительно намерения проходить службу весьма разные, и судя по лидирующим позициям большинство молодых людей осознают, что в будущем им придется проходить воинскую службу и относятся к этому как к закономерному явлению. Процент тех, кто «сделает все, чтобы не пойти в армию» несколько меньше. Это говорит о том, что многие молодые люди не готовы к прохождению службы и не видят в ней смысла. У каждого из респондентов в ближайшем окружении оказались люди, проходившие воинскую службу, это у 34% – друзья; у 31% – знакомые; у 29% – родственники; 6% – вторая половина. Полученные результаты говорят о том, что у каждого молодого человека в близком окружении есть люди, проходившие воинскую службу. О подробностях воинской службы молодые люди узнают из различных источников: 30% от друзей; 23% телевидение; 21% от знакомых; 15% от родственников; 8% из газет, журналов; 3% радио. Из полученных данных можно сделать вывод о том, что источников информации по данной теме много, в большей степени это друзья. Результаты вопроса о том, какому из источников информации респонденты доверяют в большей степени распределились следующим образом: 59% друзьям; 26% родственникам; 10% телевидению; 5% знакомым. Из полученных данных следует, что наибольшее доверие у молодых людей по поводу армии вызывает мнение друзей, на втором месте стоят родственники, к телевидению относятся с гораздо меньшим доверием, несмотря на то, что значительную часть информации об армии они узнают именно благодаря телевидению, а радио и печатным изданиям молодежь не доверяет вообще. Таким образом, можно сделать вывод, о том, что мнение молодых людей об армии формируется под влиянием множества факторов. Большой авторитет имеет мнение друзей, оно оказывает наибольшее влияние на формирование представления молодежи об армии. К тому же у большинства опрошенных есть друзья, которые когда-либо были в армии и именно от них молодые люди узнают о подробностях воинской службы. Так же учитывается мнение родных, это можно объяснить большим влиянием родственных уз на мнение молодых людей в целом. В нашем исследовании мы тоже обратили внимание на факторы, которые больше всего влияют на формирование мнения юношей об армии. Выявились некоторые разногласия: по результатам опроса на студентов ИрГТУ в первую очередь влияет мнению друзей, а на студентов ЮЗГУ информация из СМИ оказывает наибольшее воздействие, а мнение друзей у них стоит на втором месте.

По представлению большинства респондентов ИрГТУ образ современной армии является: 62 % (26 из 42) нейтральным, 24 % (10 из 42) негативным, 14 % (6 из 42) позитивным.

Из этого можно заключить, что большая часть молодых людей не испытывают по отношению к армии ни отрицательных, ни положительных эмоций. Армия воспринимается ими как неотъемлемый атрибут государства.

К сожалению, процент тех, кто считает образ современной армии негативным, очень высок. Подобные результаты говорят о том, что у молодых людей, отрицательно относящихся к службе в Вооруженных Силах, не сформирована положительная мотивация на прохождение действительной воинской службы.

И, напротив, очень мало молодых людей, которые считают образ армии положительным. Возможно, причиной этого является постоянная трансформация общества и переходный период, произошедший в недалеком прошлом.

Далее сравним причины из-за которых молодые люди стремятся уклониться от армии.

Причинами, из-за которых, по мнению студентов ИрГТУ, не стоит идти в армию, являются: 20% наличие неуставных отношений («дедовщины»); 20% нанесение вреда состояния здоровья; 16% пустая трата времени; 13% потеря хорошей работы; 11% потеря профессиональных умений; 7% потеря любимого человека; 7% нежелание покидать домашний уют; 6% боязнь тягот армейской службы. Полученные данные говорят о том, что среди молодежи призывного возраста существуют самые различные опасения: это и страх неуставных взаимоотношений, недостаточная социальная защищенность солдат, и страх навредить своему здоровью. Возможно, некоторые из этих опасений связаны с отсутствием информации о реальном положении дел в армии. Так же большое количество респондентов не видит смысла в прохождении службы, не понимает, зачем это им нужно. К тому же многие молодые люди считают, что за время прохождения службы они могут потерять хорошую работу и профессиональные умения.

Среди перечня причин в нашем ВУЗе ЮЗГУ, объясняющих нежелание служить, лидирует так же позиция, связанная с неуставными отношениями (дедовщиной) и издевательствами со стороны старослужащих и офицеров (62,4%), угроза отправления в горячие точки (39,6%), потеря времени для учебы и возможности профессионального роста (34,7%).

Результаты социологического исследования показали, что в рейтинге проблем, которые, по мнению студентов, наиболее актуальны для сегодняшней армии, а значит, должны быть устранены в ближайшее время, неуставные отношения также находятся на вершине списка: 16% неуставные отношения, 15% взяточничество в военкоматах, 13% отсутствие престижа армии в обществе, 12% отсутствие патриотизма, 10% наличие горячих точек, 9% слабая дисциплина, 9% непрофессионализм офицеров, 8% проблема трудоустройства после службы, 8% недостаточная материальная база.

Личностные и профессиональные качества, связанные с военно-профессиональной деятельностью, которые, по мнению респондентов ИрГТУ должны присутствовать у военнослужащих: 18% дисциплинированность; 16% воинский долг; 13% воинская честь; 12% мастерское владение оружием; 12% достоинство воина; 10% организованность; 10% войсковое товарищество; 9% взаимовыручка. На первом месте у молодых людей стоит дисциплинированность, возможно, это связано со стереотипным образом армии, который закрепился в сознании молодых людей. Так же, по мнению респондентов, большую роль играет воинский долг и воинская честь. Это говорит о том, что молодых людей в большей степени волнуют ответственность и честность военнослужащего.

С точки зрения материально-бытового характера службы ценности распределились следующим образом: 25,5% карьерный рост; 25,5% льготы и преимущества; 19% возможность обеспечить необходимый; материальный уровень жизни; 16% возможность достичь высокого социального статуса; 14% стабильность. Из полученных результатов можно сделать вывод, что современные молодые люди стремятся к карьерному росту и различным преимуществам, считая, что они должны быть неотъемлемой частью военной жизни. Большинство респондентов волнует собственное благосостояние, что не удивительно, если принять во внимание современный стиль и уровень жизни. Ценности присущие военной сфере, которых должен придерживаться военнослужащий распределились следующим образом: 18% ответственность; 15% особая система правил и отношений; 13% организованный образ жизни; 12% возможность продвижения по службе; 9% особый статус в обществе; 7% принадлежность к специфической группе; 7% особые боевые традиции; 7% специфическая форма одежды; 6% воинский ритуал; 4% семейные традиции; 2% корпоративность. Полученные данные говорят о том, что молодые люди среди ценностей, которых должен придерживаться военнослужащий на первое место ставят ответственность. Далее идут - особая система правил и отношений и организованный образ жизни. Скорее всего причиной такого выбора респондентами, стал сложившийся стереотипный образ военного. Ведь с давнего времени считается, что военный человек должен быть ответственным, организованным, собранным, занимать особое положение в обществе и подчиняться особой системе правил и отношений. Судя по результатам исследования отношение российской молодежи к современной армии весьма противоречиво. Лидирует нейтральное отношение, немногим меньше процент молодых людей негативно настроенных по отношению к армии. Причинами этого являются различные факторы: недостаточная информированность молодежи о деятельности военных структур, проблема неуставных отношений, негативные отзывы о воинской службе друзей и знакомых, сложившиеся отрицательные стереотипы. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что работа по допризывной подготовке ведется недостаточно эффективно. Для повышения эффективности показателей необходимо привлекать большее количество молодых людей к деятельности военно-патриотических клубов, проводить большее количество мероприятий патриотической направленности. Необходимо восполнить недостаток в информации, касающейся организации быта солдат, системы взаимоотношений, складывающихся между военнослужащими, и их социальной защиты, чтобы подобная информация исходила от специалистов, а не из криминальной хроники или из рассказов сверстников и друзей. У современной российской молодежи среди устоявшихся ценностей по отношению к армии лидируют: ценности материально–бытового характера (карьерный рост, льготы и преимущества) и морально-нравственные ценности (ответственность, воинский долг, воинская честь). Особое место в системе ценностных ориентаций занимает дисциплина. Большую часть молодых людей пугает наличие неуставных отношений, для решения этой проблемы необходима высокоорганизованная, систематическая и последовательная работа по диагностике и профилактике неуставных правил взаимоотношений между военнослужащими, считая ее одной из главных приоритетных задач командиров, штабов, воспитательных структур, всех органов военного управления. Ранее основное поле социального напряжения концентрировалось в сфере так называемых неуставных взаимоотношений: «дедовщина», землячество, межнациональные противоречия, которые, несмотря на свои различия, преследуют в сущности одну цель – незаконное присвоение привилегий путем ущемления интересов других воинов.

В результате проведенного ИрГТУ исследования выяснилось, что в системе ценностей российской молодежи современная армия играет значительную роль. На первое место молодые люди ставят моральные ценности и личностные качества, такие как: ответственность, воинский долг по защите Родины, воинская честь. Так же лидирующее место занимают дисциплина и карьерный рост, так как для современной молодежи большую роль играют материальное благополучие и возможность самореализации. К сожалению, в реальных условиях ценностные ориентации молодых людей практически не учитываются, уступая место нормам и правилам, которые давно себя изжили и не соответствуют нынешним потребностям российской молодежи. В своей совокупности формирование ценностей военной службы представляется как комплексная задача, охватывающая различные структуры в обществе и Вооруженных силах, призванные осуществлять скоординированный на государственном уровне комплекс мероприятий среди различных категорий населения, в том числе среди молодежи. В их основе должно лежать объективное отражение места и роли армии, в обществе, общественной значимости воинского труда, необходимости проявления постоянной заботы о социальной защищенности военнослужащих и членов их семей.[14]

 

2.2. Выявление факторов формирования негативных отношений к срочной службе в армии на примере молодых людей, обучающихся в ЮЗГУ

Реалиями современной России стал рост числа молодых россиян, не желающих служить в вооружённых силах. Студенчество - одна из наиболее негативно относящихся к армии групп. Для многих учащихся обучение в вузе является средством избежать службы в армии, армия воспринимается ими как жестокая машина, покушающаяся на их жизненные планы, карьеру и здоровье. В связи с этим, мы решили провести социологическое исследование, чтобы выявить причины формирования негативного отношения юношей к армии.

Наше социологическое исследование проводилось в ноябре 2013 года в ЮЗГУ среди юношей призывного возраста. Данное исследование носит разведывательный характер. В нем приняло участие 101 респондент, в основном молодые люди в возрасте 17-20 лет. Цель данного социологического исследования - выявить факторы, которые негативно влияют на отношение молодых людей к срочной службе в армии. Для ознакомления с существующей проблемой мы сначала выполним одномерный анализ.

Одномерное распределение наиболее простой способ представления результатов. Одномерное частотное распределение – это совокупность значений переменных и их частот. Различают абсолютные и относительные частоты.

Абсолютная частота показывает количество объектов, обладающих определенным значением признака.

Относительные частоты могут выражаться в процентах от объема выборки или в долях единицах.

Социологи в основном используют относительные частоты. Существует так же понятие накопленная частота.

Накопленной частотой называют значение переменной, которое представляет собой сумму частот от первых значений и до частоты о которой идет речь.

Частотные распределения могут быть представлены графически:

1) круговая диаграмма;

2) диаграмма столбцов;

3) полигон;

4) гистограмма.

Для обобщенного описания частотных распределений существует ряд показателей, которые называются описательными статистиками.

Этот ряд можно разделить на 2 группы:

1. Характеристики или меры центральной тенденции.

2. Характеристики или меры разбросов данных.

К мерам центральной тенденции относятся: мода, медиана, среднее арифметическое. Все они показывают центр распределения.

К мерам разброса данных относятся дисперсия и среднее квадратичное отклонение.

В ходе социологического исследования нам удалось выявить, что больше половины опрошенных респондентов 57,4% не хотели бы служить в армии, 42,2 % респондентов положительно отнеслись к службе.

 

Мы выяснили, что мнение молодых людей об армии формируется под влиянием множества факторов. Большое влияние на респондентов оказывает СМИ (48,5%), а на 31,7 % респондентов оказывает большое мнение друзей, которые уже служили в армии и именно от них молодые люди узнают о подробностях воинской службы. Так же учитывается мнение родных, это можно объяснить большим влиянием родственных уз на мнение молодых людей в целом. Наша гипотеза: «Множество факторов влияет на формирование мнения молодых людей о российской армии. Очень часто большое влияние оказывают рассказы друзей о срочной службе и различные телепередачи»,- подтвердилась.

 

Мы решили узнать мнение наших юношей насчет возраста в котором должны призывать на срочную службу в армию. Результаты опроса показали, что большая часть опрошенных (73,3%) считают, что всё-таки наиболее оптимальный возраст для службы 18-22 года (табл. 1). Это может быть связано с тем, что юноши в этом возрасте не имеют, как правило, каких-либо серьезных жизненных обязательств (постоянная работа, не состоят в браке) и они быстрее адаптируются к новой среде.

Таблица 1

С какого возраста должны призывать на срочную службу
    Частота Процент Валидный процент Кумулятивный процент
Валидные 18-22   73,3 73,3 73,3
23-27   22,8 22,8 96,0
28-31   2,0 2,0 98,0
другое   2,0 2,0 100,0
Итого   100,0 100,0  

 

Подавляющее большинство респондентов (61,4%) единодушны во мнении, что наиболее оптимальный срок службы в армии 1 год. А 18,8% опрошенных считают, что необходимо служить 2 года, они утверждают, что одного года мало, чтобы пройти военную подготовку и успеть усвоить воинскую программу, так как год пролетает очень быстро.

 

На вопрос – Устраивает ли Вас современная форма одежды военнослужащих, больше половины респондентов (55,4%) ответили отрицательно. С момента ее появления ведутся жаркие споры о том, стала она лучше или хуже. Безусловно, она комфортна и изготовлена из новейших материалов, но по утверждению служащих, имеет ряд и существенных недостатков. Молодые люди, служившие в армии, рассказывают, что форма быстрее истирается и рвется, имеет более низкую теплоустойчивость, пуговицы бракованные. Некоторым не нравится и ее новый дизайн.

Респондентам был задан вопрос, что больше всего их пугает в срочной службе в армии. Опрошенные юноши призывного возраста мотивировали свое негативное отношение к службе в армии в первую очередь в связи с неуставными отношениями (дедовщиной) и издевательствами со стороны старослужащих и офицеров 62,4%. Неуставные отношения в армии стали главным пугалом в глазах призывников и их родителей. Данная тема является также удобным инструментом воздействия на общественное сознание для СМИ. Однако нельзя всю ответственность возлагать только на армию, как это зачастую и бывает. "Дедовщина" - явление социальное. Немаловажную роль играет угроза отправления в горячие точки 39,6%, потеря времени для учебы и возможности профессионального роста 34,7% (табл. 2). Некоторые респонденты отвечали так: «хотел бы служить, если бы был порядок», «пока в армии не наведут порядок, не будет никакого желания служить в армии», «не хочу вернуться калекой», «армия – это потеря года жизни». Возможно, некоторые из этих опасений связаны с отсутствием информации о реальном положении дел в армии. Так же большое количество респондентов не видит смысла в прохождении службы, не понимает, зачем им это нужно.

Таблица 2

$A2 Частоты
    Ответы Процент наблюдений
    N Процент
что пугает в службеa твердая военная дисциплина   4,8% 11,9%
тяжелые бытовые условия   9,2% 22,8%
плохое питание   8,4% 20,8%
дедовщина, издевательства со стороны старослужащих и офицеров   25,3% 62,4%
угроза отправки в горячие точки   16,1% 39,6%
потеря времени для учебы и возможности проф роста   14,1% 34,7%
большие физические нагрузки   2,0% 5,0%
материальная незащищенность   2,8% 6,9%
оторванность от женского общ-ва, подруг и невест   5,2% 12,9%
оторванность от дома, друзей и близких   11,6% 28,7%
другое   ,4% 1,0%
Всего   100,0% 246,5%
a. Группа

 

Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что наша гипотеза о том, что одной из главных причин нежелания молодых людей идти в армию является наличие неуставных отношений, бессмысленной потерей времени, подтвердилась.

Для более подробного изучения факторов, негативно влияющих на отношение молодых людей к срочной службе в армии, мы решили воспользоваться двумерным анализом, также необходимо выявить зависимость между различными показателями данных факторов.

К наиболее часто используемым инструментам изучения взаимосвязи двух переменных относятся методы анализа таблицы сопряженности. Анализ таблицы является весьма простым и наглядным, и вместе с тем эффективным инструментом изучения одновременно двух переменных. Двумерная таблица сопряженности для переменных ql и q2.[15]

Существует множество числовых показателей для измерения степени и характера взаимосвязи двух переменных — ко­эффициентов связи. Наиболее известный из них — коэффициент .

Критерий Хи-квадрат позволяет сравнивать распределения частот вне зависимости от того, распределены они нормально или нет.

Под частотой понимается количество появлений какого-либо события. Обычно, с частотой появления события имеют дело, когда переменные измерены в шкале наименований и другой их характеристики, кроме частоты подобрать невозможно или проблематично. Другими словами, когда переменная имеет качественные характеристики. Так же многие исследователи склонны переводить баллы теста в уровни (высокий, средний, низкий) и строить таблицы распределений баллов, чтобы узнать количество человек по этим уровням. Чтобы доказать, что в одном из уровней (в одной из категорий) количество человек действительно больше (меньше) так же используется коэффициент Хи-квадрат.[16]

Механизм проверки гипотезы о независимости переменных не сколько сложнее. Вычисляется показатель, фиксирующий степень расхождения реальных и ожидаемых частот, коэффи­циент (хи-квадрат):

,

где — наблюдаемые частоты; — ожидаемые частоты; n — число плеток в таблице.

Если бы мы получили = 0, можно было бы однозначно говорить о точном совпадении этих частот, и, следовательно, о том, что модель независимости двух анализи­руемых переменных точно описывает реальные данные. Для случая же > 0 хотелось бы найти какое-то точное значение Z, когда мы могли бы сказать: если < Z, маленький, можно считать, что отклонение наблюдаемых и ожидаемых частот незначительно и данные не противоречат модели независимости.

Сделать же это поможет то, что в математической статистик давно известно теоретическое распределение коэффициента при условии, что в генеральной совокупности признаки независимы. Теоретическое распределение коэффициента рассчитаны для определенного числа степеней свободы , где N—число степеней свободы; r- число строк в таблице; с — число колонок.

Ограничения использования коэффициента . Важность метода проверки гипотезы о зависимости между переменными с использованием коэффициента состоит в том, что в ходе построения этой модели не делают никаких опущений об уровне измерения самих пе­ременных. Иными словами, можно использовать данный метод при­менительно к переменным, измеренным на любом уровне. Этот метод является чрезвычайно важным при обработке социологических данных, поскольку анкетная информация, в подавляющем большин­стве случаев, содержит данные, измеренные на разных уровнях.[17]

Рассмотрим взаимосвязь между двумя признаками: должна ли быть допризывная подготовка и какая форма допризывной подготовки наиболее актуальна. По результатам таблицы мы видим - большая часть респондентов 59,2 %, которые считают, что допризывная подготовка должна быть, самой актуальной формой называют курсы военной подготовки при школах и колледжах, на втором месте по актуальности – специальные клубы по интересам: военно-спортивный клуб или военно-исторический (23,7%).

Взаимосвязь между этими признаками подтверждает хи-квадрат. Здесь степень свободы =2, а значимость = 1,792, она выше теоретической (0,103). Следовательно, мы можем сказать, что необходимо ввести допризывную подготовку при школах и колледжах, а также специальные клубы по интересам, чтобы присваивать чувство патриотизма, подготавливать юношей к военной дисциплине, обучать азам воинского устава. Возможно, такие меры сократят численность уклонистов от армии.

 

Таблица 3

 

Таблица сопряженности Должна ли быть допризывная подготовка * Какая форма допризывной подготовки более актуальна
      Какая форма допризывной подготовки более актуальна Итого
      курсы военной подготовки при школах и колледжах специальные клубы по интересам:военно-спортивный клуб или военно-исторический курсы, организованные по месту жительства или при военкоматах
Должна ли быть допризывная подготовка да Частота        
% в Должна ли быть допризывная подготовка 59,2% 23,7% 17,1% 100,0%
нет Частота        
% в Должна ли быть допризывная подготовка 50,0% 50,0% ,0% 100,0%
Итого Частота        
% в Должна ли быть допризывная подготовка 58,8% 25,0% 16,3% 100,0%

 

 

Таблица 4

Критерии хи-квадрат
  Значение ст.св. Асимпт. значимость (2-стор.)
Хи-квадрат Пирсона 1,792a   ,408
Отношение правдоподобия 2,217   ,330
Линейно-линейная связь ,041   ,839
Кол-во валидных наблюдений      
a. В 3 (50,0%) ячейках ожидаемая частота меньше 5. Минимальная ожидаемая частота равна,65.

 

 

Далее рассмотрим взаимосвязь между следующими двумя признаками: какие черты приобретает мужчина, отслуживший в армии и какую бы Вы дали оценку армии РФ. Юноши, которые дают оценку «отлично» и «хорошо» армии РФ склонны к тому, что в армии мужчины становятся собраннее (соответственно 50% и 22,2%), приобретают хорошую физическую форму (50% и 44,4%) и устойчивые взгляды на жизнь (50% и 25,9%). Те, кто оценил службу на «удовлетворительно» и «плохо», выделяют основной положительной чертой самостоятельность (соответственно 42,3% и 45%). Независимо от отношения к армии все респонденты считают, что самая главная приобретенная черта во время службы – это мужественность. Ведь армия – это школа жизни, в которой приходится преодолевать множество испытаний и сталкиваться с различными трудностями, которые в дальнейшем и закаливают характерно. Конечно, есть и исключения, некоторые не выдерживают всего этого и ломаются. (табл.5)

(Сумма ответов больше 100 %, так как респондентам предлагалось выбрать больше одного варианта ответа).

 

 

Таблица 5

$A1*A15 кросстаблица
      какую оценку бы Вы дали армии РФ Всего
      отлично хорошо удовлетворительно плохо
какие черты приобретаетa аккуратность Частота          
% внутри $A1 ,0% 25,0% 50,0% 25,0%  
% внутри A15 ,0% 7,4% 7,7% 10,0%  
мужественность Частота          
% внутри $A1 2,0% 29,4% 45,1% 23,5%  
% внутри A15 50,0% 55,6% 44,2% 60,0%  
собранность Частота          
% внутри $A1 3,3% 20,0% 66,7% 10,0%  
% внутри A15 50,0% 22,2% 38,5% 15,0%  
хорошую физическую форму Частота          
% внутри $A1 2,9% 35,3% 44,1% 17,6%  
% внутри A15 50,0% 44,4% 28,8% 30,0%  
самостоятельность Частота          
% внутри $A1 ,0% 26,2% 52,4% 21,4%  
% внутри A15 ,0% 40,7% 42,3% 45,0%  
устойчивые взгляды на жизнь Частота          
% внутри $A1 5,3% 36,8% 42,1% 15,8%  
% внутри A15 50,0% 25,9% 15,4% 15,0%  
свой вариант Частота          
% внутри $A1 ,0% ,0% 50,0% 50,0%  
% внутри A15 ,0% ,0% 5,8% 15,0%  
Всего Частота          
Проценты и итоги основаны на респондентах.
a. Группа

 

С помощью хи-квадрата мы выявили взаимосвязь между двумя признаками: военная служба должна быть обязанностью или правом и беспрекословное подчинение в армии влияет негативно на отношение к службе в армии. Степень свободы = 2, значимость=1,864, она больше теоретической (0,103).

Из таблицы мы видим, что мнения респондентов насчет того, что военная служба должна быть обязанностью или правом, разделилось поровну. Они считают, что беспрекословное подчинение в армии несомненно негативно влияет на отношение к срочной службе (43,1% и 56%).

Возможно, когда-нибудь служба в армии и станет правом выбора молодых людей, а пока она остается обязанностью и очень важно, чтобы государство предприняло все меры для улучшения положения ВС РФ.

 

Таблица 6

 

Таблица сопряженности Беспрекословное подчинение в армии негативно влияет на отношение к службе в армии * Военная служба должна быть обязанностью или правом выбора молодого человека
      Военная служба должна быть обязанностью или правом выбора молодого человека Итого
      обязанностью правом
Беспрекословное подчинение в армии негативно влияет на отношение к службе в армии да Частота      
% в Беспрекословное подчинение в армии негативно влияет на отношение к службе в армии 44,0% 56,0% 100,0%
% в Военная служба должна быть обязанностью или правом выбора молодого человека 43,1% 56,0% 49,5%
% по таблице (слою) 21,8% 27,7% 49,5%
нет Частота      
% в Беспрекословное подчинение в армии негативно влияет на отношение к службе в армии 53,8% 46,2% 100,0%
% в Военная служба должна быть обязанностью или правом выбора молодого человека 27,5% 24,0% 25,7%
% по таблице (слою) 13,9% 11,9% 25,7%
затрудняюсь ответить Частота      
% в Беспрекословное подчинение в армии негативно влияет на отношение к службе в армии 60,0% 40,0% 100,0%
% в Военная служба должна быть обязанностью или правом выбора молодого человека 29,4% 20,0% 24,8%
% по таблице (слою) 14,9% 9,9% 24,8%
Итого Частота      
% в Беспрекословное подчинение в армии негативно влияет на отношение к службе в армии 50,5% 49,5% 100,0%
% в Военная служба должна быть обязанностью или правом выбора молодого человека 100,0% 100,0% 100,0%
% по таблице (слою) 50,5% 49,5% 100,0%

 

 

Критерии хи-квадрат
  Значение ст.св. Асимпт. значимость (2-стор.)
Хи-квадрат Пирсона 1,864a   ,394
Отношение правдоподобия 1,873   ,392
Линейно-линейная связь 1,820   ,177
Кол-во валидных наблюдений      
a. В 0 (,0%) ячейках ожидаемая частота меньше 5. Минимальная ожидаемая частота равна 12,38.

По результатам исследования мы можем сделать вывод, что большая часть молодых людей не испытывают по отношению к армии ни отрицательных, ни положительных эмоций. Армия воспринимается ими как неотъемлемый атрибут государства.

К сожалению, процент тех, кто считает образ современной армии негативным, очень высок. Подобные результаты говорят о том, что у молодых людей, отрицательно относящихся к службе в Вооруженных Силах, не сформирована положительная мотивация на прохождение действительной воинской службы. Это может быть в связи с тем, что молодые люди получают большое количество негативной информации об армии из СМИ, от друзей и родственников.

И, напротив, очень мало молодых людей, которые считают образ армии положительным. Возможно, причиной этого является постоянная трансформация общества и переходный период, произошедший в недалеком прошлом.

Исходя из полученных в ходе исследования данных, можно сделать вывод, что работа по допризывной подготовке ведется недостаточно эффективно. Для повышения эффективности показателей необходимо привлекать большее количество молодых людей к деятельности военно-патриотических клубов, проводить большее количество мероприятий патриотической направленности. Существует явная потребность в восполнении недостатка в информации, касающейся непосредственно организации быта солдат, системы взаимоотношений, складывающихся между военнослужащими, их социальной защиты, чтобы подобная информация исходила от специалистов, а не из криминальной хроники или рассказов сверстников и друзей.

Особое место в формировании негативного отношения к армии занимает дисциплина. Наличие в армии неуставных отношений пугает практически всех молодых людей, что влечет за собой стремление избежать службы. Это серьезная проблема, для решения которой необходимо проводить и планировать систематическую, организованную и последовательную работу, включающую в себя диагностику, профилактику и искоренение отрицательных неуставных правил взаимоотношений в кругу военнослужащих. Решение этой проблемы – одна из самых важных и приоритетных задач всех органов военного управления.

Полученные данные говорят о том, что среди молодежи призывного возраста существуют самые <

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...