Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типы организационных структур управления предприятием




Содержание лесного дохода и источники его получения

Под лесным доходом понимается совокупность денежных поступлений в бюджет страны в виде попенной платы, платы за заготовку продуктов побочных пользований и второстепенных лесных материалов и сумм, получаемых предприятием лесного хозяйства за выполнение административных функций.

По своему экономическому содержанию лесной доход представляет собой возмещение затрат, которые несет государство на развитие лесного хозяйства. Он слагается из трех элементов: 1) издержки производства, связанных с воспроизводством лесных ресурсов и ведением лесного хозяйства; 2) накоплений на расширенное воспроизводство; 3) дифференциальной ренты, образующейся в результате отпуска древесины в различных условиях.

Основные источники лесного дохода можно разделить на следующие группы:

1) Попенная плата – денежные поступления от продажи леса на корню;

2) Денежные поступления от побочного лесного пользования и заготовки второстепенных лесных материалов;

3) Денежные поступления в виде штрафов, пени, неустоек и возмещения убытков, причиненных лесному хозяйству в результате нарушений действующих правил лесопользования.

Основную часть лесного дохода составляет попенная плата. Попенная плата по своему характеру взимания отличается от доходов хозрасчетных предприятий. Она зачисляется не на расчетный счет лесхозов, а поступает непосредственно в доход бюджета. Объясняется это тем, что лесохозяйственное производство частично финансируется за счет бюджетных ассигнований и лесной доход является главным источником возмещения этих расходов. Считается, что такой порядок способствует соблюдению принципов лесопользования, так как он устраняет заинтересованность лесхозов в увеличении рубки леса ради более высоких доходов.

Оценка леса на корню на основе данных отвода лесосек производится по таксам, утвержденным правительством. Лесные таксы дифференцированы в зависимости от разряда такс, породы, категории крупности древесины.

 

Сущность, принципы и функции управления предприятием

Управление – это функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их целей.

Процесс управления – вид человеческой деятельности, обеспечивающий целенаправленную и согласованную работу коллектива на основе использования определенных принципов и системы методов управления.

Управление предприятием – целенаправленное воздействие руководителя или органов управления на коллективы людей в процессе совместного труда. Оно осуществляется на основе сочетания принципов управления и прав собственника по рациональному использованию имущества.

Принципы управления – это система требований, руководящих норм и правил, определяющих структуру и функционирование всей системы управления, стратегию руководства предприятием. Принципы управления представляют собой результат обобщения объективно действующих законов и форм их проявления в управлении производством. К ним относятся:

- непрерывность и надежность функционирования системы;

- целевая совместимость и сосредоточенность;

- плановость, пропорциональность и динамизм управления;

- научность и обоснованность решений;

- эффективность управления;

- демократизм в распределении прав, обязанностей и ответственности;

- совместимость личных, коллективных и государственных интересов в управлении.

В современных условиях этот перечень можно дополнить принципами, определяющими взаимоотношения между членами производственного коллектива, (партнерство, создание соответствующих условий труда, поддержание хорошего психологического климата в коллективе) и относящимися к формированию личности руководителя (знания, опыт и образование, активность и порядочность, взаимоотношения с подчиненными).

Переход предприятий от директивно-распорядительских методов управления с жестко определенной системой ограничений хозяйственной деятельности к рыночным, основанным на различных формах собственности, спросе и предложении, конкуренции требует совершенствования организационной структуры управления и конкретизации задач, решаемых руководителями различного уровня.

Типы организационных структур управления предприятием

Организационная структура управления предприятием – совокупность органов, управляющих деятельностью производственных подразделений и находящихся между собой в определенной взаимосвязи и подчиненности. Организационная структура управления зависит от производственной структуры предприятия, отраслевой принадлежности, объемов производства, формы его организации. Организационная структура предприятия формируется в соответствии с составом, содержанием и трудоемкостью выполнения общих и специальных функций управления. В схеме организационной структуры аппарата управления предприятием выделяют несколько уровней управления в порядке подчиненности.

Элементами организационной структуры управления являются: состав функций управления, численности работников в звеньях управления, профессионально-квалификационный состав работников управления, количество уровней управления, централизация управления, информационные взаимосвязи.

Различают несколько типов организационных структур управления предприятием.

Линейная структура управления образуется в результате построения аппарата управления только из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы. Во главе каждого структурного подразделения стоит руководитель, наделенный полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками, сосредотачивающий в своих руках все функции управления. Сам руководитель находится в непосредственном подчинении руководителя высшего уровня. При таком построении в наибольшей степени соблюдается принцип единоначалия: подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя. Вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения исполнителям, минуя их непосредственного руководителя. К преимуществам линейной структуры можно отнести:

- единство и четкость распорядительства;

- согласованность действий исполнителей;

- четкую систему взаимных связей между руководителем и подчиненными;

- быстроту реакции в ответ на прямые указания;

- личную ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения.

К недостаткам линейной структуры можно отнести:

- высокие требования к руководителю, который должен иметь разносторонние знания и опыт по всем функциям управления и сферам деятельности, осуществляемым подчиненными;

- перегрузка руководителей высшего уровня, огромное количество информации, множество контактов с подчиненными и руководителями;

- отсутствие звеньев по планированию и подготовке управленческих решений.

Усложнение производства предопределило дальнейшее разделение управленческого труда и формирование функциональной структуры управления. Ее основой является специализация каждого органа управления на выполнении отдельных функций на всех уровнях управления.

Выполнение указаний каждого функционального органа в пределах его компетенции обязательно для производственных подразделений. Функциональная специализация аппарата управления значительно повышает его эффективность, а структура в целом нацелена на выполнение постоянно повторяющихся задач, не требующих оперативного принятия решений. К преимуществам функциональной структуры следует отнести:

- высокую компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций;

- освобождение линейных руководителей от решения многих специальных вопросов и расширение их возможностей по оперативному управлению производством.

К недостаткам функциональной структуры можно отнести:

- отсутствие взаимопонимания и единства действий между функциональными службами;

- снижение ответственности исполнителей за работу в результате того, что каждый исполнитель получает указания от нескольких руководителей;

- длительная процедура принятия решений, дублирование и несогласованность указаний и распоряжений, поскольку каждый функциональный руководитель ставит свои вопросы на первое место.

В результате сочетания линейной и функциональной форм возникла линейно-функциональная структура управления, обеспечивающая такое разделение управленческого труда, при котором линейные звенья управления призваны командовать, а функциональные – помогать в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих решений, программ, планов. Такая организационная структура характерна для предприятий лесного хозяйства, имеющих в своем составе функциональное звено – группу специалистов, отвечающих за отдельные направления деятельности: инженер по лесопользованию, по лесовосстановлению, по охране и защите леса от вредителей и болезней, по побочному пользованию и т.д.

К достоинствам линейно-функциональной структуры можно отнести следующее:

- освобождение линейных руководителей от решения многих вопросов, связанных с материально-техническим обеспечением, технической подготовкой производства, планированием финансовых расчетов и др.;

- функциональные специалисты готовят варианты решений по сложным производственным проблемам, но окончательное решение принимает линейный руководитель соответствующего уровня и несет ответственность за его осуществление.

К недостаткам данной структуры можно отнести:

- чрезмерно развитую систему взаимодействия по вертикали;

- аккумулирование на верхнем уровне полномочий по решению наряду со стратегическими множествами оперативных задач.

В проектных организациях применяется матричная структура, построенная на принципе двойного подчинения исполнителей: с одной стороны непосредственному руководителю функциональной службы, с другой – руководителю проекта, наделенному необходимыми полномочиями для осуществления процесса управления в соответствии с запланированными сроками, ресурсами и качеством.

На любом предприятии его организационная структура должна обеспечивать выполнение всех управленческих функций, отвечать требованиями производства, иметь минимальное число уровней управления, соответствовать нормам управляемости и требованиям рациональных информационных связей, обеспечивать оперативность, экономичность и эффективность управления. Дальнейшее совершенствование организационной структуры управления предприятием должно идти по пути более четкого разграничения прав и обязанностей между его органами, упразднения лишних звеньев, устранения дублирования в работе, улучшения организации и технической оснащенности управленческого труда. Необходимо добиваться оптимального соотношения работников, занятых в производстве и управлении, снижать расходы, связанные с содержанием аппарата управления.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...