Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Формы правовых актов




Какие документы можно отнести к нормативным правовым актам (НПА).

Правовая информация – массив правовых актов и тесно связанных и ними справочных, нормативно-технических и научных материалов, охватывающих все сферы правовой деятельности.

Правовую информацию, в зависимости от кого она исходит, и на что она направлена, можно разделить на 3 вида:

1. Официально -правовая информация, — исходящая от полномочных государственных органов, имеющая юридическое значение и направленная на регулирование общественных отношений.

2. Информация индивидуально-правового характера, — имеющая юридическое значение, исходящая от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, и направленная на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений.

3. Неофициально -правовая информация – это материалы и сведения о законодательстве и практике его осуществления (применения), не влекущие правовых последствии и обеспечивающие эффективную реализацию правовых норм.

Официальная правовая информация:

подразделяется на нормативную правовую информацию и иную официальную правовую информацию.

1. Нормативная правовая информация – совокупность нормативных правовых актов (МПА) .

Нормативный правовой акт — письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение и отмену правовых норм.

НПА может быть как постоянно действующим, так и временным актом

Правовая норма – общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение ( Постановление ГД ФС РФ от 11.11.96 № 781-II ГД).

Нормы права представляют собой общие, типичные варианты поведения.

 

Юридическая сила НПА- это свойство акта порождать определенные правовые последствия.

Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт.

Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствие с ними, так как обладают меньшей юридической силой.


В соответствии с юридической силой НПА подразделяются на законы РФ и субъектов РФ, подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры.

Законы РФ– НПА, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая Всенародным голосованием.

Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Законы РФ принимаются в виде:

а) законов РФ о поправках к Конституции РФ;

б) федеральных конституционных законов;

в) федеральных законов (в том числе кодексов).

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ.

Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав РФ, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов РФ.

Подзаконные акты— это НПА, издаваемые на основе и во время исполнения законов:

1.Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. НПА Президента принимаются, как правило, в форме указов.

2.Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. НПА Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений.

 

Международный договор – НПА, регулирующий отношения РФ с иностранным государством или международной организацией

В соответствии с Конституцией РФ международные договоры РФ являются составной частью правовой системы РФ. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (если он ратифицирован РФ).

Внутригосударственный договор – НПА, регулирующий отношения между РФ и субъектами РФ, а так же между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектов РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).

Он принимается, как правило, в форме постановлений.

 

НПА может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими.

Подписанный (утвержденный) НПА должен иметь след реквизиты:

- наименование органа, издавшего акт

- наименование вида акта и его название

- дата подписания (утверждения) акта и его номер

- наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт.

НПА, изданные совместно с другими органами исполнительной власти, должен иметь соответствующие номера и единую дату

Указ президента РФ №511. 2000 года «о классификаторе правовых актов» (в ред. 2002 №1129, 2005, №736)

Указ президента РФ №2171. 1993 года «Об общеправовом классификаторе отраслей законодательства»

010.000.000 Основы конституционного строя

020.000.000 Гражданское законодательство и др.

430.000.000 Внешняя политика и международные отношения. Международные договоры...

600.000.000 Решения по кадровым вопросам (назначения и освобождения)...

 

Иная (ненормативная) официально-правовая информация

1.Ненормативные акты общего характера создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами.

2.Акт официальных разъяснений действующих норм — это акты толкования Конституции РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. Они обеспечивают единообразное применение законов в судебной практике.

3.Правоприменительные акты — это индивидуально-правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.п. Они относятся к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, приказ директора предприятия об увольнении. Указ Президента РФ о назначении на должность министра и т.д.).

Формы правовых актов

НПА принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений.

Постановление Правительства РФ от 13.08.97 N1009:

НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только «в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается».

Однако данное правило в законотворческой практике иногда нарушается. Например, ЦБ РФ своим Приказом от 15.09.97 № 02-395 определяет перечень форм, в которых могут издаваться нормативные акты Банка России: указание, положение, инструкция.

Минюст РФ в “Разъяснениях о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации”, утвержденных Приказом от 17.04.98 № 42, подчеркивает, что со дня вступления в силу Постановления Правительства РФ № 1009 НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания), не должны носить нормативный правовой характер.

Ненормативные акты издаются в самых разных формах.

По установившемуся положению, если акты изданы в форме законов, правил, инструкций, положений, то они являются нормативными.

Если документы являются индивидуально-правовыми актами, т.е. они персонифицированы, то они не носят нормативного характера.


1.2 Неофициальная правовая информация

— представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий.

Она подразделить на следующие группы:

- материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов;

- материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и др.);

- материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и др.);

- образцы деловых бумаг;

- комментарии законодательства;

- научные, научно-популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства.

Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права.

Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, используются при реализации правовых норм.

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.