Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информация как объект права




А.А. Литвинов

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ

 

 

Тамбов 2004


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА

 

АКАДЕМИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

А.А. Литвинов

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ

Учебно-методическое пособие

 

 

Тамбов 2004

 
 


УДК

ББК

 

Рецензенты:

 

А.В. Кочетков, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Института права ТГУ им. Г.Р. Державина, кандидат юридических наук, доцент

 

Н.С. Ельцов, начальник Управления Министерства юстиции РФ по Тамбовской области, Государственный советник юстиции 2 класса, кандидат юридических наук, доцент

 

Литвинов, А.А. Правовые основы защиты информации. Учебно-методическое пособие; М-во образования и науки Рос. Федерации, Тамб. гос. ун-т им. Г.Р.Державина. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 2004. 187 с.

 

 

Пособие содержит научно-методическое исследование и анализ норм действующего законодательства в информационной сфере. Предлагается к использованию студентами вузов и практикующими специалистами.

 

 

Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина, 2004

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Настоящее учебно-методическое пособие разработано в целях практической помощи студентам, обучающимся по специальности 075300 «Организация и технология защиты информации».

Основной целью изучения дисциплины «Правовая защита информации» является формирование у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков по правовому обеспечению защиты информации.

В результате изучения дисциплины студент должен изучить назначение, структуру и методы правовой защиты информации, основные законодательные акты, правовые нормы и положения, регулирующие процессы защиты информации, виды и условия применения правовых норм уголовной, гражданско-правовой, административной и дисциплинарной ответственности за разглашение защищаемой информации и невыполнение правил ее защиты, а также иметь навыки практического применения основных законодательных актов, правовых норм и положений, регулирующих процессы защиты информации.

При подготовке пособия были использованы материалы учебника «Информационное право» Копылова В.А., нормативных правовых актов в информационной сфере, комментариев законодательства, а также большого количества научных и информационных публикаций

Учебно-методическое пособие разработано в рамках образовательного стандарта по указанной специальности и учебной программы.

Приложения, помещенные в пособие содержат краткое изложение норм законодательства в предметной области.

Примерный вариант лабораторного практикума позволит провести со студентами практические исследования и анализ правовых норм, действующих в информационной сфере.

Список вопросов для самоконтроля, вопросов к экзамену и список дополнительной литературы дополняет блок для самостоятельной работы студентов.

Пособие рекомендовано для подготовки к экзамену и может быть использовано в практической юридической деятельности.

 


Тема 1.

 

ИНФОРМАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ПРАВА

 

Тематические вопросы:

1.1. Определение понятия «информация».

1.2. Классификация информации по ее роли в правовой системе.

1.3. Классификация информации по доступу к ней.

1.4. Юридические особенности и свойства информации.

1.5. Модель информационной сферы.

1.6. Область создания и применения средств и механизмов информационной безопасности.

1.7. Понятие информационной безопасности.

1.8. Методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

 

 

1.1. Определение понятия «информация».

 

Основным объектом правоотношений в информационной сфере является информация. «Информация - это информация, а не энергия и не материя», - сказал Ноберт Винер - отец кибернетики.

Такое философское определение информации для права неприемлемо. Информация как объект права должна быть конкретизирована, организована должным образом, «привязана» к конкретному виду отношений, классифицирована по видам и «подготовлена» для осуществления по ее поводу действий, регулируемых нормами права.

Понятное каждому, определение информации дает С.И. Ожегов в «Словаре русского языка»:

информация - это:

1) сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах;

2) сообщения, осведомляющие о положении дел, о состоянии чего-либо.

До середины 20-х годов XX века под информацией понима­лись «сообщения и сведения», передаваемые людьми устным, письменным или другим способом. Затем информация оп­ределяется как общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму и т.п. В связи с развитием средств связи, телекоммуникаций, вычисли­тельной техники возникла необходимость измерять количественные характеристики информации.

Под информацией стали понимать не просто сведения, а только сведения новые и полезные для принятия решения, обес­печивающего достижение цели управления. Остальные сведения не считались информацией.

Термин «информация» и связанные с ним термины сегодня широ­ко применяются и законодателем.

1.2. Классификация информации по ее роли в правовой системе.

 

По роли в правовой системе информация разделяется на правовую и неправовую (рис. 1).

Нормативная правовая информация создается в порядке правотворческой деятельности и содержится в нормативных правовых актах (классификация приведена на рис. 2).

 

 

Рис. 1. Классификация информации по ее роли в правовой системе.

 

Ненормативная правовая информация создается в по­рядке правоприменительной и правоохранительной деятельности. С помощью такой информации реализуются предписания правовых норм. К ненормативной правовой информации относятся:

1) общая информация о состоянии законности и правопорядка:

заявления, поступающие в прокуратуру, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ о соблюдении законности;

судебная, уголовная и прокурорская статистика;

информация о соблюдении прав и свобод человека;

социологические исследования об эффективности законодатель­ных и иных нормативных правовых актов;

2) информация о гражданско-правовых отношениях, договорных и иных обязательствах (договоры, соглашения и т.п. документы);

3) информация, представляющая административную деятельность органов исполнительной власти и местного самоуправления по испол­нению нормативных предписаний;

4) информация судов и судебных органов (судебные дела, судебные решения и т.п.);

5) информация, связанная с раскрытием и расследованием правонарушений:

- криминологическая информация - данные о преступности и дру­гих правонарушениях, эффективности уголовных наказаний;

- криминалистическая информация, используемая при доказатель­стве факта преступления и идентификации лица или группы лиц, со­вершивших преступление;

- судебно-экспертная информация, используемая при проведении судебных экспертиз для доказательства факта преступления и вины обвиняемого;

 

 

Рис. 2. Классификация нормативной правовой информации по видам актов.

 

- оперативно-розыскная информация, содержащая сведения, отражающая ход и результаты оперативно-розыскных мероприятий по установлению и розыску лиц, совершивших уголовно-наказуемые дея­ния, а также иные сведения и материалы.

 

1.3. Классификация информации по доступу к ней.

 

По степени доступа информация подразделяется на открытую и информацию ограниченного доступа, распространение которой воз­можно в условиях конфиденциальности или секретности (рис. 3).

Информация как объект гражданских правоотношений - произведения науки и литературы, другие формы, отображающие информацию (например, карты, фотографии и т.п.), а также информация, содержащаяся в документах, закрепляющих авторские права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы (патенты, свидетельства).

Массовая информация - информация, содержащая сообщения информационного характера, подготавливаемая и распространяемая СМИ и (или) через Интернет с целью информирования населения, в том числе реклама деятельности физических и юридических лиц, производимых продуктов и предоставляемых услугах, предлагаемых потребителям.

Официальные документы - законы, судебные решения, иные тек­сты законодательного, административного и судебного характера, а также их официальные переводы. Эта информация создается в поряд­ке законотворческой или иной правовой деятельности.

Обязательно представляемая документированная информация - обязательные контрольные экземпляры документов, информация в учетных документах, данные документов, представляемых в органы статистики, налоговая, регистрационная и другая такого типа инфор­мация. Такая информация создается юридическими и физическими лицами в порядке учета и отчетности и направляется в обязательном порядке разным органам и организациям в соответствии с действую­щим законодательством.

Государственная тайна - защищаемые государством сведения, создаваемые в условиях секретности в соответствии с законодательством РФ.

Коммерческая тайна (информация, составляющая коммерческую тайну) - научно-техническая, технологическая, коммерческая, организационная или иная используемая в экономической деятельности информация, включая ноу-хау. Режим защиты такой информации устанавливается законом.

 

Рис. 3. Классификация информации по доступу к ней.

Информация о гражданах (персональные данные) создается самими гражданами в их повседневной деятельности, в том числе связанной с реализацией прав и свобод (права на труд, на жилище, на отдых, меди­цинское обслуживание, социальное страхование, пенсионное обес­печение, на свободу слова и многое другое) и выполнением обязанно­стей (например, воинской обязанности) и представляется как сведения о себе (персональные данные) разным субъектам. Документированной информацией здесь являются анкеты, истории болезни, декларации о доходах, банковские записи и т.п.

Научно-юридическая информация - сведения, содержащиеся в юридических монографиях, статьях, справочниках, комментариях, докладах на юридические темы и т.п.

1.4. Юридические особенности и свойства информации.

 

Особенности и юридические свойства информации проявляются в информационных процессах, обеспечивающих реализацию основных информационных прав, провозглашенных Конституцией РФ, и обя­занностей соответствующих субъектов в порядке обеспечения гаран­тий информационных прав и свобод. Для информации любого вида и назначения, создаваемой, применяемой или распространяемой в пра­вовой системе, присущи некоторые свойства, которые влекут за собой определенные юридические последствия при обращении информа­ции. Закрепляются же такие свойства и особенности в нормах права и реализуются в информационных правоотношениях в особенностях поведения субъектов, в их правах, обязанностях и ответственности по фактам поведения.

1. Свойство физической неотчуждаемости информации - осно­вано на том, что знания не отчуждаемы от человека, их носителя. Ис­ходя из этого, при передаче информации от одного лица к другому и юридического закрепления этого факта процедура отчуждения инфор­мации должна заменяться передачей прав на ее использование и пере­даваться вместе с этими правами.

2. Свойство обособляемости информации. Для включения в обо­рот информация всегда овеществляется в виде символов, знаков, волн, вследствие этого обособляется от ее производителя (создателя) и существует отдельно и независимо от него. Это подтверждает факт оборотоспособности информации как самостоятельного отдельного объекта правоотношений, в результате чего появляется возмож­ность передачи информации в такой форме от одного субъекта к другому.

3. Свойство информационной вещи (информационного объекта). Это свойство возникает в силу того, что информация передается и распространяется только на материальном носителе или с помощью материального носителя и проявляется как «двуединство» информа­ции (ее содержания) и носителя, на котором эта информация (содер­жание) закреплено. Это свойство позволяет распространить на ин­формационную вещь (объект) совместное и взаимосвязанное действие двух институтов — института авторского права и института вещной собственности.

4. Свойство тиражируемости (распространяемости) информации. Информация может тиражироваться и распространяться в неогра­ниченном количестве экземпляров без изменения ее содержания. Од­на и та же информация (содержание) может принадлежать одновре­менно неограниченному кругу лиц (неограниченный круг лиц может знать содержание этой информации). Отсюда следует, что юридически необходимо закреплять объем прав по использованию информации (ее содержания) лицами, обладающими такой информацией (обладаю­щими знаниями о содержании информации).

5. Свойство организационной формы. Информация, находящаяся в обороте, как правило, представляется в документированном виде, т.е. в форме документа. Это могут быть подлинник (оригинал) документа, его копия, массив документов на бумажном или электронном носителе (банк данных или база данных) тоже в виде оригинала или копии, биб­лиотека, фонд документов, архив и т.п. Такое свойство дает возмож­ность юридически закреплять факт «принадлежности» документа кон­кретному лицу, например, закрепив его соответствующей подписью в традиционном или в электронном виде (с помощью ЭЦП). Это свойст­во позволяет также относить к информационным вещам (информаци­онным объектам) как отдельные документы, так и сложные организа­ционные информационные структуры.

6. Свойство экземплярности информации. Это свойство заключается в том, что информация распространяется, как правило, не сама по се­бе, а на материальном носителе, вследствие чего возможен учет экзем­пляров информации через учет носителей, содержащих информацию. Понятие экземплярности дает возможность учитывать документиро­ванную информацию и тем самым связывать содержательную сторону информации с ее «вещным» обрамлением, т.е. с отображением на но­сителе, вводить понятие учитываемой копии документа, а отсюда и ме­ханизма регистрации информации, в особенности учитывать обраще­ние оригиналов (подлинников) документов. Экземплярность инфор­мации уже сегодня активно реализуется при обращении информации ограниченного доступа.

Указанные юридические особенности и свойства должны учиты­ваться при правовом регулировании информационных отношений.

 

1.5. Модель информационной сферы.

 

Законодатель определил информационную сферу как «сферу деятельности, связанную с созданием, распространением, преобразованием и потреблением информации»[1], а информационные процессы как процессы производства, передачи, поиска, получения и распростране­ния информации [2] (к информационным сле­дует относить процессы создания и применения информацион­ных систем, информационных технологий и средств их обеспечения).

Общественные отношения, подлежащие правовому регулирова­нию в информационной сфере, называют информационными, а деятельность по осуществлению ин­формационных процессов - информационной деятельностью.

 

 

Рис. 4. Модель информационной сферы.

 

Информационная сфера мо­жет быть разделена на две части - основную часть или часть собствен­но обращения информации (окружности на рисунке) и часть, обес­печивающую обращение информации (прямоугольники на рисунке), каждая из которых в свою очередь подразделяется на области.

Внедрение информационных технологий создало новые возмож­ности для ускорения и повышения эффективности информационных процессов, повысило качество информационного обслуживания. Были созданы новые материальные носители информации, новые механизмы ее тиражирования и распространения, в связи с чем появилась дополнительная область, обеспечивающая основные области возможностями программно-технических средств, средств связи и телекоммуникаций - область создания и применения ин­формационных технологий и средств их обеспечения.

Создание, преобразование и потребление информации, особенно в условиях современных систем связи и телекоммуникаций, потребовало также акцентировать внимание на проблемах информационной без­опасности (безопасности в информационной сфере). Основным назначением информационной безопасности можно считать выявление угроз и защиту: информации от несанкционированного доступа; ин­формационных прав и свобод личности; личности, общества, государ­ства от воздействия ложной, вредной информации, дезинформации. В этой связи появляется еще одна обеспечивающая область - создания и применения средств и механизмов информационной безопасности.

Разделение информационной сферы на области условно, посколь­ку все они тесно связаны между собой.

Один и тот же человек (физическое лицо) может выступать в качестве разных субъектов в разных областях. Например, автор научного произведения может работать администратором банка данных в области информационных ресурсов, выступать потребителем информации в об­ласти поиска, получения и потребления информации, выступать в качестве специалиста, эксплуатирующего информационную систему, а также участвовать в рамках области информационной безопасности при решении вопросов защиты информации.

Область поиска, получения и потребления информации - область «задающая» обращение ин­формации. Основ­ные субъекты данной области — потребители, или получатели инфор­мации. К ним относятся граждане, ученые, специалисты, юридичес­кие и физические лица, органы государственной власти и местного са­моуправления, другие субъекты, действующие в порядке реализации своих конституционных прав на поиск и получение информации или осуществления функций и задач. Основной целью потребителя является получение сведений, необходимых ему для принятия решений. Основными объектами в этой области выступает любая информа­ция, которая затребуется каждым и может быть получена из области создания и распространения исходной или производной информации или области формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов, предоставления информационных ус­луг: и аудиовизуальная информация, текстовая информа­ция, распространяемая СМИ, информационная продукция разного вида и назначения, подготавливаемая на основе информационных ре­сурсов их держателями и в порядке предоставления информационных услуг (отдельные документы, тематические подборки, справки, от­дельные данные, массивы документов в виде банков данных и т.п.).

В области создания и распространения информации информация создается с целью удовлетворения информационных потребностей субъектов рассмотренной выше об­ласти поиска и получения информации. Субъектами, обеспечивающи­ми функционирование данной области, выступает широкий круг произ­водителей информации. Это граждане и их объединения, ученые и спе­циалисты, журналисты и обозреватели, организации, предприятия и учреждения, органы государственной власти и местного самоуправле­ния. Распространяется информация с помощью средств массовой ин­формации, по почте, по Интернет, а также в результате действий юри­дических и физических лиц, составляющих различного рода документы в соответствии с предписаниями нормативных правовых актов. Информация создается практически в процессе любой интеллек­туальной (умственной) деятельности человека.

В области формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов, предоставления информационных услуг, в отличие от предыдущей, сосредоточена ретроспек­тивная документированная информация в форме информационных ресурсов как аккумуляторов (запасов) совокупных знаний человечества, накопленных за долгие годы цивилизации.

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» в ст. 2 дает определе­ние понятия информационных ресурсов: «... информационные ресур­сы — отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архи­вах, фондах, банках данных, других информационных системах)».

Информация из информационных ресурсов распространяется в результате подготовки информационных продуктов и предоставле­ния информационных услуг. В Федеральном законе «Об участии в международном информационном обмене» раскрываются понятия этих терминов: «...информационные продукты (продукция) – документированная информация, подготовленная в соответствии с потребностями пользователей и предназначенная или применяемая для удовлетворения потребностей пользователей». А информационные услуги – «действия субъектов (собственников и владельцев) по обеспечению пользователей информационными продуктами».

Эта область, как и область создания и распространения исходной и производной информации, представляет собой особый мощный нако­питель и одновременно генератор информации, основанный на сборе, накоплении ретроспективной документированной информации, орга­низации на ее основе и хранении массивов документированной ин­формации (данных) и распространении информации из этих массивов в разных видах и формах, в том числе с применением новых информа­ционных технологий.

С помощью информационных систем, в том числе автоматизированных, банков данных, их сетей, в первую очередь Интернет и иных систем, на основе современных информационных технологий обеспечивается реализация процессов сбора, накопления, хранения информации, производства информационных ресурсов, поиска и распространения информации из них.

При формировании информационных ресурсов, подготовке и предоставлении пользователям информационных продуктов, информационных услуг, особенно при включении таких ресурсов в трансграничные информационные сети, в первую очередь Интернет, необходимо защищать от их несанкционированного доступа.

Структура и содержание средств и механизмов защиты информа­ции определяются новыми возможностями ЭВМ и их сетей при фор­мировании и использовании информационных ресурсов. Необходи­мо решить вопросы защиты любой документированной информации на материальном носителе от несанкционированного доступа, в том числе в информационных системах и их сетях. Для обеспечения за­щиты информации должны разрабатываться и внедряться механизмы защиты – технические, программные, организационные, правовые и другие.

К объектам области создания и применения информационных, систем, информационных технологий и средств их обеспечения относятся: информационные системы и информационные технологии, средства их обеспечения. Федеральным законом в ст. 2 «Об информации, информатизации и защите информации» определено понятие «информационная система» — организационно упо­рядоченная совокупность документов (массивов документов) и информа­ционных технологий, в том числе с использованием средств вычислитель­ной техники и связи, реализующих информационные процессы (ст. 2).

К информационным системам относятся и автоматизированные информационные системы разного вида. В первую очередь это Интер­нет, а также автоматизированные системы управления (АСУ), автоматизированные системы обработки данных (АСОД), автоматизированные системы научно-технической информации (АСНТИ) и т.п., банки данных, базы знаний, экспертные системы, информационно-вычис­лительные системы, информационно-телекоммуникационные систе­мы и сети, системы связи и телекоммуникации, а также средства обес­печения этих систем и технологий.

Основные технические средства — средства вычислительной техники, копировально-множительная техника, оргтехника, средства связи и телекоммуникаций и др. Программные средства — операцион­ные системы, прикладные программы, программные средства теле­коммуникации, другие программные средства. Лингвистические сред­ства – словари, тезаурусы, классификаторы, другие лингвистические средства, организационно-правовые средства – нормативные право­вые и правовые акты, нормативно-технические документы, положе­ния, уставы, должностные инструкции.

Субъектов в данной области можно разделить на две группы: субъекты, организующие и осуществляющие разработку информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения, и субъекты, эксплуатирующие перечисленные объекты.

Одним из важнейших направлений деятельности субъектов в этой области должны быть формирование и развитие программно-тех­нической части информационной инфраструктуры современного ин­формационного общества. Под информационной инфраструктурой в данном случае понимается организованная совокупность средств вычислительной техники, связи и телекоммуникаций, а также массо­вой информации и информационных ресурсов, обеспечивающая эф­фективную и качественную реализацию информационных процес­сов – процессов производства, сбора, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации для удовлетворения по­требностей личности, общества, государства.

В программно-технической части информационной инфраструк­туры должны найти отражение мероприятия, связанные с созданием и применением средств вычислительной техники, связи и телекоммуни­каций, а также с созданием и развитием информационных сетей в Рос­сии с выходом на трансграничные информационные сети и Интернет.

 

1.6. Область создания и применения средств и механизмов

информационной безопасности.

 

В соответствии с Федеральным законом «Об участии в междуна­родном информационном обмене» под информационной безопасно­стью понимается состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства.

В области поиска, получения и потребления информации должны быть защищены: права потребителей на получение и использование информации; гражданин, общество, государство от воздействия вред­ной, опасной, недостоверной, ложной информации.

В области создания (производства) информации защите подлежат в первую очередь: информация как объект интеллектуальной собст­венности; документированная информация как объект интеллектуаль­ной и вещной собственности.

В области формирования информационных ресурсов, подготовки и предоставления пользователям информационных продуктов, информационных услуг от несанкционированного доступа необходимо защищать: информационные ресурсы на всех видах носителей, в том числе содержащие информацию ограниченного доступа; информаци­онные системы и их сети; другие информационные технологии и сред­ства их обеспечения.

В области создания и применения информационных систем, технологий и средств их обеспечения должны разрабатываться, исходя из требований, возникающих в других областях, и, прежде всего, области информационной безопасности, все средства технической, организа­ционной, правовой и программной защиты. При этом в первую оче­редь должны защищаться: машинные носители с информацией, на­пример, средствами электронной цифровой подписи; базы данных (знаний) в составе автоматизированных информационных систем и их сетей; программные средства в составе ЭВМ, их сетей.

 

1.7. Понятие информационной безопасности.

 

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации[3] представляет собой совокупность официальных взглядов на цели, за­дачи, принципы и основные направления обеспечения информацион­ной безопасности РФ.

Информационная безопасность определена Доктриной как со­стояние защищенности национальных интересов РФ в информацион­ной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных инте­ресов личности, общества и государства.

Интересы личности в информационной сфере заключаются в реализации конституционных прав человека и гражданина на доступ к информации, на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития, а также в защите информации, обеспечивающей личную безопасность.

Интересы общества в информационной сфере заключаются в обеспечении интересов личности в этой сфере, упрочении демократии, создании правового социального государства, достижении и поддер­жании общественного согласия, в духовном обновлении России.

Интересы государства в информационной сфере заключаются в создании условий для гармоничного развития российской информацион­ной инфраструктуры, для реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в области получения информации и пользова­ния ею в целях обеспечения незыблемости конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности России, политической, экономической и социальной стабильности, в безусловном обес­печении законности и правопорядка, развитии равноправного и взаи­мовыгодного международного сотрудничества.

Система обеспечения информационной безопасности РФ являет­ся частью системы обеспечения национальной безопасности страны и строит­ся на основе разграничения полномочий органов законодательной, исполнительной и судебной власти в данной сфере, а также предметов ведения федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Угрозы информационной безопасности Российской Федерации:

– угрозы конституционным правам и свободам человека и граждани­на в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России;

– угрозы информационному обеспечению государственной полити­ки Российской Федерации;

– угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выхо­ду этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопле­ния, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;

– угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на террито­рии России.

 

1.8. Методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

 

Методы обеспечения информационной безопасности РФ раз­деляются на правовые, организационно-технические и экономические.

К правовым методам обеспечения информационной безопасности РФ относится разработка нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере, и нормативных методических до­кументов по вопросам обеспечения информационной безопасности РФ.

Наиболее важными направлениями этой деятельности являются:

– внесение изменений и дополнений в законодательство РФ, регулирующее отношения в области обеспечения информационной безопасности, в целях создания и совершенствования системы обес­печения информационной безопасности РФ, устранения внутренних противоречий в федеральном законодательстве, противоречий, свя­занных с международными соглашениями, к которым присоединилась Россия, и противоречий между федеральными законодательными ак­тами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, а также в целях конкретизации правовых норм, устанавливающих ответ­ственность за правонарушения в области обеспечения информацион­ной безопасности РФ;

- законодательное разграничение полномочий в области обес­печения информационной безопасности РФ между федеральными ор­ганами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, определение целей, задач и меха­низмов участия в этой деятельности общественных объединений, ор­ганизаций и граждан;

- разработка и принятие нормативных правовых актов РФ, устанавливающих ответственность юридических и физических лиц за несанк­ционированный доступ к информации, ее противоправное копирование, искажение и противозаконное использование, преднамеренное распространение недостоверной информации, противоправное рас­крытие конфиденциальной информации, использование в преступ­ных и корыстных целях служебной информации или информации, со­держащей коммерческую тайну;

- уточнение статуса иностранных информационных агентств, средств массовой информации и журналистов, а также инвесторов при привлечении иностранных инвестиций для развития информацион­ной инфраструктуры России;

- законодательное закрепление приоритета развития национальных сетей связи и отечественного производства космических спутников связи;

- определение статуса организаций, предоставляющих услуги глобальных информационно-телекоммуникационных сетей на террито­рии Российской Федерации, и правовое регулирование деятельности этих организаций;

- создание правовой базы для формирования в Российской Федерации региональных структур обеспечения информационной безопасности.

Государственная политика обеспечения информационной безопасности РФ определяет основные направления деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в этой области, порядок закрепления их обязанностей по защите интересов Российской Федерации в информационной сфере в рамках направлений их деятельности и ба­зируется на соблюдении баланса интересов личности, общества и госу­дарства в информационной сфере.

Государственная политика обеспечения информационной безопасности РФ основывается на принципах соблюдения Конституции РФ, норм законодательства, открытости в реализации функций органов государственной власти и общественных объединений, предусматривающая информирование общества об их деятельности, правового равенства всех участников процесса информационного взаимодействия, приоритетного развития современных информаци­онных и телекоммуникационных технологий.

Совершенствование правовых механизмов регулирования общественных отношений, возникающих в информационной сфере, является при­оритетным направлением государственной политики в области обеспечения информационной безопасности РФ, что предполагает:

– оценку эффективности применения действующих законодатель­ных и иных нормативных правовых актов в информационной сфере и выработку программы их совершенствования;

– создание организационно-правовых механизмов обеспечения информационной безопасности;

– определение правового статуса всех субъектов отношений в информационной сфере, включая пользователей информационных и телекоммуникационных систем, и установление их ответственности за соблюден

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...