Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Самадхи Рагхунатхи даса Госвами




Идя берегом Радха-кунды от Джахнава Баитхаки, вы пройдете мимо нескольких маленьких самадхи. Сверните в последний вход слева от вас. Насладитесь сладостным нектаром святого имени. Для удовольствия Даса Госвами на протяжении последних двадцати лет здесь непрерывно воспевается Харе Кришна мантра. Конусообразное здание из серого мрамора — самадхи Шри Рагхунатхи даса Госвами.

Предложите дандават и обойдите самадхи и группу киртана четыре раза. За самадхи, у его основания, есть небольшой камень, который можно сдвинуть. Отодвиньте его в сторону и зачерпните сухим листом немного воды. Это чаринамрита с лотосных стоп самадхи мурти Рагхунатхи даса Госвами. Теперь почтите маха-прасад (пахту) Рагхунатхи даса Госвами, он находится в нише в стене за группой киртана.

Предложите дандават и помолитесь Дасу Госвами, чтобы он даровал вам возможность навсегда остаться у Радха-кунды погруженным в любовное служение Радхе-Гиридхари.

В «Чайтанья-чаритамрите»(Антья-лила, 16.60 — 61) Кришнадас Госвами говорит:

 

бхакта-пада дхули ара бхакта-пада джала

бхакта-бхукта-авашеша-тина маха бала

эи тина-сева хаите кришна према хайа

пунах-пунах сарва шастре пхукарийа кайа

 

«Пыль с лотосных стоп преданных, вода, омывавшая стопы преданных, остатки пищи, которую вкушали преданные, — это три вещи, наделенные необычайным могуществом. Служа им, человек достигает высшей цели, экстатической любви к Кришне. Об этом ясно и неоднократно говорится во всех богооткровенных священных писаниях».

Чтобы помочь падшим душам Кали-юги обрести божественное служение Шримати Радхарани, Дас Госвами сделал все три вещи доступными у своего самадхи: пыль с его лотосных стоп, чаринамриту, омывавшую его стопы, и священные остатки его пищи — пахту. Давайте же служить этим трем трансцендентным драгоценным камням, исполняющим желания прикоснувшегося к ним, и таким образом развивать в себе экстатическую любовь к Радхе и Кришне.

Ежедневная бхаджана Шри Рагхунатхи даса Госвами включала в себя повторение шестидесяти четырех кругов джапы, манаси-севу в духовной форме Рати Манджари, поклонение Говардхана шиле, трехкратное омовение в Радха-кунде, тысячу поклонов Кришне и две тысячи поклонов и объятий вайшнавам и девяносто минут отдыха. Иногда на отдых совсем не оставалось времени. В одиннадцатом стихе «Манах-шикши» Рагхунатха дас объясняет, что человек должен ежедневно поклоняться Гири-Говардхану пятью нектарными способами:

1. Пуджа (поклонение по всем правилам, омовение, бхога, арати)

2. Киртана (воспевание имени Гиридхари)

3. Дхьяна (медитация на Гирираджа)

4. Шравана (слушание о Его славе и играх)

5. Нати (предложение поклонов Гирираджу)

Рагхунатха дас Госвами никогда не ел ради чувственного наслаждения. Он вкушал минимальное количество пищи, необходимое для поддержания души в теле. После ухода Господа Чайтаньи Рагхунатха дас стал есть только фрукты и пить молоко. После ухода Санатаны Госвамипады Рагхунатха стал питаться только пахтой: он выпивал столько пахты, сколько умещалось в листе (около ста грамм) раз в день или два дня. Когда же и Рупа Госвами вошел в нитья-лилу, Рагхунатха совсем перестал пить и есть. Он медленно сгорал в огне разлуки с Господом и Его любящими слугами. Враджаваси плакали, видя, как он слабеет.

В «Вилапа-кусуманджали» Рагхунатха дас Госвами написал, что служение Шри Радхе — высшее достижение в духовном совершенстве. Испытывая непереносимые страдания и безысходность от разлуки с Радхарани, Дас Госвами написал:

«Моя жизнь не имеет ценности. Я оставлю ее, если не обрету Твою милость. Жизнь у Радха-кунды и во Вриндаване бессмысленны для меня. Даже Сам Кришна не нужен мне без Тебя, не говоря уже о Вриндаване.

О Шримати Радхарани! Ты единственная цель моей жизни. Пожалуйста, будь милостива ко мне. Рыдая в великом горе, я обнимаю в своем сердце Твои лотосные стопы и умоляю позволить мне служить Тебе с любовью. Пусть «Вилапа-кусуманджали» доставит Тебе хоть немного удовольствия».

«Я молю служанок Шримати Радхики (таких как Рати Манджари), чьи шмели сердец вечно опьянены нектаром прекрасных, как лотосы, стоп Радхи и Кришны; они рыдают, и волосы на их телах встают дыбом от блаженства любви к Божественной Чете; они горько плачут, если что-то не дает им служить повелителю и повелительнице их жизни, — я молю их явиться моему взору» («Вриндавана-махимамрита»).

«На берегу Радха-кунды есть прекрасная беседка из золота, жемчуга и драгоценных камней. Почитая все прочее неважным, Божественная Чета приходит сюда и наслаждается веселыми играми любви. Как два верховных советника трансцендентной любви, Радха и Кришна умащают Свое царство счастьем. Я вечно поклоняюсь этой прекрасной роще на берегу Радха-кунды» («Враджа-виласа-става»).

Шри-Шри Гандхарвика-Гиридхари ки джай!

Шрила Рагхунатха Даса Госвами ки джай!

Шива Мандир

Вернитесь на Радха-кунда парикрама марг, сверните вправо и пройдите метров пятнадцать. На возвышенности слева от марга вы увидите маленький красный каменный храм Господа Шивы. Махадева обитает там, защищая Радха-кунду с севера.

Милосердие — качество, присущее всем вайшнавам. Они проявляют его, предоставляя обусловленным душам возможность служить Радхе и Кришне и развивать любовь к ним. Господь Шива — величайший вайшнав, и он очень милостив. Будем же молить милостивого Господа Шиву дать нам возможность выразить Радхе и Кришне нашу любовь. Рагхунатха дас Госвами прославляет Гопишвару (знаменитое Божество Господа Шивы во Вриндаване) во Враджа-виласа-ставе вот в таком стихе:

«Желая скорее обрести сокровище нежных объятий Кришны, многие прекрасные нежные гопи с преданностью поклонялись Господу Шиве. Я каждый день поклоняюсь Гопишвара-тиртхе на берегу Ямуны, где гопи с радостью проводили свое богослужение».

Шри Махадева ки джай!

 

Радхарамана Мандир

Вход в Радхарамана Мандир — рядом с Шива Мандиром, описанным в предыдущем пункте, на возвышенности слева от вас. В 1879 году здесь были установлены Божества Шри Радхарамана и Шри-Шри Ревати-Баларама. Изначальному Божеству Радхараманы, которое Само проявилось из шалаграма Гопалы Бхатты Госвами, и по сей день поклоняются во Вриндаване возле Нидхивана.

Интересно заметить, что бхаджана кутир Гопалы Бхатты расположен прямо напротив этого храма, всего в ста метрах к югу, на другом берегу Радха-кунды. После арати Радхарамане враджаваси обычно поют:

меро радха рамана гиридхари

меро радха рамана гиридхари

гиридхари шйама банавари

гиридхари шйама банавари

 

«Мой Господь — Радхарамана (возлюбленный Радхи) и Гиридхари (поднявший Холм Говардхана)! Цвет лица Гиридхари — черно-синий, и Он живет в лесу Вриндавана!»

Шри-Шри Радхарамана ки джай!

Шри Гири-Говардхана ки джай!

 

Площадка Раса Мандала

Прямо напротив Радхарамана Мандира — круглое цементное возвышение, называемое раса мандала. На самом деле это сцена на открытом воздухе. Она и множество подобных ей площадок были построены во Вриндаване Нараяна Бхаттой Госвами и его последователями.

Нараяна Бхатта был брахманом из Южной Индии, искусным в кала кендрах (музыкальной драме, пении, танце и т. д.). Он писал драмы, прославляющие игры Радхи и Кришны. Строго воспитанные мальчики-враджаваси из брахманических семей исполняли роли Радхи, Кришны и гопи. На этих круглых площадках, или раса мандалах, шли представления раса лилы для удовольствия и очищения публики.

К счастью, такие представления раса лилы проходят во Вриндаване до сих пор. Где бы мы ни увидели раса мандалу, мы должны почтительно поклониться и вспомнить о блаженных, полных расы играх Божественной Четы, Радхи-Мадхавы.

«Всякий, кто с верой слушает или описывает веселые игры Шри Кришны и юных гопи Вриндавана, обретет чистую преданность Господу. Таким образом он станет рассудительным и преодолеет вожделение, недуг сердца» (Ш.Б., 10.33.39).

шри-раса-мандала джайа, джайа радха-шйам

джайа джайа раса-лила, сарва-манорама

шйамакунда, радхакунда, гири-говардхан

шри-говинда, гопинатха, мадана-мохан

 

Радха-Говинда Мандир

Обойдите раса мандалу справа по тропе парикрамы, слева от вас покажется дверной проем. За ним — пратибху мурти изначальных Божеств Радха-Говиндаджи Шри Рупы Госвами, которые сейчас находятся в Джайпуре.

Радха-Говиндаджи — сева мурти всех Гаудия вайшнавов. Шри Шри Радха-Говиндаджи вдохновляют и просветляют всех искренних преданных на пути према-бхакти. Они милостиво принимают наши подношения и в ответ благословляют нас Своей любовью и милостью. Эти Божества Радха-Говинды на Радха-кунде изумительно красивы. Своим чарующим обликом и веселыми шутками Они похитили сердца всех кунда васи (живущих у Радха-кунды).

«О Шри Говинда! Шри Радха — лучший драгоценный камень среди гопи Враджи. Прекрасные, подобные лотосам, стопы Радхи дороже Тебе, чем миллион сердец. О Господин полубогов! Я вновь и вновь молю Тебя: пусть Шримати Радхика возьмет меня в служанки, служение Ей исполнено неувядающей изумительной расы» («Радха раса-шудха-нидхи»).

«Пусть пыль со стоп гопи станет единственным твоим смыслом существования. Пой: «Радха-Говинда!» Почувствуй, как освежающа и умиротворяюща жизнь во Врадже, и в своей вечной духовной форме просто воспевай: «Радха-Говинда!» («Гитавали», Тхакура Бхактивинода).

Шри Шри Радха-Говинда Дева ки джай!

 

18. Джибья Мандир (язык Гирираджи)

Выйдя из храма Говиндаджи, сразу же поверните налево. Дойдите до тихой кунджи и через нее пройдите к маленькому белому храму, в котором находится трансцендентный язык (джихва) Шри Гирираджа. Со смиренным умонастроением тихо отодвиньте цепь внизу двери и войдите в храм Гирираджа.

Красноватая квадратная каменная шила, покоящаяся на плите из белого мрамора, — это язык Гирираджи. Чтобы воспрепятствовать использованию вод Радха-кунды в мирских целях, Рагхунатха дас Госвами велел вырыть колодец к востоку от Шьяма-кунды. Копая колодец, рабочие наткнулись на камень, из которого пошла кровь. Рагхунатха дас остановил работы и стал обдумывать этот удивительный случай. Той же ночью во сне Говардхан сказал ему, что Его язык поврежден. Господь велел вынуть язык из колодца и начать поклоняться ему надлежащим образом.

В этом месте каждый может выразить почтение Гири-Говардхану и получить Его благословение. Просто предложите Ему немного воды из Радха-кунды, туласи манджари, душистые цветы и свое сердце. Затем обойдите вокруг Него семь раз, воспевая славу Гирираджи: «Джай Гири-Говардхана! Джай Гири-Говардхана! Джай Радха-Гиридхари! Джай Радха-Гиридхари! Радхе!» Говорится, что если время и обстоятельства не позволяют совершить полную Говардхана парикраму, то можно получить такое же благо, как и от полной парикрамы, обойдя семь раз любую Говардхана шилу.

Шри Гирираджа Махараджа ки джай!

 

19. Самадхи трех Госвами

Возвратитесь через внешний выход Радха-Говинда Мандира и сверните влево на маленькую аллею. Пройдя по ней до конца, вы войдете в самадхи мандир Трех Госвами. Все эти нитья-сиддха преданные оставили мир в один и тот же день, но в разные годы: Рагхунатха дас Госвами (1583), Рагхунатха Бхатта Госвами (1563) и Кришнадас Кавираджа Госвами (1588). Шри Джива Госвами велел кремировать их священные останки, чтобы над ними не надругались мусульмане.

Затем он поместил их пепел здесь. Часть пепла тела Рагхунатхи даса Госвами была погребена на берегу Шри Радха-кунды. Часть священного пепла тела Рагхунатхи Бхатты также была захоронена в Месте Шестидесяти Четырех Самадхи, рядом с храмом Радхи-Говинды во Вриндаване. Тремя маленькими квадратными мраморными плитами внутри мандира отмечены самадхи Рагхунатхи Бхатты (слева), Кришнадаса Кавираджи (в центре) и Рагхунатхи даса Госвами (справа). Испросив милости этих возвышенных душ, нужно четырежды обойти самадхи. Если есть время, можно спеть «Шад-Госвами-аштаку» начиная с девятого стиха.

Служением Рагхунатхи Бхатты Госвами было повторение Харе Кришна мантры и чтение вслух «Бхагаватам». Все возвышенные вайшнавы Вриндавана, включая Шри Рупу и Санатану Госвами, наслаждались его Бхагавата катхой. Он пел шлоки на четыре разных мотива так же благозвучно, как кукушка. Когда Рагхунатха Бхатта читал «Бхагаватам», он орошал страницы слезами Кришна- премы.

По велению Шри Чайтаньи Махапрабху Рагхунатха Бхатта Госвами на протяжении всей жизни оставался брахмачари. Он был так поглощен Кришна катхой, что никогда не беседовал на мирские темы, не говоря уже о том, чтобы критиковать преданных. Рагхунатха был уверен, что каждое живое существо служит Господу в соответствии с уровнем своего осознания, и поэтому не следует обращать внимание на его недостатки. Рагхунатха Бхатта Госвами прожил во Врадже сорок пять лет. Его вечная форма в нитья-лиле Радха-Говинды — Раса или Рага Манджари.

Шри Рагхунатха дас Госвами ки джай!

Шри Рагхунатха Бхатта Госвами ки джай!

Шри Кришнадас Кавираджа Госвами ки джай!

 

20. Бхаджана-кутир Гопала Бхатты Госвами

Выйдя из Самадхи Трех Госвами, сверните влево, пройдите десять метров по направлению к Радха-кунде и сверните вправо — к бхаджана кутиру Шри Гопалы Бхатты Госвами, обращенному к Радха-кунде.

Придя во Вриндаван, Шри Гопала Бхатта Госвами стал поклоняться одиннадцати шалаграма шилам. Он никогда не жил на одном месте. Перенося шалаграмы в полотняной сумке, он бродил по Врадже, как Шри Рупа и Шри Санатана Госвами. Как-то раз один богатый человек, желая послужить Гопала Бхатте, подарил ему роскошную одежду и украшения.

Гопала Бхатта принял эти подарки и подумал: «Если бы у меня было Божество, я бы мог украсить Его всем этим». В тот вечер, предложив своим шалаграма шилам бхогу и арати, он уложил Их отдыхать в корзину. На следующее утро, вернувшись после омовения в Ямуне, он начал проводить шалаграма пуджу. Каково же было удивление Гопала Бхатты Госвами, когда он, пришедши разбудить Господа, увидел прекрасное Божество Кришны, играющего на флейте. Теперь у него было десять шил и это Божество.

Охваченный духовным блаженством, он упал на землю и простерся в дандавате. Затем он стал возносить различные стути и стотры (гимны и молитвы). Шри Рупа, Санатана и многие другие преданные сбежались, услышав эту удивительную новость. Вся вселенная была очарована прекрасным обликом Господа. Не отрываясь, все смотрели на Господа, а их слезы текли и омывали Его.

Божество Шри Радхарамана Девы явилось в день полнолуния Вашакха в 1542 году. Радхараманаджи — одно из немногих изначальных Божеств Госвами, никогда не покидавшее Вриндавана. Радхарамана Деве до сих пор с любовью и вниманием поклоняются в соответствии с высокими стандартами в Его храме возле Нидхувана во Вриндаване.

Шри Радхарамана Дева — воистину прекрасная форма Господа. Лицо Его — ровного сияющего синего цвета шьям, грудь у Него широкая, руки длинные, талия тонкая, как у льва, бедра покатые и крепкие. Он обладает многими необычными чертами. Например, не только глаза и ногти на Его руках имеют форму лепестков лотоса, но даже и зубы. Тот, кто однажды увидит Его всепривлекающую форму, изогнутую в трех местах, останется навсегда пленен ею. На спине Радхараманы все еще можно разглядеть частички изначальной шалаграма шилы, из которой Он появился.

На Голоке Вриндавана Гопала Бхатта — возлюбленная служанка Шри Радхи, Гуна Манджари. Будем же помнить пленяющего ум Шри Радхарамана Деву и молиться о милости Шри Гопала Бхатты Госвами, медитируя на этот перевод шучака киртана Манохары даса.

«Всякий раз, когда я вижу прекрасные лотосные стопы Шри Гопала Бхатты Прабху, глаза мои наполняются слезами. Человек высвобождается из круговорота рождений и смертей, слушая о твоих неисчислимых добродетелях. С тех пор как меня привлек твой луноподобный лик и уста, сияющие, словно восходящее солнце, меня больше не пронзают десять золотых стрел Купидона. Твои прекрасные зубы напоминают нить жемчуга. Твои радостные речи полны сладчайшего нектара.

Твоя жизнь — это Шри Рупа и Санатана, Даса Рагхунатха, Бхатта Рагхунатха, Рагхава Пандит, Кавираджа Госвами и Локанатха Госвами. Радхараманаджи — твоя душа. Ты преклоняешь перед Господом Чайтаньей свое тело, преисполненное любви. Подобно пчеле, ты привязан к Его нектарным лотосным стопам. Ты столь милостиво дал прибежище Шриниваса Ачарье (своему ученику). Все, что ты делаешь — это наслаждаешься расой, общаешься с чистыми преданными и вкушаешь божественное безумие гопи бхавы.

Игры Радхараманы протекают через твой ум, подобно небесной Ганге. Ты сокровище расика вайшнавов. Ты наслаждаешься према расой, и экстатические эмоции переполняют тебя. О океан спонтанной любви к Радхарамане, ты — друг падших.

Вся вселенная прославляет Тебя. Твоя божественная форма прекрасна и преисполнена милосердия. Твои неисчислимые трансцендентные добродетели– это образец и мерило критерий. О повелитель, дай мне хоть раз увидеть твои прекрасные, как лотосы, стопы, средоточие всей сладости.

После множества рождений я обрел редкостное счастье служить слугам твоих вечных спутников. Из-за греховной кармы я впустую растрачивал свою жизнь, предаваясь чувственным наслаждениям. Я совершил множество оскорблений. Моя единственная надежда в том, что ты, сокровищница милосердия, освободишь мою падшую душу. Я алчен и греховен. И хотя ум его непостоянен, этот Манохара дас взывает к тебе: «Пожалуйста, не пренебрегай мной!»

Шри Шри Радхарамана Дева ки джай!

Гопала Бхатта Госвами ки джай!

 

21. Бхаджана кутир Кришнадаса Кавираджи

Вернитесь к Самадхи Трех Госвами, сверните влево, на аллею, по которой вы пришли, а затем вправо, на узенькую улочку. Последнее здание слева в конце улочки — бхаджана кутир Кришнадаса Кавираджи. Попросите уборщика, присматривающего за зданием, впустить вас.

Господь Нитьянанда явился во сне Кришнадасу Кавирадже и сказал: аре аре кришнадаса, на караха бхайа, вриндаване йаха танха, сарва лабхйа хайа — «О мой дорогой Кришнадас, ничего не бойся. Отправляйся во Вриндаван, и там обретешь все» («Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила 5.195).

Кришнадас Кавираджа покинул свой край, Западную Бенгалию, и пришел во Вриндаван, где прожил много лет на берегу Шьяма-кунды. Здесь он написал «Шри Чайтанья-чаритамриту», «Говинда-лиламриту» и «Шаранга Рангаду». Нароттама дас Тхакура так прославляет его в Прартхане: «Кришнадас Кавираджа, написавший «Шри Чайтанья-чаритамриту», мудрейший из преданных. Его «Говинда-лиламрита» заставляет плакать камни, но, увы, мой ум не привлекается ею».

«Чайтанья-чаритамрита» самая точная и достоверная философская биография Господа Чайтаньи. Каждая строчка пронизана бесконечным смирением, вдохновением и преданностью Махапрабху и Шри Нитьянанде Прабху. Кришнадас обладал удивительным даром говорить, не нанося оскорблений, даже если он порицал противников. Его личное смирение через стиль произведения невольно эхом отзывается в сердце каждого читателя «Шри Чайтанья-чаритамриты».

Кришнадас Кавираджа обладал глубочайшим знанием всех ведических писаний. Из его произведений становится ясно, что он в совершенстве постиг шрути, смрити, ньяю, джьотир шастры и в совершенстве овладел кулинарным искусством. Хотя Кришнадас был эрудированным ученым, строгим аскетом и парамахамса расика вайшнавом, он писал о себе так: «Я глух, нем и абсолютно безграмотен. Мой ум материалистичен, а сам я более низок, нежели червь в навозе». Кавираджа Госвами (он наиболее известен под этим именем) был воплощением смирения — он обладал большим смирением, чем травинка, — и терпения — он был более терпелив, чем дерево.

Кастури Манджари, одна из восьми самых любимых служанок Радхи, — такова манджари рупа Кавираджи Госвами. Давайте же склонимся здесь к его стопам с покорностью и будем молиться милостивому Кришнадасу Кавирадже Госвами. Пусть он благословит нас величайшим смирением, чтобы мы могли понять его произведения. Пусть по его милости мы когда-нибудь достигнем должного уровня, чтобы вечно служить блаженным играм Радха-Шьямасундары.

Шри Кришнадас Кавираджа Госвами ки джай!

 

22. Бхаджана кутир Рагхунатхи даса Госвами

Прямо напротив бхаджана кутира Кришнадаса Кавираджи Госвами, на расстоянии нескольких шагов по дороге к Шьяма-кунде, расположено прямоугольное здание с металлическими воротами. Справа от вас, если вы стоите лицом к этому зданию — бхаджана кутир Шри Даса Госвами (популярное имя Рагхунатхи даса), а слева — Шри Вишванатхи Чакраварти Тхакура.

На задней стене внутри кутира Даса Госвами — картина, на которой Рагхунатха дас изображен полностью погруженным в Радха-Кришна лила смарану (памятование об играх Кришны). Он не замечает, что неподалеку два грозных тигра пьют воду из Шьяма-кунды. Не видит он и Господа Кришну, стоящего рядом, чтобы защитить его. В верхнем левом углу картины изображен Шри Санатана Госвами, наблюдающий за происходящим.

Как-то раз, после случая, изображенного на картине, Дас Госвами снова, сидя на открытом пространстве под палящим солнцем, погрузился в лила смарану. Испытывая сострадание к Своему преданному, Шримати Радхарани пришла, встала позади Рагхунатхи даса и Своим покрывалом заслонила его от солнца. Тут появился Санатана Госвами и увидел, что из-за жары одежда Радхи промокла от пота. Радхарани ласково улыбнулась Санатане и исчезла. Санатана отругал Рагхунатху за то, что тот создает неудобства Шримати Радхарани. После этого случая Рагхунатха дас согласился жить в маленьком бхаджана кутире.

После ухода Господа Чайтаньи Рагхунатха дас пришел во Вриндаван, чтобы покончить с собой, сбросившись с Холма Говардхана. Шри Рупа и Санатана убедили его остаться жить и поведать всем преданным об играх Махапрабху в Пури. На этом самом месте Дас Госвами каждый день по три часа рассказывал об играх Шри Чайтаньи.

Сорок один год Дас Госвами посвятил бхаджане у Радха-кунды. Его называют тйаги ваирагйа праката мурти (божество отречения). Рагхунатха дас вел отрешенную жизнь чистого преданного Гандхарвика-Гиридхари. Отказавшись от еды, сна, совокупления и защиты, он показал, какой уровень отречения необходим, чтобы служить Радхе-Кришне на Радха-кунде.

Дас Госвами был не просто совершенным подвижником, он был преисполнен кришна - премы. Он всегда плакал, страдая в разлуке со Шри Радхой. Старейшие из преданных, живущих у Радха-кунды, говорят, что в тишине ночи удачливая душа и по сей день еще может услышать горестный плач Шрилы Рагхунатхи даса Госвами.

Завершив написание своего удивительного произведения «Лалита-Мадхава», Рупа Госвами подарил Дасу Госвами один экземпляр. Прочитав книгу, Рагхунатха дас обезумел от горя и стал плакать, не переставая. Книга исполнена глубочайших любовных переживаний Радхи и Кришны в разлуке. Иногда Рагхунатха отставлял книгу в сторону, а иногда падал наземь, прижимая ее к груди.

Чтобы облегчить страдания друга, Рупа Госвами написал «Дана-кели-каумуди», где описаны веселые игры Радхи-Говинды, когда они вместе и шутят друг с другом. Прочитав это произведение, Рагхунатха ожил и стал испытывать различные экстатические переживания, купаясь в океане блаженства.

Рагхунатха дас Госвами так строго следовал правилам и предписаниям, что их сравнивали с линиями, выбитыми в камне. Подобно тому, как невозможно стереть такие линии, неизменны были и регулирующие принципы Даса Госвами. Его жизнь и учение — глубочайший источник вдохновения для всех Гаудия вайшнавов. Рагхунатха дас Госвами написал три книги: «Стававали», «Дана Кели Чинтамани» и «Мукта-чарита».

Дас Госвами всегда был занят манаси-севой, служением Радхе-Кришне в уме. Однажды в медитации он приготовил сладкий рис и предложил его Радхе и Кришне. Они приняли подношение с великим удовольствием и дали Свой маха-прасад сакхи. Рагхунатха мысленно почтил остатки их прасада. Восторгаясь тем, что доставил удовольствие Кришне и гопи, Рагхунатха съел больше обычного.

В тот день Рагхунатха дас должен был говорить о Шри Чайтанье Махапрабху. Но когда преданные собрались послушать его, то увидели, что он закрылся в кутире. Они немного подождали и, не слыша никакого движения внутри, начали беспокоиться и кричать: «Госвамиджи, у Вас все в порядке?» Шри дас Госвами ответил: «Мое тело больнό».

Были приглашены два врача, чтобы осмотреть Шри Даса Госвами. Они пришли к заключению, что недомогание Даса Госвами вызвано перееданием риса с молоком. Все очень удивились такому диагнозу. Как мог Рагхунатха дас Госвами, который выпивал каждый день всего лишь понемногу пахты, заболеть, объевшись сладкого риса? Это было тем более удивительно, что он ел рис только в медитации. Дас Госвами разрешил загадку, сказав, что в экстазе медитации он немного переел сладкого риса, оставленного Радхарани.

Дас, один друг-враджаваси Шри Рагхунатхи даса Госвами, однажды принес немного пахты в чашке из листа с дерева, которое росло в месте, называемом Сакхистхали. Заметив, что чашка больше обычного, Рагхунатха дас спросил, откуда она. Услышав слово «Сакхистхали», — а это место, где живет соперница Радхи, Чандравали, — Дас Госвами разозлился и далеко зашвырнул эту чашку. В своей духовной форме Рати Манджари Дас Госвами с абсолютной преданностью и любовью служит Шримати Радхарани. И он на дух не переносит ничего, что может помешать Ее удовольствию или омрачить его.

Даса Госвами часто называют «Повелителем Радха-кунды». Пятьсот лет назад Радха-кунда была всего-навсего маленьким прудком. Поскольку Господь Чайтанья отдал Свою собственную Говардхана шилу Рагхунатхе дасу, Госвами почувствовали, что Господь хочет, чтобы Рагхунатха жил возле Говардхана. И они попросили Даса Госвами взять на себя ответственность по уходу за Радха-кундой. Во Вриндавана-дхаме Дас Госвами служит Шри Радхе как Рати-Манджари (также говорят Раса-Манджари).

Мы все очень благодарны Дасу Госвами за то, что он придал Радха-кунде ее нынешний вид, и за то, что он написал книги об особом служении Шримати Радхарани. Сначала мы должны покрыть свои тела, умы и сердца священной пылью этого места. А затем — помолиться Дасу Госвами, чтобы он наполнил нас стремлением изучать его книги и сильной духовной жаждой, необходимой для того, чтобы с любовью служить Шри Радхе.

Шри Рагхунатха дас Госвами ки джай!

 

23. Бхаджана кутир Вишванатхи Чакраварти Тхакура

Бхаджана кутир Шри Вишванатхи Чакраварти Тхакура находится в том же здании, слева от бхаджана кутира Даса Госвами. Хотя Вишванатха совершал здесь бхаджану почти сто лет спустя после Даса Госвами, в 1680 году, он тоже пребывал в умонастроении манджари-бхавы. Поэтому вполне закономерно, что их бхаджана кутиры соединены здесь.

Когда Вишванатха пришел во Вриндаван, он увидел, что с уходом Госвами (около ста лет назад) красота священного места ушла в непроявленное состояние. Мусульмане разрушили многие храмы. Большинство священнослужителей покинули Вриндаван, увезя с собой Божества. Оставшиеся Божества оказались в забвении, Им никто не служил. Преданные постоянно пребывали в страхе.

Люди, в большинстве своем, не хотели изучать священные писания. Своей преданностью, силой духа и трудолюбием Вишванатха привлек к себе много преданных, среди которых было немало ученых, таких как Баладева Видьябхушана. С великой решимостью Вишванатха взялся за восстановление утраченной славы Вриндавана. Вот некоторые из его заслуг.

Вишванатха сам установил Божество Гокулананды и стал служить Говардхана шиле, которой поклонялся Господь Чайтанья. Он восстановил в должности священников, чтобы они служили Божествам в разных храмах. Вишванатха восстановил множество храмов и построил новые.

В те времена обычным людям были почти недоступны научные труды Госвами на санскрите. Вишванатха написал простые и ясные комментарии к этим произведениям, а также краткое изложение оригинала. Все преданные могли теперь понять и оценить суть работ Госвами. Вишванатха широко распространил эти книги, чтобы помочь вайшнавам в их повседневном обучении и духовной практике. Он также организовал курсы, чтобы знания передавались и не утрачивались.

«Вишванатха Чакраварти Тхакур был защитником, руководителем и ачарьей движения в средний период развития Гаудия вайшнавизма (1650 — 1750)» (Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур).

Однажды, составляя «Мантрартха Дипику» (объяснение к кама Гаятри), Вишванатха пришел в недоумение. Он никак не мог понять, почему Кришнадас Госвами написал в «Чайтанья-чаритамрите», что в кама Гаятри двадцать четыре с половиной слога, в то время как по самым тщательным подсчетам самого Вишванатхи выходило двадцать пять.

Шри Радхика явилась во сне Вишванатхе и дала ему такое наставление: «О Вишванатха! Пожалуйста, не печалься больше. То, что написал Кришнадас — правда. Он — Моя приближенная служанка, и поэтому знает все Мои самые сокровенные настроения. Кама Гаятри — мантра для поклонения Мне. И Я, несомненно, проявляюсь через слоги этой мантры. Без Моей милости никто не может постичь ее.

Поищи разрешения загадки о половине слога в книге, которая называется «Варнагама-бхасвади». Кришнадас прочел эту книгу и написал то, что написал. Слог йа, за которым следует ви, как во фразе кама дева йа ви дмахе, считается половиной слога. Это сочетание приходится на лоб Кришны, потому что Его лоб имеет очертания ореола полумесяца. Все остальные буквы мантры образуют полные слоги, то есть полные луны. Теперь проснись, сверься с этой книгой и поведай об этом для всеобщего блага».

Тотчас проснувшись, Вишванатха в экстазе воскликнул: «Хей Радхе! Хей Радхе! Хей Радхе!» Даршан Радхарани наполнил произведение Вишванатхи божественной шакти.

Среди вайшнавов Вишванатха Чакравартипада остается непревзойденным в эрудиции, теологических познаниях, поэтическом таланте и понимании расы. Он написал свыше сорока книг о Радха-Говинда према бхакти, в числе которых «Шри Кришна Бхаванамрита», «Мадхурья Кадамбини», «Враджа-рити-чинтамани», «Чаматкара-чандрика», «Санкалпа-калпа-друма»и другие. Жизнь и учение Шри Вишванатхи Чакраварти Тхакура несут счастье, вдохновение и трансцендентную мудрость всей сампрадайе Гаудия вайшнавов. Во Врадже Вишванатха Чакраварти служит Шримати Радхике как Винода-валлари Манджари.

Давайте искренне помолимся, чтобы однажды, через тысячи рождений, мы стали пылинками в тени его лотосных стоп.

За бхаджана кутиром Вишванатхи Чакраварти растет невысокое дерево пилу. Его густая листва ниспадает на ступени Манаса-павана-гхаты на Шьяма-кунде. Говорят, что когда-то это дерево было брахманом, который теперь принял эту смиренную форму для совершения важного служения Радхике и гопи. Когда Радха и Ее сакхи приходят сюда купаться в полдень, они вешают свою одежду на это дерево. Вишванатха Чакраварти часто беседовал об играх Радхи-Шьямы с этой великой личностью. Предложив этому дереву воду из Шьяма-кунды, можно попросить его о милости, чтобы и мы однажды смогли выполнять служение в играх Радхи-Мадхавы.

«Я неизменно склоняюсь перед деревьями и лозами Вриндавана — они не подвержены воздействию материи. Они милостиво даруют цель жизни тому, кто всего лишь видит их, прикасается к ним, слушает или помнит о них» («Вриндавана-махимамрита»).

Шри-Шри Радха-Гокулананда ки джай!

Шри Вишванатха Чакраварти Тхакура ки джай!

 

24. Манаса-павана-гхата

Ступени от вышеупомянутого дерева пилу спускаются к Манаса-павана-гхате Шьяма-кунды. Шри Радхика и Ее гопи купаются в ней каждый день в полдень. Однажды, купаясь здесь, Шри Радха сказала: «Я благословлю каждого, кто будет омываться здесь, в Шьяма-кунде, наполнив его такой же любовью, как и Моя, к Моему Господу Шьямасундаре».

Шри Манаса-павана-гхата ки джай!

 

Пять Пандавов

Слева от бхаджана кутира Вишванатхи Чакраварти, на возвышенности над Шьяма-кундой, есть место, где пять (Панча) Пандавов жили в телах деревьев. Когда Дас Госвами проводил раскопки на Шьяма-кунде, Пандавы явились ему во сне. Они попросили его не срубать деревья, потому что это они жили на берегу, приняв такую форму для совершения бхаджаны. Дас Госвами выполнил просьбу Пандавов и придал Шьяма-кунде неправильную форму, чтобы оставить деревья. Старшие преданные, живущие здесь, говорят, что Пандавы ушли отсюда, и только одно-два мертвых дерева остались на том месте, где они раньше совершали свою бхаджану.

Посещая такие священные места, мы можем понять, как это возможно, что все деревья во Вриндавана-дхаме — мудрецы и преданные. Эти деревья называют калпа-врикша, исполняющими желания. Поскольку это преданные, полностью осознающие окружающую действительность и очень милостивые по своей природе, они могут исполнять желания людей. Вот почему преданные всегда служат и молятся милостивым деревьям калпа-врикша Вриндавана и обнимают их. Радха-кунда — самое важное место во Врадже, и ясно, что деревья, окружающие ее, — совершенно особенные. Оставим же чувство ложного престижа и склонимся перед ними, в молитве прося даровать нам Радха-Кришна према-бхакти.

«Удивительные деревья Враджа-бхуми абсолютно духовны и преисполнены различных энергий. Они подобны воплощениям Верховной Божественной Личности. Обусловленные души не могут постичь духовной природы воплощений Верховного Господа так же, как неправильно они понимают славу деревьев Враджи» («Враджа-рити-чинтамани»).

Здесь рядом с каменным сиденьем растет приносящее всем благо растение туласи. Попугаи Вриндадеви болтают в ветвях деревьев о последних играх Радхи. Здесь можно тихо посидеть, глядя на спокойные воды Шьяма-кунды с того места, где сидел Шри Чайтанья Махапрабху. Давайте осознаем, что мы сегодня находимся здесь только по безграничной милости Господа Чайтаньи. Можно поклониться Шьяма-кунде, произнеся молитву Шри Вишванатхи Чакраварти Тхакура.

 

Шри Кришна-кундаштака

Восемь молитв, прославляющих Шьяма-кунду

 

ким тапаш чачара тиртха лакшам акшайам пура

супрасидати сма кришна эва сад варам йатах

йатра васам апа садху тат самаста дурлабхе

татра кришна кунда эва самстхитих стутасту нах

 

Какую аскезу совершили сотни и тысячи вечных священных мест, чтобы получить возможность удовлетворить Кришну и обрести благословение жить в Кришна-кунде (Шьяма-кунде), величайшем священном месте? Будем же молиться, чтобы и нам было позволено вечно жить у Кришна-кунды.

 

йадй аришта данаво ‘пи данадо маха-нидхер

асмад ади дурматибхйа итй ахо васийате

йо мрити ччхалена йатра муктим адбхутам вйадхат

татра кришна кунда эва самстхитих стутасту нах

 

Если такой демон, как Ариштасура, мог приблизиться к Кришна-кунде, то и люди с такими нечистыми сердцами, как у нас, тоже могут жить здесь. Будем же молиться, чтобы и нам было позволено вечно жить у Кришна-кунды, которая под видом смерти дарует прекраснейшее освобождение.

 

го вадхасйа нишкритис трилока тиртха котибхи

радхайетй авади тена та харих самахвайат

йатра паршни гхата дже мамадж джа ча свайам муда

татра кришна кунда эва самстхитих стутасту нах

 

Когда Радха сказала: «Ты должен омыться в ми

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...