Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика структуры управления




Компоненты: 1) субъектт2) объект 3) цель 4) управленческое взаимодействие 5) функции управления 6) механизм управления
Принципы управления людьми:
1) партнерство 2) делегирование власти 3) улучшение условий труда 4) использование поощрения. Принципы, связанные с формированием личности менеджера:
1) воспитание и самовоспитание
2) специальная подготовка кадров

Организационная структура управления определяет состав подразделений аппарата управления, их взаимозависимости и взаимосвязи. Группа руководителей и специалистов, на которую возложены ответственность за осуществление процесса выработки и реализации управленческих решений, составляет аппарат управления предприятием. Аппарат управления включает управленческий персонал в масштабе всего предприятия, а также его структурных подразделений. На практике различают структуры двух типов:

1) механистическую, характеризующуюся использованием формальных процедур и правил, жесткой иерархией власти в организации, централизацией принятия решений. Сюда можно отнести линейную, функциональную, линейно-функциональную, продуктовую, дивизиональную структуру и др.;

2 ) органическую, характеризующуюся умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией, гибкостью структуры власти, участием в управлении низших уровней. К этому типу относятся проектные, матричные, программно-целевые структуры.

Линейная структура управления структура, которая образуется в результате построения аппарата управления только из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы., При таком построении управленческие решения образуют линейные связи. Эти решения включают административные функции (организация) и процедуры (принятие решений). Данная схема управления строится на основе линейных схем.

Руководитель в такой структуре называется линейным и замыкает на себе как административные, так и другие функции. Причем обратная связь, информирующая руководителя о ходе выполнения работ, может отсутствовать. Административные функции и процедуры могут делегироваться основным руководителем "на более низкие уровни иерархии. Члены каждой из низших ступеней управления находятся в непосредственном линейном подчинении у руководителя следующего, более высокого уровня. Применение данной структуры целесообразно на предприятиях с небольшой численностью персонала и незначительными объемами и номенклатурой производства.

Функциональная структура управления – структура, при которой предполагается создание подразделений для выполнения определенных функций на всех уровнях управления. Управленческие решения при этом разделяются на линейные и функциональные, каждое из которых обязательно для исполнения. В данной структуре общие и функциональные руководители не вмешиваются в дела друг друга. Каждый руководитель замыкает на себя только часть функций. Обратная связь может отсутствовать.

Модификация этой структуры – функционально-объектная структура управления, где в рамках; функциональных отделов выделяются наиболее квалифицированные специалисты, ответственные за выполнение всех работ по конкретному объекту. Это усиливает персонификацию ответственности за весь комплекс работ по неоправданному повышению роли отдельных объектов в ущерб интересам предприятия в целом.

Линейно-функциональная структура управления – структура, при которой управленческие воздействия разделяются на линейные – обязательные для исполнения и функциональные – рекомендательные.

Общий руководитель осуществляет линейное воздействие на всех участников структуры, а руководители функциональных (экономического, инженерно-технического и др.) отделов оказывают функциональное воздействие на исполнителей работ.

Линейно-штабная структура управления – структура, предполагающая образование в помощь линейным руководителям специализированных функциональных подразделений – штабов для решения определенных задач (аналитических, координационных, сетевого планирования и управления, специальных и т.д.). Штабы не наделяются распорядительной функцией, а готовят рекомендации, предложения и проекты для линейных руководителей.

«Продуктовая» структура управления – структура, особенностью которой является обособление функций по выпускаемому продукту на производственном и обслуживающем уровне предприятия. Это позволяет вести отдельный учет, сбыт, снабжение и т.д.

Инновационно-производственная структура управления это структура, предусматривающая четкое разделение руководства подразделениями, осуществляющими инновационные функции, – стратегическое планирование, разработку и подготовку производства новой продукции и функции повседневного оперативного управления налаженным производством и сбытом освоенных изделий.

Проектная структура управления структура, ориентированная на обеспечение эффективного управления параллельным выполнением на предприятии или в организации ряда крупных проектов. При этом получают автономию определённые совокупности подразделений, участвующих в отдельных проектах во главе с руководителями этих проектов. Руководитель проекта несет всю ответственность за его своевременную и качественную разработку и реализацию. Он наделяется всеми правами по управлению подчиненными ему подразделениями и не имеет в подчинении подразделений, непосредственно не связанных с подготовкой проекта.

Матричная структура управления структура, сочетающая вертикальные линейные и функциональные связи управления с горизонтальными. Персонал функциональных подразделений, оставаясь в их составе и подчинении, обязан также выполнять указания руководителей проектов или специальных штабов, советов и т.п., образованных для руководства отдельными проектами и работами. Руководители проектов устанавливают состав и очередность работ, а руководители функциональных подразделений несут ответственность за их надлежащее и своевременное выполнение. Эти структуры могут применяться в отдельных организациях, а также для систем организаций.

Дивизиональная структура управления характеризуется выделением в составе организации практически самостоятельных единиц – «дивизионов» – по продукту, инновациям или рынкам сбыта. Применяется в практике корпоративного управления, когда управляемая организация относится к разряду крупных и крупнейших по масштабам производства и численности работающих, а также характеризуется разнообразием выпускаемой продукции, широтой рынков сбыта.

 

34. Личность как объект управления и самоуправления. Личность и группа как субъекты управления.

Объекты управления – отдельные люди или группы, на которые направлены организационные, систематические, планомерные воздействия субъекта управления.
Человек как объект управления:
1. Собственного управления 2. Как гражданин государства 3. Как работник, производитель, исполнитель. 4. Как объект управления со стороны социальной группы (семья) 5. Со стороны своего непосредственного окружения, общественного мнения, средств массовой информации.
Психология процессов внутреннего управления собой выделяет три наиболее характерныеситуации:
1. Личность, основываясь на фиксированных в памяти программах, целевых установках, аналогиях, вырабатывает четкие управляющие команды, поступающие в исполнительные органы человеческого организма.
2. В процессе внутреннего анализа, предшествующего выработки решения, личность подвергается психологической бифуркации (раздвоение). Бифуркация вызывает внутриличностную борьбу между 2мя субъектами, предлагающе альтернативные решения. В итоге победившая сторона – субъект управления, а подчинившееся – объект самоуправления.
3. Самоуправление будущим поведением личности опирается на самопознание себя в прошлом и в настоящем.
К типичным условиям, когда человеку приходится становится объектом внешнего управления относятся его работа, профессиональная деятельность. Объект управляется по средствам приказов, распоряжений. Качество выполнения той или иной социальной роли во многом зависит от того, на сколько он понимает специфику и в какой степени данная роль им принимается и усваивается. Эффективность выполнения работников должностных обязанностей обусловлено и особенностями и его самооценки собственного ролевого поведения в системе управления. А также отмечается уровень притязаний. Обычно уровень притязаний определяется как степень трудности цели, к которой стремится данная личность. Успех рождает стремление к более трудным целям, в то время как неудача уменьшает уровень притязаний. Уровень притязаний зависит от образования, пола, возраста и социального происхождения, поэтому руководитель любого ранга должен помнить, что изучение уровня притязаний работников является необходимым условием эффективного управления.
Субъекты управления - отдельные люди или группы людей наделенные управленческими полномочиями и осуществляющие или принимающие участие в управленческой деятельности. Это могут быть лица, принимающие управленческие решения, менеджеры,руководители, работники аппаратов управления, а также члены коллегиальных органов управления. В широком смысле слова, к числу субъектов управления может быть причислен любой активный член социальной группы в той мере, в какой он влияет на его функционирование, даже в том случае, если он является самым низким звеном в системе управления. Любой подчиненный имеет личностную мотивацию, свое понимание и оценку поставленных перед ни задач. Формальная структура группы: в организациях – статусно-ролевой состав.


35. Организация как объект управления.

Организацию можно рассматривать как социальную группу, объединяющую определенное множество людей с общими стремления единой цели.
В больших организациях существует горизонтальное и вертикальное разделение труда. Горизонтальное требует создание подразделений. Для успешной работы подразделений, нужен управляющий этими подразделениями. Для этого существует вертикальное разделение труда. В зависимости от вида подразделений и характера связи между ними в организациях существуют различные организационные структуры. Организационная структура – это совокупность органов управления вместе с вертикальными и горизонтальными связями между ними.
Типы организационных структур:
1. Бюрократическая (высокий уровень специализации работы, централизованное управление,)
2. Для небюрократических структур характерно децентрализованное управление, когда право принятия решения частично передается вниз


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...