Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Формирование обобщенных способов, приемов изображения




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Курса ЗФО (профиль Дошкольное образование)

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

И РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ,

ЗАДАНИЯ К ЗАЧЕТУ

По учебной дисциплине «Практикум по изобразительной деятельности»

Преподаватель: доцент Горбова О.В.

Тема 1. Техника работы изобразительными материалами

Задания К ЗАЧЕТУ

1. На основе изучения Основной общеобразовательной программа для дошкольников («От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2015) начертить и заполнить таблицу 1.

Таблица 1

Использование различных изобразительных материалов в группах детского сада

Материал 1 мл. гр. 2 мл. гр. средняя старшая подготов.
Графитный карандаш          
Цветные карандаши          
Кисти          
Гуашь          
Акварель          
Восковые мелки          
Фломастер          
Уголь          
Сангина, пастель          

 

2. Найти определения названий изобразительных материалов.

3. Выписать из книги Т.С. Комаровой (Формирование графических навыков у дошкольников. – М.: Просвещение, 1970.) правила работа карандашом и кистью, правила подготовки гуаши.

4. Создать изображения любого животного, передавая его фактуру на одном рисунке карандашом, на другом - гуашью (оба изображения выполнить на формате А-4).

5. Составить цветовую палитру двух времен года или нарисовать один натюрморт в теплом и холодном колорите (на выбор).

.

Тема 2. Выразительные возможности цвета. Фоны.

Создание рисунков с использованием нетрадиционных

Материалов и техник

Задания К ЗАЧЕТУ

1. На основе самостоятельно подобранной литературы, изучить различные техники создания фонов, выписать описание 5 фонов и подготовить их (каждый на ½ формата А-4 плотной бумаги)

ü Равномерное насыщение фона естественными красителями (чайная заварка, кофе, свекольный отвар) – 1 фон на выбор;

ü Равномерное насыщение фона искусственными красителями (раствор гуаши или акварели, зеленки, марганца…) – 1 фон на выбор

ü Рисование по сырому фону или лессировка – 1 фон

ü Бумага под мрамор – 1 фон любым способом

ü Способ «набрызга» – 1 фон

 

2. На основе самостоятельно подобранной литературы, изучить нетрадиционные материалы и техники рисования. Подготовить рисунки, выполненные с их применением (5 из предложенных ниже представить на ½ формата А-4 плотной бумаги):

ü «ниткография»,

ü «витраж»,

ü «кляксография»,

ü «набивка»,

ü «монотипия»,

ü «пальцевая живопись»,

ü «рисование солью»,

ü «рисование с помощью мыльных пузырей»,

ü «граттаж»

Тема 3. Декоративное рисование как вид изобразительной деятельности

Цель: формирование у студентов знаний о простых и сложных элементах декора, о способах композиционного построения узора и орнамента, о специфике применения средств выразительности при создании образа изделия в контексте конкретного промысла; формирование умений украшать опредмеченную форму простыми элементами декора и в контексте конкретного промысла (Дымка, Городец, Хохлома, Мезень).

Практическое занятие 1

Техника рисования простых элементов узора

Оборудование: 3 плотных листа формата А-4, 2 мягких кисти для рисования (№3-5), гуашь, тканевая салфетка, отточенный карандаш ТМ.

Ход занятия:

1. Постановка цели и задач занятия;

2. Актуализация у студентов знаний

- о специфике декоративного рисования, его значение для развития ребенка;

- о задачах обучения декоративному рисованию;

- о простых элементах декора (линии (прямые и волнистые) кистью плашмя и концом ворса, примакивание, мазок с протяжкой, переходный мазок, трилистник, девятилистник, восьмилистник или цветочная розетка, точки, горошины, обрамляющая дужка, гжельский мазок);

- о технике рисования элементов;

- о вариантах композиционного построения узора в разных формах.

3. Формирование умений рисовать простые элементы, создавать разные композиции в геометрических формах.

4. Подведение итогов: обобщение изученного, формулировка выводов.

Литература:

1. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1997. (глава рисование)

2. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. – М.: Владос, 2006. – (глава рисование).

3. Основная общеобразовательная программа для дошкольников «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.

4. Ковальская Е.Г. Декоративное рисование в детском саду. – М.: Просвещение, 1972 (наглядный материал).

Задание:

1. Выписать определение понятия «декоративное рисование», его виды, значение в развитии личности дошкольника.

2. На основе анализа источника 3 составить таблицу усложнения программных задач обучения декоративному рисованию.

Таблица 1

Усложнения программных задач обучения дошкольников декоративному рисованию

Группа   Изобразительные навыки Технические навыки
форма цвет композиция элементы Владение материалами
Ср. гр. Ст. гр. Подгот. гр.          

Задания К ЗАЧЕТУ

1. Составить таблицу простых элементов декоративного узора.

2. Составить узор из простых элементов декоративного узора в полосе.

3. Заполнить таблицу «Усложнения программных задач обучения дошкольников декоративному рисованию».

Тема. Предметное рисование как вид изобразительной деятельности

Цель: формирование у студентов знаний о специфике предметного изображения, о форме, пропорциях, строении (конструкции), объеме предметов и их положении в пространстве, основных группах изображаемых предметов, о типичных ошибках в изображении; формирование умений изображать отдельные предметы по этапам, вариативно, обобщенным способом и от схемы, стремясь передать выразительность изображаемого.

Лабораторная работа 1-4

Этапы рисования предметов, варианты изображения.

Формирование обобщенных способов, приемов изображения

Оборудование: альбом с плотными листами или папку для черчения, 2 мягких кисти для рисования разных номеров, набор гуаши, тканевая салфетка, отточенный карандаш ТМ, линейка, 1 газета.

Ход занятия:

1. Постановка цели и задач занятия;

2. Систематизация у студентов знаний:

- о специфике предметного рисования, его значении для овладения изобразительной деятельностью;

- о задачах обучения предметному рисованию в дошкольном возрасте;

- об основных темах изображения предметов;

- о типичных ошибках в изображении предметов детьми.

- об этапах рисования предмета, вариантах изображения одного предмета.

- о приемах изображения основных групп предметов «Деревья», «Транспорт», «Птицы», «Животные», «Человек».

3. Формирование умений изображать отдельные предметы от обобщенного варианта изображения до образа конкретного предмета в контексте основных тем предметного рисования

4. Подведение итогов: обобщение изученного материала, формулировка выводов.

Литература:

1. Вершинина Н.А. Предметное рисование в дошкольном возрасте. – Северодвинск: ПГУ, 1994.

2. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М., 1997. (глава рисование)

3. Казакова Т.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества. – М.: Владос, 2006. – (глава рисование).

4. Основная общеобразовательная программа для дошкольников «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.

Интернет-ресурсы

  1. www.ict.edu.ru/lib
  2. www.pedlib.ru
  3. www.knigopotok.ru

Задание:

  1. Выписать определение предметного рисования, его значение в развитии изобразительной деятельности.
  2. Составить таблицу усложнения программных задач обучения детей предметному рисованию (источник 3).

Таблица 1

Усложнения программных задач обучения дошкольников предметному рисованию

Группа Изобразительные задачи Технические задачи темы
рисунок цвет композиция материалы Формообраз. движения
2 мл.гр. ср. гр. Ст. гр. подгот.            

Задания К ЗАЧЕТУ

1. Заполнить таблицу «Усложнения программных задач обучения дошкольников предметному рисованию».

2. Создать образцы изображения предметов для каждой возрастной группы по темам: «Деревья», «Транспорт», «Овощи и фрукты», «Птицы», «Животные», «Человек», учитывая характерные особенности каждого предмета.





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.