Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы креативного взаимодействия




Среди групповых методов, используемых в процессе разработке стратегий используются способы, позволяющие реализовать эффект усиления членов команды разработчиков за счет их активного взаимодействия. К таким методам следует в первую очередь отнести следующие[94]:

1. Метод мозгового штурма

2. Метод Дельфи

3. Методы, использующие карточки

4. Метод «синектики»

5. Метод коллективных ассоциаций

6. Метод фокальных объектов

7. Метод гирлянд ассоциаций

8. Метод морфологического анализа

9. Метод сценариев

10. Метод Гордона

11. Метод целевых обсуждений

12. интегральный метод «Метра»

13. Метод дерева целей

14. Метод номинальных групп

Например, методы, использующие карточки включают в себя метод анкетированию Кроуфорда, метод 635, техники расчленения и построения диаграммы родового сродства (см. рис. 2.15), каждый из которых позволяет активизировать поиск стратегически значимых решений.

Метод анкетирования Кроуфорда

Его можно реализовать двумя путями:

· С использованием карточек. В этом случае идеи записываются на маленьких карточках и могут циркулировать (хотя метод не предусматривает этого) среди участников так, чтобы можно было добавить сопутствующие идеи или расширить ранее высказанную идею, добавляя новые элементы.

· С использованием стендов. В этом случае идеи записываются на досках или на стендах. Участники ходят вдоль этих стендов, как в галерее, и добавляют сопутствующие идеи или расширяют указанные ранее идеи, добавляя новые элементы.

Метод анкетирования Кроуфорда: · с использованием карточек · с использованием стендов
  Карточки

Метод 635: · Шесть участников · По три варианта решений · За пять минут  
  Диаграмма родового сходства: · Постановка задачи · Перегруппировка карт · Построение диаграммы · Улучшение диаграммы · Приоритеты действий : Техника расчленения: · Части целого · Признаки частей · Значение каждого признака · Ранжирование признаков

 

Рис. 2.15. Сочетание методов, основанных на использовании карточек

Процедура заключается в следующем.

1. Также как и в классическом методе мозгового штурма, начинать надо с четкого определения предмета штурма. Его название надо написать на доске или на каждой отдельной карточке каждого участника, если используется метод с карточками.

2. Участники записывают свои идеи либо на карточках, либо на досках. Нужно стараться дать точную формулировку идеи. Иначе придется снова обращаться к автору за дополнительными разъяснениями.

3. Участникам разрешается делать добавления к идеям других авторов. В этом случае дополнительный эффект получается от слияния различных идей и от развития ранее высказанной идеи.

4. В заключение, высказанные идеи подвергаются устному обсуждению в группе. Все идеи желательно рассортировать на классы.

Никакая из форм открытойоценки предложений не допустима. Это повышает требования к точности формулировки высказываемых идей. Итоговый документ, в котором выполнено предварительное суммирование всех идей, уже может открыто обсуждаться группой. При достижении согласия выработанные идеи используются в дальнейшей работе.

«Метод 635»

Каждому участнику (в идеальном случае их шестеро) вручается карточка (лист бумаги) с записанным на ней вопросом. В течение последующих пяти минут участник набрасывает три варианта решения проблемы, затем протягивает свою карточку соседу слева, а от соседа справа в свою очередь получает его карточку с тремя другими предложениями. В идеале он ими вдохновляется и в последующие пять минут добавляет к ним три новые идеи, затем передает карточку дальше налево. Сеанс заканчивается, когда каждый из участников сделал записи на каждом листе, — примерно через полчаса. За это время должно появиться 6 × 3 × 6 = 108 решений проблемы. Оценка проводится так же, как и при «мозговом штурме».

В рамках «метода 635» участники работают в условиях ощутимого давления, как еще говорят: в условиях «креативного стресса». Поэтому каждый участник вынужден сконцентрироваться, он не может спрятаться внутри группы или пуститься в пустую болтовню, как это иногда бывает в групповой работе. Например, магистранты дневной формы обучения (вчерашние бакалавры) согласно учебному плану в первом году обучения, должны пройти педагогическую практику, возникает проблема боязни аудитории. Решения магистрантов такой проблемы собраны методом 635 и приведены в приложении 8.

Техника расчленения

Этот метод включает четыре последовательных шага. Существо метода заключается в одновременной обозримости всего множества элементов, подлежащих преобразованию, т.е. в активизации не только аналитических возможностей левого полушария головного мозга человека, но и синтетических - правого.

Вначале все составные части конструкции (предмета, услуги, товара и т.д.), подлежащей совершенствованию, записывают на отдельные карточки.

Затем на каждой карточке последовательно перечисляют максимальное количество характерных признаков соответствующей части.

После этого необходимо оценить значение и роль каждого признака для функций данной части (должны ли они оставаться неизменными с точки зрения реализации своих функций). Необходимо подчеркнуть разными цветами: те признаки, которые совсем нельзя менять; те, которые можно менять в заданных пределах; и те, которые можно менять в любых пределах.

В заключение все карточки выкладываются на стол одновременно и анализируются как общее поле приложения усилий.

Диаграмма сродства [95]

Метод «диаграмма сродства» (или диаграмма родового сходства) был разработан в 60-х годах прошлого столетия в Японии профессором антропологии Кавакито Джиро и в честь его имени часто называется методом К. Джей. Метод направлен на прояснение сложных ситуаций.

В методе можно выделить шесть самостоятельных фаз.

1). Участники собираются в комнате с большой доской. Название предмета обсуждения пишется большими буквами в верхней части доски, предпочтительно без использования специальных терминов и подчеркивается. Предмет обсуждения должен быть написан в форме вопросительного предложения. Выбор темы может быть предметом небольшой мозговой атаки под управлением руководителя группы.

2). Цель второй фазы – собрать информацию в форме «замечаний» о проблеме, включающую опыт всех участников групповой работы.

Выдвигаемые идеи или решения определяются методом мозгового штурма и открыто обсуждаются в течение нескольких минут. Руководитель группы раздает примерно 20 клейких карточек, на которых каждый из участников записывает свои замечания. Каждое замечание должно быть выражено в форме короткого законченного предложения.

Руководитель группы должен обеспечить единое понимание участниками смысла замечаний, содержащихся в каждой карточке. С этой целью он по очереди приклеивает карточки на доску и зачитывает их содержание, предлагая авторам замечаний прокомментировать их и ответить на вопросы группы. При необходимости содержание карточки корректируется или переписывается вновь.

Затем карточки приклеиваются к доске в произвольном порядке.

3). Не говоря ни слова, без какой-либо дискуссии, участники должны передвигать карточки по доске так, чтобы получились группы со взаимосвязанными замечаниями и решениями. Это перегруппирование делается не на основе логики, а на основе интуиции и чувствительности каждого из участников, его впечатления от того, что «две или три карточки могут что-то сообщить друг другу», что оправдывает название метода «Диаграмма родового сходства».

Обычная ситуация заключается в том, что карточки передвигаются вперед и назад много раз, пока они не займут нужных мест.

В зависимости от числа выдвинутых идей, вся процедура может занять час или более времени. Альтернатива заключается в том, что, с одной стороны, время можно ограничить, с другой стороны — это время можно установить достаточно продолжительным (целый рабочий день, несколько дней, неделя). В течение всего этого времени участники подходят к доске и передвигают карточки всоответствии с их внутренними предпочтениями.

4). По окончании процедуры группировки карточек участники эксперимента обсуждают окончательную форму результата. С учетом полученных объяснений, почему те или иные карточки оказались на конкретных местах, возможны еще дополнительные перемещения карточек.

Каждая группа из 2 или 3 карточек получает «название», которое будет написано красным маркером на новой карточке. Общее число полученных групп не должно превышать 5-10. Большие группы можно поделить на подгруппы более низких уровней.

Построение затем продолжается с использованием карточек с «названиями», следуя в точности правилам, установленным для группирования разрозненных карточек. Эти новые (второго уровня) группы будут состоять из карточек с названиями и относящихся к ним карточек с «замечаниями».

В группе могут быть максимально три карточки с названиями. Перегруппирование легче идет, если первичные карточки наклеены под соответствующими «названиями».

Затем члены группы дают название для каждой группы карточек 2-го уровня, которое пишется голубым фломастером (маркером) на новой карточке.

Построение продолжается до тех пор, пока количество групп станет не больше пяти. В случае необходимости возможно создание 3-го уровня с использованием зеленых карточек.

5). Теперь можно вычертить искомую диаграмму сродства. Для этого выделенные группы вместе с названиями заключаются в прямоугольники. Прямоугольники соединяют стрелками для указания связей между группами.

Индивидуальные карточки и карточки-заголовки 1-го уровня приклеиваются там, где они были помещены (не приклеивайте карточки-названия 2-го и 3-го уровней и карточки со знаками отношений). Участники группы делают это сообща.

Обводящая линия для группы первого уровня рисуется теперь черным фломастером. Аналогичные второму уровню - зеленым, а аналогичные третьему уровню - черным.

Заглавия второго уровня пишутся голубым прямо на картоне над соответствующими кругами. Заголовки 3-го уровня пишутся зеленый. Стрелки рисуются красным на картоне.

6). Заключительный этап — оценка полученной диаграммы сродства с учетом ее дальнейшего использования. Здесь важно определить приоритеты для дальнейших действий, направленных на решение проблемы. Эти приоритеты определяются голосованием, в котором каждый участник голосует за три группы в порядке важности, используя 3 клеящиеся цветные точки (красная - 3 очка, голубая -2 очка, зеленая - 1 очко). Каждый участник имеет 6 очков. Голосование проходит по группам 1-го уровня, а не по группам 2-го и 3-го уровня.

В группах (прямоугольниках) содержатся различные предлагаемые решения рассматриваемой проблемы. Эти решения могут влиять друг на друга. Следовательно, предлагаемые решения проблемы должны рассматриваться во взаимосвязи при разработке итоговых решений.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...