Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Упражнение для расширения сознания




Это упражнение я уже приводил в своей книге «Сила Намерения». Оно поможет вам расширить ваше сознательное восприятие и хорошо ориентироваться во всех трех системах представления.

Выполняется в несколько этапов.

1. Опишите какое-либо событие в своей жизни, используя только визуальные термины: яркий, увидеть, посмотреть, цвет, выглядеть и др.

Например, вы описываете свой поход в театр:

«... И когда я вошел в зал, то увидел много людей. Каждый был одет очень красиво, торжественно. Было много света. Огромные прожекторы освещали сцену. Я увидел свое место в четвертом ряду и сел на него. После чего я осмотрелся по сторонам. На стенах высели большие картины...»

 

2. Теперь опишите ту же ситуацию с использованием только аудиальных (которые относятся к тому, что мы слышим) терминов.

«... В зале было очень шумно. Люди разговаривали друг с другом. Одни говорили громко, другие – тихо, чтобы не мешать окружающим. Я слышал обрывки разных фраз. Я не стал прислушиваться к чужим разговорам, а сосредоточился на музыке. Вдруг раздался звонок. За ним еще один и еще один. В зале сразу стихло и люди быстро стали рассаживаться по своим местам. Было слышно, как скрипят кресла...»

 

3. Теперь используйте только кинестетические слова (то есть свои ощущения).

«... Сидя на своем месте, я ощущал всю торжественность обстановки. Мне было очень приятно, что я попал на премьеру. То чувство радости, которое я испытывал, трудно было сравнить с чем-либо. Мне было хорошо и легко. И место мне досталось очень удобное. Кресло было мягкое. Оно было обито бархатной тканью, которая была приятна на ощупь. Мне нравилось проводить по ней рукой и испытывать снова и снова эти ощущения...»

 

4. А теперь используйте все три системы: и визуальную, и слуховую, и кинестетическую.

«... В зале было очень красиво и торжественно. Играла музыка, сцена освещалась со всех сторон. Было много людей. Мужчины и женщины были одеты очень красиво. Я себя чувствовал очень легко и радостно. Ведь я люблю театр. Было видно, что люди возбуждены в ожидании зрелища. Одни разбились на группы и громко что-то обсуждали. Другие молчаливо и задумчиво сидели на своих креслах. Вдруг раздался звонок, и я решил занять свое место. Когда я сел, то обратил внимание, что кресло было очень удобным. И место было очень хорошим – вся сцена лежала передо мной. Мне повезло...»

 

Поза и жесты

В последнее время вышло очень много книг о позах и жестах человека. В них подробно описывается, какой жест и какая поза что означают. Одна поза означает покровительство, другая – уверенность, третья – смущение и т.д.

Моё мнение – такой подход к общению неэффективен. Мало того, он уводит от главного, от сути. И вы поймете почему.

Язык тела не работает, как слова. Он работает по-другому. Движения тела передают не содержание, а информацию о процессе общения!

Не всегда наличие указательного пальца в носу или чесание в затылке означает задумчивость. А скрещенные руки на груди – закрытость. Не нужно фантазировать по этому поводу. Вы все равно не можете до конца понять смысл того или иного жеста человека, пока не станете им самим. Да это и не нужно.

Вообще будьте осторожны с жестами. В разных культурах один и тот же жест может иметь совершенно различный смысл.

 

Один крестьянин пришел к ксёндзу и попросил дать ему во временное пользование небольшой кусок земли, которая принадлежала церкви.

- Этот кусок земли давно заброшен и никем не обрабатывается, - сказал крестьянин, - а у меня большая семья.

Ксёндз задумался.

- Ну ладно, - сказал он, - я дам тебе эту землю. Но только в том случае, если ты выиграешь наш спор.

- Какой спор? – спросил крестьянин испуганно.

- Мы будем спорить без слов, - сказал ксёндз. – Сначала я буду говорить с тобой жестами, а потом – ты.

Ксёндз показал крестьянину палец.

Крестьянин, не долго думая, показал ему два пальца.

Ксёндз удивился.

- Ну надо же, - подумал он, - как мудро этот крестьянин ответил на мой вопрос. Я показал ему, что Бог один, а он ответил мне, что мир двойственный.

Теперь ксёндз положил на стол яблоко. «Жизнь – это рай», - хотел сказать он.

Крестьянин порылся в своей сумке и положил рядом с яблоком луковицу.

«Но есть в нём и слёзы», - «прочитал» послание служитель церкви.

- Ты выиграл, - воскликнул ксёндз, - забирай землю.

Крестьянин пришел домой счастливый.

- Ну что? – спросила жена, - дал он землю?

- Да, - ответил крестьянин, - я выиграл её в споре.

- В каком споре? – удивилась жена.

- Мы говорили с ним не словами, а жестами, - объяснил жене крестьянин. - Сначала он показал мне палец, что означало: «Я выколю тебе глаз».

Я не растерялся и показал ему два пальца: «Я выколю тебе оба глаза».

Тогда он удивился и достал яблоко, что означало: «Это мой завтрак».

Я же выложил на стол луковицу: «А это – мой».

После этого он сказал, что я выиграл и отдал мне кусок земли.

 

Наша с вами задача – научиться присоединяться к позе и характерным жестам собеседника, чтобы говорить на одном с ним языке и сделать процесс общения максимально эффективным.

 

Упражнение

Потратьте еще одну неделю на то, чтобы научиться хорошо присоединяться к позе и жестам кого-нибудь из ваших близких или друзей.

Если человек стоит, скрестив руки на груди, то и вы встаньте в такую же позу. Не думайте о том, что это могло бы означать. Просто присоединитесь к нему. Если сидит нога на ногу, то и вы сядьте так же. Если ковыряется в носу, – ни в коем случае не делайте так! Не доводите все до абсурда. Некоторые жесты не надо копировать буквально. Можете просто почесать свой нос.

В общем, ведите диалог с человеком в его позе.

 

Дыхание

Дыхание, как и сердцебиение, - это такое поведение человека, которое им, как правило, не осознаётся. Поэтому, если вы присоединитесь к дыханию, то это окажет на него очень сильное влияние.

 

Упражнение

Найдите для себя время и возможность и поупражняйтесь в течение следующей недели в присоединении к дыханию человека.

Существует несколько вариантов присоединения к дыханию партнёра.

Первый – дышать с тем же ритмом и глубиной, что и он.

Второй – синхронизироваться движением своей руки с подъёмом и опусканием его грудной клетки.

И третий способ – соизмерять темп своей речи с движением грудной клетки партнёра.

Например, говорите только тогда, когда собеседник делает выдох, и сделайте паузу, когда он делает вдох.

 

Тон голоса, тембр, интонация

Внимательно слушайте собеседника. Отмечайте тон, тембр и интонации его голоса.

 

Упражнение

Всю следующую неделю постарайтесь копировать тон, тембр и интонации собеседника.

 

Характерные слова

У многих людей (если не у каждого) есть характерные слова, которые они любят употреблять при общении. Это могут быть не только слова-паразиты, типа «вот», «значит», «так сказать» или откровенное «бля».

Когда я спросил одного человека:

- А для чего вы употребляете такие слова?

Он ответил:

- Для связки слов.

Так почему бы и вам не связать свою речь такими словами, раз ваш собеседник пользуется ими? Даже если это будут матерные слова, – не постесняйтесь употребить и их. Просто ради эксперимента.

 

Упражнение

Потратьте еще неделю на то, чтобы научиться быстро выделять в речи собеседника его характерные слова. А потом попробуйте строить свою речь с использованием этих слов. Встраивайте эти слова в свою речь «для связки слов». Отметьте результат.

 

Глазные сигналы доступа

Когда вы будете учиться эффективному общению, я посоветовал бы вам поменьше внимания обращать на сознательные ответы человека. Они несут мало информации о его модели мира. Зато подсознательная информация всегда даётся нам в избытке.

Ещё до того, как человек сформулирует свой ответ, его глаза начинают совершать определённые движения, указывая тем самым, какую репрезентативную систему он использует.

Не зря говорят, что глаза – зеркало души. Ведь именно по глазам очень легко можно определить, к какого рода информации человек получает доступ в своём подсознании. Он либо видит образы внутри себя, либо слушает сам себя, либо сосредоточивается на чувствах, которые собирается вам описать. В любом случае его глаза расскажут вам об этом. Причём движения глаз являются бессознательными, и мы не можем сознательно их контролировать.

 

Вспомните фильм об известном русском революционере Камо. Его поймали и пытали с целью узнать нужную информацию. Но он притворился невменяемым. Он никак не реагировал на боль. И только опытный психиатр, которого пригласили поставить диагноз, понял, что революционер здоров. Он понял это по его глазам. В то время как мышцы тела оставались нечувствительны, зрачки реагировали. Но психиатр, восхищённый мужеством революционера, не выдал его.

 

Упражнение.

Задайте своим близким или друзьям несколько вопросов. Предупредите их, чтобы они просто нашли ответы на эти вопросы, но не произносили их вслух.

Вопросы будут иметь отношение к одной из трёх репрезентативных систем человека поочерёдно. Например:

Визуальная система

- Какого цвета глаза у вашей матери?

- Сколько дверей в вашем доме?

- Представьте себя в средневековой одежде с большим париком.

- Представьте желтого бегемота в синюю полоску.

Одни из этих вопросов заставляют человека получить доступ к воспоминаниям, другие – конструировать картинку. Внимательно наблюдайте за движением глаз.

 

Слуховая система

- Какого рода музыку вы предпочитаете слушать?

- Послушайте вашу любимую песню.

- Как звучит голос вашей матери?

- Как будет звучать будильник, если его накрыть металлическим ведром?

Первые три вопроса относятся к воспоминаниям, как и в предыдущем случае. Последний вопрос требует создания нового звука. Поэтому и движения глаз будут разные.

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.