Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ценообразование в общественном питании.




Ценообразование в общественном питании имеет свои особенности.

Цена на блюда является разновидностью розничной цены, но в силу специфики деятельности (реализуются блюда, состоящие из различных ингредиентов) есть общие моменты со сферой производства: на каждое блюдо составляется калькуляционная карточка. В отличие от промышленности в калькуляции цены учитывается только стоимость сырьевого набора каждого блюда (без НДС), к которому прибавляется определенная сумма наценки и сумма НДС, рассчитанная в соответствии с действующим порядком.

В калькуляционной карточке указаны: состав сырьевого набора блюда, норма, цена приобретения (без НДС) и рассчитана стоимость сырьевого набора. К полной стоимости сырьевого набора прибавляются:

сумма наценки, рассчитываемая по формуле (3.35):

где Н– сумма наценки предприятия общественного питания, руб.;

Ун– уровень наценки,%;

Сс– стоимость сырьевого набора по ценам приобретения без НДС, руб;

сумма НДС, определяемая по формуле (3.36):

Таким образом, в общественном питании путем калькуляции определяют не полную себестоимость, а продажную цену блюда, и все затраты предприятия покрываются за счет наценки. Цена блюда зависит от стоимости сырьевого набора и размера наценки, а стоимость сырьевого набора – от того, по каким ценам приобретают товары и сырье (закупочным, отпускным, розничным, ценам закупки). Так как на уровень этих цен оказывают влияние общий уровень и динамика цен региона, города, то возможности предприятия влиять на стоимость сырьевого набора ограничены выбором каналов поступления продовольственных товаров и сырья.

Что касается уровня наценки, то в соответствии с порядком регулирования цен ее размер практически ничем не ограничен, исключение составляют лишь предприятия общественного питания, расположенные при учебных заведениях, наценка в которых должна быть не более 60 %.

Анализ практики ценообразования в предприятиях общественного питания показал, что размер наценки может дифференцироваться по самым разнообразным признакам.

От уровня наценки на продукцию и товары зависит размер и уровень дохода, получаемого предприятием, за счет которого оно покрывает затраты на производство, реализацию и организацию потребления продукции собственного производства и товаров и получает прибыль. Зависимость между уровнем дохода и наценки такая же, как и в розничной торговле.

16. Ценообразование на рынке бытовых услуг.

Согласно Перечню № 943 к социально значимым бытовым услугам, цены (тарифы) на которые регулируются Минэкономики, облисполкомами и Минским горисполкомом, относятся следующие оказываемые населению услуги:

- парикмахерских (кроме услуг салонов и салонов типа «Люкс»);

- бань и душевых;

- прачечных (включая прачечные самообслуживания);

- ритуальные (в пределах минимума похоронного ритуала);

- физкультурно-оздоровительные для детей до 16 лет;

- химическая чистка;

- ремонт обуви;

- документальное фото.

С учетом норм постановления Минэкономики РБ от 30.11.1999 № 163 «Об утверждении перечня социально значимых товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Министерством экономики» тарифы на перечисленные выше социально значимые бытовые услуги регулируются облисполкомами и Минским горисполкомом. Предельные тарифы на социально значимые бытовые услуги устанавливаются в размере не выше 30%, если облисполкомами и Минским горисполкомом не установлен иной размер рентабельности.

Цены на бытовые услуги, не входящие в Перечень № 943, органами государственного управления, облисполкомами и Минским горисполкомом не регулируются, а утверждаются руководителями организаций самостоятельно.

Во исполнение постановления Совета Министров РБ от 06.01.1999 № 14 «Об отдельных вопросах развития бытового обслуживания населения Республики Беларусь» и в целях повышения уровня экономической обоснованности цен и тарифов на бытовые услуги, оказываемые населению, Минэкономики РБ постановлением от 22.07.1999 № 79 утвердило Положение о формировании предельных цен и тарифов на бытовые услуги, оказываемые населению (далее - Положение № 79).

В Положении № 79 установлен порядок ценообразования на бытовые услуги, оказываемые населению, обязательный для организаций всех форм собственности.

Цены и тарифы на бытовые услуги, оказываемые населению, формируются в соответствии с Положением о порядке формирования и применения цен и тарифов, утвержденным постановлением Минэкономики РБ от 22.04.1999 № 43 (далее - Положение № 43), на основе плановой себестоимости, всех видов установленных налогов и неналоговых платежей, прибыли с учетом качества услуг и конъюнктуры рынка, а также с учетом отраслевых особенностей, установленных Положением № 79.

Согласно требованиям Положения № 79 и с учетом требований Положения № 43 плата за бытовые услуги определяется организациями:

- на основе цен (тарифов), утвержденных руководителем организации по каждому наименованию работ (услуг);

- на основе цен (тарифов), содержащихся в прейскурантах на соответствующие виды услуг, ранее утвержденных органами ценообразования, с применением к ним повышающих коэффициентов, утверждаемых руководителем организации или органами ценообразования.

Плата за бытовые услуги единичного характера, на которые отсутствуют цены (тарифы), утвержденные в установленном порядке, определяется исходя из стоимости нормо-часа, утвержденной руководителем организации, и расчетных норм времени на выполнение услуг, согласованных с заказчиком.

Включение затрат в себестоимость бытовых услуг производится в соответствии с Основными положениями по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденными Минстатом 30.01.1998 № 01-21/8, Минтрудом 30.01.1998 № 03-02-07/300, Минфином 30.01.1998 № 3 и Минэкономики РБ 26.01.1998 № 19-12/397, и отраслевыми методическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг).

Формирование цен и тарифов на бытовые услуги осуществляется всеми организациями на основе экономически обоснованных норм и нормативов основных материальных и трудовых затрат, разработанных и утвержденных государственным объединением «Белбыт». По тем видам бытовых услуг, на которые нормы и нормативы основных материальных и трудовых затрат ГО «Белбыт» не утверждены, цены и тарифы формируются на основе норм и нормативов, утвержденных руководителем организации.

Процесс формирования цен на бытовые услуги предприятиями и организациями бытового обслуживания населения может осуществляться как с учетом, так и без учета стоимости используемых материалов. Как правило, цены и тарифы на бытовые услуги устанавливаются по стоимости обработки, т.е. без учета стоимости основных материалов, запасных частей и фурнитуры, которые оплачиваются заказчиками дополнительно (ремонт сложной бытовой техники, радио- и телеаппаратуры, пошив и ремонт швейных изделий, ремонт мебели и т.п.).

Рентабельность (Р) при формировании тарифов на бытовые услуги исчисляется как отношение прибыли (П) к себестоимости (С) обработки (без учета стоимости основных и вспомогательных материалов) вне зависимости от того, включается стоимость материалов в цены на бытовые услуги или дополнительно оплачивается заказчиками:

Р = П / С х 100%.

Стоимость используемых при оказании услуг материалов, запасных частей, фурнитуры и др. включается в тарифы на бытовые услуги или дополнительно взимается с заказчиков по ценам их приобретения с возмещением расходов на их приобретение. В расходы на приобретение включаются транспортно-заготовительные расходы организаций.

При использовании основных материалов импортного производства, закупленных по прямым контрактам с зарубежными поставщиками, их стоимость определяется в соответствии с п.2.13 Положения № 43.

В соответствии с Инструкцией о порядке реализации взимания сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки и налога с пользователей автомобильных дорог в 2006 году, утвержденной постановлением МНС РБ от 23.01.2006 № 8, организации бытового обслуживания населения, обособленные подразделения организаций, оказывающие бытовые услуги населению, исчисление целевых платежей осуществляют от объема реализации товаров (работ, услуг) без учета стоимости оплаченных населением материалов и запасных частей (при условии выделения в квитанциях на выполнение заказа или первичных учетных документах стоимости оплаченных населением материалов и запасных частей по ценам их приобретения).

Пунктом 1.3 Положения № 79 предусмотрено, что организации могут определять плату за бытовые услуги как на основе цен (тарифов), утвержденных руководителем организации по каждому наименованию работ (услуг), так и на основе цен (тарифов) прейскурантов на соответствующие виды услуг, ранее утвержденных органами ценообразования, с применением к ним повышающих коэффициентов, утверждаемых руководителем организации или органами ценообразования.

Если организация утверждает тарифы на каждый вид услуг (работ), то в соответствии с Указом № 285 и постановлением Совета Министров РБ от 10.02.1999 № 209 «О некоторых мерах по усилению контроля за соблюдением дисциплины цен» плановая калькуляция с расшифровкой статей затрат составляется соответственно на каждый вид работ (услуг).

Рассмотрим порядок формирования цены на услугу по ремонту одежды.

В первую очередь на основе норм и нормативов материальных и трудовых затрат, утвержденных в установленном порядке, на отдельных бумажных носителях определяются расходы по статьям «Вспомогательные материалы» и «Основная заработная плата».

Те расходы организаций, которые не могут быть непосредственно отнесены на себестоимость конкретной услуги (заработная плата управленческого персонала, расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, амортизация, коммунальные услуги, услуги связи и др.), как правило, объединяются в одну статью «Накладные расходы» и включаются в себестоимость услуг пропорционально расходам на основную заработную плату. Для этого необходимо сделать расчет процента накладных расходов.

17. Ценообразование на жилищно-коммунальные услуги.

В соответствии с подпунктом 1.9 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 6 октября 2006 г. № 604 «О мерах по повышению эффективности работы жилищно-коммунального хозяйства» Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Установить для населения:

1.1. тариф на услуги по техническому обслуживанию жилых домов в размере 500 рублей в месяц за 1 кв. метр общей площади жилого помещения;

1.2. цены на газ природный и сжиженный согласно приложению 1;

1.3. тарифы на коммунальные услуги в следующих размерах:

на электрическую энергию согласно приложению 2;

на тепловую энергию для нужд отопления и горячего водоснабжения – 63 150 рублей за 1 Гкал;

на холодное водоснабжение – 900 рублей за 1 куб. метр;

на канализацию – 550 рублей за 1 куб. метр;

за пользование лифтами – 2200 рублей с одного проживающего в месяц;

1.4. исключен;

1.5. цены (тарифы) на жилищно-коммунальные услуги, обеспечивающие полное возмещение экономически обоснованных затрат на их оказание, согласно приложению 3.

Указанные цены (тарифы) применяются для расчетов с населением в случаях, предусмотренных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25 августа 1999 г. № 1332 «Об упорядочении расчетов населения за пользование жилыми помещениями и коммунальными услугами» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., № 68, 5/1526; 2010 г., № 106, 5/31739).

2. Наниматели, собственники жилых помещений, члены организаций застройщиков, жилые дома (квартиры) которых оснащены многотарифными электронными приборами учета электрической энергии или автоматизированными системами контроля и учета электрической энергии, производят оплату потребленной электрической энергии по выбору исходя из:

дифференцированных по временным периодам тарифов;

одноставочного тарифа.

Для расчетов за электрическую энергию по дифференцированным тарифам в выходные и праздничные дни применяются тарифы, установленные на период минимальных нагрузок.

3. Исключен.

4. Признать утратившим силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16 декабря 2008 г. № 1942 «Об установлении для населения тарифов на услуги по техническому обслуживанию жилых домов, цен и тарифов на коммунальные услуги» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 304, 5/28965).

5. Министерству экономики, Министерству жилищно-коммунального хозяйства и Министерству энергетики до 1 августа 2011 г. внести предложения по дифференциации оплаты жилищно-коммунальных услуг в зависимости от качества оказания, объема этих услуг и месторасположения жилых помещений.

6. Настоящее постановление вступает в силу с 1 февраля 2011 г.

18. Особенности ценообразования на рынке транспортных услуг.

Транспортные тарифы – это система ставок платы за провоз и сборов, получаемых всеми видами транспорта от клиента.

Транспортный тариф – это цена за перемещение материального объекта в пространстве. Транспортные тарифы включают тарифы на грузовые перевозки и пассажирские тарифы. Грузовой транспорт, доставляя продукцию от производителей к потребителю, увеличивает ее стоимость. Пассажирский транспорт оказывает услугу. В связи с этим формирование пассажирских тарифов относится к сфере оказания услуг.

В основе грузовых тарифов лежат общественно необходимые затраты труда по доставке груза, что определяет стоимость перевозки, денежным выражением которой является транспортный тариф. Затраты на перевозку груза складываются из расходов на начально-конечные операции и расходов на его транспортировку. Расходы на начально-конечные операции включают затраты, связанные с формированием составов, погрузкой и разгрузкой их на пунктах отправки и прибытия груза. Движенческие операции включают расходы по передвижению груза, по содержанию путей сообщения, связи и другие.

Расходы на начально-конечные операции не связаны с дальностью перевозки и зависят только от объема груза, поэтому в расчете на 1 т они остаются постоянными.

Движенческие расходы зависят от дальности перевозки. В расчете на 1 т груза они возрастают прямо пропорционально расстоянию перевозки. Таким образом, расходы по перевозке складываются из расходов по начально-конечным операциям и движенческих расходов.

Себестоимость транспортной продукции может быть представлена следующей формулой:

С = Р + ЗД,

где С – себестоимость перевозки 1 т груза;

Р – расходы на начально-конечные операции на 1 т груза;

З – затраты на передвижение 1 т груза на 1 км;

Д – расстояние, км.

Выделение расходов на начально-конечные и движенческие операции позволяет устанавливать двухставочные тарифы. Такие тарифы точнее отражают реальный процесс формирования общественно необходимых затрат труда, обеспечивают примерно равную рентабельность на всех расстояниях перевозки, позволяют упростить прейскуранты на перевозку грузов. На отдельных видах транспорта тарифы формируются особым образом. На водном транспорте ставки на начально-конечные операции наиболее высокие, минимальная ставка на начально-конечные операции – на автомобильном транспорте.

Уровень транспортных издержек различается по регионам страны. Наиболее сильно дифференциация транспортных издержек выражена на речном и автомобильном транспорте, так как на себестоимость перевозки этими видами транспорта существенное влияние оказывают природно-климатические условия.

19. Формы государственного ценового регулирования.

Государственное регулирование цен в экономике страны позволяет с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых рычагов воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы. Государственное регулирование дает возможность преодолеть недостатки, свойственные рыночной системе, связанные с социальным неравенством и неравномерным распределением доходов, рациональным природопользованием и охраной окружающей среды, развитием сфер, необходимых обществу в целом: образование, наука и культура, здравоохранение и др.

Государственное регулирование цен обычно осуществляется с помощью косвенного и прямого методов.

К косвенному регулированию относятся меры, воздействующие на спрос, предложение, уровень конкуренции и другие факторы макроэкономической сбалансированности и таким образом влияющие на уровень и динамику цен. К ним можно отнести целый арсенал средств по реформированию экономики и совершенствованию механизма хозяйствования, в частности такие, как принятие и совершенствование антимонопольного законодательства, стимулирование малого предпринимательства, обоснованная налоговая политика, разгосударствление и приватизация, предоставление дотаций и субсидий, сокращение бюджетного дефицита, контроль и регулирование доходов населения и другие меры.

Государственное регулирование цен в экономике страны позволяет с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых рычагов воздействовать на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы. Государственное регулирование дает возможность преодолеть недостатки, свойственные рыночной системе, связанные с социальным неравенством и неравномерным распределением доходов, рациональным природопользованием и охраной окружающей среды, развитием сфер, необходимых обществу в целом: образование, наука и культура, здравоохранение и др.

Государственное регулирование цен обычно осуществляется с помощью косвенного и прямого методов.

К косвенному регулированию относятся меры, воздействующие на спрос, предложение, уровень конкуренции и другие факторы макроэкономической сбалансированности и таким образом влияющие на уровень и динамику цен. К ним можно отнести целый арсенал средств по реформированию экономики и совершенствованию механизма хозяйствования, в частности такие, как принятие и совершенствование антимонопольного законодательства, стимулирование малого предпринимательства, обоснованная налоговая политика, разгосударствление и приватизация, предоставление дотаций и субсидий, сокращение бюджетного дефицита, контроль и регулирование доходов населения и другие меры.

Мировой практикой накоплен достаточно богатый опыт косвенного регулирования цен, которой имеет несомненное преимущество по сравнению с непосредственным (прямым) их регулированием.

Прямое регулирование цен осуществляется следующими способами: путем установления "ценового потолка" (максимальных цен), "ценового пола" (минимальных цен), "ценового коридора" и фиксированных цен. Наибольшее распространение получила политика «ценового потолка», которая используется в монополизированных отраслях (электроэнергетика, нефтегазовая промышленность, транспорт, коммунальное хозяйство), в кризисных ситуациях (во время войн, послевоенный период), при установлении цен на социально значимую продукцию (хлеб, молочные продукты, медикаменты и т.п). Выполняя важную роль, максимальные цены, устанавливаемые государством ниже уровня равновесия, создают ряд проблем в экономике.

Они формируют так называемый рынок продавца, диктующего свои условия покупателям, ведут к образованию дефицита продукции на рынке. Размер потребления на таком рынке оказывается ниже того уровня, который мог быть в условиях равновесия. В таких условиях государство часто вынуждено поддерживать производства, выпускающие продукцию по низким ценам путем выделения различных дотации, субсидий, что в конечном счете ведет к усилению разбалансированности экономики, появлению новых проблем. Практика использования политики "ценового потолка" в экономике республики кроме указанных последствий порождала и такие явления, как очереди, черный рынок, коррупцию на государственных предприятиях. Политика "ценового пола", как показывает мировой опыт, используется обычно в интересах мелких фирм с целью недопущения монополизации рынка и поддержания определенного уровня конкуренции. Чаше всего она применяется на рынке сельхозпродукции по отношению к фермерским хозяйствам. Однако установление минимальных цен также влечет за собой негативные последствия. Они заключаются в том, что, в отличие от описанной выше ситуации, формируется рынок покупателя.

На таком рынке образуются излишки продукции, которые государство вынуждено скупать, и затем ими распоряжаться (образовывать запасы, реализовывать на внешнем рынке и т.п.). Уровень потребления в условиях проведения политики "ценового пола" тоже оказывается ниже, чем в условиях равновесного рынка.

Политика "ценового коридора" заключается в том, что устанавливаются два предела цен верхний и нижний. Цены, таким образом, одновременно ограничены максимальным и минимальным уровнями, что не позволяет им существенно отклоняться от положения равновесной цены (рис.1.3).

Такая система регулирования цен, например, используется в странах Европейского союза (ЕС) на сельскохозяйственную продукцию. Устранение диспропорций между спросом и предложением достигается здесь путем маневрирования буферными запасами. При этом если предложение превышает спрос настолько, что цены реальных сделок на рынке ЕС опускаются до их допустимого минимального предела, специальные органы начинают скупать излишки продукции в буферный запас. И наоборот, если спрос превышает предложение настолько, что цены реальных сделок повышаются до их допустимого максимального предела, специальные органы ЕС начинают продавать продукцию из буферных запасов. Таким образом, политика "ценового коридора" позволяет сочетать как прямые, так и в определенной степени косвенные формы регулирования цен, устраняет резкие колебания цен и изменения конъюнктуры рынка.

Эффективность системы государственного регулирования цен зависит от гибкого сочетания прямых и косвенных форм ценового регулирования. Каждое государство в соответствии с проводимой экономической политикой, целями развития общества использует различные сочетания и способы ценового регулирования. Например, Россия и Украина избрали варианты преобладающего использования косвенного регулирования цен. Прямое, административное воздействие сохранено в основном в области регулирования цен на продукцию естественных монополий. В Беларуси границы прямого государственного ценового регулирования являются более широкими. Разнообразные формы ценового регулирования используют страны с развитой рыночной экономикой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...