Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные формы групповой работы (игры, упражнения, групповая дискуссия, спонтанные взаимодействия, экзистенциальный опыт и др.)

Методическое пособие

Прикладная групповая динамика

Основные виды психокоррекционных групп (по целям, по составу, по продолжительности, по стилю руководства)

Психокоррекционными группами называют небольшие временные объединения людей, имеющие специально предназначенного руководителя, проводящие встречи в определенное время. Основные задачи таких групп - взаимное исследование, получение знаний о собственной личности, ее развитие и раскрытие.

По составу группы могут быть гомогенными и гетерогенными. Гомогенность - это однородность, сходство, совпадение каких-либо характеристик и свойств.

Гетерогенность - различие между характеристиками и свойствами объектов или субъектов (вплоть до диаметральной противоположности).

Когда говорится о гомогенности и гетерогенности, имеются в виду следующие факторы: пол, возраст, образование, уровень интеллекта, социальный статус, тип личности, стиль поведения, психологические проблемы, убеждения и ценностные ориентации, цели участия в группе.

Гомогеннные группы удобнее для людей со специфическими проблемами. Она краткосрочны, так как работают продуктивно, поскольку в группе, где у участников схожие проблемы, быстрее возникает сплоченность.

Гетерогенные группы ориентированы на межличностные отношения. Поскольку разнообразность группы создает подобие внешнего мира, то навыки, полученные в вей, легко можно применять в жизни.

Группы бывают открытыми и закрытыми.

Открытая группа действует неограниченное количество времени и одни участники могут заменяться другими.

В закрытых группах выбывшие участники не заменяются другими, что позволяет сохранять сплоченность группы, искренность участников.

Оптимальным вариантом групп являются группы полузакрытые-полуоткрытые, когда группа иногда допускает вливание нескольких новых участников.

Группы также различаются по продолжительности.

Длительная группа собирается 1 -2 раза в неделю и работает по 1,5-2 часа, так как большее количество времени приводит к усталости и ведет к снижению эффективности работы.

Марафонские группы длятся 24 часа и более и работа в них идет без перерыва. Это более эффективный способ работы группы. Такое длительное общение между людьми способствует полному раскрытию каждого участника. Усталость и нехватка сил, постоянное давление группы способствуют самораскрытию участников и зачастую приводят к ощутимым изменениям личности и поведения.

Общая продолжительность работы в краткосрочных группах - 15-20 встреч, а долгосрочные группы могут работать по несколько лет.

Основные формы групповой работы (игры, упражнения, групповая дискуссия, спонтанные взаимодействия, экзистенциальный опыт и др.)

Существует огромное количество разнообразных форм групповой работы, и выбранный метод в значительной степени влияет на то, каким образом будут решаться задачи программы и в течение какого периода времени эффекты занятия будут сохраняться после его завершения.

Ролевая игра - способ расширения опыта участников тренинга посредством предъявления им неожиданной ситуации, в которой предлагается принять позицию (роль) кого-либо из участников и затем выработать способ, который позволит привести эту ситуацию к достойному завершению (игра).

В результате использования этой формы работы есть ряд преимуществ:

- Приобретенный опыт сохраняется надолго. "Обучение через действие» - один из самых эффективных способов научения и приобретения опыта. Собственные переживания запоминаются и сохраняются в течение долгого времени.

- Удовольствие. В большинстве случаев ролевая игра предлагает сравнительно безболезненный и приятный способ усвоения знания и навыков.

- Возникновение понимания того, как ведут себя другие люди.

- Безопасные условия. Игра предоставляет участникам шанс освоить или закрепить разнообразные модели поведения.

Групповая дискуссия - свободный вербальный обмен знаниями, идеями или мнениями между участниками, между ведущим и участниками.

Дискуссия имеет следующие отличия от беседы: беседа, как правило, охватывает несколько тем и не имеет ни ограничений, ни структуры. Дискуссия имеет тенденцию ограничиваться одним вопросом или темой и строится в определенном порядке. Чтобы дискуссия была эффективной, участникам необходимо обладать определенными базовыми знаниями. Это могут быть знания, переданные посредством инструкции, относящиеся к опыту, приобретенному до начала тренинга или опирающиеся на информацию, изложенную во время программы.

Преимуществами дискуссии являются:

- Демонстрация понимания. Дискуссия обеспечивает видение того,

Насколько группа понимает обсуждаемые вопросы. Она также предоставляет членам группы проверить свои убеждения и установки, подвергая их испытанию.

- Активная передача знаний.

- Активное взаимодействие. Дискуссия подразумевает высокий

уровень вовлеченности группы.

Спонтанные взаимодействия - взаимодействия участников группы, естественные, не ограниченные, непредумышленные, идущие изнутри. Поведение, которое характеризует ситуацию свободного реагирования.

Экзистенциальный опыт (existentia - существование) - затрагиваются темы бытия, смерти, одиночества, бессмысленности. В группах людей, больных неизлечимыми болезнями, эта тема является главной в работе группы. В обычных же группах эта тема поднимается только тогда, когда терапевт сам готов к обсуждению.

3. Организационно-методические вопросы групповой работы (отбор участников, место, условия, групповые нормы)

Для ведущего работа в группе начинается задолго до первой встречи с ней. В качестве основных предварительных моментов организации группы можно назвать:

- цели организуемой группы;

- основные критерии отбора участников в группу;

- выбор: работать ли с ко-терапевтом или одному;

- вопросы формирования группы;

- возможность сочетания работы в группе с индивидуальным консультированием;

- расчет способов оценки результатов работы группы:

- подготовка сообщения об организуемой группе.

Отбор участников. Существуют определенные критерии пригодности или непригодности клиента к групповой работе, если это группа, направленная на межличностную динамику.

Главным критерием пригодности является желание самого клиента принимать участие в групповой работе; следующими критериями являются: способность к самораскрытию, желание помогать другим участникам группы, принятие ответственности за свои действия, адекватное поведение, совпадение личных проблем с целями группы. Это картина идеального клиента.

Группы для отдельных категорий людей создаются по принципу однородности, то есть с теми же проблемами.

Также необходимо и самому психотерапевту определиться, с какими группами и с какими клиентами он может эффективно работать.

Перед началом работы с группой можно провести индивидуальные собеседования, определив мотивацию клиента к участию в группе и самосовершенствованию.

Место и условия работы. Комната или зал, в котором проходит работа, не должна быть очень большой, но в ней должно быть достаточно места, чтобы участники группы могли двигаться или выполнять упражнения. Очень ярких пятен, отвлекающих внимание, не должно быть. Желательно, чтобы на полу был либо ковер, либо маты для возможности сидеть или лежать на полу. Если в комнате находятся стулья, то они должны отодвигаться при необходимости. Желательно иметь в помещения магнитофон, поскольку в групповой работе музыка применяется во многих упражнениях.

Участники группы располагаются по кругу, что обеспечивает хорошую видимость и вызывает чувство сплоченности и защищенности.

Групповые нормы

Групповые нормы. Групповые нормы характерны для подавляющего большинства тренинговых групп.

- "Здесь и теперь". Этот принцип ориентирует участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент, чувства, переживаемые в данный конкретный момент, мысли, появляющиеся в данный момент.

- Искренность и открытость. Самое главное в группе - не лицемерить и не лгать. На группе желательно откровенно говорить о себе, но каждый участник сам определяет, насколько открытым он хочет быть.

- Принцип Я. Основное понимание участников должно быть

сосредоточено на процессах самосознания, на самоанализе и рефлексии. Даже оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и переживаний.

- Активность. Поскольку психологический тренинг относится к активным методам обучения и развития, такая норма, как активное участие всех в происходящем на тренинге, является обязательной. Большинство упражнений подразумевает включение всех участников. В случае тренингов-марафонов крайне нежелательны отсутствие кого-либо даже на одной сессии и выход из группы.

- Свобода. Каждый участник может располагаться в группе так, как

ему удобно (стоять, сидеть, лежать); в любой момент можно сказать "стоп", свободно выходить из комнаты. Если же это уход из группы, участник должен объяснить мотивы своего ухода.

- Конфиденциальность. Ни терапевт, ни участники группы не должны распространяться о том, что происходило на группе. Можно делиться личным опытом, рассказывать о том, что сам пережил (эмоционально).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...