Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концепция управления впечатлениями или драматургический подход (Эрвин Гоффман).




Социальные взаимодействия, социальный контроль и массовое сознание.

 

Понятие и структура социального действия. Социальные взаимодействия знать: признаки социального действия. Структура социального действия: актор, мотив, цель действия, результат. Социальные взаимодействия. Виды социальных взаимодействий по М. Веберу. уметь: определить характерные признаки социального действия и социальных взаимодействий
Формы социального взаимодействия знать: кооперация, конкуренция, конфликт. Взаимодействие как обмен.
Социальный контроль и девиация знать: понятие и функции социального контроля. Основные элементы социального контроля. Формальный и неформальный контроль. Понятие агентов социального контроля. Конформность. Понятие и социальные признаки девиации. Теории девиации. Формы девиации.
Массовое сознание и массовые действия знать: понятия: массовое сознание, массовые действия, формы массового поведения (бунт, истерия, слухи, паника); особенности поведения индивида в толпе. уметь: определять формы массового поведения

 

Понятие и структура социального действия. Социальные взаимодействия. Формы социального взаимодействия

А.И. Кравченко. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕРСЭ; Логос, 2002.–640 с.: ил.

Действие – единичный акт социального поведения, состоящий из отдельных движений. Классическую теорию социального действия, повлиявшую на становление всей мировой социологии, создал в конце XIX –начале XX века великий немецкий социолог Макс Вебер.

Структура социального действия включает два компонента:

1. субъективную мотивацию индивида или группы, вне которой в принципе нельзя говорить ни о каком действии

2. ориентацию на других, которую Вебер называет «ожиданием» или «аттитюдом» и без которого действие не является социальным.

Типы социального действия:

1. целерациональное поведение, когда индивид ориентируется прежде всего на поведение других людей, и эти ориентации или экспектации (предвосхищения) он использует как «средства» или «инструменты» в своей стратегии действий;

2. ценностно-рациональное, оно детерминируется нашей верой в религиозные, нравственные и другие ценности, идеалы независимо от того, ведет такое поведение к успеху или нет;

3. аффективное, то есть эмоциональное;

4. традиционное.

 

П. А. Сорокин вводит в рассмотрение и подвергает развернутому анализу три (4) условия возникновения социального действия:

1. наличие двух или более индивидов, обусловливающих поведение и переживания друг друга;

2. совершение ими каких-то действий, влияющих на взаимные переживания и поступки;

3. наличие проводников, передающих эти влияния и воздействия индивидов друг на друга.

4. наличие общей основы для контактов, соприкосновения.

 

На микроуровне взаимодействия изучаются процессы общения между индивидами, находящимися в прямом и непосредственном контакте; такое взаимодействие протекает, главным образом, в пределах малых групп. На макроуровне социального взаимодействия возникает взаимодействие крупных социальных групп и структур; здесь интерес исследователей охватывает, прежде всего, социальные институты.

Принято различать три основные формы взаимодействия — кооперацию, конкуренцию и конфликт. В данном случае взаимодействие относится к способам, при помощи которых партнеры согласуют свои цели и средства их достижения, распределяя дефицитные (редкие) ресурсы.

1. Кооперация — сотрудничество нескольких индивидов (групп) ради решения общей задачи. Кооперация возникает там и тогда, где и когда становится очевидным преимущество объединенных усилий над индивидуальными.

2. Конкуренция — индивидуальная или групповая борьба за обладание дефицитными ценностями (благами). Конкуренция усиливается, когда индивиды осознают, что в одиночку они достигнут большего. Она является социальным взаимодействием потому, что люди обговаривают правила игры.

3. Конфликт — скрытое или открытое столкновение конкурирующих сторон. Он может возникнуть и в кооперации, и в конкуренции. Соревнование перерастает в столкновение, когда конкуренты пытаются помешать либо устранить друг друга из борьбы за обладание дефицитными благами.

Теории социального взаимодействия:

Теория обмена (Дж. Хоманс)

В социальном поведении любого человека заложено некое рациональное начало, которое побуждает его вести себя расчетливо и постоянно стремиться к получению самых разнообразных «выгод». Суть же этих отношений состоит в стремлении людей к получению выгод и вознаграждений, а также в обмене этими выгодами и вознаграждениями ( в частности, социальное одобрение). Возникающее в ходе обмена действиями взаимное вознаграждение становится повторяющимся и регулярным и постепенно перерастает в отношения между людьми, базирующиеся на взаимных ожиданиях.

Одной из модификаций теории обмена является возникшая в 80-х годах ХХ века теория рационального выбора. Это относительно формальный подход, в котором утверждается, что социальная жизнь в принципе может быть объяснена как результат «рациональных» выборов социальных акторов. «Оказываясь перед лицом нескольких возможных вариантов действия, люди обычно делают то, что, по их убеждению, должно с определенной степенью вероятности привести их к наилучшему результату в целом.

Символический интеракционизм (Дж.Мид)

Это теоретико-методологическое направление сосредоточивается на анализе социальных взаимодействий преимущественно в их символическом содержании. Любые действия людей есть проявления социального поведения, основанного на коммуникации; коммуникация же становится возможной благодаря тому, что те люди, которые вступают в контакт для обмена информацией, придают одинаковые значения одному и тому же символу. При этом особое внимание уделяется анализу языка как главного символического посредника взаимодействия. Взаимодействие, таким образом, рассматривается как «непрерывный диалог между людьми, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них»

 

Этнометодология (Г.Гарфинкель)

Базовое предположение здесь состоит в том, что правила, регулирующие контакты между людьми, обычно принимаются ими на веру, в готовом виде. Таким образом, этнометодология ставит своей целью исследование того, каким образом люди («члены») конструируют свой мир. Ее предметом выступают скрытые, неосознаваемые механизмы социальной коммуникации между людьми.

Концепция управления впечатлениями или драматургический подход (Эрвин Гоффман).

Основная идея данного подхода состоит в том, что в процессе взаимодействия люди обычно разыгрывают друг перед другом своеобразные «шоу», режиссируя впечатления о себе, воспринимаемые другими. Социальные роли, таким образом, аналогичны театральным ролям. Люди проектируют собственные имиджи, причем обычно такими способами, которые как нельзя лучше служат их собственным целям. Регулирование взаимодействий между людьми основывается на выражении выгодных для них символических значений, и они нередко сами создают ситуации, в которых, как они считают, могут произвести наиболее благоприятное впечатление на других.

Кравченко А.И. К78 Социология: Учебник для вузов. —М.; Академический Проект, 2001. — 2-е изд., перераб. и доп. — 508 с. — (Gaudeamus)

 

Социальный контроль

 

Социальный контроль представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка с помощью использования властных полномочий и включает такие понятия, как социальные нормы, санкции, власть.

Социальный контроль по отношению к обществу выполняет:

· охранительную функцию;

· стабилизирующую функцию.

Социальные нормы предписания, требования, пожелания и ожидания соотвествующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Они различаются масштабом:

1. Первый тип это нормы, которые возникают и существуют только в малых группах (молодежных тусовках, компании друзей, семье, рабочих бригадах, спортивных командах).

2. Второй тип это нормы, которые возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом. Это обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения.

Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго соблюдается их исполнение. Нормы связывают или, как научно выражаются специалисты, интегрируют людей в единую общность, коллектив. Нормы формируют сеть социальных отношений в группе, обществе и систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидания, оценку и средства.

Таким образом, нормы выполняют определенные функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют,— как стандарты поведения (обязанности, правила) или как ожидания поведения (реакция других людей). Нормы — правила поведения, ценности — абстрактные понятия о том, что такое добро, зло, правильное, неправильное, должное, недолжное и т. д. Обязанности свидетельствуют о том, что исполнитель данной роли или носитель данного статуса должен делать по отношению к другим исполнителям или носителям. Права говорят о том, что человек может позволить себе или допустить в отношении других людей. Права и обязанности строго расписаны. Они ограничивают поведение определенными рамками, делают его предсказуемым.

Санкциями называются не только наказания, но также поощрения, способствующие соблюдению социальных норм. Наряду с ценностями они ответственны за то, почему люди стремятся выполнять нормы. Нормы защищены с двух сторон — со стороны ценностей и со стороны санкций. Социальные санкции — разветвленная система вознаграждений за выполнение норм, т. е. за конформизм, за согласие с ними, и наказаний за отклонение от них, т. е. за девиантность.

Конформизм представляет собой внешнее согласие с общепринятым, потому что внутренне индивид может сохранять в себе несогласие с ними, но никому не говорить о том. По существу в достижении конформизма заключается одна из целей социального контроля. Выделяют 4 типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Они дают 4 типа сочетаний, которые можно изобразить в виде логического квадрата.

1. Формальные позитивные санкции (Ф+) — публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза): правительственные награды, государственные премии и стипендии и пр.

2. Неформальные позитивные санкции (Н+) — публичное одобрение, не исходящее от официальныхорганизаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, улыбка и пр.

3. Формальные негативные санкции (Ф-) — наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест и пр.

4. Неформальные негативные санкции (Н-) — наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечание, насмешка и пр.

Если применение санкций совершается самим человеком, направлено на себя и происходит внутри, то такую форму контроля надо считать самоконтролем.

Самоконтроль называют еще внутренним контролем: индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины. Совесть — проявление внутреннего контроля.

Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаще приходится вступать в действие институтам социального контроля, в частности армии, судам, государству. Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...