Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Введение. Историографический очерк




ПРЕДИСЛОВИЕ

Абазины (самоназвание – абаза) – коренные жители Кавказа. До XIV в. абазины жили на северо-западном побережье Черного моря между реками Туапсе и Бзыбью. В период с XIV по XVII вв. они стали переселяться на северный склон Главного Кавказского хребта, занимая верховья рек Лабы, Урупа, Большого и Малого Зеленчуков, Кубани и Теберды.

В настоящее время абазины компактно живут на территории Карачаево-черкесской автономной области Ставропольского края в тринадцати абазинских селениях: Красный Восток, Кайдан, Кубина, Псыж, Кара-Паго, Эльбурган, Инжич-Чукун, Тапанта, Абаза-Хабль, Малоабазинск, Старо-Кувинск, Ново-Кувинск, Апсуа. Кроме того, они в значительном количестве проживают в селениях Псаучье-Дахе, Хумара и Абазакт, а также в других селениях области и в городах. По переписи 1979 г., численность абазин в СССР – 29 тыс. человек. Потомки абазинских махаджиров (переселенцев) живут в Турции, Сирии, Иордании, Ливане. Язык абазин принадлежит к абхазо-адыгской группе иберийско-кавказских языков и распадается на два диалекта: тапантский и ашхарский. В основу литературного языка.положен тапантский диалект.

Предлагаемая книга – результат многолетних исследований авторского коллектива в области изучения истории, культуры и быта абазин. Ее цель – обобщение этих исследований и выявление типологических черт и самобытных особенностей абазинской культуры и быта. При этом освещение современного образа жизни абазин, складывающегося в обстановке общего экономического и культурного подъема после Великой Октябрьской социалистической революции, дается в сравнении с культурой и бытом народа в прошлом.

Характеризуя культуру и быт абазин, преимущественно сельского населения, авторский коллектив стремился показать и все то новое, что входит в современную жизнь народа, творческое освоение им социалистической по содержанию, национальной по форме культуры других народов нашей страны, и прежде всего культуры русского народа.

В основу исследования легли главным образом архивные и полевые этнографические источники. Использована также литература по абазинам: работы как дореволюционных русских, так и советских, а отчасти и зарубежных авторов.

 

* * *

Отдельные разделы книги написаны следующимиавторами: Историографический очерк – Л. 3. Кунижевой; Исторический очерк – Е. П. Алексеевой (Происхождение абазин), Л. И. Лавровым (Абазины в эпоху феодализма; Расселение до середины XIX в.), Е. Н. Даниловой (Развитие капиталистических отношений), Ш. Ш. Хурановым (Великая Октябрьская социалистическая революция и строительство социализма); Хозяйство – Л. 3. Кунижевой; Материальная культура – Ю. И. Зверевой (Поселения; Усадьба; Жилище), Г. Г. Копешавидзе (Пища) и Л. 3. Кунижевой (Утварь; Одежда); Общественные и семейные отношения – Е. Н. Даниловой (Общественный строй в XIX – начале XX в.; Семейная община и патронимия) и Л. 3. Кунижевой (Современная семья и семейная обрядность); Духовная культура – Л. 3. Кунижевой (Традиционное искусство; Религиозные верования), А. X. Татаршао (Искусство; Просвещение и наука; Культурное строительство; Здравоохранение; Национальные игры) и В. Б. Тутовым (Устное народное творчество; Литература); Заключение – Л. 3. Кунижевой. Ряд дополненийво все разделы внесены Л. 3. Кунижевой. Руководство подготовкой книги осуществлено Л. 3. Кунижевой.

Ссылки на источники даются в конце каждой главы книги.

 

Л.3. Кунижева

ВВЕДЕНИЕ. ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Сведения об абазинах, особенно дореволюционного периода, очень скудные. Есть фрагментарные древнейшие известия об «абасгах», «овасгах» (предках абазин. – Авторы) античных, византийских авторов {1 Латышев В. В. Известия древних греческих и латинских писателей о Скифии и Кавказе. – СПб. – 1893. – Т. 1. – Ч. I; Прокопий из Кесарии. Война с готами. – М. – 1950; Анна Комнина. Алексиада. – М. – 1965. }. Как ни скудны эти данные, они заслуживают самого пристального внимания. Только путем тщательного анализа и сопоставления указаний авторов можно сделать конкретные выводы о границах расселения предков абазин в прошлом и характере их взаимоотношений с другими народами.

Известия об обезах {2 Об «обезах» см. подробно: Лавров Л. И. «Обезы» русских летописей // СЭ. – 1946. – № 4. } нашли отражение в русских летописях. Судя по летописным известиям, обезы имели классовую структуру и управлялись своими князьями, выдавали своих дочерей замуж за киевских и русских князей {3 Полное собрание русских летописей. – Т. 1. – С 189; Т. II. – С. 74; Т. III. – С. 39; Т. IV – С. 125; Т. VII. – С. 60. }. Эти факты свидетельствуют о том, что между абазинами и древней Русью уже тогда развивались мирные добрососедские взаимоотношения. Эти же официальные данные подтверждаются в работе Б. В. Скитского {4 Скитский Б. В. Очерки истории горских народов. – Орджоникидзе. – 1972. }.

Русский историк-энциклопедист, автор первой «Истории Российской», на основе живых наблюдений сообщал об «абаза», «авхаза», «обез», «от которых несколько королевских дочерей браны в замужество за великих князей, как то видимо о Мстиславе Великом, Изяславе П-м, Всеволоде Ш-м» {5 Татищев В. Н. Избранные произведения. – Л. – 1979. – С. 153 – 154. }.

В многотомном труде Н. М. Карамзина, являющемся поистине энциклопедией, содержатся сведения конкретного, фактического материала, в частности, о том, что «...Изяслав 1-й, как известно, был женат на княжне Абассинской» {6 Карамзин Н. М. История государства Российского. – СПб. – 1819. – Т. VI. – С. 231. }.

В грузинских летописях под «чихами», «джиками» подразумевались абазины {7 Вахушти Багратион и. История царства Грузинского. – Тбилиси. – 1976. }.

Наиболее систематические историко-этнографические сведения об абазинах стали появляться в публикациях ученых и путешественников XVIII – XIX вв., непосредственно наблюдавших быт народов Кавказа и оставивших краткие, но очень ценные сообщения об этом народе: о первоначальных местах его поселения, родоплеменном делении, времени переселения на Северный Кавказ {8 Гюльденштедт И. А. Географическое и статистическое описание Грузии и Кавказа из путешествия г-на акад. И. Гюльденштедта через Россию по Кавказским горам в 1770, 71 и 73 годах. – СПб. – 1809; Бутков Г. П. О имени козак // ВЕ – 1822. – № 23; его же. Материалы для новой истории Кавказа с 1720 по 1803 год. – СПб. – 1869. – Т. 1; Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. – М. – 1823. – Ч. I; Берже А. П. Краткий обзор горских племен на Кавказе // КК на 1858, 1857; его же. Горские племена Кавказа // ЖР. – 1883. – Т. IX; Люлье Л. Черкесия. – Краснодар. – 1927, и др. }. Нередко такие сведения содержатся и в работах исторического, географического или военного характера {9 Каменев Н. Бассейн Псекупса // КВВ. – 1867. – № 5; Вейденбаум. Развалины церкви св. Георгия, открытой на реке Белой // ПККО. – 1877; его же. Путеводитель по Кавказу. – Тифлис. – 1888. }.

Особый интерес представляют публикации, содержащие данные о числе жителей, занятиях, управлении и других сторонах быта абазин {10 Дебу И. О Кавказской линии и присоединенном к ней Черноморском войске, или вообще замечания о поселенных полках, ограждающих Кавказскую линию, и о соседственных горских народах. – СПб. – 1829; Зубов П. Картина Кавказского края. – СПб. – 1835. – Ч. III; Венюков М. И. Очерк пространства между Кубанью и Белой // ЗИРГО. – 1863. – Кн. 2; Гейнс К. Пшехский отряд // КС. – 1884 – Т. VIII; Дроздов И. Обзор военных действий на Западном Кавказе с 1848 по 1856 гг. // КС.-1886. – Т. X; Ваганов С. В. Значение охранно-карантинной линии по границе Кубанской области с Закавказьем в связи с условиями животноводства в нагорной полосе // ИОЛИКО. – 1899. – Вып. 1; Сталь К. Этнографический очерк черкесского народа // КС. – 1900. – Т. 21; Щербина Ф. История Кубанского казачьего войска. – Екатеринодар. – 1913. – Т II. }.

Важные сведения о занятиях и торговле абазин содержатся в извлечениях из Актов Кавказской археографической комиссии {11 АКАК. – 1868.-Т. II; 1873. – Т. V; 1874. – Т. VI; 1881. – Т. VIII. }, а также в других актах и в нарративных источниках {12 Гюльденштедт И. Указ. раб. Klaproth...1807 – 1808.... 1812; Савинов В. Достоверные рассказы об Абхазии. – П.-1850 – Т. 6. – Кн. 2 – 12; Lapinski... 1863; также в ЗИРГО. – 1863. – Кн. I; Отчет комиссии по исследованию земель на северовосточном берегу Черного моря между реками Туапсе и Бзыбью // ЗКОСХ. – 1867. – № 5 – 6; Пейсонель М. Исследование торговли на черкесско-абхазском берегу Черного моря в 1750 – 1752 гг. (в изложении Е. Д. Фелицина). – Краснодар. – 1927. }.

Вопросы социально-экономических отношений в абазинском обществе наиболее ярко отражены в архивных источниках и материалах, опубликованных в периодических изданиях {13 Архивы: ЦГВИА, ЦГА СОАССР, ЦГИА Гр. ССР, ГАКК, ГА КЧАО; Важнейшие периодические издания КВВ, ССК, КубС. }. В них показано глубокое сословно-классовое расслоение абазинского общества, характеризуются особенности положения различных черт, в особенности высшего сословия. Существенные статистические и др. данные по абазинам имеются в таких периодических изданиях, как «Памятная книжка Кубанской области», «Кубанская справочная книжка», «Кубанский календарь» {14 ПККО, КСК. КубК. }. В них помещены ряд статей, из которых можно извлечь самые разносторонние сведения о хозяйственной деятельности абазин, их материальной и духовной культуре.

Заметное внимание привлек к себе общественный и семейный быт абазин. Сведения о характере власти главы патриархальной семьи имеются в работе Ф. Ф. Торнау {15 Торнау Ф. Ф. Воспоминания кавказского офицера. – М. – 1864. – Ч. I – II. }, посетившего некоторые абазинские селения в 1840-х годах. У него же мы находим сведения об обычаях гостеприимства, аталычества, кровной мести. Некоторые сообщения общего характера о семейно-бытовых обрядах абазин содержатся в работах военных историков Н. Ф. Дубровина {16 Дубровин Н. История войны и владычества русских на Кавказе. – СПб – 1871. – Кн. II. } и В. И. Савинова {17 Савинов В. Указ. раб. }.

Фрагментарные данные по материальной и духовной культуре абазин содержатся также в местных дореволюционных газетах {18 В особенности – КОВ, КВВ. }. На их страницах порой печатались довольно содержательные статьи, дающие представление о предметах материальной культуры, позднее вышедших из употребления и подчас не сохранившихся даже в музейных собраниях, о семейной обрядности, музыке, танцах.

В советский период, с конца 1920-х гг., развернулась работа по изучению языка, истории и этнографии абазинского народа. Особого внимания заслуживают рукописи и публикации создателя абазинской письменности Т. 3. Табулова. В частности, очень ценна для изучения материальной культуры рукопись его работы о быте горцев {19 Табулов Т. 3. Очерки о бытовых особенностях горцев. Рукопись // ГА КЧАО. – Ф. 28. – Л. I. – 23. – 1931. }. Богатый материал о социально-классовом расслоении в XIX – начале XX в., семейном быте и т.п. содержится и в таком специфическом этнографическом источнике, как его художественные произведения {20 Табулов Т. 3. Зули // Адыгэ т1ык1эм тегъэпсыхьауэ пьесэ. – Баталпашинск. – 1929; его же. Гуащ1э. – Баталпашинск. – 1930. }.

Значительным этапом в истории этнографического изучения абазин явились работы Л. И. Лаврова {21 Лавров Л. И. Абазины // Газ. Красная Черкесия. – 1940. – № 190; его же, Абазаква ристория ахъазла // Газ. Черкесок къапщ. – 1940. – № 103 (на абаз. яз.); его же. «Обезы» русских летописей // СЭ. – 1946. – № 4; его же. Классовое расслоение и племенное деление абазин в XVIII – XIX веках // СЭ – 1948. – № 4; его же. Абазины // КЭС. – 1955. – № 1; его же. Абазины // Народы Карачаево.Черкесии (историко-этнографические очерки). – Ставрополь. – 1957; его же. Абазины // Народы Кавказа. – М. – 1960. – Т. I; его же. О происхождении абазин // Археология и этнография Карачаево-Черкесии. – Черкссск. – 1979: его же. Проблемы этногенеза кавказских горцев // Историко-этнографнческие очерки Кавказа – Л. – 1978; его же. Этнография Кавказа. – Л. – 1982. }. В них обобщен и проанализирован большой фактический материал по истории и этногенезу абазин, их социальном строе, хозяйству, общественному и семейному быту, материальной и духовной культуре.

Вопросы этногенеза абазин коротко затрагивались в работах Ш. Д. Инал-Ипа и 3. В. Анчабадзе {22 Инал-Ипа Ш. Д. Абхазы. – Сухуми. – 1965; Анчабадзе 3. В. Из истории средневековой Абхазии (VI – XV вв.). – Сухуми. – 1959. }. В работах абхазского исследователя С. Басария рассматривались вопросы племенного разделения абазин в прошлом, места их обитания, сопоставительный лексический материал между абхазским и тапантским диалектами абазинского языка. Им восстановлена и записана впервые в Красном Востоке «...от Бекмурзы Шармат... совместно с двумя сверстниками...Омаром Каблаховым и Дзадзуга Куначевым часть слов героического эпоса – песня-плачь переселенцев...» {23 Басария С. Абхазия в географическом, этнографическом и экономическом отношении. – Сухум-кале. – 1923; его же. Абазинский аул в Мало-Карачаевском округе. – Сухум. – 1929. – С. 9 – 10. }.

В исследованиях Н. Г. Волковой содержатся подробные данные о племенных названиях и этническом составе абазин в XVIII – начале XX вв. {24 Волкова Н. Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. – М. – 1973; ее же. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII – начале XX века. – М. – 1974. }.

Земледельческое хозяйство и сельскохозяйственные орудия (способы посева, уборки, молотьбы и т. д.) народов Северного Кавказа, в том числе абазин, охарактеризованы в работе Б. А. Калоева {25 Калоев Б. А. Земледелие народов Северного Кавказа. – М. – 1981. }.

Существенные данные по этногенезу и материальной культуре абазин содержатся в историко-археологической литературе. Они позволяют установить типологию и хронологию многих предметов материального быта {26 Алексеева Е. П. Формирование народов Карачаево-Черкесии // Очерки истории Карачаево-Черкесии. – Ставрополь. – 1967. – Т. I; ее же. Распад первобытнообщинного строя, возникновение и развитие феодальных отношений у кубанских адыгов на территории Карачая и Черкесии (V – XIII вв.) // Очерки истории Карачаево-Черкесии. – Т I; ее же. К вопросу о происхождении абазин по данным археологии // Из истории Карачаево-Черкесии. – М. – 1971. }.

Дополнительным источником сведений по этнографии абазин послужили языковедческие работы. Особое место в абазиноведении занимает известный грузинский ученый-языковед, академик К. В. Ломтатидзе, создавшая научно разработанный капитальный труд, послуживший, по существу, основополагающим для дальнейшей разработки проблем абазинского языкознания {27 Ломтатидзе К. В. Тапантский диалект абхазского языка. – Тбилиси. – 1944 (на груз. яз.); ее же. Ашхарский диалект и его место среди других абхазско-абазинских диалектов. – Тбилиси, – 1954 (на груз. яз.). }. Значительное место в текстах, приложенных к названным работам, занимает этнографический материал. Вопросам разработки абазинского языкознания посвящены работы Г. П. Сердюченко {28 Сердюченко Г. П. Абазины и первые сведения об их языке // Уч. зап. Ростовского пединститута. – Р/Д – 1940. – Вып. 2; его же. Язык абазин // Изв. АПН РСФСР. – М. – 1955. – № 76. }, А. Н. Генко {29 Генко А. Н. Абазинский язык. – М. – 1955. }, С. Н. Джанашиа {30 Джанашиа С. Н. // Труды. – Тбилиси. – 1959. – Т. III – С. 213 – 237; Тбилиси – 1968 – Т. IV – С. 113 – 139. }, А. К. Хашба {31 Хашба А. К. К вопросу о создании письменности для абазин Северного Кавказа. Избранные работы. – Сухуми. – 1972. }, Н. Т. Табуловой {32 Табулова Н. Т. Афористическая поэзия абазин. – Черкесок. – 1977. }, Р. Н. Клычева {33 Клычев Р. Н. О старом названии вина в абазинском языке // Вопросы абазинской и адыгской филологии. – Ставрополь. – 1974. – Вып. II. }.

Особенно плодотворным для изучения материальной и духовной культуры абазин оказалось привлечение фольклорного материала. В дореволюционное время исследованием устного народного творчества абазин занимались мало. В советское время абазинскому фольклору посвящены работы Т. 3. Табулова {34 Табулов Т. 3. Абазинские сказки. – Ставрополь. – 1947; Табулов Т. 3., Шакрыл К. С. Абазинские сказки. – Черкесск. – 1955. }, В. Б. Тугова {35 Тугов В. Б. Сказки Абазашты. – Черкесск. – 1965; его же. Лок, лок, лак1выца. – Черкесск. – 1968; его же. Абазинские народные сказки. – М. – 1985; его же. Царакуж я... (на абаз. яз.). – Черкесск, – 1987. }, В. Н. Меремкулова {36 Меремкулов В. Н. Абазинские народные сказки (на абаз. яз.). – Черкесск. – 1986. }, в том числе нартскому эпосу абазин – работа В. Н. Меремкулова {37 Меремкулов В. Н. Нарты. Абазинский эпос. – Черкесск. – 1975. }.

В исследованиях Я. С. Смирновой по вопросам семьи и семейного быта народов Северного Кавказа большое внимание удаляется также и абазинскому материалу {38 Смирнова Я. С. Семья и семейный быт // Культура и быт народов Северного Кавказа. – М. – 1968; ее же. Свадьба без новобрачных // СЭ. – 1979. – № 1; ее же. Детский и свадебный цикл обычаев и обрядов у народов Северного Кавказа // КЭС. – 1976. – Вып. VI; ее же. Свадебный дарообмен у народов Северного Кавказа и его современная модификация // СЭ. – 1980. – № 1; ее же. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. Вторая половина XIX – XX вв. – М. – 1983. }. Определенный интерес представляют работы Т. Ф. Агеевой о семье и национально-смешанных браках у абазин {39 Агеева Т. Ф. Современное городское абазинское население // История горских и кочевых народов Северного Кавказа. – Ставрополь. – 1975. – 1975. – Вып. 1; ее же. Национально-смешанные браки у абазин Карачаево-черкесской автономной области // Там же. }.

Значительный вклад в этнографическое изучение абазин сделала Е. Н. Данилова. На основе большого архивного материала, а также данных полевых исследований ею рассмотрены сельская община абазин в XIX в., их социальные отношения и общественный быт {40 Данилова Е. Н. Зависимые сословия «унавы» и «лыг» у абазин в XIX веке // Вопросы истории СССР. – М. – 1972; ее же. Земельные отношения в абазинской сельской общине в предреформенный период // Вестник МГУ (сер. ист.). – 1973. – № 3; ее же. Семья и патрономия в системе сельской общины абазин во второй пол. XIX в. // СЭ. – 1973. – № 5; ее же. Абазины (историко-этнографическое исследование хозяйства и общинной организации. XIX век.). – М. – 1984; ееже. Из истории формирования городского населения Карачаево-Черкесии // Современный быт и культура народов Карачаево-Черкесии. – Черкесск. – 1984. – Вып. II. }.

Расселению абазин в 1860 – 90-х гг., а также их материальной культуре в прошлом и настоящем посвятила ряд своих работ Ю. И. Зверева {41 Зверева Ю. И. К истории поселения абазин шкарауа (пер. пол. XIX в.) // История, этнография и культура народов Северного Кавказа. – Орджоникидзе. – 1981; ее же. К вопросу об изучении материальной культуры абазин // Проблемы археологии и этнографии Карачаево-Черкесии (Материальная и духовная культура). – Черкесск. – 1982; ее же. Из истории формирования поселений северокавказских абазин в Кубанской области (60 – 90 гг. XIX в.) // Вест. МГУ (сер. ист.). – 1983, № 1; ее же. Землеустройство абазинских аулов Эльборусского округа в 60 – 70 годы XIX в. // Проблемы археологии и исторической этнографии Карачаево-Черкесии. – Черкесск. – 1985. }, Различные вопросы абазинской этнографии освещены в работах Л. 3. Кунижевой {42 Кунижева Л. 3. Домашние промыслы и ремесла абазин в XIX – начале XX века: Автореферат канд. дис. – Москва. – 1974; ее же. Из истории обработки металла у абазин (XIX в.) // Из истории Карачаево-Черкесии. – Вып. VII (сер. ист). – Черкесск. – 1974; – ее же. Отмирание старых и утверждение новых обычаев и обрядов в быту // Новый быт – новые обычаи. – Ставрополь. – 1977; ее же. Из истории скотоводства абазин (XIX – начало XX вв.) // Проблемы этнической истории народов Карачаево-Черкесии. – Черкесск. 1980; ее же. Из народной медицины абазин // Проблемы археологии и этнографии Карачаево-Черкесии (материальная и духовная культура). – Черкесск. – – 1982; ее же. Традиционное и новое в свадебной обрядности абазин // Современный быт и культура народов Карачаево-Черкесии. – Черкесск. – 1983. – Вып. 1; ее же. Изменения в быту абазин в советское время // Проблемы археологии и исторической этнографии Карачаево-Черкесни. – Черкесск. – 1985, и др. }.

Заслуживают внимания также исследования историков и этнографов Ш. Ш. Хуранова {43 Хуранов Ш. Ш. Об абазинских тамгах // Археология и этнография Карачаево-Черкесии. – Черкесск. – 1979; его же. Развитие тонкорунного овцеводства на Северном Кавказе в пореформенный период // Проблемы археологии и этнографии Карачаево-Чвркесии. – Черкесск. – 1982. }, М. С. Тхайцухова {44 Тхайцухов М. С. О торговых связях народов Прикубанья с Россией во второй четверти XIX в. // Проблемы этнической истории народов Карачаево-Черкесии. – Черкесск. – 1980; его же. К вопросу об этнических связях абазин с адыгами и абхазами в XIX веке // Проблемы археологии и этнографии Карачаево-Черкесии. – Черкесск. – 1982. } и Ю. Д. Анчабадзе {45 Анчабадзе Ю. Д.. Абаза (к этнокультурной истории народов Северо-Западного Кавказа) // КЭС – 1984, – Вып. VIII. }. В них затронуты некоторые вопросы этногенеза, хозяйственной деятельности, торговых отношений абазин с другими народами.

Все перечисленные работы представляют несомненный интерес для изучения истории и этнографии абазин. Материалы, извлеченные из них, в значительной мере использовались при написании данной монографии. Но это лишь самая краткая информация о литературе по абазинам, в книге последняя представлена намного шире. Как уже отмечалось, в ней использован также большой архивный и полевой материал, собранный авторами отдельных глав.

Помимо этого, привлечен и значительный сравнительный материал по другим северокавказским народам, в тесном контакте с которыми длительное время находятся абазины.

 

 

ГЛАВА I

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК

Е. П. Алексеева

Происхождение абазин

В современной кавказоведческой литературе существуют несколько точек зрения на происхождение абазин. С. П. Басария, А. Н. Генко, К. В. Ломтатидзе, X. С. Бгажба, Г. П. Сердюченко. 3. В. Анчабадзе и другие исследователи считают, что абазины являлись частью абхазов, выселившихся с побережья Черного моря на северные склоны Кавказского хребта {1 Подробнее см.: Алексеева Е. П. Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии. – М, – 1971, – С. 186 – 189. }.

Другую точку зрения отстаивает Л. И. Лавров {2 Лавров Л. И. О происхождении народов Северо-Западного Кавказа // Сборник статей по истории Кабарды. – Нальчик. – 1954. – Вып. 3. – С. 183 – 207; его же. О происхождении абазин // Археология и этнография Карачаево-Черкесии. – Черкесск. – 1979. – С.73 – 78. }. Он считает, что предками абазин являлись абазги. При этом он указывает на то, что античные и раннесредневековые источники отличают абазгов от апсилов, санигов и других племен, которые принято считать компонентами в формировании абхазского народа. У этих племен имелись культурно-бытовые и языковые различия. Первоначально абазги-абазины говорили по-убыхски. Об этом свидетельствуют следующие обстоятельства: источники XVIII – XIX вв. обычно причисляли убыхов к абазинам и убыхский язык был известен адыгам как «абазинский язык». Далее, еще в 1641 г. на убыхском языке говорило одно из обществ причерноморских абазин-садзов (джикетов), живших восточнее убыхов. По мнению А. Н. Генко, первоначально джикеты-садзы принадлежали к убыхам. Таким образом, убыхский язык прежде бытовал на более широкой территории и являлся языком древних абазгов.

Л. И. Лавров приводит интересное объяснение, почему абхазы, происходящие от апсилов и называющие себя апсуа, в чужеземных письменных источниках (византийских, русских, грузинских, турецких) стали именоваться абазгами (обезами, абазой, апхазами, абхазами). Это произошло потому, что Абхазское царство основали абазинские князья. К этому выводу Л. И. Лавров пришел, исходя из следующих обстоятельств. Абхазские цари Леон I и Леон II происходили, очевидно, из рода крупнейших абазинских феодалов Лау (Лоовых). Имена «Леон» и «Лау» восходят к более краткому «Лев». В Абхазии и в районе Сочи есть топонимические следы пребывания Лау. Есть предания о родстве Лау со старейшей в Абхазии феодальной фамилией Ачба (Анчабадзе). И, наконец, у Лау и Ачба одинаковая тамга – в виде круга.

Апсилы, поддерживавшие постоянные связи с Грузией и Византией, имели более развитую культуру, чем горцы-абазги, поэтому образование в Апсилии Абхазского царства сопровождалось ростом апсильского влияния на абазгов. Это, очевидно, и положило начало вытеснению древнего языка абазгов – протоубыхского – и распространению среди них абхазских диалектов. Впоследствии, когда южная ориентация политики Леона II и его преемников привела к превращению Абхазского царства в Грузинское, абазги–абазины получили самостоятельность. Это совпало с усилением адыгских племен (особенно с XIII в.) и распространением адыгского влияния на абазин. Многие из абазинских этнических групп стали переходить на адыгейский и кабардинский языки {З Лавров Л. И. Историко-этнографические очерки Кавказа. – Л. – 1978. – С. 42 – 45; его же. О происхождении Абазин. – С. 73 – 78. }.

Несмотря на существующие разногласия, исследователи сходятся в мнении о том, что предки абхазов и абазин в древности и в эпоху средневековья занимали территорию современной Абхазии и восточное побережье Черного моря примерно до Туапсе {4 Лавров Л. И. «Обезы» русских летописей // СЭ. – 1946. – № 4. – С. 163 – 164; Инал-Ипа Ш Д. Абхазы // Историко-этнографические очерки – Сухуми. – 1965. – С. 88 – 90, 93, 96 – 97. }.

В III тыс. до н.э. Западный Кавказ, в том числе и эту территорию, заселили племена кашков и абешла. Первоначально они жили в северо-восточных районах Малой Азии. Поселившись на Западном Кавказе, кашки и абешла слились с потомками местного неолитического населения. Так образовалась протоабхазо-адыгская этническая общность {5 Очерки истории Абхазской АССР. – Сухуми. – 1960. – Т. 1. – С. 35. }. В названии «кашки» ученые видят наименование «кашак-касоги» (адыги), в термине «обешла-абшилы» (апсилы-апсуа) – самоназвание абхазов. Впоследствии, очевидно в конце III тыс. до н.э., протоабхазо-адыгская этническая общность разделилась на две ветви – протоабхазскую и протоадыгскую.

На рубеже нашей эры на терригории Абхазии и северо-восточнее от нее вплоть до Туапсе обитали племенные союзы. От Гагры до Сухуми размещались абазги. За ними, в горных районах побережья, жили саниги (очевидно, прежние гениохи), а к юго-востоку от абазгов и санигов по р. Коракс (Кодор) – апшилы (апсилы). Древние греческие авторы называли апсилов кораксами, а реку Коракс – Кодор – Апсилис {6 Инал-Ипа Ш. Д. Об этногенезе древнеабхазских племен. VII международный конгресс антропологических и этнографических наук. – М. – 1964. – С. 9. }.

В VI – VII вв. апсилы по-прежнему занимали юг Абхазии – от р. Галидзги до р. Гумисты. На западе эта территория омывалась Черным морем, на востоке граница проходила по линии Тусума – Цебельда. К востоку и северо-востоку от апсилов в горных районах жили мисимиане. Через их территорию проходили пути на Северный Кавказ по Клухорскому и, видимо, по Марухскому перевалам. Абазги обитали на побережье Черного моря на северо-запад от апсилов до р. Бзыбь {7 Анчабадзе 3. В. Из истории средневековой Абхазии (VI – XVII вв.) – Сухуми. – 1959. – С. 6 – 16 и карта на с. 19. Подробнее об абазгах, апсилах и др. племенах – древних предках абхазов и абазин – см.: 3. В. Анчабадзе. История и культура истории абхазов. – Сухуми. – 1976. – С. 204 – 313. }.

К северо-западу от абазгов жили саниги, или сагиды. Северная граница их обитания проходила между реками Псоу и Мзымта {8 Анчабадзе 3. В. Из истории средневековой Абхазии. – С. 6 и карта на с. 19. }. Северо-западнее санигов вплоть до Геленджика, судя по данным анонимного автора V в. и византийского историка VI в, Прокопия Кесарийского, обитали зехи–зихи {9 Аноним V в. Описание Понта Евксииского. – С. 65 // В. В. Латышев. Известия древних писателей, греческих и латинских, о Скифии и Кавказе. – СПб. – 1893 – 1900. – Т. I. – С. 279; Прокоий Кесарийский. История войн римлян с персами/Пер. С. Дестуниса. – Спб. – 1880. – Кн. II. – С. 221; Саханов В. В Раскопки на Северном Кавказе в 1911 – 1912 гг. // Изв. Археологической комиссии. – Пг. – 1914 – Вып. 56. – С. 168 – 177. }. К середине I тыс. н.э. зихи поглотили ряд соседних родственных этнических групп, в том числе – ахеев {10 Лавров Л. И. Формирование адыгской народности // История Кабардино-Балкарскои АССР. – Нальчик. – 1967. – Т. 1 – С. 68. }.

В настоящее время большинство исследователей, в том числе и авторы данного раздела, считают, что апсилы, абазги, саниги, мисимиане и отчасти зихи вместе с поглощенными ими ахеями были древними предками абхазов и абазин.

Этноним «абазги» стал названием не только абхазского народа, но и самоназванием абазин – «абаза». Самоназвание абхазов «апсуа» скорее всего происходит от «апсилов» {11 Анчабадзе 3. В. Из истории средневековой Абхазии. – С. 68; Ш. Д. Инал-Ипа. Абхазы. – С. 17. }. Как показал Ш. Д. Инал-Ипа, мисимиане являются древнеабхазским племенем, близким апсилам {12 Инал-Ипа Ш. Д. Абхазы. – С. 77. }. Г. А. Меликишвили предположительно считает санигов сванами {13 Меликишвили Г. А. К истории древней Грузии. – С. 91 – 92. }, Л. И. Лавров – санами-жанами (жанеевцами) {14 Лавров Л. И. К истории бжедугов и жанеевцев // Уч. зап. Адыгейского научно-исследовательского института (история и этнография). – Майкоп. – Т. IV. – 1965. – С. 247 – 250. }, но большинство исследователей связывают санигов с абхазо-абазинским этническим массивом. 3. В. Анчабадзе и Ш. Д. Инал-Ипа справедливо, на наш взгляд, отождествляют санигов с садзами {15 Садзы, или джигегы, рядом исследователей относятся к числу абхазских племен. Однако у них было наречие «асадзипсуа», которое, по мнению X. С. Бгажбы, представляет собой «абхазо-абазинский диалект» (Бгажба X. С. Бзыбский диалект абхазского языка // ТАНИИ. – Т. XXVIII. – 1957. – С. 290). Некоторые ученые относят садзов к южным абазннам (Н. Г. Волкова. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII – нач. XX в. – М. – 1974. – С. 65, 74). }.

Что касается зихов, то они явились тем ядром, вокруг которого консолидировалась адыгская народность. Однако вполне вероятно, что какая-то группа зихов, соседствовавшая с абазгами и санигами, могла принять участие в формировании абхазо-абазинской этнической общности. Известно, что грузинские средневековые авторы называли западных адыгов и абазин «джиками» {16 Лавров Л. И. «Обезы»... – С. 166; Анчабадзе 3. В. Из истории средневековой Абхазии. – С. 206. }. Название «джики», восходящее к слову «зихи». сохранилось на восточном побережье Черного моря в форме «джикеты», или «джигеты».

Абхазская народность, как показали специалисты по истории Абхазии, в основном сложилась к VIII в. {17 Анчабадзе 3. В. Из истории средневековой Абхазии. – С. 62 – 70, 210 – 219; Инал-Ипа Ш. Д. Абхазы. – С. 69. }, когда апсилы, абазги, мисимиане, саниги и южная часть зихов консолидировались в древнеабхазскую народность, из которой впоследствии выделилась абазинская народность. Когда же произошло это отделение?

Некоторый свет на этот вопрос может пролить известное сообщение Константина Багрянородного (X в.) о том, что «от конца Зихии, т.е. реки Никопсиса, побережье занимает Авазгия до города Сотириуполя на протяжении 300 миль» {18 Багрянородный Константин. Об управлении государством // ИЗАИМК. – 1934 – Вып. 91. – С.21. }. Сотириуполь обычно сопоставляется с Пицундой {19 Анчабадзе 3. В. Из истории средневековой Абхазии. – С. 107, 209. }, расположенной несколько южнее р. Бзыбь; Никопсис – р. Нечепсухо – находится северо-западнее Туапсе. Как мы видим, «Авазгией», или «Абасгией», Константин Багрянородный называет не всю территорию, заселенную в средние века абхазами и простирающуюся на северо-запад от р. Галидзга. «Авазгия» Константина занимала только северо-западную часть Абхазии, от Пицунды и Бзыби до р. Псоу и далее восточное побережье Черного моря вплоть до Туапсе и несколько севернее. Упомянута именно та местность, которая исследователями обычно связывается с областью древнего обитания абазин – территория восточного берега Черного моря между реками Бзыбь и Туапсе {20 Лавров Л. И. «Обезы»... – С. 163. }. Может быть, именно в Авазгии Константина Багрянородного и обитали абазины, представлявшие уже в тот период (X в.) обособленную часть абхазо-абазинского этнического массива. Ядром в формировании этой обособившейся абазинской народности, как полагает Л. И. Лавров, могли стать абазги. Кроме абазин, в Авазгии могли жить и другие этнические группы, родственные и абхазам, и адыгам.

Позднее территорию к северо-западу от р. Бзыбь вплоть до р. Шахе населяли садзы-джикеты и убыхи. Многие исследователи устанавливают родство между садзами-джикетами и убыхами {21 Люлье Л. Черкесия. – Краснодар. – 1927. – С. 9; Генко А. Н. О языке убыхов // Изв. АН СССР, VII сер. отд. гуманитарных наук. – №№ 1 – 10. – Л. – 1928. – С. 233 – 234; Лавров Л. И. О происхождении народов... – С. 204; Анчабадзе З. В. Из истории средневековой Абхазии. – С. 209. }. Название юго-восточной ветви убыхов «сасше», возможно, связано с названием джигетов «садзы». У джигетов были ветви «псху» и «ахчипсоу», а северная часть убыхов называлась «вардане» (вордане). Псху, Ахчипсоу и Вордане, согласно преданиям, являются исходными пунктами переселения абазин {22 Лавров Л. И. «Обезы»... – С. 163; Бесария С. Абазинский аул в Малокарачаевском округе (Материалы по изучению абхазских племен.). – Сухум-Кале. – 1929. – С. 19. }.

Итак, садзы-джикеты и убыхи, обитавшие на территории бывшей Авазгии Константина Багрянородного, родственны между собой, а те и другие родственны абазинам. Садзов, как уже говорилось, некоторые ученые причисляют к южным абазинам. Не является ли это подтверждением мысли, что именно Авазгия была местом формирования абазинской народности, уже к Х в. выделившейся из абхазо-абазинской этнической общности?

Таким образом, есть основания полагать, что образование самостоятельной древнеабазинской народности, отличной от абхазской, падает на конец I тыс. н.э., когда у всех племен, из которых образовалась абазинская народность, уже сложились феодальные отношения и когда абазины, уже обособившиеся от абхазов, занимали определенную территорию между Бзыбью и Туапсе (Авазгия Константина). Может быть, именно к этому времени данная группа имела свое название. Абхазы, как полагает Ш. Д. Инал-Ипа, могли именовать ее «ашва» (ашвуа) {23 Инал-Ипа Ш. Д. Абхазы, – С. 370, примеч. 1, 47, 52. }. Грузины, возможно, называли их «джиками»: ведь именно на территории Авазгии Константина Багрянородного располагалась Джигетия грузинских авторов {24 Анчабадзе 3. В. Из истории средневековой Абхазии. – С. 206. }. Уже к Х в. могло возникнуть и самоназвание абазин – «абаза», что дало повод Константину именно эту территорию (а не территорию современной Абхазии) назвать «Авазгией», «Абасгией».

Что же говорят по затронутым вопросам этнической истории абазин археологические памятники?

Уже Л. Н. Соловьев видел в носителях южнодольменной культуры далеких предков абхазского народа {25 Соловьев Л. Н. Новый памятник культурных связей Кавказского Причерноморья в эпоху неолита и бронзы – стоянки Воронцовской пещеры // ТАНИИ. – 1958. – Т. XXIX – С. 165. }. 3. В. Анчабадзе писал: «Эпоху процветания дольменной культуры в Абхазии... следует рассматривать как начальную стадию формирования древнеабхазского этноса» {26 Анчабадзе 3. В. История и культура древней Абхазии. – С. 125. }. Эту мысль развивает Я. А. Федоров. По его словам, дольмены – погребальные сооружения протоабхазов {27 Федоров Я. А. О дольменной культуре Западного Кавказа и ее носителях // Вест. МГУ. История – 1974.- № 4. – С. 82, 85, 86, 88, 92, 94. }. В Карачаево-Черкесии дольменообразные гробницы известны на реках Теберде и Кяфаре. Следовательно, протоабазинские предки абазин проникали на Северный Кавказ, в частности в Теберду и Кяфар, уже в III – II тыс. до н.э., так как именно этим временем датируются дольмены и дольменовидные гробницы. Здесь интересно привести соображение В. И. Марковина о том, что дольмены, известные на реках Теберде и Кяфар, могли быть оставлены племенами, проникшими сюда через Клухорский перева

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...