Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Приёмы изобретательства – 9 ч.




Прием частичного или избыточного действия. Если трудно получить 100% результат, надо получить «чуть меньше» или «чуть больше». Прием «Антивес». Соединить объект с другим объектом, обладающим подъёмной силой. Прием «Проскока и непрерывности полезного действия». Вести процесс на большой скорости и вести работу непрерывно. Прием «Обратить вред в пользу». Использовать вредные факторы для получения положительного эффекта. Прием «Самообслуживание». Объект должен сам себя обслуживать. Прием «Дешевая недолговечность взамен дорогой долговечности». Приём «Предварительное действие». Возможность заранее выполнить требуемое действие. Приём «Динамичность». Если объект в целом неподвижен, сделать его подвижным. Приём «Изменение окраски». Изменить окраску или степень прозрачности внешней среды или объекта.

Применяем ТРИЗ – 7 ч.

Решение олимпиадных задач. Анализ решений. Самые красивые решения. Самые интересные решения. Фантастика в литературе. Н.Носов «Незнайка на Луне», К.Булычев «Двести лет тому вперед». Решение творческих задач: изобретательские задачи; логические задачи; вербальные задачи. Задачи на нахождение закономерностей.

Проектная деятельность. Фиксация проблемы, выделение противоречия, разработка идеи и пути решения проблемы, выдвижение гипотезы. Структурные элементы проекта.

Качества творческой личности. Знакомство с творчеством выдающихся изобретателей России: Попов, Яблочков. Технология изобретательства.

 

Обеспечение реализации программы

Технология обучения.

В обучении ТРИЗ не так уж и много материала, который необходимо выучить, да и сам материал не труден, но необходимы длительные тренировки, которые помогут изменить обычное мышление учащихся, превратив его в «тризное»: т.е. уметь мыслить системно, диалектично, масштабно, управляемо генерировать (конструировать) идеи. Поэтому в программе отсутствуют занятия чисто теоретического характера. В соответствии с возрастными особенностями младших школьников мы на всех занятиях идём от практических примеров и любые теоретические положения вновь иллюстрируем примерами, а затем применяем для решения актуальных для детей проблемных ситуаций.

На занятиях ТРИЗ часто используется работа в творческих группах. Такая форма работы учит детей сотрудничать. Использование различных видов деятельности: игровой, конструктивный, исследовательской, изобретательской – делает урок эффективным и увлекательным. Занятия ТРИЗ несут разгрузочный характер и оказывают положительное влияние на характер и результат образовательного процесса в начальных классах. Учитель должен понимать, что для проявления творчества необходима непринужденная обстановка, в которой и сильный и слабый ученик чувствуют себя не соперниками, а партнерами и созидателями. Отсутствие психологических барьеров сложную креативную задачу делает привлекательной для любого ребенка. Любая выдвинутая ребенком идея имеет ценность, она анализируется и ей находится применение в ходе обсуждения.

Методическое обеспечение

Класс

№ п/п Раздел или тема программы   Формы занятий Приёмы и методы организации учебно- воспитательного процесса Дидактический материал, техническое оснащение занятий
1. Введение в предмет Традиционные занятия Решение проблем Практический Индивидуально - фронтальный Детская литература по ТРИЗ
2.   Мир качеств предметов. Традиционные занятия Игры Беседа Упражнения Частично - поисковый Индивидуальный Карта Тризграда А.Нестеренко «Страна загадок»
3.   Страна фантазии. Традиционные занятия Игры Беседа Упражнения Словесный Практический Индивидуальный Л.Шрагина «Логика воображения» Детские сказки
4. Методы системного анализа. Комбинированные занятия Игры Упражнения Решение проблемных ситуаций Наглядный Практический Групповой Индивидуальный Г.Заходер «Кит и Кот» Д.Дефо «Робинзон Крузо»
5. Приёмы разрешения противоречий. Комбинированные занятия Игры Упражнения Решение проблемных ситуаций Наглядный Практический Фронтальный Групповой Сборники задач по ТРИЗ Перечень приемов разрешения противоречий
6. Применяем ТРИЗ. Практические занятия Аукцион Защита проектов Решение проблем Практический Индивидуальный Групповой Сборник олимпиадных задач по ТРИЗ Тесты С.Гин «Задачки – сказки от кота Потряскина» Выставочный стенд

 

Введение. Зачем человеку творчество.

Фантазирование: рисование города ТРИЗ – града, выбор необычного способа передвижения.

Поиск предмета, который не является системой.

Мир качеств предметов.

Свойства предмета: Составление загадок через называние свойств предмета. Отгадывание загадок.

Фантазирование: Планета, где все треугольное. Белая планета. Мыльная планета. Планета детей.

Наши помощники – органы чувств. Фонтан пяти чувств (слух, обоняние, зрение, осязание, вкус). Упражнения на развитие чувственности и восприятия мира. Кляксография. Используя органы чувств, придумать светофор с новыми свойствами (рассмотреть пять вариантов сигналов «Стойте», «Идите»).

Сравнение предметов. Игра «Качели». Выбираются два любимых предмета – назвать, чем они похожи и чем отличаются. Планета, где все похожи друг на друга. Как водитель отличит свою машину? Как мама отличит своего ребенка от других?

Анализ предмета. В.Сутеев «Мышонок и карандаш». Карандаш с двумя грифелями.

Синтез предмета. Музей неоконченных картин. Д.Родари «Сказки с тремя концами». Знакомство с игрой «Дорисуйка». Дети в парах обмениваются листами бумаги, на которых изображены произвольные линии, нарисованные товарищем. Фантазируют и дорисовывают предмет до полного образа. Надсистема: музей – хранилище картин.

Классификация предметов. Развитие умения задавать отсекающие вопросы, умения выделять группы предметов в игре «Да – нет».. Отгадывание слова наименьшим количеством вопросов.

Метод мозгового штурма. Размышление: «Я – генератор идей. Каких?».

Проведение мозгового штурма: Как лягушке – путешественнице добраться с утками на юг? Игра «Хорошо – плохо» как тренаж умения спорить. “Получить двойку в школе – это хорошо, потому что… Это плохо, потому что…”

Противоречия. Какой он – Дворец Противоречий? Поиск ситуаций предъявления к одной системе противоположных требований. Например, чайник должен быть горячим, чтобы пить чай и должен быть холодным, чтобы брать его в руки.

Страна фантазии.

Приём фантазирования «наоборот». Г. Сапгир «Людоед и принцесса». Составление новых сказок, используя этот прием (изменение качеств сказочных героев на противоположные). Например, волк стал добрым, а три поросенка злыми. Игра «повтори наоборот». Чтение слов наоборот и придумывание им новых значений.

Приём фантазирования «Дробление – объединение» Л. Толстой «отец и сыновья». Работа с детским конструктором: Сказочный герой «Трехголовый дракон», «Тяни-Толкай», «Русалочка». Создание нового сказочного существа.

Приём фантазирования «Ускорение-замедление». Дж. Родари «Троллейбус № 75» в прошлом, настоящем и будущем, Е.Шварц «Сказка о потерянном времени» - замедление времени до полной остановки. Игра «Кем был в прошлом», «Кем будет в будущем».

Приём фантазирования «Увеличение- уменьшение». Л.Кэролл «Алиса в стране чудес». С.Лагерлёф «Путешествие Нильса с дикими гусями. Сказочные средства, влияющие на рост. Путешествие ребят по организму человека (например, по кровеносной системе). Рассказ об увиденном.

Приём фантазирования «Изменение свойств». Т. Янсон «Шляпа волшебника», К. Чуковский «Путаница». Прием эмпатии (монолог неживого предмета). Что может рассказать о себе школьная ручка, классная доска, портфель.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...