Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимодействие учителя – дефектолога и воспитателей группы в работе, направленной на формирование пространственных представлений у детей с нарушениями интеллекта

Чем занять ребенка дома без помощи телевизора

Чем занять ребенка дома без помощи телевизора. Ребенок 3 лет не любит оставаться в одиночестве. Он постоянно требует внимания, и маме бывает очень сложно хотя бы 10-15 минут для себя. А ведь иногда они просто необходимы, чтобы сделать важный звонок или выполнить какую-то срочную работу по дому. Чаще всего, чтобы отвлечь ребенка родители ставят малышу мультфильмы. Этот способ работает безотказно, тем не менее, у него есть свои минусы. Детям 3 лет не рекомендуется смотреть телевизор более 2 часов в день. Исследования ученых говорят о том, что у детей, которые много смотрят телевизор, рассеивается внимание, возникают проблемы со сном, и даже появляется склонность к агрессии. Возникновение синдрома навязчивых движений у детей тоже иногда связывают с излишним просмотром телевизора. чем занять ребенка дома Сложно представить, что буквально 50 лет назад родители находили, чем занять ребенка дома совсем без помощи телевизора. А ведь домашних дел тогда было ничуть не меньше, а скорее намного больше (спасибо изобретателям стиральных и посудомоечных машин, микроволновок и прочих радостей жизни). Что же делать родителям, чтобы отвлечь ребенка на некоторое время без помощи телевизора? Попросите малыша принести из комнаты куклу в синем платье, 2 маленьких мячика и один большой, 3 оранжевых тарелочки и т.д. Поиск нужных игрушек отвлечет ребенка на некоторое время и поможет повторить счет, названия цветов, а также потренировать память. Когда ребенок справится с первым заданием, дайте ему следующее. Не исключено, что перебирая игрушки, малыш увлечется, и некоторое время будет играть самостоятельно. Скажите ребенку, что его любимый мишка/котенок/зайчик заболел (хочет спать или кушать). Пусть малыш полечит игрушку, уложит в кроватку или сварит кашу - в зависимости от условий игры. Позвольте ребенку помочь вам. Что бы вы ни делали - готовите ужин, гладите белье или убираетесь, позвольте вашему малышу принять в этом участие. Спросите, хочет ли он помочь вам - и вы, наверняка, получите положительный ответ. Дети любят делать «взрослые» дела. При этом вы не только освободите несколько минут для себя, но и поможете ребенку научиться выполнять несложную работу по дому, а заодно и почувствовать себя взрослым. В некоторых случаях малыш действительно сможет облегчить вашу работу. Например, если вы гладите недавно постиранное белье, попросите дочку или сына разобрать носки по парам. Ребенок закрепит свое знание цветов, потренирует внимание и сэкономит вам пару минут на выполнение этой работы. Если вы хлопочите на кухне, используйте продукты питания для развлечения и развития ребенка. Кусочек теста прекрасно заменяет пластилин, но выглядит более привлекательным в глазах малыша, если мама в этот момент тоже возится с тестом. Соль, насыпанная на небольшой поднос, позволит ребенку рисовать небольшие картинки. А игры с мелкими предметами, такими, как горох или семечки помогут развить тонкую моторику. Малыш может составлять из них узоры, сортировать по цвету или размеру, складывать в коробочки. Можно заранее покрыть стеклянную бутылочку тонким слоем пластилина и предложить малышу сделать вазу, украшенную рисом, гречкой, горохом, арбузными семечками, ягодами рябины и проч. Эти задания принесут двойную пользу - помогут не только занять ребенка, но и развить его таланты.

Взаимодействие учителя – дефектолога и воспитателей группы в работе, направленной на формирование пространственных представлений у детей с нарушениями интеллекта

Большую часть контингента детей, с особыми образовательными потребностями составляет группа, которую определяют как дети с нарушениями интеллекта.

Первоначальным источником познания человека является чувственное восприятие, полученное из опыта и наблюдений. В процессе чувственного познания формируются представления, образы предметов, их свойств и отношений. Понимание логических определений, понятий находятся в прямой зависимости от того, как дети пройдут первую чувственную ступень познания. У детей с нарушениями интеллекта процесс чувственного познания имеет свои особенности, своего рода сложности. Особенно сложно формируются пространственные представления. Детям данной категории сложно усвоить пространственные понятия, а тем более оперировать ими в реальной жизни. Осознание себя во времени и пространстве является важным показателем психического здоровья и уровня развития интеллекта ребенка. Большая часть временных представлений формируется у детей в дошкольном возрасте. Поэтому с самого начала коррекционного процесса, необходимо вести работу в данном направлении.

Для оказания квалифицированной психолого-педагогической помощи детям этой категории необходимы разработка и внедрение в практику дошкольных образовательных учреждений эффективной модели взаимодействия педагогов, работающих с этими детьми.

Решать задачи по формированию пространственных представлений, как показала практика, целесообразнее всего при взаимодействии учителя - дефектолога и воспитателей группы, работающих с детьми с нарушенным интеллектуальным развитием.

Планируя свою работу по данному направлению, педагоги должны учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, внедрять свои специфические методы и приемы, которые позволяют наиболее легко и интересно усвоить детям данные понятия.

Общие задачи ориентируют педагогов в первую очередь на оказание своевременной и адекватной коррекционно-педагогической помощи ребенку с нарушенным ходом развития.

Работа по формированию собственно пространственных представлений осуществляется поэтапно:

1 этап. На этом этапе педагогами ДОУ осуществляется работа по формированию представлений о собственном лице, теле (уровень пространства собственного тела), в дальнейшем она продолжается на объектах, расположенных по отношению к телу с точки зрения “вертикальной организации” его пространства (его вертикальной оси). Затем работа проводится по вертикальной оси, по усложнению.

На начальной стадии этапа понятия закладываются на невербальном уровне, поэтому здесь используются различные игры на понимание данных понятий.

Задачи начинают решаться на занятиях учителя – дефектолога (индивидуальных, подгрупповых):

  • работа с зеркалами. После того, как у детей сформируются определенные знания в этой области, для закрепления подключаются к работе воспитатели группы, используя:
  • игровые упражнения: «Что похоже, а что нет, Найди отличия, «Обведи свои ладошки»;
  • подвижные игры и оздоровительные паузы;
  • закрепление усвоенных знаний в режимных моментах: «Определи карман на шортах, Где у тебя пуговицы, Умой свое личико.
  • 2 этап. Данный этап предполагает активную работу, как педагога - дефектолога, так и воспитателей группы. Продолжается работа по формированию представлений о собственном теле (здесь продолжается работа над схемой тела); объектах, расположенных по отношению к телу. Вводится задача по формированию представлений о взаимоотношениях объектов с точки зрения “горизонтальной организации” пространства - вначале только по формированию пространства “впереди”. Необходимо анализировать “что нельзя описывать словами выше, ниже, над, под расположение частей тела, если они находятся в горизонтальной плоскости”. Далее анализ расположение объектов в горизонтальном пространстве, производится только по отношению к себе (отсчет ведется от собственного тела). Лучше всего детьми данные понятия усваиваются через практические собственные действия с разными предметами. Здесь необходимо добиваться правильного употребления полученных понятий в активной речи. Что в свою очередь определяет использование педагогами группы на занятиях, игр с высокой речевой активностью.
  • 3 этап. На этом этапе педагогами проводится работа над дальнейшим закреплением схемы тела с упором на праволевую ориентировку (относительно основной вертикальной оси ребенка, то есть его позвоночника), с последующей ориентацией на анализ взаиморасположения объектов в пространстве с точки зрения “сторонности” по отношению, в первую очередь, к собственному телу. Продолжительность данного направления характеризуется работой над теми частями собственного тела, которые могут отражать метрические соотношения по оси право - лево.

По аналогии осуществляется формирование пространственных представлений в переходе к анализу взаиморасположения объектов во внешнем пространстве с позиции «право – левой» ориентировки. Данный этап предусматривает закрепление усвоенных детьми пространственных и квазипространственных представлений на практическом уровне и с вербальным отражением пространственных взаимоотношений.

Учитель - дефектолог на третьем этапе уточняет и закрепляет пространственные и квазипространственные представления детей на занятиях: формирование элементарных математических представлений; ознакомление с окружающим; развитие связной речи. Большое значение на занятиях учитель - дефектолог отводит методам и приемам, которые побуждают детей к самостоятельному выбору вербальных средств отражающих пространственные взаимоотношения.

Осуществляет подбор активных пауз, пальчиковых упражнений направленных на практическое использование ранее полученных знаний.

На данном заключительном этапе большая роль отводится воспитателям группы, так как у них есть возможность использовать развивающий потенциал различных видов совместной с детьми деятельности.

Занятия учителя - дефектолога и воспитателей группы носят комплексный, интегрированный характер, что способствует повышению эффективности работы в данном направлении.

Как показывает опыт работы, в условиях содержательной интеграции деятельности педагогов ДОУ у детей успешней формируется пространственное и квазипространственное восприятие, что в свою очередь оказывает благоприятное влияние на развитие детей с нарушенным ходом развития в целом.

 

Развитие речи

Речь у детей с ограниченными возможностями формируется с большим запозданием, многие из них начинают произносить отдельные слова в 5— 6 лет. Как правило, эти дети понимают речь других людей, но сами затрудняются говорить, словарный запас их беден, наблюдается дефект в произноше­нии по причине недоразвития языка или голосовых связок, неправильного расположения зубов и пр. Чаще всего уровень психического недоразвития ре­бенка отражается на развитии его речи.

У некоторых детей, казалось бы, богатый словар­ный запас, но речь их бессмысленна, состоит из штампованных фраз, в этих случаях принято гово­рить о пустой, эхолаличной речи.

Если ваш ребенок плохо говорит, то исправить и поставить звуки нужно у логопеда, но и вы можете предпринять самостоятельные усилия. Занятия луч­ше проводить перед большим зеркалом. У неговоря­щих детей речевой выдох резко укорочен, поэтому, прежде всего, тренируйте дыхание: научите ребенка сдувать ватку с книги; дуть на кораблик в тазу с во­дой, чтобы привести его в движение; играть на ду­дочке; надувать шары. Протяжное произношение гласных с разведением рук в стороны также стиму­лирует развитие голоса и выдоха. Вы произносите звук и объясняете его артикуляцию: «Смотри, я ши­роко открываю рот и пою песенку -а-а. Теперь я делаю губы колесом и пою песенку - у-у. Я улы­баюсь, показываю зубы и пою песенку -и-и. А те­перь давай вместе со мной споем эти песенки».

Прежде чем перейти к отработке артикуляции согласных, перед зеркалом проделайте с ребенком упражнения для развития подвижности языка и губ: смыкайте и размыкайте зубы (открывайте и закры­вайте «домик»); смыкайте и размыкайте губы, произ­нося при этом звуки п и м; языком проделывайте движения, подобные тем, которые делает кошка, когда пьет («полакаешь, как кошка»); приподнимай­те язык ложечкой.

Тренировку в произнесении согласных свяжите с определенными образами:с-с-с-так льется вода,з-з-з-пищит комар,ж-ж-ж-это жужжит жук,ш-ш-ш-шипит гусь,ф-ф-ф-фырчит ежик,в-в-в-звук далеко летящего самолета.Конкретное воплощение звуков дает возможность связать каждый из них с соответствующей картинкой. Работа над звукопроизношением предполагает, что у ребенка уже есть устойчивое внимание. Заниматься этим следует начинать только после того,как малыш стал относительно организованным, усидчивым и оказался способным и целенаправленной деятельности. Для того чтобы малыш научился понимать об­ращенную к нему речь, как можно чаще называйте интересующие его предметы, яркие игрушки, движу­щиеся машины и связанные с ними действия, имена окружающих. Если вы заметили, что ребенок внима­тельно смотрит на какой-либо предмет, тянется к не­му, обращается с лепетом к кому-либо из взрослых, не упустите возможность, пообщайтесь с малышом, расскажите об интересующем его предмете, задайте ему простые вопросы, попытайтесь получить от него ответ.

Познания ребенка об окружающем его мире еще невелики, поэтому постарайтесь, чтобы он усвоил названия частей тела, игрушек, посуды. Чем инте­реснее для него предмет, чем ближе и всестороннее он сможет познакомиться с ним, тем скорее он соотнесет словесное обозначение с реальной вещью или действием. Поэтому приучайте ребенка не толь­ко смотреть на игрушку или какую-либо вещь, но и трогать, ощупывать, брать в руки, двигать ее, стучать и т. п. С помощью таких приемов он научится узнавать, а затем и называть некоторые виды одежды, обуви, мебели, посуды, игрушки - те предметы, которыми он постоянно пользуется. Он смо­жет строить простые предложения, состоящие из 2 - 3 слов.

Во время одевания научите малыша показывать пальчиком, где тапочки, искать их и подавать по просьбе взрослого «дай», находить пуговку на коф­точке, протягивать ножку, поднимать ручку, пони­мать и выполнять просьбы «встань», «сядь». Произ­носите слова и фразы только в том случае, если ребенок акцентирует внимание на данном предмете или производит с ним какие-то действия. Неправиль­но поступает мать, когда делает одно (помогает ребенку одеться), а говорит о другом (о том, куда они пойдут гулять). В этом случае у малыша не возникает устойчивой связи между словом и пред­метом, словом и действием.

Приучайте детей выполнять ваши просьбы, ори­ентироваться в окружающей их обстановке: «покажи, где шкаф», «принеси из кухни чашку» и т. п. Сначала вы просите выполнить задание в комнате, квартире, а затем обращаетесь с просьбой к ребенку что-то сделать на прогулке, во дворе. Таким образом, у ва­шего малыша постепенно расширяются представле­ния о мире.

Иногда случается так, что вы не понимаете ребен­ка. Что бы он ни говорил, с вашей стороны малыш должен встречать только поддержку и поощрение. Вы, наверное, уже заметили, что вначале ребенок действием, мимикой и жестом реагировал на ваши речь и движения. Затем он попытался подражать вам в произношении звуков, слов и фраз. Не упустите возможность похвалить его, постоянно стимулируй­те его речевую активность.

Пассивность, крайне сниженная потребность к высказываниям, чрезвычайно узкий круг знаний, отсутствие интереса к окружающему - все это замед­ляет развитие речи. Поэтому организуйте занятия с малышом так, чтобы он был вынужден попросить или сказать что-либо, задать вопрос и т. п. Напри­мер, создайте такую ситуацию, когда для выполне­ния аппликации не хватает клея или цветной бумаги. Ребенок будет должен попросить недостающий предмет. Вы совершаете большую ошибку, если ста­раетесь предупредить любую попытку ребенка к са­мостоятельным действиям. Тем самым вы лишаете его общения с окружающими.

Если вы вышли вместе с ребенком на прогулку, старайтесь все время разговаривать с ним. У малы­ша появляются разнообразные впечатления от уви­денного, объясните ребенку то, что вызывает его интерес. Вначале старайтесь гулять около вашего дома, обращайте внимание малыша на здание, на то, как убирают снег или подметают дорогу, какие дере­вья растут рядом. Такие дети очень редко задают вопросы, поэтому сами расскажите малышу о про­исходящем вокруг. При этом постоянно возвращай­тесь к опыту ребенка, к тому, что он уже видел, чему он радовался.

Итак, ваш малыш уже знаком с какими-то пред­метами, у него есть определенные представления об окружающем мире. Теперь вы можете строить заня­тия с использованием картинок. Для занятий вам потребуются различные наборы картинок с изобра­жением предметов посуды, мебели, овощей, живот­ных. Научите малыша называть нарисованный предмет и соотносить его с реальным объектом. Со временем ваш ребенок должен уметь классифици­ровать картинки и пользоваться обобщающими сло­вами. Например, вы просите ребенка одеть куклу на прогулку. Он выбирает картинки с изображением предметов одежды, называет каждый из них и опре­деляет отобранное одним словом «одежда». Вашего ребенка может заинтересовать игра «В огороде». Попросите малыша собрать в корзинку картинки с изображением того, что растет в огороде, и назвать группу предметов одним словом («овощи»). Старай­тесь вводить в речь ребенка обобщающие слова и следите за правильным их употреблением.

Теперь вы приступаете к работе с простыми сю­жетными картинками. Вопросы по картинке должны быть короткие и ясные. Если ребенок не умеет гово­рить, то вы можете довольствоваться тем, что он показывает на предмет, внимательно слушает ваши объяснения. Например, вы кладете перед ним кар­тинку и рассказываете: «Это мальчики. Это большой мальчик, а это маленький мальчик. Большой маль­чик читает книгу. Маленький мальчик играет в мяч». После этого обратитесь с просьбой: «Покажи, где большой мальчик. Где маленький мальчик? Покажи, кто читает» и т. п. Такие занятия развивают у ребенка понимание обиходной речи.

Вы научили ребенка рассматривать отдельную картинку и называть изображенное на ней. Далее переходите к работе с серией картинок, связанных простым содержанием. Для этого дайте малышу 3 - 4 картинки, которые сначала надо разложить в по­рядке развертывания сюжета, а потом составить рас­сказ. Это задание сложное. Помогите ребенку рас­сматривать картинки, определите вместе с ним по­следовательность их расположения. Однако заключительная часть задания - рассказ, - как правило, не под силу малышу. В лучшем случае он перечислит отдельные предметы или действия, не связав их между собой. Не огорчайтесь. Если ваши занятия будут система связных высказываний становится больше и со вре­менем малыш без особого труда будет справляться с подобными заданиями. Маленькие дети очень лю­бят яркие предметы, картинки. И чем больше книг с яркими, красочными картинками вы будете читать вашему ребенку, тем раньше он сможет соотносить прочитанное с иллюстрациями, отвечать на постав­ленные вопросы.

Занимаясь с ребенком развитием речи, помните, что на первых порах он только понимает обращен­ную к нему речь. Говорить такие дети начинают позднее. Однако будьте уверены, что наступит мо­мент, когда ваш ребенок произнесет вначале отдель­ные слова, затем короткие фразы, а в дальнейшем он сможет общаться.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...