Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинар № 13. Органы прокуратуры и их система.

1. Система органов прокуратуры и их организация.

2. Генеральная прокуратура РФ: структура и полномочия.

3. Генеральный прокурор РФ, его полномочия, порядок назначения на должность.

4. Коллегия Генеральной прокуратуры РФ, порядок ее образования, состав, компетенция.

5. Центральный аппарат Генеральной прокуратуры РФ, его структура.

6. Научно-консультативный совет при Генеральной прокуратуре РФ.

1 Система органов прокуратуры Российской Федерации состоит из Генеральной прокуратуры РФ, подразделений Генеральной про куратуры РФ в федеральных округах, прокуратур субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных и других специали-

зированных (транспортных и природоохранительных) прокуратур, научных и образовательных учреждений, редакций печатных изданий, являющихся юридическими лицами, а также прокуратур городов и районов, других территориальных, военных и иных специали зированных прокуратур (транспортных, природоохранительных прокуратур, прокуратур по надзору за исполнением законов в ис-

правительных учреждениях, прокуратур, действующих на особорежимных объектах). Причем создание и деятельность на территории

Российской Федерации органов прокуратуры, не входящих в единую систему прокуратуры Российской Федерации, не допускаются.

Система прокуратуры РФ может быть представлена в следующей схеме:

Перечисленные выше органы прокуратуры составляют систему прокуратуры РФ, так как обладают признаком единства, то есть не входят ни в какую иную систему органов, централизованности, то есть подчинения каждого нижестоящего прокурора вышестоящему прокурору и Генеральному прокурору РФ, единства основных целей и задач, стоящих перед каждым прокурором, единства полномочий, предоставленных каждому прокурору в пределах его компетенции, единства законодательства, регулирующего деятельность прокуроров.

Системность органов прокуратуры проявляется в их тесной взаимосвязи и взаимозависимости. Результаты деятельности нижестоящих прокуратур во многом зависят от деятельности вышестоящих прокуратур (постановка конкретных задач, контроль исполнения, обеспечение кадрами и т.д.), а результаты работы вышестоящих прокуратур прямо определяются результатами деятельности

нижестоящих. Так, прокуратура субъекта РФ характеризуется объемом и качеством работы, выполненной всеми городскими и районными прокуратурами, находящимися на территории соответствующего субъекта РФ. Генеральный прокурор представляет отчет в Федеральное Собрание РФ и Президенту РФ не только о работе Генеральной прокуратуры РФ, а о работе всех прокуратур РФ.

Каждый из элементов (звеньев) рассмотренной выше системы прокуратуры РФ состоит из подразделений, составляющих их структуру.

Генеральная прокуратура РФ. Генеральную прокуратуру РФ (и одновременно всю систему прокуратуры РФ) возглавляет Генеральный прокурор РФ. Генеральный прокурор РФ имеет первого заместителя и заместителей, чьи служебные обязанности определяются Генеральным прокурором РФ.

2 Руководит деятельностью Генеральной прокуратуры Генеральный прокурор РФ, у которого есть первый заместитель и замес-

тители. Один из заместителей Генерального прокурора РФ одноврменно является Главным военным прокурором. Первый заместитель

Генерального прокурора РФ и заместители назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации Феде-

рального Собрания РФ. Представление об их назначении и предложение об их отстранении от должности готовится Генеральным про-

курором РФ.

Структуру Генеральной прокуратуры РФ составляют главные управления, управления и отделы (на правах управлений, в составе

управлений), а также Главная военная прокуратура. Главная военная прокуратура, возглавляется заместителем Генерального прокурора РФ — Главным военным прокурором. Деятельностью Главных управлений, управлений и отделов на правах управлений руководят их начальники являющиеся старшими помощниками, а их заместители и начальники отделов в составе управлений — помощниками Генерального прокурора РФ. Кроме должностей начальников и их заместителей в главных управлениях, управлениях и отделах устанавливаются должности старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, а также старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам и их помощников.

В Генеральной прокуратуре, кроме того, имеются должности советников, старших помощников и старших помощников по особым поручениям Генерального прокурора РФ, статус которых соответствует статусу начальников управлений; помощников и помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений. Первый заместитель и заместители Генерального прокурора РФ также имеют помощников по особым поручениям, статус которых соответствует статусу заместителей начальников управлений. В Генеральной прокуратуре РФ действует коллегия и научно-

консультативный совет.

Полномочия Генеральной прокуратуры РФ следующие. Она в

пределах своей компетенции:

1) как и вся прокуратура в целом, осуществляет прокурорский надзор и иные направления деятельности прокуратуры;

2) выпускает специальные издания, к примеру, ежемесячный журнал Законность;

3) осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними;

4) заключает соглашения по вопросам правовой помощи и

борьбы с преступностью;

5) участвует в разработке международных договоров Российской Федерации;

6) осуществляет оперативное управление имеющимися у ней объектами социально-бытового и хозяйственного назначения;

Генеральный прокурор РФ, его полномочия, порядок назначения на должность

Генеральный прокурор РФ возглавляет Генеральную прокуратуру РФ, в связи с чем он вправе:

1) руководить системой прокуратуры Российской Федерации (ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);

2) образовывать, реорганизовывать и ликвидировать органы и учреждения прокуратуры, определять их статус и компетенцию (ч. 2

ст. 11 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);

3) возлагать осуществление функций прокуратуры на органы военной прокуратуры в местностях, где в силу исключительных об-стоятельств не действуют иные органы прокуратуры Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации, где в соот-

ветствии с международными договорами находятся войска Российской Федерации (ч. 1 ст. 46 Федерального закона «О прокуратуре РФ»);

4) в пределах выделенной штатной численности и фонда оплаты труда устанавливать штаты и структуру Генеральной прокуратуры РФ, определять полномочия структурных подразделений, устанавливать штатную численность и структуру подчиненных органов и учреждений прокуратуры (ч. 2 ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);

5) назначать и освобождать от должности нижестоящих прокуроров (ч. ч. 3, 4 ст. 129 Конституции РФ), в частности:

а) в Генеральной прокуратуре РФ — начальников главных управлений, управлений и отделов и их заместителей, советников,

старших помощников и старших помощников по особым поручениям, помощников и помощников по особым поручениям Генерального прокурора РФ, помощников по особым поручениям первого заместителя и заместителей Генерального прокурора РФ, старших

прокуроров и прокуроров главных управлений, управлений и отделов, старших прокуроров-криминалистов и прокуроров-криминалистов, старших следователей по особо важным делам и следователей по особо важным делам и их помощников;

б) прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров по согласованию с органами государственной

власти субъектов Российской Федерации, определяемыми субъектами Российской Федерации (п. 1 ст. 13 Федерального закона «О про-

куратуре Российской Федерации»);

в) заместителей прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров;

г) прокуроров городов, районов, приравненных к ним прокуроров (п. 1 ст. 40.5 Федерального закона «О прокуратуре РФ»);

д) директоров (ректоров) научных и образовательных учреждений системы прокуратуры Российской Федерации и их заместите-

лей (ч. 3 ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);

6) назначать прокурорских работников в состав коллегии Генеральной прокуратуры;

7) утверждать персональный состав коллегии Главной военной прокуратуры;

8) председательствовать в заседаниях коллегии Генеральной прокуратуры и координационного совещания руководителей федеральных правоохранительных органов (ч. 3 п. 1.2 Регламента Генеральной прокуратуры РФ);

9) устанавливать порядок принятия Присяги прокурора (следователя) (ч. 2 ст. 40.4 Федерального закона «О прокуратуре РФ);

10) устанавливать порядок и сроки проведения аттестации прокурорских работников (ч. 3 ст. 41 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);

11) присваивать классные чины работникам прокуратур (ч. 5 ст. 41 Федерального закона «О прокуратуре РФ»);

12) налагать на прокурорских работников дисциплинарные взыскания в полном объеме (ч. 2 ст. 41.7 Федерального закона «О прокуратуре

13) давать согласие на наложение дисциплинарного взыскания в виде увольнения из органов прокуратуры работников, награжденных нагрудным знаком «Почетный работник прокуратуры Российской Федерации» (ч. 5 ст. 41.7 Федерального закона «О прокуратуреРФ»);

14) устанавливать образец удостоверения прокурорского работника (ч. 1 ст. 41.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Ф»);

15) устанавливать порядок ведения личных дел прокурорских работников (ч. 3 ст. 41.2 Федерального закона «О прокуратуре РФ»);

16) определять полномочия подчиненных ему прокуроров и их заместителей по привлечению к дисциплинарной ответственности

прокурорских работников, назначаемых им на должность (ч. 2 ст. 41.7 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);

17) вносить представления в соответствующую палату Федерального Собрания о лишении ее членов (депутатов) неприкосновенности (ч. 2 ст. 98 Конституции РФ);

18) обращаться в Пленум Верховного Суда РФ, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ с представлениями о даче судам разъ-

яснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам (ст. 39 Феде-

рального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);

19) принимать участие в заседаниях федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и ис-полнительных органов субъектов Российской Федерации, органовместного самоуправления, коммерческих и некоммерческих органи-

заций, где рассматриваются внесенные ими представления и протесты (ч. 3 ст. 7 Федерального закона «О прокуратуре Российской Фе»);

20) обращаться в Конституционный Суд РФ по вопросу нарушения конституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле (ч. 6 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);

21) принимать участие в заседаниях Верховного Суда РФ (ч. 5 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Фе»);

22) принимать участие в заседаниях Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ (ч. 3 ст. 12 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации»);

23) принимать участие в заседаниях Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ (ч. 3 ст. 15 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации»);

24) присутствовать на заседаниях палат Федерального Собрания РФ, их комитетов и комиссий, Правительства РФ, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);

25) издавать обязательные для исполнения всеми работниками органов и учреждений прокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции, регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры Российской Федерации и порядок реализации мер материального и социального обеспечения указанных работников (ч. 1 ст. 17 Федерального закона «О прокуратуреРФ»);

26) давать поручение нижестоящим прокурорам о необходимости их присутствия на заседаниях палат Федерального Собрания

РФ, их комитетов и комиссий, Правительства РФ, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской

Федерации и органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 7 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);

27) приостанавливать исполнение приговора, которым в качестве меры наказания назначена смертная казнь, путем принесения

на токовой представления (ст. 38 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);

28) в исключительных случаях продлять срок предварительного следствия свыше 12 месяцев (ч. 5 ст. 162 УПК);

29) давать согласие на продление срока заключения под стражу свыше 12 месяцев (ч. 3 ст. 109 УПК);

30) направлять Президенту РФ представление о временном отстранении от должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и (или) руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (ч. 5 ст. 114 УПК);

31) принимать решение о возбуждении уголовного дела, либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело

было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, в отношении:

— члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы,

— судьи,

— Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ,

— Уполномоченного по правам человека в РФ,

— Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, а также кандидата в Президенты РФ,

— члена Центральной избирательной комиссии РФ с правом решающего голоса, председателя избирательной комиссии субъекта РФ (ст. 448 УПК);

32) принимать решение о выдаче иностранного гражданина или лица без гражданства, находящихся на территории Российской

Федерации, обвиняемых в совершении преступления или осужденных судом иностранного государства (ч. 4 ст. 462 УПК);

33) обращаться в любой суд надзорной инстанции с представлением о пересмотре вступившего в законную силу решения и (или) определения суда общей юрисдикции, рассматривавшего гражданское дело (п. 1 ч. 4 ст. 377 ГПК);

34) в пределах компетенции прокурора в арбитражном процессе обращаться в Высший Арбитражный Суд РФ (ст. 52 АПК);

35) осуществлять иные полномочия.

Приведенный перечень прав Генерального прокурора РФ не является исчерпывающим. Помимо прав у Генерального прокурора РФ есть и обязанности:

1) как и вся прокуратура в целом, осуществлять прокурорский надзор и иные направления деятельности прокуратуры;

2) ежегодно представлять палатам Федерального Собрания РФ и Президенту РФ доклад о состоянии законности и правопорядка в

Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению (ч. 7 ст. 12 Федерального закона «О прокуратуре Российской Феде-

рации»);

3) нести ответственность за выполнение задач, возложенных на органы прокуратуры Федеральным законом «О прокуратуре Рос-

сийской Федерации» (ч. 4 ст. 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»);

В случае отсутствия Генерального прокурора РФ или невозможности исполнения им своих обязанностей его обязанности исполняет первый заместитель, а при отсутствии Генерального прокурора РФ и его первого заместителя или невозможности исполнения ими своих обязанностей — один из заместителей Генерального прокурора РФ в соответствии с установленным распределением обязан-

ностей между заместителями.

Порядок назначения на должность Генерального прокурора РФ состоит из положений, определяющих орган, уполномоченный

на принятие данного решения, срок полномочий Генерального прокурора, а также круг действий, которые имеют место в случае от-клонения предложенной кандидатуры. Право назначения на должность сроком на пять лет и освобождения от должности Генерального прокурора РФ предоставлено Совету Федерации Федерального Собрания РФ на своем заседании. Представление о назначении Ге-нерального прокурора РФ направляется в Совет Федерации Президентом РФ. Если за кандидатуру Генерального прокурора проголо-

совало большинство членов Совет Федерации, он считается назначенным на должность. После чего Председатель Совета Федерации

Федерального Собрания РФ приводит его к присяге. Содержание текста присяги следующее: «Клянусь при осуществлении полномочий

Генерального прокурора Российской Федерации свято соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, защищать права и свободы человека и гражданина, охраняемые законом интересы общества и государства».

Однако предложенная Президентом РФ кандидатура на должность Генерального прокурора РФ может не набрать требуемого количества голосов членов Совета Федерации и соответственно Генеральный прокурор РФ не будет назначен. В таком случае ПрезидентРФ в течение 30 дней представляет Совету Федерации другую кандидатуру. О назначении Генерального прокурора РФ на должность и об освобождении его от должности сообщается в средствах массовой информации (в печати).

3 Коллегия Генеральной прокуратуры В Генеральной прокуратуре создан совещательный орган, именуемый коллегией. В состав коллегии Генеральной прокуратуры РФ входят две группы должностных лиц, первые из которых являются членами коллегии в связи с назначением их на определенную должность, вторые — прокурорские работники, назначаются в коллегию Генеральным прокурором РФ. По должности в состав коллегии входят Генеральный прокурор РФ, его первый заместитель и заместители.

Председателем коллегии является Генеральный прокурор РФ. Каждое полугодие на основе предложений заместителей Генерального прокурора, руководителей управлений и отделов аппарата организационным управлением Генеральной прокуратуры РФ формируется план работы коллегии. Затем он утверждается Генеральным прокурором РФ. В плане определяются проблемы, подлежащие рассмотрению, лица, ответственные за подготовку необходимых материалов, сроки проведения заседаний коллегии Генеральной прокуратуры РФ.

На заседаниях коллегии обсуждаются наиболее важные вопросы деятельности органов прокуратуры по обеспечению законности и правопорядка, обсуждаются проблемы прокурорского надзора и расследования уголовных дел, подбора и расстановки кадров, заслушиваются отчеты руководителей подразделений Генеральной прокуратуры, прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров (п. 5.1.2 Регламента Генеральной прокуратуры РФ).

По актуальным проблемам укрепления законности и противодействия преступности могут проводиться совместные заседания коллегии Генеральной прокуратуры РФ и коллегий правоохранительных, иных федеральных органов исполнительной власти. Заседания коллегии Генеральной прокуратуры РФ могут проводиться и в расширенном составе, в том числе с участием представителей правоохранительных, контролирующих органов, других министерств и ведомств.

Работа коллегии осуществляется гласно, если это не противоречит интересам соблюдения государственной, иной охраняемой законом тайны. Председатель коллегии на основе мотивированного рапорта начальника управления информации и общественных связей решает вопрос о приглашении на заседание представителей средств массовой информации и объеме предоставляемой им информации.

Обсуждение вопроса на заседании коллегии проводится в порядке, определяемом ее председателем. Однако по согласованию со

всеми членами коллегии повестка дня может быть изменена или дополнена.

На заседании ведется протокол, стенограмма, а по указанию председателя коллегии — аудио- и (или) видеозапись.

Решение коллегии считается принятым, если за него проголосовало простое большинство присутствовавших на заседании членов коллегии. Любой из членов коллегии имеет право на особое мнение. Особое мнение члена (членов) коллегии прилагается к протоколу заседания. Решения коллегии, другие документы, подготовленные в соответствии с решением коллегии, должны незамедлительно направляться по принадлежности. Начальники управлений и отделов в обязательном порядке

доводят их содержание до сведения подчиненных работников, разрабатывают меры по их выполнению (в необходимых случаях с

предварительным обсуждением на оперативном совещании), определяют ответственных исполнителей и организуют контроль ис-

полнения, о чем информируют организационное управление.

5 Центральный аппарат Генеральной прокуратуры состоит из главных управлений, управлений, отделов на правах управлений, а

также Главной военной прокуратуры.

Так в генеральной прокуратуре действуют следующие структурные подразделения.

1) Главное следственное управление;

2) Главное управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях на Северном Кавказе;

3) Управление по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов;

4) Управление по надзору за соблюдением федерального законодательства

5) Управление по надзору за исполнением налогового и таможенного законодательства;

6) Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах;

7) Управление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности;

8) Управление по расследованию особо важных дел;

9) Управление по надзору за расследованием преступлений органами прокуратуры;

10) Управление криминалистики;

11) Управление по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний;

12) Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе;

13) Управление по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе;

14) Управление по обеспечению участия прокуроров в рассмотрении уголовных дел судами;

15) Управление по надзору за процессуальной деятельностью органов внутренних дел и юстиции;

16) Управление правового обеспечения;

17) Управление по рассмотрению писем и приему граждан;

18) Управление кадров;

19) Управление делами;

20) Управление организации работы, статистики и делопроизводства;

21) Организационное управление;

22) Управление методического обеспечения;

23) Международно-правовое управление;

24) Информационно-аналитический центр (на правах управления);

25) Управление информации и общественных связей;

26) Приемная;

27) Канцелярия.

Данный перечень структурных подразделений Центрального аппарата Генеральной прокуратуры РФ не исчерпывающий. Не являются структурными подразделениями Генеральной прокуратуры РФ, однако находятся при ней и соответственно являются учреждениями (организациями) Генеральной прокуратуры РФ также Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности иправопорядка при Генеральной прокуратуре РФ.

6 Научно-консультативный совет при Генеральной прокуратуре РФ осуществляет научное содействие органам прокуратуры Российской Федерации в выполнении задач, возложенных на них Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации». В заседаниях научно-консультативного совета рассматриваются вопросы, связанные с организацией и деятельностью органов прокуратуры, после чего принимается решение, которое носит рекомендательный характер.

После принятия решение направляется руководству, которое рассматривает вопрос о необходимости его практического использования. Иногда решения направляться в законодательные органы, а также в управления, отделы и институты Генеральной прокуратуры РФ, подчиненные органы прокуратуры для совершенствования прокурорской практики.

Возглавляет научно-консультативный совет Генеральный прокурор РФ. Он одновременно является председателем научно-консультативного совета. Состав научно-консультативного совета утверждается Генеральным прокурором РФ сроком на пять лет. По-

мимо самого Генерального прокурора сюда входят: заместители председателя научно-консультативного совета, ответственный секретарь и члены научно-консультативного совета из числа ученых-юристов и высококвалифицированных работников прокуратуры, других правоохранительных органов. Помимо членов научно-консультативного совета для участия в его заседаниях могут привлекаться и иные лица: специалисты различных отраслей знаний, а также руководящие и иные работники органов прокуратуры.

Компетенцию научно-консультативного совета составляют следующие его права и обязанности:

1) обсуждать и вырабатывать научно-обоснованные рекомендации по проблемным вопросам прокурорского надзора, правотворческой деятельности, правоприменительной практики;

2) рассматривать предложения по усилению борьбы с преступностью и правонарушениями, совершенствованию координации

деятельности правоохранительных органов, предварительного следствия, государственного обвинения в суде;

3) обсуждать по поручению Генерального прокурора РФ проекты законодательных и иных актов, по которым в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, вносятся предложения об их принятии, изменении, дополнении или отмене;

4) давать по поручению Генерального прокурора РФ экспертные заключения по поступившим в Генеральную прокуратуру РФ проектам законодательных актов, подготовленных компетентными органами;

5) вырабатывать с другими правоохранительными органами согласованные позиции по законопроектам в сфере борьбы с преступностью и охране правопорядка;

6) проводить по поручению Генерального прокурора РФ научные экспертизы по спорным или недостаточно урегулированным вопросам применения законов, разрабатывать соответствующие рекомендации;

7) оказывать методическую помощь консультативным советам прокуратур субъектов Российской Федерации, военных и других специализированных прокуратур, координировать работу этих советов.

Работа Научно-консультативного совета освещается в «Бюллетене Генеральной прокуратуры», журнале «Законность», других изданиях и средствах массовой информации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...