Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Источники информации и нормативно-правовое обеспечение аудита формирования финансовых результатов




 

Аудитор при проверке формирования финансовых результатов использует:

. Нормативные документы, регулирующие вопросы организации бухгалтерского учета и налогообложения расчетных операций (ГК РФ, ФЗ «О бухгалтерском учете», НК РФ, ПБУ (3/2000) «Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте», ПБУ 9/99 «Доходы организации», ПБУ 10/99 «Расходы организации», ПБУ 18/2002 «Учет расчетов по налогу на прибыль», ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам», Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств и т.д.) [1];

2. Приказ об учетной политике. По приказу об учетной политике аудитор знакомится с:

- рабочим планом счетов и перечнем счетов и субсчетов, используемых для формирования финансового результата, то есть доходов и расходов;

-   применяемой формой бухгалтерского учета и видами учетных регистров, оформляемых в организации,

    порядком признания и распределения коммерческих расходов,

    порядком признания и списанием управленческих расходов,

    порядком признания выручки от продажи продукции, работ, услуг,

    перечнем лиц, которым представлено право подписи документов, оформляющих операции.

3. Бухгалтерская отчетность.

По бухгалтерскому балансу (приложение 1) аудитор устанавливает суммы нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) на основании данных пассива баланса.

Отчет о прибылях и убытках ф. № 5 (приложение 3) характеризует порядок формирования данных о финансовых результатах деятельности организации за отчетный период.

Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, могут быть раскрыты состав внереализационных доходов и расходов, объем продаж продукции, товаров, работ, услуг по видам деятельности и географическим рынкам сбыта, состав затрат на производство, чрезвычайные факты и их последствия (чрезвычайные доходы и расходы), выясняет финансовый результат на начало и окончание отчетного периода и движение отдельных видов доходов и расходов.

4. Регистры синтетического и аналитического учета.

Аудитор составляет запрос о представлении необходимых документов для проверки, исходя из данных приказа об учетной политике, применяемой формы бухгалтерского учета. В организациях, применяющих журнально-ордерную форму бухгалтерского учета, используются журналы-ордера 15 составленные на основании рекомендаций по применению учетных регистров. При ведении учета в автоматизированной форме применяются машинограммы дебетовых и кредитовых оборотов, остатков по счетам расчетов и другие регистры по счетам 90, 91, 99, 84 другим взаимосвязанным счетам и оборотно-сальдовые ведомости, книга покупок, книга продаж, Главная книга.

. Первичная документация.

Источником данных для проведения аудиторских проверок формирования финансовых результатов являются записи по соответствующим счетам бухгалтерского учета в учетных регистрах и первичных документах, а также в Главной книге и отчете. Поэтому аудитор должен установить: имеется ли в организации нормативная база данных, которой должен пользоваться бухгалтер данного участка учета; наличие оборотных ведомостей, состояние аналитического учета и технологии обработки информации, состояние системы бухгалтерского учета финансовых результатов.

При проверке финансовых результатов аудитору необходимо также проверить правильность начисления и своевременность взносов в бюджет налога на прибыль, правильность распределения прибыли между учредителями, правильность образования специальных фондов.

Кроме проверки начисления и уплаты налога на прибыль осуществляется проверка соблюдения сроков его начисления и уплаты. Таким образом, главным в работе аудитора является определение достоверности исчисления налогооблагаемой базы, подтверждение правильности расчета налога на прибыль и производимых расходов за счет прибыли после уплаты налогов и обязательных платежей.

К основным законодательным и нормативным документам, на основании которых составляется отчетность, относятся:

1. Гражданский кодекс РФ.

2. Налоговый кодекс РФ.

3. Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г. №307-ФЗ;

4. Федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 г. № 696;

.   Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изм. и доп.);

.   Положение по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденное Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н (в ред. от 27.11.2006);

.   Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденное Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н (в ред. от 27.11.2006);

.   Приказ Минфина России от 22.07.2003 N 67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" (в ред. от 18.09.2006);

.   Приказ Минфина России от 18.09.2006 N 115н "О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету".

 

Планирование аудита и проверочные процедуры на «КАНЦЛЕР»

 

На первом этапе, согласно Правилу (стандарту) аудиторской деятельности «Планирование аудита», проводится сбор информации о хозяйствующем субъекте в целях выяснения особенностей его финансово-хозяйственной деятельности, характере внешней и внутренней среды, оказывающих как прямое, так и косвенное влияние на его деятельность, а также о структуре капитала, уровне рентабельности, системе внутреннего контроля, порядке распределения прибыли, остающейся в распоряжении хозяйствующего субъекта.

При первичном знакомстве с предварительной бухгалтерской (финансовой) отчетностью проводятся аналитические процедуры с элементами упрощенного финансового анализа. Цели этих процедур - выявление нетипичных и существенных колебаний, определение сущности, содержания и временных границ аудиторской проверки.

Полученная таким образом предварительная информация является главным ориентиром в ходе выполнения основной программы аудита.

На втором этапе аудитору необходимо составить свое мнение о постановке бухгалтерского учета, достоверности и объективности учетных данных, эффективности внутреннего контроля.

Планирование проверки достоверности финансовых результатов является непрерывным процессом. Аудитор обязан внести в план проверки необходимые изменения, если:

· заказчик предоставил неточные сведения о положении дел, что привело к изменению узловых позиций проверки;

·   обнаружены существенные ошибки и необходимо провести дополнительные проверочные процедуры;

Вся предоставленная для проверки информация (баланс, отчет о прибылях и убытках) подразделяется на отдельные участки, которые классифицируются по степени риска и размерам границ существенности.

На следующем этапе необходимо определить, по каким участкам проводится системная проверка, по каким - проверка отдельных элементов. На это решение влияют результаты аналитических процедур и оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля.

Во время разработки общего плана проверки необходимо с учетом степени риска определить аудиторские процедуры для тех позиций годовой бухгалтерской отчетности, которые не подлежат системной проверке.

После выбора отдельных аудиторских процедур определяется объем позиций отчетности, предназначенных для проведения выборочной проверки, т.е. объем информации для выборок. Объем выборки зависит от степени риска, связанного с проведением проверки по данной позиции годовой бухгалтерской отчетности; уровня существенности; степени точности ожидаемых результатов; оценки надежности системы внутреннего контроля.

Предварительное планирование аудиторской проверки это подготовительный этап, в ходе которого создаются необходимые предпосылки планирования процесса проверки. Предварительное планирование базируется, прежде всего, на принятии решения о начале или продолжении сотрудничества с клиентом и системе подбора квалифицированных кадров, имеющих необходимые знания и опыт проведения аудиторских проверок.

Следует отметить, что важным элементом аудиторской деятельности при планировании аудита, является оценка аудиторского риска и определение информационной базы для проведения проверки.

Аудиторский риск - это оценка риска неэффективности предстоящей проверки аудитором, который в своем заключении сделал вывод о том, что бухгалтерская отчетность у клиента достоверна.

Для того чтобы подготовить наиболее оптимальный план проведения аудита, необходимо при расчете аудиторского риска системно учитывать не только общие основополагающие аспекты контроля, но и предварительно оценить совокупность влияющих на них факторов [5].

При этом аудиторская организация может согласовать с руководством проверяемого экономического субъекта отдельные положения общего плана и программы аудита. При этом она является независимой в выборе приемов и методов аудита, отраженных в общем плане и программе, но несет полную ответственность за результаты своей работы в соответствии с общим планом и программой.

Результаты проводимых организацией процедур при подготовке общего плана и программы следует детально документировать, так как данные результаты являются основанием для планирования аудита и могут использоваться в течение всего процесса проверки.

По мнению Алборова Р.А., общий план должен служить руководством в осуществлении программы аудита. В процессе аудита могут возникнуть основания для пересмотра отдельных положений общего плана. Вносимые в план изменения, а также их причины следует подробно документировать.

В общем плане организация должна предусмотреть сроки и составить график проведения аудита, подготовки отчета и аудиторского заключения. В процессе планирования затрат времени аудитору необходимо учесть:

реальные трудозатраты;

расчет затрат времени в предыдущем периоде (в случае проведения повторного аудита) и его связь с текущим расчетом;

уровень существенности;

проведенные оценки рисков аудита.

План аудита финансовых результатов деятельности организации:

1. Аудит выручки от реализации товаров, продукции, услуг

по принципу начисления

по принятому в учетной политике методу реализации

по регулируемым ценам

по свободным рыночным ценам

косвенные налоги

при реализации по ценам не выше фактической себестоимости;

. Аудит себестоимости от реализации товаров, продукции, работ, услуг

по принципу начисления

по принятому в учетной политике методу реализации

по регулируемым ценам

по свободным рыночным ценам

косвенные налоги

при реализации по ценам не выше фактической себестоимости

. Аудит коммерческих расходов (издержек обращения)

на заработную плату

на тару и упаковку

на транспортировку

на рекламу

амортизации внеоборотных активов

на содержание зданий и сооружений

прочие

4. Аудит управленческих расходов

5. Аудит процентов к получению:

- от кредитных организаций за использование остатков средств

. Аудит прибыли (убытка) от реализации

7. Аудит прочих доходов

.   Составление аудиторского заключения

Во время проверки правильности формирования финансового результата аудиторами проводятся указанные в плане и программе аудита проверочные процедуры, которые выполняются в соответствии с требованиями правил (стандартов) аудиторской деятельности:

• сбор и оценка аудиторских доказательств («Аудиторские доказательства»);

•   оценка результатов выборки и распространение ее результатов на проверяемую совокупность («Аудиторская выборка»);

•   исследование необычных отклонений показателей бухгалтерской отчетности («Аналитические процедуры»);

•   проверка достоверности начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности («Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности»);

•   получение и рассмотрение заключения эксперта («Использование работы эксперта);

•   отражение выполнения аудиторских процедур и их результатов («Документирование аудита»);

•   оценка уровня существенности и аудиторского риска в ходе выполнения конкретных аудиторских процедур («Существенность и аудиторский риск»);

•   установление соответствия финансовых и хозяйственных операций применяемому законодательству («Проверка соблюдения нормативных актов при проведении аудита»);

•   получение доказательств («Разъяснения, представляемые руководством проверяемого экономического субъекта»);

•   проверка существования какого-либо серьезного сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности для подготовки бухгалтерской отчетности клиента («Применимость допущения непрерывности деятельности»);

•   проверка и оценка полноты и правильности раскрытия в отчетности операций со связанными сторонами («Учет операций со связанными сторонами»);

•   проведение аудита в среде компьютерной обработки данных («Аудит в условиях компьютерной обработки данных»);

•   оценка риска искажения бухгалтерской отчетности и корректировка проводимых процедур («Действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности»);

В процессе проведения проверки аудитор может применять следующие аналитические процедуры:

сравнение фактических показателей бухгалтерской отчетности с плановыми (сметными) показателями, определенными экономическим субъектом;

-   сравнение фактических показателей бухгалтерской отчетности с

    прогнозируемыми показателями, самостоятельно определенными аудитором;

    сравнение показателей бухгалтерской отчетности со среднеотраслевыми

    данными;

    сравнение показателей бухгалтерской отчетности с небухгалтерскими

    данными (данными, не входящими в состав бухгалтерской отчетности);

    анализ изменений с течением времени показателей бухгалтерской

    отчетности и относительных коэффициентов, связанных с ними;

    другие виды аналитических процедур, в том числе учитывающие индивидуальные особенности организационной структуры экономического субъекта, в отношении которого проводится аудит.

В процессе проведения проверки аудитор может применять следующие аналитические процедуры:

• сравнение фактических показателей бухгалтерской отчетности с плановыми (сметными) показателями, определенными экономическим субъектом;

•   сравнение фактических показателей бухгалтерской отчетности с прогнозируемыми показателями, самостоятельно определенными аудитором;

•   сравнение показателей бухгалтерской отчетности со среднеотраслевыми данными;

•   сравнение показателей бухгалтерской отчетности с небухгалтерскими

•   данными (данными, не входящими в состав бухгалтерской отчетности);

•   анализ изменений с течением времени показателей бухгалтерской отчетности и относительных коэффициентов, связанных с ними;

•   другие виды аналитических процедур, в том числе учитывающие индивидуальные особенности организационной структуры экономического субъекта, в отношении которого проводится аудит [9].


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...