Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Другие смешанные правовые системы




Рассмотрим еще несколько смешанных правовых систем. Так, в Малайзии действуют общее право и право справедливости Англии, а также статуты общего применения. Однако наряду с этим используются и иные правовые системы при регулировании личного статуса отдельных групп населения – малайцев, китайцев, хинди.

В африканских странах (Зимбабве, Лесото, Ботсвана, Свазиленд) английское право действует вместе с романо-голландским. В Танзании наряду с нормами общего права, права справедливости и статутов общего применения используется обычное право, мусульманское право (особенно в вопросах наследования). Основу правовой системы Гамбии составляют общее право и право справедливости Англии, а также статуты общего применения, действовавшие на 1 января 1888 г. Приблизительно 90% населения Гамбии составляют мусульмане. Там применяется исламское право, а также обычное право. В Кении основу правовой системы образуют общее право и доктрины права справедливости. При этом в стране широко применяется африканское обычное право, а также мусульманское право (в особенности в вопросах наследования, брака и развода).

К смешанным можно отнести правовую систему Кипра, фундамент которой образуют общее право и доктрины права справедливости, а также британские статуты, применявшиеся до предоставления ему независимости. Силу закона имеют также некоторые нормы мусульманского права, относящиеся в основном к регулированию вопросов недвижимой собственности.

Традиции романо-германского права сохранились в некоторых государствах Карибского бассейна, а также в странах, заимствовавших английское общее право (Тринидад и Тобаго, Сент-Люсия), и на Африканском континенте.

Различные страны Северной Африки восприняли французские или итальянские законы в результате колонизации либо под политическим или культурным влиянием Франции. Однако важную роль в этих странах продолжает играть мусульманское право.

Особую группу смешанных систем права образуют государства, право которых в силу исторических особенностей развития в них государственности испытало на себе влияние как английского, так и французского права. Маврикий, который в 1598 г. был оккупирован голландцами, в 1715 г. – французами, а в 1810 г. – британцами, находился под воздействием сначала французского, потом английского права. Его Уголовный и Гражданский кодексы и части Торгового и Гражданско-процессуального кодексов основаны на романо-германском праве. Нормы доказательственного права, уголовного процесса, конституционного, налогового, трудового права проистекают из английского права.

Приблизительно такое же положение сложилось на Сейшельских островах. Гражданское право здесь главным образом французского происхождения, а уголовное право основано на английском праве. Право компаний также основано на парламентских актах Соединенного Королевства. Основу правовой системы Сент-Люсии составляет романо-германское право. Однако значительное влияние на гражданское, уголовное, торговое право оказало английское право.

Фундамент правовой системы Гайаны до 1917 г. составляло романо-германское право. Ордонанс о гражданском праве Британской Гайаны 1917 г. предусмотрел, что общим правом колонии должно быть общее право Англии, включая доктрины права справедливости в том виде, в каком они применялись в то время в английских судах. Однако в некоторых делах, касающихся главным образом ипотеки (заклада), сохранило свое действие романо-германское право.

Испанская колонизация привела к включению Филиппин в романо-германскую правовую семью. Однако пятьдесят лет американской оккупации привнесли новые элементы в филиппинское право. В настоящее время на Филиппинах судьи признают действие филиппинского права, находящегося под влиянием американского, английского, испанского и обычного права. Прецедентное право действует, если не противоречит писаному или обычному.

Индонезия, колонизированная голландцами, принадлежала к романо-германской правовой семье. Однако сегодня элементы романо-германского права сочетаются в этой стране с мусульманским правом и с обычным правом[9].

Литература

Алиева З.А. Сравнительное право. Махачкала, 2000.

Апперс Э. История европейского права. М., 1999.

Бойцова В.В., Бойцова Л.В. Исторические традиции российской школы сравнительного права // ЖРП, 2003, №8

Голландская правовая культура. М., 1998.

Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 2001.

Загайнова С.К. Судебный прецедент: проблемы правоприменения. М., 2002

Кох Х., Магнус У., Винклер фон Моренфельс П. Международное частное право и сравнительное правоведение. М., 2003.

Крылова B.C. Содружество наций: политико-правовые проблемы. М., 1991.

Малько А.В. Сравнительное правоведение. М., 2008

Марченко М.Н. Сравнительное правоведение. М., 2005

Матузов Н.И. Актуальные проблемы теории государства и права. Саратов, 2003.

Осакве К. Сравнительное правоведение в схемах. М., 2002.

Правовая система Нидерландов. М., 1998.

Саидов А.Х. Сравнительное правоведение. М., 2007

Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М., 1996.

Туманов В.А. Сравнительное правоведение. М., 2005

Цвайгерт К., Кётц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. В 2-х тт. Т.1. М., 2000.

Черноков А.Э. Введение в сравнительное правоведение. СПб, 2007.

 

 

ГЛОССАРИЙ

Адат (араб. "ада", мн. "адат" - обычай, привычка) - обычное право у мусульманских народов, в противоположность шариату, т.е. религиозному закону, основанному на богословско-юридическом толковании Корана и религиозного предания (Сунна). А. представляет собой совокупность народных обычаев и народной юридической практики в самых разнообразных сферах имущественных, семейных и т.п. отношений.

Адаптация - процесс приведения национальных актов к общим принципам и стандартам.

Стандарт - технико-юридическая норма, обязательная для применения при совершении действий технико-экономического и иного характера.

Ампаро (исп. аmparo - покровительство, защита, помощь) - в праве Испании и ряда стран Латинской Америки особая процедура, которая защищает человека от действий государственных властей, нарушающих его конституционные права. Такая защита осуществляется судебными органами и заключается в обеспечении нарушенного права, восстановлении положения, существовавшего до нарушения права. Решения судов по делам А. носят индивидуальный характер, т.е. распространяются только на истца, однако при соблюдении определенных условий становятся обязательными прецедентами.

 

Вакф (вакуфные имущества) - в мусульманском праве термин, означающий имущество, частично изъятое из гражданского оборота и предназначенное для достижения благотворительных, религиозных или определенных общественных целей. Отчуждение допускается лишь в случае прекращения существования того учреждения или юридического лица, в пользу которого В. установлен (в этом случае он переходит к наследникам учредителя В.), или в случае, когда В. имущество, при непродаже его, может потерпеть ущерб или стать бездоходным.

Гармонизация законодательства - способ обеспечения единства в многообразии. Согласование концепций и программ правового развития. Выработка общих нормативных понятий и оценок. Упорядоченность правовых действий.

 

Дийя - в мусульманском праве "выкуп за кровь", денежная компенсация родственникам убитого.

 

Иджма - один из основных источников мусульманского права - единодушное мнение наиболее авторитетных исламских правоведов по вопросам, не урегулированным в прямой форме Кораном и Сунной. И. представляют собой комментарии, которые восполняют пробелы в религиозных нормах. Поскольку окончательное толкование ислама дается в И., Коран и Сунна непосредственного юридического значения не имеют. Практики ссылаются на сборники норм, соответствующие И.

Имплементация - исполнение государством международно-правовых норм путем их включения в национальную правовую систему. Фактическая реализация международных обязательств на внутригосударственном уровне.

 

Кади (араб.; тюрк. и перс. - кази) - в мусульманских странах судья, единолично осуществляющий судопроизводство на основе шариата. В Турции, Египте и Тунисе вместе с упразднением шариатского суда ликвидирован в 1930-1950-х гг. и институт К. В настоящее время в мусульманских странах К. именуются судьи не только шариатских судов, но и всех иных судебных органов.

Каноническое право - у христиан совокупность норм, содержащихся в церковных канонах, т.е. в правилах, установленных церковью и относящихся к устройству церкви, церковных учреждений, к взаимоотношениям церкви и государства, а также жизни верующих (в основном в сфере брачно-семейных отношений).

Кисас - в мусульманском праве категория преступлений, за которые шариат устанавливает точную санкцию - К., означающую, по общепринятому определению, "возмездие", т.е. наказание, "равное" по тяжести совершенному противоправному деянию. Основными преступлениями данной категории считаются убийство и телесные повреждения необратимого характера.

Кияс - один из источников мусульманского права (шариата). Представляет собой толкование Корана и Сунны, суждение по аналогии по тем вопросам, которые прямо не урегулированы последними. Он приобретает силу закона, если признан высшим мусульманским духовенством. Правом толкования обладает муфтий - высшее духовное лицо.

 

Маджалла - крупнейшая кодификация норм мусульманского права. Принята в Турции (Османской империи) в 1869-1877 гг. в рамках курса на модернизацию страны. Действие М. распространялось на большинство арабских стран, входивших в состав Османской империи (за исключением Египта). М. регулировала вопросы правоспособности и ее ограничения, вещного и обязательственного права, но не затрагивала семейных отношений, которые в соответствии с принципом свободы веры и "персонального права" последователей многочисленных сект и толков продолжали регулироваться различными школами мусульманского права в традиционной форме доктрины.

Мандамус (лат. mandamus) - в странах англосаксонской системы права судебный приказ, предписывающий тому или иному лицу (обычно должностному лицу) совершение действия, которое оно по закону обязано совершить. Одно из конституционных средств судебной защиты прав и свобод человека.

Мусульманское право - одна из основных правовых систем (правовых семей) современности, комплекс социальных норм, фундаментом и главной составной частью которого являются религиозные установления и предписания ислама, а также органически связанные с ними, проникнутые религиозным духом, нравственные и юридические нормы. Как и другие связанные с религией системы права, М. п. является, как правило, не территориальным, а персональным, т.е. распространяется только на членов мусульманской общины, но не на иноверцев. Источниками М. п. являются Коран, Сунна, иджма, кияс.

 

Общее право (англ. common law) - исторически сложившаяся в средневековой Англии правовая система, характеризующаяся тем, что источником права признается судебный прецедент. В более узком смысле О. п. как совокупность судебных прецедентов противостоит статутному праву. Название "О. п." объясняется тем, что решения королевских судов в Лондоне имели силу для всей Англии в противовес местным обычаям. О. п. вместе с дополнившим его правом справедливости стало основой англо-американской правовой системы (нередко понятия "О. п." и "англо-американское право" употребляются как тождественные, особенно при сравнении с другими мировыми правовыми системами).

Омбудсман (швед. ombudsman - представитель чьих-либо интересов) специально избираемое (назначаемое) должностное лицо для контроля за соблюдением прав человека разного рода административными органами, а в некоторых странах - также частными лицами и объединениями. В отличие от прокуратуры О. осуществляет контроль и ведет расследование с точки зрения не только законности, но и эффективности, целесообразности, добросовестности, справедливости.

 

Право справедливости - в англо-американской правовой системе часть прецедентного права, складывавшаяся из решений английского Суда Канцлера, который существовал с XV в. до конца XIX в. При необходимости выйти за жесткие рамки закрытой системы сложившихся в общем праве прецедентов Канцлер давал свое решение возникшего вопроса, которое считалось не юридическим, поскольку оно принималось вне рамок общего права, но отвечавшим требованиям справедливости. Лордом-канцлером использовались принципы канонического и римского права, что помогало преодолеть многие устаревшие нормы общего права. В результате судебной реформы 1873-1875 гг. в Англии произошло формальное слияние П. с. с общим правом. Однако и поныне П. с. продолжает регулировать некоторые институты права собственности и договорного права.

 

Синхронизация - сближение национальных правовых систем, формирование правовой системы международного союза, координация деятельности по созданию аналогичных или сходных правовых норм.

Унификация законодательств а - метод, с помощью которого государства осуществляют единообразное регулирование правовых отношений. Выражается в создании единообразных актов и норм, заменяющих или действующих субсидиарно с национальными нормами.

 

Фикх (араб. - глубокое понимание, знание) - в мусульманском праве означает, прежде всего, мусульманско-правовую доктрину - систематизированные знания о правилах поведения, которых должны придерживаться мусульмане при исполнении своих религиозных обязанностей, совершении обрядов, в быту и в светских взаимоотношениях. В этом смысле Ф. является наукой, предмет которой составляет нормативная сторона шариата. Термин "Ф." употребляется также в значении самих норм, регулирующих поведение мусульман и сформулированных мусульманскими правоведами в рамках различных школ фикха-доктрины.

 

Хабеас дата (лат. habeas data) - в конституционном праве ряда стран один из новейших юридических инструментов защиты личных прав и свобод граждан. Представляет собой право любого человека (или только гражданина) требовать в судебном порядке ознакомления с любыми касающимися его данными, хранящимися в любых архивах и учреждениях, включая архивы служб государственной безопасности.

Хабеас корпус (лат. habeas corpus) - институт англо-американского процессуального права, предоставляющий в некоторых случаях заинтересованным лицам право требовать доставки в суд задержанного или заключенного для проверки оснований лишения свободы.

Хадд - в мусульманском праве категория преступных деяний, которые, во-первых, посягают только на интересы всей общины ("права Аллаха") и, во-вторых, влекут наказания, либо однозначно определенные Кораном или Сунной, либо нормативно точно установленные правоприменительной практикой "праведных" халифов. Однако мусульманские ученые-юристы не единодушны в том, какие конкретно правонарушения должны быть включены в данную категорию преступлений. Большинство исследователей полагают, что к ним относятся семь наиболее опасных общественных деяний - прелюбодеяние, употребление спиртных напитков, кража, разбой, недоказанное обвинение в прелюбодеянии, вероотступничество и бунт.

 

Шариат (араб. "шариа" - прямой, правильный путь, обязательные предписания, право, закон) - свод мусульманских правовых и теологических нормативов, закрепленных прежде всего в Коране и Сунне и провозглашенных исламом "вечным и неизменным" плодом божественных установлений. Ш., понимаемый как универсальная нормативная система, часто называют мусульманским религиозным законом. В этом смысле

 

Юридическая инвентаризация - учет и обзор действующих правовых актов.

 


МОДУЛЬ Ш

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...