Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Толкование некоторых базовых духовных понятий

Благовест - один из видов церковного звона. Под благовестом разумеется звон в один колокол, которым церковь призывает верующих к богослужению. Благовест имеет также образное, метафорическое значение, как призыв проснуться от духовного сна, от летаргии безбожия последних десятилетий.

 

Благодать – проявление силы Божией. Благодатные дарования Святого Духа перечислены апостолом Павлом. Это: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22). Существенный признак благодати, есть то, что она изливается на человека как дар Божий независимо от каких-либо его заслуг. Современный человек часто ищет благодати в суррогатах массовой культуры, а также в наркотиках, пьянстве и пр. По словам преп. Серафима Саровского смысл христианской жизни состоит в стяжании благодати Святого Духа. Благодать – это сугубо опытное переживание.

 

Благоговение – переживание близости духовной святыни. Противоположное качество – цинизм. В современной жизни цинизм как форма нравственного уродства присутствует под видом ложной образованности, «цивилизованности». Вл. Соловьев в «Оправдании добра» выделял три нравственных чувства, характеризующих полноту человеческой личности: стыд, жалость, благоговение.

 

Братство (Христианское) – особое единение людей во Христе на почве общих религиозных, экономических, военных, культурных задач. Как правило – это мужское объединение. Историческим аналогом братства является Христианская община после Пятидесятницы. О ней говорится в Деяниях Апостолов: «Был же страх на всякой душе: и много чудес и знамений совершилось чрез Апостолов в Иерусалиме. Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого. И каждый день единодушно пребывали в Храме и, преломляя по домам хлеб (совершая литургию, - Б.Н.), принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога и находясь в любви у всего народа. Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян.2, 43-47). Главной помехой препятствующей созданию братства, являются грехи – гордость, тщеславие и властолюбие. Свойство Христианского братства – возможность самореализации каждой личности и ощущение общности в совместной жизнедеятельности. Братство противопоставляется одновременно и коллективизму и индивидуализму.

 

Грех – ап. Иаков говорит: «Всяк творит грех и беззаконие творит: и грех есть беззаконие». Ап. Павел считает грех Адама «непослушанием воле Божией». Человек всегда таинственно знает, что он совершил грех.

 

Дух, духовность – выделяют два вида духовности – сопряженность человека в своих высших стремлениях с Богом или сопряженность – с демоническими силами. Не бывает духовности «вообще». Нерелигиозный гуманизм подменяет духовность эстетикой, искусством, «культурой». Искусство является формой душевности в человеческой деятельности.

 

Душа – человек, согласно Святому Писанию, состоит из тела и души. Без души тело – прах. Душа – творение Божие. Свойство души человека – бессмертие, разумность, свобода, дар слова.

 

Литургия – важнейшее христианское богослужение. Литургия установлена самим Иисусом Христом в Тайной вечере. В настоящее время в Русской Православной Церкви совершается три вида литургии: Иоанна Златоуста, литургия преждеосвященных даров (в Великий Пост), литургия Василия Великого (десять раз в году). Главная ценность хранения таинства литургии в Православии состоит в соединении символического и реального. Христианин в таинстве святого причастия приобщается Самого Тела и Самой Крови Христа.

 

Мистика – вера в божественное, в таинственный, сверхъестественный мир; нечто загадочное, необъяснимое.

 

Молитва – изначально присущая человеку потребность обращения к Богу. Молитва – дыхание души. Молитва бывает внутренняя, но может иметь и внешнее выражение. Центральная молитва Христианства – «Отче наш». Есть молитвы покаянные, хвалебные, молитвы-славословия. В реальной жизни христианина существует большое разнообразие обращений к Богу.

 

Покаяние – одно из основных таинств, установленное Самим Иисусом Христом. Христианин, искренне и сердечно раскаиваясь в своих грехах и намереваясь исправить свою жизнь, с верою во Христа и с надеждой на Его Милости, излагает устно свои грехи перед священником, который также устно разрешает ему грехи. Священник является посредником между Богом и человеком.

Для понимания смысла посредничества Иисуса Христа необходимо сравнить два высказывания – одно ветхозаветное, другое – новозаветное. «Нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас» (Иов. 9, 33). «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Иисус Христос» (1 Тим. 2, 5). Необходимость посредничества обозначена Самим Иисусом Христом в его воплощении.

Покаяние имеет древнейшую историю – это реализация нормальной человеческой потребности в очищении души. Отличается от раскаяния, где нет обращения к Богу. Покаяние имеет и более широкий смысл. Покаяние духовное – это сам строй жизни христианина. Плоды покаяния – мир души, радость, переживание чистоты и легкости. Это состояние исключительно опытное.

Прельщение – вид духовного обмана со стороны демонических сил. Заключается в различного рода явлениях или ложных «откровениях» демонических сил под видом Божественного и Святого. Весь аскетический опыт Церкви строится на искусстве различения Божественного и сатанинского в духовной жизни. Практически невозможно обрести этот опыт вне длительного общения с опытным духовником или старцем. Аскет это тот, кто освоил науку различения добра и зла. Мерилом этого различения является Иисус Христос.

Путь (жизненный) складывается из двух составляющих – Божией воли (промысла) об этом человеке и свободного волеизъявления самого человека. Божья воля о всяком человеке всегда благая (добрая) и совершенная. При этом человек может «нести крест» в жизни. Желание сбросить «крест свой», избежать страданий, всегда является предательством Промысла Божия о человеке и самообманом. Своим произволом, в гордыне человек может искривить свой путь и погубить себя. Формой возвращения на свой жизненный путь является исповедь и покаяние. Духовник, молясь за свое духовное чадо, через советы и молитвы возвращает и удерживает его на собственном пути. Христианство отвергает предопределение (судьбу) вне свободы и активности самого человека. Крайней формой абсолютизации судьбы является астрология, которая ставит человека в полную зависимость от расположения звезд и от времени (месяца) рождения. Роковое предопределение пути человека отвергает его свободную волю и является по сути демоническим наваждением. Другой крайностью является нерелигиозный гуманизм. Он абсолютизирует свободу и самодостаточность человека. Нерелигиозный гуманизм утверждая антропоцентристские представления о человеке с необходимостью приводит к идолопоклонству и к «творению кумиров».

 

Святость – облагодатствованная в Боге душа верующего человека, который имел в своей жизни особую ревность, дерзновение и мужество в решимости следовать заповедям Бога. Молитвы Церкви и поклонение тому или иному святому не являются формой идолопоклонства или подмены Бога. Бог – неизмеримо выше любого человека. Церковь молится святым в связи с их особой близостью к Богу, как «угодникам Божиим», а не им, как таковым, вне Бога. Неверие в силу молитв святых является серьезным недостатком многих религиозных христианских объединений. За этим стоит неверие в сами возможности человеческого духа. Господь Иисус Христос призвал всех к совершенству: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5, 48)

Соборность – сугубо церковная, православная форма человеческого единения в любви к Богу и друг другу. Основывается на совместном участии в Божественной литургии. Духовный опыт соборности – переживания реальной близости всех верующих во Христа людей, независимо от их национальности, местожительства, возраста и пр.

Соборность – это опытное духовное чувство – знание.

 

Совесть – внутренний голос Бога, указующий на правильность (или ошибочность) наших мыслей, чувств, поступков. По слову мудрого Сираха: Бог положил око свое на сердца людей. Голос совести человек может «слышать» непосредственно. Известны «муки», «суд» совести. Человеку несовершенному часто трудно отделить «голос» совести от «крика» собственных страстей. В связи с этим в Церкви с древних времен существует институт духовничества или старчества, где человек, имея здоровое недоверие к себе, советуется со старцем, относительно подлинности того или иного выбора, как в поступках, так и в помыслах. Как известно огромная часть времени и сил многими расходуется на то, чтобы «убежать» от мук совести. При этом диапазон «используемых возможностей» невероятно широк – от пьянства до внезапного «увлечения» рыбалкой, филателией и др. (хотя в последних, самих по себе» нет ничего предосудительного). Важен мотив – почему (!) «вдруг» он (она) увлеклись этим делом. Единственным способом восстановления внутреннего мира и согласия с совестью является покаяние в Боге (отличается от простого раскаяния).

 

 

Спасение – совокупность благодатных действий Бога как Спасителя людей от греха, проклятия и смерти называется Божественным домостроительством человеческого спасения. Человеческое спасение осуществлялось и осуществляется теперь через воплощение Сына Божия от Святого Духа и Марии Девы Господа нашего Иисуса Христа; его искупление нашего греха на Кресте на Голгофе во времена правления Понтия Пилата; его воскресение и вознесение. И дальнейшее нисхождение Святого Духа, который благоизволил через апостолов и святых людей устроить Церковь. Церковь не может быть побеждена силами зла «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16, 18), - говорит Господь. Церковь является одновременно местом нашего спасения и школой духовного возрождения.

 

Таинство – имеет широкий смысл – как обозначение всего сокровенного, как Божественная тайна, непостижимая даже для ангелов. Таинство имеет и узкий смысл – как церковные таинства, как священное действие, через которое тайным образом действует на человека благодать Святого Духа. Существуют таинства и демонического характера. В познании, например, это обнаруживается в двух извращенных формах – рационализме и мистицизме. В первом вообще отрицается наличие тайны мироздания, ключевым понятием тут является проблема. Во втором, напротив, - предельная абсолютизация тайны, приводящая к крайнему агностицизму. Архиепископ Григорий Палама (XIV век) показал в полемике с мистиками, что Бог непознаваем в своем существе, но познаваем через Свои энергии. Именно таким образом Церковь преодолевает крайности рационализма и мистицизма. И именно через одновременное принятия тайны и проблемы мироздания лежит путь истинного познания, в том числе – и в современной психологии.

 

Христианская антропология – христианское учение о человеке, исходящее из евангельского и святоотеческого наследия. В противоположность антропоцентризму Христианская антропология основывается на Христоцентризме, т.е. на учении о нераздельности и одновременно неслиянности двух природ во Христе – Божественной и человеческой.

Борис Ничипоров

 

Покаяние – осознание своей греховности и переживание, связанное с таким осознанием. Это не только сожаление о совершении проступков, противоречащих заповедям и нравственным нормам, но нечто большее – раскаяние, то есть осуждение всего неправильно содеянного: «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2 Кор. 7: 10).

Следовательно, для действенности таинства покаяния необходимы искреннее сердечное раскаяние и твердое намерение исправить свою жизнь.

Иов (Гумеров)

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...