Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

V. Дифференциация слов и предложений с опорой на схемы.




У учеников по три карточки. На первой изображены схемы двух слов, обозначающих предмет и действие предмета, на двух других схемы предложений, состоящих из двух слов, разных по. структуре.

Л о г о п е д. Прослушайте слова и предложения, поднимите соответствующуюкарточку.

Куры, клевать; Кипит молоко; Птицы улетают; Поезд, приближаться; Моросит дождь; Солнце светит; Тучи, надвигаться. Желтеть, листья; Конь скачет; Кружатся снежинки; Болеть, голова; Поднялась пыль.

VI. Составление предложений по схемам.

На доске схемы двух предложений, разных по структуре. Логопед предлагает ученикам придумать и назвать предложения, которые соответствуют данным схемам. Сказать, что обозначают первое и второе слова в предложении.

VII. Итог занятия.

Л о г о п е д. Что вы учились различать? Что помогло вам в составлении предложений? Что вам больше всего понравилось на занятии?

 

Занятие 3

Тема. Предложение

Ц е л ь. Учить детей слышать, чувствовать и понимать интонационную законченность предложения.

О б о р у д о в а н и е. Карточки с изображением точки.

Х о д з а н я т и я.

I. Организационный момент.

Логопед предлагает ученикам назвать по два слова, обозначающих предмет и действие предмета. Составить из этих слов предложение. К каждому слову поставить вопрос.

II. Работа над смысловой и интонационной законченностью предположения.

1) Логопед читает текст, не делая остановок в конце предложения,затем задает вопросы ученикам.

Наступила осень идут дожди дуют ветры трава желтеет цветы вянут оппопадают листья.

I Вопросы:

Понравился вам рассказ? (Не понравился.)

Понятен рассказ? (Не понятен.)

Почему не понятен рассказ? (Читали быстро, без остановок, в рассказе не было смысла.)

Логопед читает текст еще раз, делая неправильные остановки.

Наступила. Осень идут. Дожди дуют. Ветры трава желтеет. Цветы. Вянут, опадают листья.

Выясняется, что рассказ совсем не понятен, потому что делались неправильные остановки, разрывались предложения, нарушался смысл рассказа.

Затем текст читается правильно.

Наступила осень. Идут дожди. Дуют ветры. Трава желтеет.

Цветы вянут. Опадают листья.

Теперь на вопрос логопеда, понятен ли им смысл рассказа ученики отвечают утвердительно.

Логопед говорит, чтобы понять смысл любого рассказа, очень важно уметь правильно произносить предложения, делать остановку в конце предложения, и обращает внимание учеников на то, как

«взлетает» и «понижается» голос, т. е. повышается и понижается интонация.

Логопед произносит первое предложение: Наступила осень.

Вопросы:

На каком слове голос «взлетает»? (Наступила.)

На каком слове голос «падает»? (Осень.)

Аналогично разбираются все предложения. Затем ученики поочередно произносят предложения с правильной смысловой и интонационной законченностью.

2) Логопед дает задания:

а) Покажите точку, если предложение закончено. (Логопед читает по одному предложению, ученики поднимают карточку с изображением точки, если предложение закончено.)

б) Запишите рассказ с помощью схем предложений. (Логопед напоминает ученикам, что начало предложения следует показать уголком, а в конце предложения поставить точку. Затем читает первое предложение, ученики чертят его схему в тетрадях. Используется материал задания 1.)

в) Подсчитайте общее количество предложений, затем количество предложений, начинающихся со слов-предметов, количествопредложений, начинающихся со слов-действий.

III. Итог занятия.

Л о г о п е д. Чему вы научились на занятии?


Занятие 4

Т е м а. Предложение.

Цель. Закрепить у детей понятие об интонационной законченности предложения, навык составления схемы предложения, опираясь на слуховое восприятие.

О б о р у д о в а н и е. Схемы предложений.

Х о д з а н я т и я.

I. Организационный момент.

Логопед предлагает ученикам рассмотреть схемы и составить по ним предложения из двух слов. Поставить вопрос к каждому слову в- предложении.

II. Работа над интонационной законченностью предложения.

Л о г о п е д. Как вы узнаете, когда предложение закончилось? Значит, что вам помогает? За чем надо внимательно следить? Что вы поставите в конце предложения? Что обозначает точка в конце

предложения?

Логопед дает задания ученикам:

1) Прослушайте предложение. Начертите его схему. (Логопед читает по одному предложению, ученики чертят в тетрадях схему.)

Надвинулись тучи. Солнце скрылось. Подул ветер. Сверкнула молния. Загремел гром. Дождь начался.

2) Сосчитайте: сколько у вас получилось предложений? Какие по счету предложения начинаются со слов, обозначающих действие? (7, 3, 4, 5-е.) Какие по счету предложения начинаются со слов,

обозначающих предмет? (2, 6-е.) Что помогло вам определить количество

предложений? (Точка в конце предложения.)

III. Графический диктант.

Логопед диктует предложения. Ученики чертят схемы предложений в тетрадях. Работа проверяется после написания всего текста. Трава желтеет. Опадают листья. Дует ветер. Идет дождь.

Л о г о п е д. О каком времени года говорится? Как вы догадались,

что это осень? Сколько предложений в рассказе? Какие по счету предложения начинаются со слов, обозначающих действия предмета? Какие по счету предложения начинаются со слов, обозначающих

предмет?

IV. Итог занятия.

Л о г о п е д. Чему вы сегодня учились на занятии?

 

 

Занятие 5

Тема. Предложение.

Цель. Учить детей составлять предложения из трех слов.

О б о р у д о в а н и е. Предметные и-сюжетные картинки.

Х о д з а н я т и я.

I. Организационный момент.

Логопед предлагает ученикам придумать предложение из двух слов и к каждому слову поставить вопрос.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...