Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Профессиограмма «Биолог»




Требования к профессии (биолог, географ, химик, учитель)

Процесс выбора профессии характеризуется многомерностью. Для правильного, адекватного выбора выпускнику школы приходится преодолевать внутреннюю работу:

· необходимо проанализировать свои ресурсы (интересы, способности, особенности личности);

· узнать и принять требования избираемой профессии;

· осознать потенциальные несоответствия личностных особенностей и особенностей профессий и оценить возможность и невозможность коррекции этих несоответствий.

При выборе профессии важно обратиться к профессиограмме.

Профессиограмма составляется на основе анализа содержания профессиональной деятельности и включает в себя общую характеристику профессии и требования, которые профессия предъявляет человеку.

Мы предлагаем профессиограммы, которые разработаны факультетом психологии Московского городского педагогического университета, а также Самарским областным центром профессиональной ориентации и психологической поддержки населения, которые ориентированы на оказание помощи учащимся средней школы, выбирающим свою будущую профессиональную карьеру. Вы можете познакомиться со следующими профессиограммами профессий: географ, биолог, химик, учитель.

Каждая профессиограмма состоит из следующих разделов:

1. История профессии.

2. Доминирующие виды деятельности.

3. Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности (способности, личностные качества, интересы, склонности).

4. Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности (медицинские противопоказания).

5. Область применения профессиональных знаний.

6. Некоторые профессии, которые также подходят человеку с данным типом личности (родственные профессии).

7. Факультеты, институты СГПУ, а также другие вузы, обучающие данной профессии.

Профессиограмма «Учитель»

История профессии

Педагогика, как, наверное, известно многим, в переводе с греческого означает «детовождеиие», то есть воспитание детей, подготовка их к жизни в обществе. Как сложившаяся наука педагогика занимается раскрытием сущности, целей, задач и закономерностей воспитания, определяет содержание образования и методику обучения.

Начало развития педагогики относится к древним векам. Зародилась педагогика в виде правил и наставлений для взрослых по уходу за детьми и наблюдению за их поведением. Педагогические традиции, положившие начало развитию педагогики как науки, появились в Древней Греции в V-IV веках до нашей эры. Особый интерес вызывают афинская и спартанская системы воспитания.

Афинская система воспитания предполагала начало обучения с 7 лет, когда педагог (так называли черного раба) вел ребенка в школу, где сначала он проходил чтение и счет, затем наступала очередь литературного и эстетического воспитания. Большая роль отводилась ифизическому воспитанию (бегу, прыжкам, плаванию, метанию копья и диска).

Спартанская школа основное внимание уделяла воспитанию силы духа, физической выносливости, закаливанию характера.

Образование эпохи Средневековья носило в основном религиозный характер.

Большой вклад в развитие отечественной педагогики внесли Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, А. С, Макаренко и многие другие.

Современный учитель в школе в первую очередь является преподавателем той или иной учебной дисциплины, умеющим вооружить своих учеников научными знаниями, практическими умениями и навыками.

Одновременно он выступает в роли воспитателя, осуществляя нравственное, трудовое, умственное, эстетическое и физическое воспитание школьников. Но при организации воздействия на ученика учитель всегда должен учитывать, что он развивается не в прямой зависимости от педагогического воздействия на него, а по законам, свойственным психике ребенка, - особенностям восприятия, памяти и мышления, становления воли и характера, формирования способностей, проявления темперамента.

Таким образом, объектом труда учителя является не только ученик сам по себе, но и та деятельность ученика специально значимыми объектами, в условиях которой происходит его психическое развитие. Основная задача педагога - организовать эту деятельность и добиться в ходе неё необходимого учебно-воспитательного эффекта.

Основная функция педагога, в которой наиболее выражается его профессионализм - функция руководителя, организатора учебной деятельности учащихся. Учитель должен включить ученика в учебную деятельность, направить и организовать ее таким образом, чтобы ученик самостоятельно приходил к открытию тех или иных факторов, законов, вырабатывая убеждения, овладевал способами решения задач. Педагог должен «научить ученика учиться» самому прикладывать усилия при добыче новых знаний.

Вторая функция современного учителя - превращение общественно значимых научных знаний в акт индивидуального познания ученика, т.е. необходимо весь накопленный общественный опыт человечества сделать индивидуальным знанием ребенка и таким образом адаптировать его к реальной жизни.

Третья профессиональная деятельность педагога - умение формировать у учащихся потребность в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии, в самостоятельности выбора соответствующей цели и достижения ее. Безусловно, успешное управление самовоспитанием учащегося во многом зависит от понимания педагогом психологии учащихся, внимательного и чуткого отношения к ним.

Знания, действия, поступки педагога, сама личность учителя - проверенный инструмент педагогического воздействия на детей. Профессия педагога предъявляет большие требования к человеку. Он должен быть разносторонне развитым человеком, с широким кругозором, красивой правильной речью и стремлением постоянно развиваться и узнавать что-то новое.

Родственные профессии:воспитатель детского сада, няня, гувернер, лектор, репетитор.

Доминирующие виды деятельности:

Ø обучение различным наукам;

Ø объяснение нового материала доступными для данного возраста и индивидуальных особенностей средствами;

Ø контроль за усвоением материала;

Ø проведение воспитательной работы с детьми;

Ø помощь в раскрытии творческого потенциала, способностей и возможностей учащихся;

Ø выявление интересов и склонностей учеников для адекватного подбора программ и методов обучения;

Ø изучение индивидуальных особенностей детей и оказания эффективного психолого-педагогического воздействия на них;

Ø построение программы обучения на основе знания общих возрастных закономерностей развития детей;

Ø оказание помощи в формировании личности ученика;

Ø содействия развитию у учащихся стремления к освоению новых знаний;

Ø организация внеклассных групповых мероприятий, ведение дискуссий, диспутов, собраний;

Ø объяснение текущих социальных событий и явлений;

Ø участие в разработке и внедрении образовательных, учебных программ;

Ø составление тематических и урочных планов;

Ø оформление документации (журналов, отчётов).

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

Способности:

Ø преподавательские способности;

Ø ораторские способности; организаторские способности; вербальные способности (умение говорить ясно, четко, выразительно);

Ø коммуникативные способности (навыки общения и взаимодействия с людьми);

Ø хорошее развитие памяти;

Ø высокий уровень распределения внимания (способность уделять внимание нескольким объектам одновременно);

Ø психическая и эмоциональная уравновешенность;

Ø способность к сопереживанию.

Личностные качества, интересы и склонности:

Ø склонность к работе с детьми;

Ø умение заинтересовать своим замыслом, повести за собой;

Ø высокая степень личной ответственности;

Ø самоконтроль и уравновешенность;

Ø терпимость, безоценочное отношение к людям;

Ø интерес и уважение к другому человеку;

Ø стремление к самопознанию, саморазвитию;

Ø оригинальность, находчивость, разносторонность;

Ø тактичность;

Ø целеустремленность;

Ø артистизм;

Ø требовательность к себе и другим;

Ø наблюдательность (способность увидеть тенденции в развитии ребенка, в формировании его умений, навыков, зарождении потребностей и интересов).

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

Ø неорганизованность;

Ø психическая и эмоциональная неуравновешенность;

Ø агрессивность;

Ø ригидность мышления (неспособность изменять способы решения задач в соответствии с изменяющимися условиями среды);

Ø эгоистичность;

Ø отсутствие организаторских способностей.

Медицинские противопоказания:дефекты речи, психические отклонения, хронические инфекционные заболевания, нарушения сердечно-сосудистой деятельности.

Области применения профессиональных знаний:образовательные учреждения (школы, детские сады, вузы); социальные организации (детские дома, приюты, интернаты, детские центры творчества и досуга); работа в правоохранительных органах (детские приёмники-распределители, колонии); Российская академия образования; городские и муниципальные учебно-методические центры.

Профессию можно получить:педагогические институты, университеты и педагогические училища: Самарский государственный педагогический университет, Самарский государственный университет, Самарский государственный технический университет, Самарский филиал Московского городского педагогического университа. Преподавателей таких предметов, как физкультура, пение, труд, рисование, готовят институты физкультуры, художественно-графические и музыкальные училища.

 

Профессиограмма «Биолог»

История профессии

Биология (от греч. bios — жизнь и logos — наука) изучает жизнь во всех ее проявлениях, различные уровни ее организации. Сам термин «биология» был предложен в 1802 году Ж. Б. Ламарком и Г. Р. Тревиранусом независимо друг от друга. Современная биология уходит корнями в древность и берет начало в странах Средиземноморья (Древний Египет, Древняя Греция). Крупнейшим биологом древности был Аристотель. В средние века накопление биологических знаний диктовалось в основном интересами медицины. Труды ученых древности, продолженные в эпоху Возрождения, положили начало ботанике и зоологии, а также анатомии и физиологии человека (здесь известны труды Везалия, Галена и т.д.). В XIX веке резко возросло число изучаемых биологами объектов, поэтому ботаника, зоология тоже стали дробиться на разделы, которые впоследствии сформировались в самостоятельные отрасли биологии (эмбриология, гистология, микробиология и т.д.).

В настоящее время работа биологов приобретает огромное практическое значение для медицины, сельского хозяйства, промышленности, разумного использования природных ресурсов и охраны природы. Ведется много интересных и новых исследований, особенно в таких областях, как биотехнология, генная инженерия. Эти перспективные направления позволяют: в лабораторных условиях конструировать генетические системы заранее заданного состава и строения; на их основе получать разнообразные лекарственные препараты; исправлять некоторые генетические дефекты у человека; создавать организмы с новыми, в том числе и не встречающимися в природе, комбинациями наследственных признаков и свойств.

Доминирующие виды деятельности:

Ø исследование общих свойств и закономерностей развития живых организмов;

Ø изучение вопросов систематизации живых существ;

Ø изучение видового многообразия растений, их строения, особенностей жизнедеятельности, закономерностей индивидуального и исторического развития, распространения этих растений, взаимоотношения их со средой обитания (ботаники);

Ø изучение особенностей анатомии и физиологии различных животных, закономерностей их развития, особенностей поведения, многообразия видов и типов (зоологи);

Ø исследование закономерностей размножения и распространения болезнетворных бактерий и вирусов, а также паразитических организмов и выявление на основе этого способов успешной борьбы с инфекционными и паразитарными заболеваниями человека и животных (вирусологи, микробиологи);

Ø изучение строения человека и особенностей его жизнедеятельности, аномалий развития отдельных органов и организма в целом (анатомы и физиологи);

Ø изучение формы размножения живых организмов, особенностей размножения и развития у разных классов и видов;

Ø изучение основ наследственности и изменчивости, закономерностей наследования и изменения признаков в ряду поколений организмов, исследование структуры и функции генов (генетики);

Ø выведение более продуктивных сортов растений и пород животных с использованием знания генетики и селекции;

Ø разработка комплекса мероприятий по охране и увеличению численности животных, улучшению их продуктивных свойств;

Ø рассмотрение проблем совершенствования агротехники и зоотехники;

Ø изучение физических и физико-химических явлений в живых организмах, влияния различных физических факторов на живые системы (биофизики);

Ø проведение биохимических исследований, позволяющих полнее использовать получаемые вещества растительного и животного происхождения, а также их лабораторного и промышленного синтеза (биохимики);

Ø подготовка и постановка биологических исследований (техническая работа);

Ø работа в лабораторных исследованиях с биологическим материалом на клеточном и внутриклеточном уровнях (пробы, анализы);

Ø проведение различных исследований с целью улучшения условий в области сельского хозяйства, лесного и промышленного хозяйства;

Ø рассмотрение и решение вопросов охраны природы и приумножения ее богатств.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности:

Способности:

Ø высокое развитие зрительного восприятия цвета;

Ø хорошее развитие концентрации внимания (способность длительное время сосредоточиться на одном объекте, предмете, не отвлекаясь на другие);

Ø творческое мышление;

Ø богатое воображение;

Ø способность подмечать незначительные изменения в окружающей обстановке;

Ø развитие образной зрительной памяти;

Ø способность быстро принимать важные решения;

Ø аналитические способности.

Личностные качества, интересы, склонности:

Ø любознательность;

Ø терпеливость;

Ø наблюдательность, созерцательность;

Ø скрупулёзность в работе;

Ø аккуратность;

Ø интерес к живым организмам

Ø склонность к лабораторной работе.

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

Ø отсутствие интереса к природе;

Ø низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания
(неспособность длительное время удерживать внимание на одном
предмете, не отвлекаясь и не ослабляя внимания);

Ø склонность к подвижным видам деятельности;

Ø плохое развитие ручной моторики;

Ø стремление к активному взаимодействию с другими людьми.

Медицинские противопоказания:

Нарушение сердечно-сосудистой деятельности, нервно-психические расстройства, ярко выраженное нарушение зрения и слуха.

Области применения профессиональных знаний:лаборатории при научно-исследовательских институтах; природоохранные организации; экологические организации; ботанические и зоологические сады, заповедники; отрасли сельского хозяйства; сфера образования (вузы, колледжи, школы).

Профессию можно получить:естественно-географический факультет СГПУ, а также Самарский госуниверситет, Самарский муниципальный университет им. Наяновой.

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.