Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Безопасность жизнедеятельности.




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ДГТУ)

 

Факультет Медиакоммуникаций и мультимедийных технологий

Кафедра Массовых коммуникаций и мультимедийных технологий

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ПО ПОДГОТОВКЕ И ЗАЩИТЕ
ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРА

 

По направлению 230400 Информационные системы и технологии

 

Ростов-на-Дону

2014 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

1 Требования к ВКР. 5

2. Структура и содержание выпускной квалификационной работы.. 6

4 Оформление выпускной квалификационной работы.. 13

4.1 Общие требования. 13

4.2 Построение квалификационной работы.. 14

4.3 Нумерация страниц. 15

4.4 Оформление иллюстраций. 16

4.5 Оформление таблиц. 16

4.6 Оформление формул. 18

4.7 Оформление ссылок. 19

4.8 Оформление приложений. 22

5 Защита квалификационной работы.. 23

5.1 Изменение темы квалификационной работы.. 23

5.2 Оценка квалификационной работы научным руководителем. 23

5.3 Предварительная защита квалификационной работы.. 24

5.4 Допуск к защите квалификационной работы.. 24

5.5 Внешнее рецензирование квалификационной работы.. 25

5.6 Подготовка публичного выступления. 26

5.7 Порядок защиты квалификационных работ. 27

6 Подготовка научных публикаций по теме квалификационной работы.. 31

Список литературы и нормативных источников. 34

Приложения. 36

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Учебно-методическое пособие определяет требования к содержанию, структуре, объему и защите выпускных квалификационных работ, выполняемых бакалаврами. Требования к оформлению ВКР разработаны в соответствии с документом ДГТУ «Правила оформления и требования к содержанию курсовых проектов (работ) и выпускных квалификационных работ», утвержденном приказом ректора от 01.08.2014 г. № 171 [1].

Выпускная квалификационная работа бакалавра представляет собой законченную самостоятельную исследовательскую или проектную работу, в которой решаются конкретные задачи, актуальные для развития информационных систем и технологий, и должна соответствовать видам и задачам его профессиональной деятельности, приведенным в п. 4.3, 4.4 ФГОС ВПО «Информационные системы и технологии».

Выпускная квалификационная работа бакалавра определяет уровень профессиональной подготовки выпускника. Поскольку областью профессиональной деятельности для бакалавра информационных систем и технологий является исследовательская, проектная, управленческая, монтажно-наладочная, инновационная и эксплуатационная деятельность в сфере информационных систем и технологий, в процессе подготовки ВКР студент может быть сориентирован на один из предложенных типов ВКР:

· Самостоятельное, теоретическое или прикладное научное исследование, содержащее анализ и систематизацию научных источников по избранной теме, постановку задач и их решения. В ВКР должно проявиться знание автором основных системных методов исследования, умение их применять, владение научно-техническим стилем речи. Такого рода работа является заявкой на продолжение научного исследования в магистратуре соответствующего профиля.

· Работа проектного характера, содержащая описание и анализ действующей или иной известной информационной системы-прототипа; задание на модернизацию прототипа; постановку и решение конкретных расчетных задач, связанных с модернизируемой системой; обоснование предлагаемых технических и программно-алгоритмических проектных решений с оценкой их эффективности.

Требования к ВКР

Выпускная квалификационная работа бакалавра представляет собой самостоятельное законченное исследование на заданную (выбранную) тему, написанное студентом под руководством научного руководителя, свидетельствующее об умении выпускника работать с литературой, обобщать и анализировать фактический материал, используя теоретические знания и практические навыки, полученные при освоении профессиональной образовательной программы. Выпускная квалификационная работа бакалавра может основываться на обобщении выполненных студентом курсовых работ, а также выполняться по материалам, собранным им лично в ходе кабинетных и полевых исследований за период преддипломной практики.

Оформление работы должно соответствовать требованиям, изложенным в соответствующих разделах настоящих методических рекомендаций.

Тема квалификационной работы должна быть актуальной, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки, техники и технологии, иметь научное и прикладное значение, отвечать направлению подготовки. Тема бакалаврской работы утверждается приказом ректора ДГТУ.

 

 

2. Структура и содержание выпускной квалификационной работы

Структура работы должна содержать:

˗ титульный лист;

˗ содержание с указанием номеров станиц;

˗ перечень терминов, принятых сокращений и условных обозна­чений (при необходимости);

˗ введение;

˗ основная часть (главы, пара­графы, пункты);

˗ экономический раздел (при необходимости)

˗ безопасность жизнедеятельности;

˗ заключение;

˗ список использованных источников;

˗ приложение (при необходимости).

 

Титульный лист, первый лист квалификационной работы, заполняется по форме, приве­денной в приложении А.

В оглавлении приводят название разделов, подразделов и пунктов в пол­ном соответствии с их названиями, приве­денными в работе, указывают страницы, на которых эти названия размещены.

Введение.

Здесь должны отра­жаться все его достоинства, элементы новизны, выно­симые на защиту положе­ния. Все это можно и нужно оформлять на последнем этапе ра­боты, когда достигнута полная ясность в понимании и разработке выбранной темы. Поэтому необхо­димо начинать с ос­новной части текста, согласовать итоговый вариант с научным руководителем, а затем только переходить к введению и заключению. Введение представляет собой наиболее ответственную часть квалификационной работы, поскольку содержит в сжатой форме все квалификационные характеристики исследования.

Ак­туальность вы­бранной темы – краткое (1-2 стр.) изложение сути проблемной ситуации, границы между знанием и незнанием о предмете исследования, необходимости и своевременности решения задачи в соответствии с требованиями практик.

Цель и задачи исследования. Цель исследования, поставленная в работе, это то, к чему стремится автор в своих научных исследованиях, то есть конечный результат работы. Цель работы обычно созвучна названию темы исследования, это может быть описание нового явления, изучение его характеристик, выявления закономерностей и т.д. Формулировка цели исследований обычно начинается с преамбулы: «разработать..», «установить…», «обосновать…», «выявить…» и т.д.

После формулирования цели формируются задачи исследования, которые определяют основные этапы исследования для достижения поставленной цели. При формулировании задач исследования необходимо учитывать, что описание решения этих задач составит содержание глав и параграфов квалификационной работы, названия которых созвучны поставленным задачам!!! При определении задач необходимо разбить научные исследования на основные этапы и в соответствии с их содержанием сформулировать задачи исследования. Каждому этапу обычно посвящается отдельная задача. В перечне решаемых задач необходимо выделять наиболее крупные без их дробления на более мелкие задачи. Формулировка задач обычно начинается со слов: «Исследовать сущность», «уточнить определение», «систематизировать», «проанализировать», «уточнить и дополнить», «обосновать» и т.д.

Объект и предмет исследования - определяются темой квалификационной работы. Под объектом исследования понимается то явление (процесс), которое создает изучаемую автором проблемную ситуацию и существует независимо от исследователя. В паспортах научных специальностей ВАК содержатся в общем виде описание объектов исследования для каждой научной специальности.

Основным отличием предмета исследования от объекта исследований является то, что предмет исследования является частью объекта исследования. То есть под предметом исследования понимаются значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, особенности или стороны объекта.

В каждом объекте исследования может быть несколько предметов исследования и концентрация исследователя на одном из них означает, что другие предметы исследования остаются в стороне от интересов исследователя.

Методы исследования, то есть конкретные методы, которые использованы при проведении исследовательской работы.

Все методы, используемые в научном познании, можно разделить на общенаучные и специальные методы.

Общенаучные методы подразделяются на две основные группы: теоретические методы и экспериментальные методы. К теоретическим методам исследования относятся метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод идеализации, метод формализации и другие. К экспериментальным методам исследования относятся методы: наблюдения, моделирования, сравнения и др.

К эмпирическо-теоретическим методам исследований относятся методы аналогии, абстрагирования, индукции, дедукции и др.

Научная новизна – степень разработанности, те новые результаты теоретического характера, которые получены в процессе исследований.

Научная новизна работы считается доказанной, если в квалификационной работе:

- обоснованы новые решения поставленных задач;

- разработаны новые принципы решения задач, исследованы новые явления;

- представлены новые методики.

При представлении научной новизны в исследовании обязательно должно быть дано и ее отличие от существующих работ. При этом в понятие «научная новизна» включаются выражения: «в отличие от существующих методов…»; «новая методика, позволяющая эффективно…» и т.д.

Теоретическая и практическая значимость – связана с решением поставленных в исследовании задач. Заявляются новые результаты прикладного характера, которые могут быть использованы в практической деятельности. В двух-трех предложениях описывается использование или рекомендации по практическому использованию результатов исследования с указанием (при наличии) формы использования и реквизитов подтверждающих использование документов. К результатам практического использования в области гуманитарных наук относятся новые методы, способы, методики, которые использованы или могут быть использованы в соответствующей отрасли, с указанием степени готовности к использованию или масштабам использования.

Результаты (положения), выносимые на защиту, т.е. те новые и существенные результаты, обсуждение которых позволяют оценить значимость и качество выполненной научной работы;

Апробация результатов - отражает участие в семинарах и конференциях (перечислить, где обсуждались основные положения работы).

 

Основная часть работы.

Основная часть работы содержит критический анализ состояния проблемы, предлагаемые способы решения проблемы, подтверждение результатов исследования с указанием их практического приложения и перспектив. Конкретное содержание их зависит от проблематики работы и круга исследуемых вопросов.

В разделах логично и аргументировано, в соответствии с избранной структурой, раскрывается тема квалификационной работы, с достаточной степенью детализации рассматриваются методы исследования, обсуждаются и обобщаются полученные результаты.

Состоит из трех частей:

˗ научная (теоретическая) составляющая;

˗ научно-практическая составляющая;

˗ прикладная составляющая.

Аналитический обзор — определение современного состояния степени разработанности выбранной для исследования темы, критическая оценка существующих методов и средств решения. Обзор является базой для обоснования и изложений задачи как развития существующих подходов, а также обоснованием актуальности темы квалификационной работы.

Научная (теоретическая) составляющая — включает в себя предлагаемые методы и подходы к решению задач, выполненную последовательность действий и полученные теоретические результаты.

Научно-практическая составляющая — включает в себя практическую реализацию результатов.

Прикладная составляющая — должна подтверждать достоверность полученных результатов и эффективность их использования, практическую значимость.

Стиль изложения должен быть литературным и научным, недопустимо ис­пользование без особой необходимости (например, при цитировании) разговор­ных выражений, подмены юридических терминов их бытовыми аналогами. Научный стиль изложения предполагает точность, ясность и краткость.

При изложении различных научных точек зрения отдельных по­ложений из теоретических источников необходимо указывать авторов и их работы, исходные данные (оформление сносок). Заимствование текста из ранее опубликованных произведений без ссылки на источник (то есть плагиат) не допускается и может явиться основанием для переработки материала, а также недопуска к защите по заключению руководителя или снятия работы с защиты.

Экономический раздел.

Объем раздела и его содержание в дипломном проекте устанавливает и уточняет в зависимости от специфики темы дипломного проекта консультант по экономической части.

В общем случае раздел "Экономическое обоснование проекта" должен содержать оценку эффективности технических решений с позиции сферы бизнеса и влияния на экономику организаций.

Безопасность жизнедеятельности.

Объем раздела "Безопасность жизнедеятельности" и его содержание в дипломном проекте устанавливают научный руководитель или консультант в зависимости от специфики темы дипломного проекта. В общем случае раздел "Безопасность жизнедеятельности" должен содержать анализ опасных и вредных факторов, их расчёт и конкретные технические или организационные мероприятия по их устранению. При анализе опасных и вредных факторов нельзя ограничиваться бездоказательными рассуждениями, следует делать ссылки на действующие единые правила техники безопасности, государственные стандарты безопасности труда, санитарные нормы и другие нормативные материалы.

 

Заключение – последовательное, логически стройное изложение итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Заключение должно содержать выводы и предложения, которые по своей сути вытекают из анализа поставленных проблем (освещенных последовательно в главах и параграфах). Они уточняют или развивают соответствующие научные позиции, либо направлены на совершенствование законода­тельства и практики его применения. Заключение может включать в себя и практическое предложения, что повышает ценность теоретического материала.

Список использованных источников должен содержать не менее 20 наименований отечественных и зарубежных публикаций.. Список необходим для обоснования правильности теоретических и практических выводов, изложенных в работе. Он дает представление об уровне исследователь­ской деятельности, о соответствии источников разрабаты­ваемой проблеме, об их современности и о научной позиции автора по избранной теме.

В список литературы включаются источники, изученные в процессе подготовки работы, в том числе, в обязательном порядке, и те, на которые он ссылается по ходу написания работы.

Список литературы включает в себя:

-нормативные правовые акты;

-научную литературу и материалы периодической печати;

-практические материалы

Приложения. В приложения включаются вспомогательные мате­риалы, при условии, что использование их в тексте основной части пе­регрузит ее содержание, отвлечет от целостного восприятия теорети­ческих и практических положений работы. В качестве приложений могут быть: таблицы; схемы; диаграммы; анкеты; опросные листы и иные вспомогательные пояснения, расчеты и т.д. При написании работы по тексту должны быть ссылки на конкретные приложения с указанием на их номер и страницу.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...