Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психорегуляция в боевых искусствах: теория, практика - поиск истины.

 

Психологическая подготовка является для бойца решающим фактором при больших напряжениях во время тренировок, соревнований и каких-либо критических ситуаций. Для наиболее эффективного проведения такой подготовки необходимо знать индивидуальные особенности бойца. Это не только основные черты его характера, но и физиологические, физические, социальные характеристики. Психологическая подготовка включает в себя психодиагностику (выявление черт характера, физических способностей спортсмена), психологическое воздействие тренера, управление состоянием и поведением бойца (психокоррекция). При подготовке бойца необходимо учитывать также следующие данные: возраст, состояние здоровья, стаж занятий единоборствами, уровень физической и технико-тактической подготовки, тренированность, выносливость и способность к восстановлению, физиологические особенности, особенности стиля и манеры ведения боя, бытовые условия, характер профессиональной деятельности, мотивация к достижению результатов.

Общая психологическая подготовка направлена на формирование необходимых свойств личности, волевых качеств, развития психических процессов, способствующих достижению результатов. Одним из ключевых моментов при этом является психорегуляция — умение бойца управлять своими эмоциями. Психологическая подготовка во время тренировок и соревнований и т.п. имеет свои особенности, связанные с постоянной угрозой получения сильного удара или травмы во время боя, большими физическими и психическими нагрузками, небольшими перерывами между боями (в условиях соревнований), во время которых невозможно полное восстановление организма. Однако следует учитывать, что занятия психологической подготовкой требуют некоторой переориентации тренировок.

Итогом психологической подготовки является состояние психологической готовности бойца, которая позволяет достичь поставленных целей.

Многие методики можно использовать не только в спортивных целях, но и при обучении действиям в реальных ситуациях. И в том, и в другом случае необходимы навыки саморегуляции и самоконтроля, необходим контроль над страхом и агрессией.

Необходимо помнить, что результат подготовки зависит только от той цели, которую ставит перед собой боец.

Нам приходилось уже затрагивать всепроникающее влияние дзэна в дальневосточные боевые искусства. Не случайно их стали именовать «дзэнскими видами борьбы». Ключевая роль дзэна сказалась прежде всего в области психологической подготовки и методов психорегуляции. В японском дзэне нашли своеобраз­ное преломление и обобщение также принципы ки­тайского даосизма и буддизма чань. Поэтому речь, по существу, идет о традиции дальневосточного региона в целом. На примере японских будзютсу мы видим, что достигаемый на вершинах мастерства сплав дзэна и боевого искусства обусловливал даже их отождествление в традиционном восточном сознании (вспомним известное высказывание, что «каратэ — это дзэн, а дзэн — это каратэ»). Одним из результатов этого взаимодействия извилась уникальная культура психической деятельности, система психотехники и психорегуляции. Именно она в значительной мере определяет специфику традиции боевых искусств, превратившихся в особый путь совершенствования человека.

Отличительной чертой дзэнской психорегуляции как раз стала та «психотехника бессознательного», которая, всецело отвечая коренным установкам дзэна, легла в основу всей системы психорегуляции в боевых искусствах Востока. Органичность сплава дзэна с бое­выми искусствами на базе восточной традиции имела естественные предпосылки. Сам тип поведения в дзэне, включая практику сосредоточения (медитацию), был ориентирован на спонтанные, интуитивные, неожидан­ные и непредсказуемые способы достижения состоя­ния озарения (сатори). (В этом, в частности, состояло принципиальное отличие от йоговских методов, где весь путь к высшему состоянию сознания (самадхи) был интеллектуально просчитан.) Вот эта-то непред­сказуемость дээнского «прорыва» в искомое состоя­ние сознания, являвшееся источником эффективности в любых действиях, как нельзя лучше отвечала экстре­мальной, непредвиденной природе самого процесса борьбы. В результате дзэнская психотехника превра­тилась на базе боевых искусств в технику активной медитации. Она основывалась уже не на личностно-интеллектуальных механизмах сознания, а как бы на внеличностных и потому универсальных принципах и всеобщих природных законах.

Охарактеризованные традиционные для восточного сознания установки на «психотехнику бессознатель­ного», получившие ясное воплощение в «дзэнских видах борьбы», являются фактом истории и входят в культурное наследие дальневосточного региона. Как таковые они постоянно были предметом рациональ­ного осмысления, в котором переплавлялся опыт выдающихся учителей дзэна и мастеров боевых ис­кусств. Результаты соответствующей практики и ее осознания находят свое многостороннее проявление на всех без исключения уровнях традиционной боевой подготовки, во всех без исключения методах и формах традиционного обучения. В известном смысле они и превращаются во всеохватную (но невычленимую из традиции в целом) систему психорегуляции дальне­восточных боевых искусств. (Этот вопрос уже затраги­вался в связи с «внутренним» содержанием гимна­стических и общих физических упражнений.) Однако в «дзэнских видах борьбы» есть также относительно автономная область «прикладной психотехники». Она имеет отношение к тому, что в спорте используется как аутотренинг и в адаптированном виде может найти практическое применение даже за пределами спортив­ных единоборств и вообще за пределами спорта.

Сердцевиной этой области «прикладной психотех­ники» являются классические формы медитации, которые выполняются сидя (дзадзэн) и во время ходьбы (кинхин). В восточных видах спортивных единоборств и сегодня классической медитации уде­ляется большое внимание. Дзадзэн обычно практи­куется по 2 минуты в начале и в конце тренировки. Правильная поза, дыхание и техника сосредоточения помогают спортсменам в одном случае освободить сознание и подготовить его к интенсивной «бессоз­нательной» работе на тренировке, а в другом — ком­пенсировать большие психические и энергетические затраты. Медитация используется и как дополнитель­ное средство для закрепления (уже вне зала) спе­циальных навыков психорегуляции. В свое время выдающийся мастер современного каратэ М. Ояма провел характерный эксперимент. Одного из двух одаренных учеников он готовил главным образом физически и технически. Другому давал меньше на­грузки, но рекомендовал ежедневно дважды по полчаса выполнять дзадзэн: после пробуждения и перед вечер­ней тренировкой. Через полгода оба ученика сдали экзамен на черный пояс. Первый стал мускулистым, прибавил в весе около 5 килограммов. Второй казался сухощавым и жилистым, но в единоборстве с сопер­ником одержал убедительную победу.

Наиболее распространенной формой медитации является сидячая медитация. Занимающийся садится на небольшую подушку или подстилку, скрещивает ноги по-турецки, подкладывает под колени две другие подушки или свернутое одеяло, что позволяет длитель­но находиться в одном положении, не нарушая при этом кровообращение в теле. Руки либо свободно ле­жат на коленях так, что пальцы рук слегка соприкаса­ются, либо кисти рук соединяются и располагаются не­сколько ниже пупка в точке, которую китайцы именуют Дань-тянь, или «брюшной центр дыхания». Взгляд человека направлен на какой-то объект, расположен­ный в «бесконечности», либо направлен на кончик носа, но так, что зрительные мышцы не напрягаются и «двоения в глазах» не происходит, веки полуприкрыты. Далее происходит концентрация внимания на дыха­нии. (Ранее приведенные общие дыхательные упраж­нения полностью подходят для этого. Чаще всего ис­пользуется нижнее дыхание и дыхание с задержкой.)

Для того чтобы сосредоточиться, старые мастера и наставники рекомендовали считать вдохи и выдохи. Затем только выдохи, а позднее, по мере освоения методики, считать только вдохи. При этом во всех слу­чаях счет ведется до 10 и начинается снова. Все это помогает сосредоточиться, отвлечься от посторонних мыслей.

Места проведения сидячей медитации выбирались в зависимости от установок школы. В одних школах требовалось проводить занятия только в тихом, затем­ненном месте, в присутствии только «посвященных» членов школы; в других школах занятия специально проводились в шумных многолюдных местах для выработки навыка сосредоточения в любой ситуации. В некоторых школах вообще не придавали этому осо­бого значения и считали, что главное — это правиль­ность выполнения упражнений, а не окружающая обстановка. Но в чем все школы были едины, так это в тщательности выполнения дыхательных упражне­ний. Без этого добиться устойчивого эффекта прак­тически невозможно. Напомним, что дыхание должно быть «тонким и приятным, легким и незаметным»...

Подобные тренировки способствовали и способ­ствуют формированию целостного характера человека, когда сознание и подсознание сливаются воедино, предотвращая «раздвоение личности».

Подытоживая сказанное о медитации как области «прикладной психотехники» в дальневосточных бое­вых искусствах и за их пределами, следует иметь в виду, что это и техника вхождения (погружении) в определенное состояние сознания, и техника пребы­вания в нем во время выполнения какой-либо дея­тельности.

Для практического освоения этой техники можно рекомендовать для начала несколько простых упраж­нений.

Упражнение 1. Сидячая медитация Вариант А. См. описание в тексте статьи. Вариант Б.— И. П.— сесть на краешек стула, спина не касается спинки стула, спина выпрямлена, плечи несколько опущены, голова чуть склонена вперед, руки свободно лежат на коленях, глаза закрыты. Дыхание нижнее, ритм дыхания спокойный. Частота дыхания 4—12 вдохов—выдохов в минуту в зависимости от уровня тренированности, возраста, конституции.

Упражнение 2. Стоячая свая

И. П.— ноги на ширине плеч или чуть шире, ступни расположены параллельно друг другу. Колени полу - согнуты, спина выпрямлена, шея выпрямлена, глаза закрыты, руки на уровне плеч, пальцы кистей сопри­касаются, как бы обхватывая колонну или ствол де­рева.

Упражнение 3. Равновесие

И. П.— опора на полусогнутую правую ногу, левая нога согнута в колене, и ее голень лежит на правом колене, спина и шея прямые, взгляд вперед, руки округло опущены (так называемое положение «сте­кающей воды»). Дыхание нижнее. Затем то же, но на левой ноге.

Упражнение 4. Аутогенная тренировка. Расположившись в удобной позе (лежа или сидя), уравновесив дыхание, в едином с ним ритме прого­вариваете формулы аутогенных комплексов. Каждая фраза проговаривается по 3—5 раз, затем переходят к следующей. Во время одного сеанса (для начина­ющих) не рекомендуется использовать более 3—4 фраз. Постепенно количество их можно увеличить. Примерные фразы для занятий:

— Я спокоен, все тело приятно расслаблено.

— Мышцы расслаблены, дыхание свободное, спо­койное, ритмичное.

— Дыхание приятное, оно постепенно расслаб­ляет все тело.

— Сердце бьется спокойно, ритмично.

— Кровь поступает ко всем органам.

— Дыхание помогает сердцу направлять кровь ко всем органам.

— Руки постепенно тяжелеют, я ощущаю тепло своих ног.

— Руки и ноги постепенно тяжелеют, я ощущаю тепло, распространяющееся по телу.

— Тепло распространяется вместе с дыханием.

 

Это примерный набор формул, которые вы можете со временем дополнить своими вариантами с определённой установкой, например:

__ Я смел и решителен! Всегда предельно собран и внимателен!

Но только тогда, когда достаточно свободно овладеете методом.

Упражнения выполняются по необходимости, но желательно ежедневно делать по одному упражнению в каждый сеанс. Можно совмещать различные уп­ражнения, а можно остановиться на одном- двух наи­более приемлемых, оказывающих наилучший эффект.

Время выполнения упражнений от 3—5 до 30—40 минут. Упражнения лучше выполнять на улице либо в хорошо проветренном помещении. Очень важно сле­дить за дыханием. Если сосредоточение дается плохо, начните с других, более динамичных упражнений, а затем приступайте к статическим упражнениям, постепенно увеличивая их время.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...