Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Эмблемы. Семантические и морфологические типы эмблем




Ниже приводится уточненная семантическая классификация эмблема­тических жестов, основы которой были заложены еще в 1992 году в на­шей совместной работе с С. А. Григорьевой и Н. В. Григорьевым.

Выделяются два основных семантических типа эмблем — коммуника­тивные и симптоматические.

А. Коммуникативные жесты

К коммуникативным эмблематическим жестам относятся кинемы, не­сущие информацию, которую жестикулирующий в коммуникативном ак­те намеренно передает адресату. Таким образом, по своей природе это чи­сто диалогические жесты.

Самый большой по объему класс коммуникативных жестов образуют ситуативно нейтральные (иначе, <обще>коммуникативные, или общие) жесты. К русским общекоммуникативным жестам принадлежат такие еди­ницы, как склонить голову, приложить палец к губам, протягивать руку (в разных значениях), подмигнуть, топнуть ногой, покачать головой, гро­зить кулаком, покрутить пальцем у виска, отвернуться, поцеловать ру­ку, постучать рукой по лбу, похлопать рукой по животу и др.

Как можно судить уже по названиям перечисленных жестов, в переда­че их смысла принимает участие не только собственно конфигурация, но также локация, плоскостная и векторная ориентации органа и тип его движения. В число значимых структурных параметров жеста может вхо­дить также наличие или отсутствие адапторов разных видов. Конфигура­ция и положение рабочего органа при исполнении жеста, его ориентация и другие физические параметры обычно указывают на отношение жести-


Кинесика ___________________________________________________________ 195

кулирующего к адресату (например, нейтральное оно или небезразлич­ное), на отношение жестикулирующего к передаваемой информации или поведению адресата (ср., например, жесты "сдаюсь" или "руки вверх" с ладонями, повернутыми в сторону адресата; а у итальянцев, например, есть коммуникативный жест, означающий примерно 'что ты кипятишься, успокойся', при котором обе руки подняты до уровня груди, а их откры­тые ладони направлены к жестикулирующему, руки при этом быстро и ча­сто трясутся, как бы передразнивая взволнованное поведение адресата) и на еще многие другие смысловые и прагматические моменты.

Среди коммуникативных жестов есть единицы, которые являются не­вербальными репликами-стимулами. Это русские кинемы погрозить ку­лаком, подмигнуть, протягивать руку, показать язык, "стоп" и т. п. Дру­гие жесты являются невербальными репликами-реакциями; ср. кивнуть головой <в знак согласия>, помотать головой, захлопать в ладоши, от­вернуться, заткнуть уши и пр.

Ряд общекоммуникативных жестов содержат в своей семантике указа­ние на участников актуальной ситуации общения, на некоторые объект, место или время, релевантные для этой ситуации. Такие общекоммуника­тивные эмблематические жесты мы по уже сложившейся в кинесике тра­диции называем указательными, или дейктическими. Примеры русских дейктических жестов — это показать рукой, подзывать рукой, показать пальцем, поманить пальцем, поманить глазами. Дейктический подкласс эмблематических жестов является, как уже давно установлено, самым древним в жестовой системе любого языка. Видимо, этим обстоятельством можно объяснить то, что в данной точке кинемы разных народов и куль­тур обнаруживают больше всего общих черт.

Коммуникативные жесты имеют строго закрепленные за ними условия нормального, или стандартного, употребления, которые вполне допускают словарное описание. Однако, как и для вербальных знаков, канонические контекстные условия употребления жеста могут видоизменяться или на­рушаться. Типичным примером нарушения таких условий являются игро­вые ситуации: в них обычно не выполняется условие искренности жести­кулирующего (ср., например, шутливое употребление русского жеста по­грозить пальцем, не передающее идеи настоящей угрозы).

Характерным свойством жестов вообще, и в особенности коммуникатив­ных эмблем, является их жесткая привязанность к определенным актуаль­ным ситуациям. Так, русский эмблематический жест похлопать рукой по животу передает ощущение сытости и, возможно, полученного удовольст­вия от только что съеденной еды, но не используется, например, в ситуа­ции "боль в животе". Немецкая научная аудитория после прочитанной пе­ред ней лекции или доклада, как правило, благодарит выступавшего не ап­лодисментами, а постукиванием костяшками сложенных в кулак пальцев по столу или другому твердому предмету, похожему на стол рядом свойств, с целью извлечь из адаптора-объекта характерный звук. Однако данный


7*



Г. Е. Крейдлин


КИНЕСИКА



 


жест не используется немцами, например, в театре: после окончания спек­такля в зрительном зале в знак признательности и одобрения раздаются ап­лодисменты, но никак не легкое "постукивание костяшками пальцев".

Отдельный подкласс коммуникативных жестов составляют этикетные жесты. Они исполняются в конкретных, строго фиксированных ситуациях в качестве элемента, передающего либо информацию о структуре коллекти­ва, в который включен жестикулирующий, либо информацию о типе разво­рачивающейся ситуации. Можно сказать, что обычно этикетный жест явля­ется кинетическим коррелятом некоторого конкретного речевого акта.

В свою очередь, в описание этикетного речевого акта необходимо включать информацию о возможных неязыковых способах ее реализа­ции, что, заметим, делается крайне редко даже составителями лучших со­временных словарей. Ср. жесты кивок и помотать головой, являющиеся невербальными эквивалентами высказываний Да и Нет, жесты поднять бровь как эквивалент вопроса-недоумения, "зуб даю" как аналог клятвы или русские жесты угрозы и пр.

К подклассу этикетных жестов относятся жесты приветствия и проща­ния, такие как, например, рукопожатие, поцелуй, вставание (со стула, с дивана и под.), махать рукой, поклон, реверанс и др., застольные эти­кетные жесты, дипломатические жесты и некоторые другие.

Исходно этикетные, жесты могут сопровождать речь, употребляясь как иллюстративные и подчеркивая ритуальный характер вербальной ком­муникации. Так, русские этикетные речевые формулы приветствия и про­щания — слова Здравствуйте, Добрый вечер и под. — сочетаются с опре­деленными жестами и позами (улыбкой, протягиванием руки для рукопо­жатия и др.), а также знаковыми телодвижениями (остановками в движе­нии, поклонами, приподниманием шляпы).

Существуют социально маркированные ситуации, требующие исполне­ния конкретных этикетных жестов. Это, например, ситуация воинской ко­манды (вытянуться по струнке), ролевая ситуация поведения в суде, ког­да при словах Встать, суд идет! необходимо встать. При ответе на вопрос учителя, заданный на уроке, за исключением особо оговоренных ситуаций, ученик в российской школе прежде, чем ответить, должен встать, а при появлении учителя в классе встает, как правило, весь класс (чего, кстати, почти никогда не делают российские студенты). Между тем в Германии появление лектора в студенческой аудитории обычно отмечается уже из­вестным нам жестом постукивание костяшками пальцев по столу. Как ут­верждают немецкие информанты, этот жест и в данном случае употребле­ния является выражением благодарности: так студенты благодарят препо­давателя за то, что тот пришел к ним читать лекцию.

*** Коммуникативные жесты всех трех классов могут быть не только сим­волическими, но также индексными и иконическими знаками, передавая


смысловую информацию разными способами. Мы выделяем коммуникатив­ные жесты, у которых связь со своими референтами непосредственная, — такое явление можно назвать прямой иконичностью (ср., например, ситуа­цию, когда человек рисует руками круг, прямоугольник или какую-либо кривую), и жесты, которые похожи не на свои референты, а на какие-то другие референты — объекты или события, — лишь косвенным образом свя­занные с данным референтом. Это уже косвенная иконичность, которая проявляется, например, когда референция к предмету или событию проис­ходит при помощи изобразительной метафоры (ср., в частности, ситуацию, когда указательный и средний пальцы жестикулирующего располагаются у рта, демонстрируя курение или сигарету). Иконические жесты обознача­ют прямо или косвенно также количество (при счете), размер, объем.

Коммуникативные жесты всех трех типов имеются в невербальных языках разных народов и культур, причем существуют культуры, такие, как, например, итальянская, арабская или испанская, в которых реперту­ар эмблематических жестов, в особенности коммуникативных, богатый и разнообразный. Такие культуры в невербальной семиотике получили название высококинетичных и противопоставляются культурам низкоки-нетичным, каковыми являются, например, британская, норвежская или эс­тонская культуры.

У каждого народа есть свой жестовый язык и свои любимые коммуни­кативные жесты. Например, в Европе и Америке едва ли не самой частой формой приветствия является рукопожатие, а народ Тикопиа рукопожа­тиями вообще не пользуется. В культуре Тикопиа один человек приветст­вует другого, устанавливая с ним контакт и выражая определенное чувст­во или отношение (обычно определенную степень уважения), касаясь но­сом носа, руки в области запястья или колена партнера. В Японии (разу­меется, не в среде тех, кто ориентирован на западную культуру, кто учил­ся, работал или просто долгое время жил на Западе) рукопожатием тоже пользуются не очень часто — оно обычно заменяется обычным традицион­ным поклоном.

В то же время другой жест из класса поклонов, глубокий поклон, на­пример, в американской культуре, считается знаком раболепства или уни­жения. Такое отношение к данному жесту, как известно, в свое время по­родило серьезные проблемы, связанные с пребыванием американских ок­купационных сил в Японии. Дело в том, что в Америке, если вы смотри­те собеседнику прямо в глаза и не кланяетесь, это не знак вызова, а знак самоуважения и внутреннего достоинства. Однако впечатление, возникав­шее из-за такого глазного поведения солдат в Японии, было резко отри­цательным и неоднократно приводило к недоразумениям и конфликтам между войсками и местным населением.

На поклоне, этом очень древним по происхождению и очень важном с социальной и коммуникативной точек зрения жесте, остановимся чуть по­дробнее. Поклоны известны очень давно, так, например, первое описание


 

Г. Е. Крейдлин

японского поклона в японской литературе восходит к 600 году до новой эры. Оно содержится в книге "Кодзики" ("Записи о деяниях древности"), самом старом из японских памятников, сохранившихся до наших дней (см. Кодзики 1994). Поскольку в ней специально упоминается об этом же­сте, можно полагать, что этим отмечена не столько его прагматическая ос­военность, сколько его особая социальная и культурная значимость. Впос­ледствии японские учебники, имеющие отношение к образованию и к вос­питанию в обществе морали и нравственности, то есть к тому, что по-япон­ски называется dotoku, при описании этикетно правильного поведения лю­дей во время приветствия стали выделять разные виды поклонов как осо­бые жесты приветствия, передающие, прежде всего, идеи 'вежливости' и 'учтивости'. Основное правило, касающееся воспроизведения наиболее ча­стых поклонов, совершаемых японцами, гласит: не следует кланяться от та­лии, в них должны участвовать только голова и шея.

Если на Востоке поклон (точнее, разные виды поклонов) был бытовым жестом, то в Европе в Средние века поклон был жестом социальным и ри­туальным. Особенно часто он исполнялся во время торжественных цере­моний и судебных процессов. Так, в средневековых Англии, Франции и Испании кланяться два-три раза при подходе к королю или к другому знатному лицу было делом вполне обычным: первый поклон делался при входе в зал, где король принимал гостей, второй — примерно посредине пути к королю, а третий — перед королем; те же действия выполнялись и при расставании.

Общим для всех ритуальных поклонов было их неоднократное повто­рение, например, люди, приезжавшие в Китай на аудиенцию к императо­ру, должны были кланяться ему девять раз. Повторное исполнение покло­нов мы предлагаем интерпретировать как способ усиления и подчеркива­ния тех смыслов, которые передает одинарный поклон.

Впоследствии в Европе вошли в моду взаимные, или симметричные, поклоны — знаки обоюдного уважения, а затем поклоны стали вытеснять­ся рукопожатиями и исчезать.

В русской культуре бытовой поклон — это тоже ныне выходящий из употребления знак вежливости и уважения. Не случайно основная номи­нация данного жеста — существительное поклон — выступает в текстах не только в сочетании с прилагательными низкий или глубокий, подчеркива­ющими характер исполнения жеста, его физическую реализацию, но и со словами вежливый, уважительный (а глагол поклониться сопровождается наречиями вежливо, почтительно и под.), проясняющими семантику жес­та; ср. Старый господин поднял цилиндр и почтительно поклонился импе­ратрице (М. Алданов). Что же касается глубокого поклона, то он в рус­ской культуре сегодня остался лишь как знак религиозного почитания и преклонения.

Этологи подчеркивают, что симметричные, исполняемые одинаково обоими участниками акта коммуникации жестовые формы приветствия -


Кинесика ___________________________________________________________ 199

это все коммуникативные знаки, передающие идеи 'солидарности' и 'ми­ра' (их даже иногда так и называют солидарные приветствия). Между тем русская бытовая кинема согнуться перед кем-то, или поклон, — это не­симметричный жест, знак того, что вы слабее или ниже по рангу: сгиба­ясь и как бы делая себя меньше, одновременно опуская вниз глаза, вы да­ете адресату понять, что у него преимущество. Японский поклон как вы­ражение вежливости и отражение более низкого статуса, является жестом смирения и указания — через сравнение с социальным статусом адреса­та — на собственное социальное положение.

Неправильная интерпретация, вызванная неумением или нежеланием понять и принять во внимание культурные различия коммуникативных жестов, приводит к коммуникативным и к более серьезным — этническим, социальным и политическим — конфликтам (о жестах разных культур и различиях между ними см. подробнее ниже).

Б. Симптоматические жесты

Симптоматические жесты выражают эмоциональное состояние жести­кулирующего. Означаемым всех симптоматических жестов является имен­но эмоция, а не ее физиологическое проявление (то есть, например, горе, а не слезы). Примерами русских симптоматических жестов являются: при­крыть рот рукой (от изумления), кусать губы, чесать в затылке, бара­банить пальцами по столу, привстать со стула, делать большие (круг­лые, страшные) глаза, топнуть ногой.

Для симптоматических жестов характерно то, что жестикулирующий может воспроизводить их в той или иной степени намеренно для обозна­чения соответствующей эмоции. При этом он может либо вовсе не испы­тывать данной эмоции, либо испытывать ее в гораздо меньшей степени, чем та, о которой свидетельствует жест. Фактически речь идет о возмож­ности регулярного перехода жестов из разряда симптоматических в раз­ряд коммуникативных.

Покраснение щек, например, в случае стыда, жестом не является, по­скольку нормальный человек не может вызвать покраснение щек усилием собственной воли. Покраснение щек — это неконтролируемая физиологи­ческая реакция на некую причину, вызвавшую эмоцию, или на саму эмо­цию. Между тем та же эмоция стыда может быть выражена и передана же­стом, например, русским симптоматическим жестом закрыть лицо руками <от стыда>. Существенно, что даже не испытывая чувство стыда, жести­кулирующий может закрыть лицо руками, имитируя стыд. В этом случае мы очевидно имеем дело с вторичным, коммуникативным, употреблением симптоматического жеста.

Таким образом, для симптоматических жестов мы различаем два типа употреблений: симптоматические жесты в симптоматическом (исходном) и симптоматические жесты в коммуникативном (переносном) употреб­лении. Для лексикографического описания жестов сказанное означает еле-



Г. Е. Крейдлин


КИНЕСИКА



 


дующее: в силу регулярности перехода от одного типа употреблений к другому нет смысла иметь для симптоматических жестов две единицы — симптоматические жесты следует помещать в словарь только в их исход­ном употреблении.

СЕМАНТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ЭМБЛЕМАТИЧЕСКИХ ЖЕСТОВ

 

ЖЕСТЫ

СИМПТОМАТИЧЕСКИЕ КОММУНИКАТИВНЫЕ

ОБЩИЕ ДЕЙКТИЧЕСКИЕ ЭТИКЕТНЫЕ

Жесты (причем сразу оговоримся, что не только эмблематические, но и иллюстративные и регулятивные) можно классифицировать также по тому, какие органы человеческого тела являются главными в их исполне­нии. Подобную классификацию жестов мы называем морфологической.

Можно построить по меньшей мере две морфологические классифика­ции жестов, каждая из которых по-своему значима. Первая из них, оче­видно более важная, предполагает деление жестов в соответствии с час­тью тела, или рабочим органом, который является основным в реализа­ции данного жеста, то есть органом, определяющим способ воспроизве­дения жеста. Назовем эту классификацию классификацией жестов по рабочим органам. Другая классификация делит жесты на классы в зави­симости от того, какая часть тела служит местом исполнения жеста. Это разбиение жестов по месту воспроизведения.

Когда говорят, что есть жесты рук, ног, корпуса, глаз и т. п., то имеют в виду органы производства жеста, причем для каждого из жестов какие-то одни элементы оказываются физиологически более значимыми во время исполнении, а какие-то менее. Например, для жеста руки, то есть для жес­та, исполняемого рукой, или мануального жеста, наиболее важными явля­ются следующие связанные с рукой параметры: (а) конфигурация руки (ру­ка прямая или согнутая, например, в локте, открыты ли ладони, сложены ли пальцы в кулак и под.), (б) направление (в частности, направлена ли ру­ка в сторону адресата или поднята вверх), (в) характер движения руки, (г) способ и (д) место производства мануального жеста, (е) рабочая часть ру­ки (то есть какая именно часть руки является главной, определяющей спо­соб исполнения данного жеста), (ж) архитектоника жеста, в частности, по­ложение частей руки при его воспроизводстве (например, какова ориента-


ция ладони или пальцев, наклонена ли ладонь и, если да, то как, соверша­ют ли пальцы движение и какое — прямолинейное или вращательное, ка­ково направление кисти и запястия и под.). Так, при стандартном исполне­нии русского жеста покрутить пальцем у виска "рабочая" рука согнута в локте, ее указательный палец выпрямлен и приставлен к виску, осталь­ные пальцы согнуты в кулак, но относительно свободно прилегают к ладо­ни, а не с силой прижаты к ней, рука с вытянутым пальцем совершает вра­щательное, "крутящее" движение из стороны в стороны.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...